Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 330

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 57. Двухпутная консоль с двумя фиксаторными стойками

нормального положения. При обрыве несущего троса эти консоли из-за малого угла поворота испытывали большие продольные уси­ лия, которые иногда вызывали повреждение консолей. Кронштей­ ны консолей нередко выполняли из двух уголков. Применяли так­ же обратные консоли с подкосом и тягой, вместо которых потом устанавливали консоли с обратными фиксаторными стойками.

Двухпутные консоли. Двухпутные консоли применяют только горизонтальные. Кронштейны двухпутных консолей собирают из двух швеллеров № 1 0 или 1 2 с расстоянием между ними 60 мм. Обе тяги изготовляют из круглой стали диаметром 20 мм; они со­ стоят из отдельных звеньев.

В

настоящее время имеются двухпутные консоли двух

типов

(II и VII). Консоли типа VII применяют с одной или двумя пря­

мыми

фиксаторными стойками, а

типа

II — всегда

с одной

пря­

мой стойкой.

типа

Д-ѴІІ-12-2а

(двухпутная

На

рис. 57 приведена консоль

консоль с двумя прямыми фиксаторными стойками, кронштейн из швеллеров № 12). При установке двухпутных консолей на опорах высотой 15 м расстояние между точками крепления пяты консоли и тяг увеличивают до 5 000 мм (вместо 3 000 мм на рис. 57).

.Двухпутные консоли крепят на металлических опорах высотой не менее 13 м (см. § 18), а иногда на двух опорах типа СКУ дли­ ной 13,6 м, установленных в фундаментах типа ДС (см. § 17).

§ 20. Жесткие поперечины

Жесткие поперечины, или, как их еще называют, ригели, пред­ ставляют собой металлические фермы из нескольких блоков (от двух до четырех) с параллельными поясами и раскосной решеткой. Решетка треугольная с распорками в каждом узле. Для усиления

79


Рис. 58. Крепление ригеля на вершинах стоек:

а — вид

поперек пути при одиночных стойках; б — то же, при сдвоенных стойках;

в — вид

вдоль пути

в узлах устанавливают еще одну распорку по диагонали. Отдель­ ные блоки стыкуют друг с другом накладками из угловой стали, привариваемыми на базе комплектации (до установки).

Длина ранее применявшихся ригелей обеспечивала перекрытие не более пяти путей, в настоящее время имеются ригели, перекры­ вающие восемь путей. При необходимости на стойках поперечины крепят консоли с внешней стороны и число путей, обслуживаемых данной поперечиной, увеличивается еще на один-два.

Ригель со стойками соединяют с помощью металлических ого­ ловков, если его крепят к вершинам стоек (рис. 58), и специаль­ ных опорных столиков, если крепление производят ниже вершин (рис. 59). Конструкция оголовков допускает регулировку положе­ ния ригеля по высоте путем перемещения оголовков на стойках. Опорные столики закрепляют на стойках хомутами, а ригель к столикам присоединяют болтами — скобами диаметром 1 2 мм (см.

рис. 59).

Длина основных ригелей принята от 16,1 до 44,2 м. В тех слу­ чаях, когда требуются поперечины меньшей длины, чем основные, их образуют из основных, уменьшая число панелей в крайних бло­ ках (симметрично или на одну панель в одном из блоков), за ис­ ключением усиленных панелей. Каждый основной и соответственно укороченный ригель выполняют двух или трех типов по допус­ каемому изгибающему моменту (несущей способности). Они раз­ личаются сечением поясных уголков блоков. Ширина и высота ри­

гелей, перекрывающих до пяти

путей, составляют соответственно

450

и 700 мм, а ригелей, перекрывающих от пяти до восьми

пу­

тей, — 740 и 1 200 мм.

 

 

Новые ригели маркируют с указанием основной длины и несу­

щей

способности. Например,

П29-30,3 — ригель с основной

дли­

ной

30,3 м и несущей способностью 29^тс-м.

 

80


Рис. 59. Крепление ригеля с помощью опорных столиков:

а — вид поперек пути; б — вид вдоль пути

При маркировке отдельного блока указывают еще место его установки: например, П29-30,ЗК— крайний блок или П43-44,2С — средний блок.

При числе перекрываемых путей более пяти на ригелях могут быть предусмотрены настил и перила для обслуживания опор с освещением. В этих случаях в марки ригелей и блоков добавляют букву О (например, ОПЗЗ-39,2).

Несущие тросы цепных подвесок ранее подвешивали к риге­ лям или на изолированных консолях Ж Р j i ЖС (см. § 19), или с помощью специальных устройств (см. § 23). В первом случае фик­ саторы крепили к тем же вертикальным стойкам, что и консоли, а во втором — к специальным фиксаторным стойкам или к фиксиру­ ющему тросу, натягиваемому между опорами (см. рис. 48). В на­ стоящее время консоли типов ЖР и ЖС применяют редко.

§ 21. Гибкие поперечины

Гибкая поперечина представляет собой систему тросов, натя­ нутых поперек электрифицированных путей (рис. 60). Верхние провода гибкой поперечины называют поперечными несущими тросами, они воспринимают все вертикальные нагрузки от цепных подвесок, самой поперечины и различных проводов, которые могут быть на ней закреплены. Поперечные несущие тросы всегда под­ вешивают с большими стрелами провеса, так как чем больше дли­ на тросов, тем меньше меняется их стрела провеса при изменениях

81

 

xmu^Diy.

Т

*

 

 

,и:к£—---(■

II

,J

---—

Нейтраль

Нижний фикЛйещионирую-

 

j ный участок'.

сирующий

|іціш изолятор |

 

 

I трос

 

I

'

Станцион ;

I Гладный

 

Станцион-

'^нт суть

путь

 

ный путь

’///H i УЛ'хкѵ'/лсС'.

Рис. 60. Схема изолированной гибкой поперечины

.;

Нейтраль - \ный участок

температуры и, следовательно, меньше, колеблется высота рас­ положения проводов цепной подвески. Кроме того, при увеличении стрелы провеса этих тросов снижаются усилия, передающиеся от них на опоры. Стрелы провеса поперечных несущих тросов берут не меньше Уіо длины йролета между опорами, на которых тросы закреплены. Поэтому высота типовых опор, применяемых для гибких поперечин, довольно велика и составляет 15 и 20 м.

Фиксирующие тросы предназначены для восприятия всех гори­ зонтальных нагрузок — верхний фиксирующий трос испытывает горизонтальные нагрузки (от ветра, при изменениях направления проводов и т. д., от несущих тросов цепных подвесок и других про­ водов, закрепленных на поперечине), а нижний — такие же нагруз­ ки от контактных проводов.

Поскольку при гибких поперечинах возникает механическая связь подвесок различных путей, что при обрыве провода на од­ ном пути может повлиять на работу других путей, перекрытие од­ ной поперечиной более восьми путей не рекомендуется. С целью увеличения надежности применяют не менее двух поперечных несу­ щих тросов, при этом обрыв одного из них не приводит к разруше­ нию гибкой поперечины.

На рис. 60 представлена схема гибкой поперечины на станции электрифицированной железной дороги. Число путей, их располо­ жение и зигзаги контактных проводов показаны условно. Такие по­ перечины называют изолированными. При включении изоляторов, которое приведено на схеме рис. 60, обеспечивается возможность производства работ на проводах цепных подвесок и самих попере­ чин, а также чистки изоляторов без снятия напряжения с контакт­ ной сети (см. § 80). Применение изолированных гибких поперечин из-за необходимости создания в нижнем фиксирующем тросе ней­ тральных участков требует увеличенного по сравнению с нормаль­

82


ным габарита установки опор: не менее 4500 мм при зигзаге к опо­ ре (левая опора) и не менее 3400 мм при зигзаге от опоры (пра­ вая опора). Если не представляется возможным выдержать требу­

емый

габарит, фиксацию контактного провода,

ближайшего к

этой

опоре пути, осуществляют не с нижнего

фиксирующего

гроса, а с опоры, устанавливая специальный

фиксаторный

кронштейн.

 

Крепление к металлической опоре поперечных несущих тросов при включении в них изоляторов на линиях переменного тока осуществляют с помощью кронштейна, установленного на опоре. На линиях постоянного тока применяют и крепление без кронштей­ на, устанавливая изоляторы в тросах на разных расстояниях от опоры.

Закрепление всех тросов гибкой поперечины на опоре осуще­ ствляют таким образом, что имеется возможность регулировки их длины с помощью нарезки на концах штанг. Для того чтобы мож­ но было автоматически поддерживать натяжение фиксирующих тросов в заданных пределах, желательно включать в них пружин­ ные компенсаторы.

Ранее применяли гибкие поперечины, у которых был изолиро­ ван только нижний фиксирующий трос. В таких поперечинах мень­ ше изоляторов, чем в изолированных; при них не требуется увели­ чивать габарит установки опор. Однако сокращается число работ, которые можно производить без снятия напряжения с контактной сети. В настоящее время установленные ранее неизолированные поперечины переоборудуют в изолированные. Иногда применяли поперечины с включением изоляторов во все тросы, но без изоля­ торов между несущими и верхним фиксирующим тросами и без выделения нейтральных участков на нижнем фиксирующем тросе. Число работ, производимых на таких поперечинах без снятия на­ пряжения также меньше, чем на изолированных.

§ 22. Кронштейны для усиливающих и других проводов

Кронштейны, на которых подвешивают усиливающие, питаю­ щие и отсасывающие провода, называют фидерными. На таких же кронштейнах осуществляют подвеску одного из дополнительных проводов, применяемых при системе переменного тока, а также и других проводов (например, при обводах).

Фидерные кронштейны бывают обычные и удлиненные. Они со­ стоят из горизонтального кронштейна, выполняемого из двух швеллеров, подкоса из двух уголков и вертикального свеса из швеллера, на конце которого скобой закреплена серьга. Удлинен­ ные фидерные кронштейны устанавливают на анкерных опорах при наличии на них секционных разъединителей и в других случаях, когда надо отдалить провода на этих консолях от опор. На рис. 61 показан обычный кронштейн, а в скобках приведены размеры

83


удлиненного. Расстояние А должно быть не менее 800 мм для до­ рог постоянного тока и не менее 1 0 0 0 мм при переменном токе.

Эти кронштейны маркируют так: КФ-5 — кронштейн фидерный (неудлиненный) из швеллеров № 5; КФУ-6,5— кронштейн фидер­ ный удлиненный, из швеллеров № 6,5. Подкосы всех таких крон­ штейнов выполняют из уголков 50x50X5. Применяют также фи­ дерные кронштейны из уголков с тягой вместо подкоса и с удли­ ненным бугелем вместо свеса из швеллера. Кронштейны с тягой (более легкие) маркируют КФП и КФПУ. Для крепления двух проводов линии ДПР используют кронштейн типа КФД (с тягой). Кроме того, применяют кронштейн марки КФС (с подкосом) для подвески проводов не тяжелее АС-50.

84 ■

Рис. бЗ. Усиленное крепление кронштей­ на КФД на опоре

Кронштейны КФД обычно устанавливают с наклоном (рис. 62). Горизонтальное положение, показанное на рис. 62 тонкими линия­ ми, применяют лишь при достаточной высоте опор. При го­ ризонтальном положении тяга кронштейна всегда растянута и вы­ полняется из круглой стали. При наклонном положении тяга мо­ жет быть и сжатой. В этих случаях тягу выполняют из угловой стали, а кронштейн маркируют КФДС.

В местах повышенных ветровых воздействий у крепления крон­ штейнов КФД к опорам устанавливают специальную накладку (рис. 63), препятствующую развороту кронштейна вдоль пути.

Для закрепления на опорах контактной сети проводов линий электропередачи 6 —10 кВ применяют деревянные кронштейны (рис. 64, а), которые так же, как фидерные, делят на обычные и удлиненные. Обычные деревянные кронштейны бывают двух типов, различающихся геометрическими размерами; их маркируют Д-ІІ и Д-Ш . В марках удлиненных кронштейнов добавляют букву У (например, Д-ІІ-У).

При высоте опор, недостаточной для подвески или для перекид­ ки через электрифицированные пути усиливающих, питающих и

л**'

Рис. 64. Кронштейны для крепления проводов линии электропередачи (а) и низ­ ковольтных проводов (б)

85

 

других проводов, применяют

 

различные

надставки,

на­

 

пример

надставку

1,

пока­

 

занную на рис. 65.

 

 

 

В

местах

повышенных

 

ветровых

воздействий

для

 

предотвращения

 

скручива­

 

ния и изгиба надставок на

 

железобетонных

 

опорах

 

вследствие

разворота

крон­

 

штейна

КФД

вдоль

пути

 

усиливают закрепление про­

 

водов линии ДПР в седлах.

 

Для этого по обе стороны

 

седла устанавливают

пла­

 

шечные

зажимы

(см. рис.

 

246) или шунтируют прово­

Рис. 65. Надставка на консольную опору

да перемычками

в

обход

 

седла.

В остальных местах

указанные зажимы

или перемычки применяют лишь у седел старых

выпусков (до 1970

г.), где провода АС-35 и АС-50 не зажимались

плашками. Если расчетный изгибающий момент превышает допу­

стимый для швеллеров надставки не более чем на 1 0 %, то надстав­

ка должна быть усилена специальными накладками.

Низковольтные провода, подвешиваемые на опорах контактной

сети,

закрепляют на деревянных кронштейнах с подкосами (см.

рис.

64, б), рассчитанных на установку от двух до пяти штыревых

изоляторов типа ТФ-20. Эти кронштейны могут быть пяти типов, в их марке указывают число закрепляемых проводов и расстояние между ними в миллиметрах: например, кронштейн Д -4X300— для четырех проводов с расстоянием между ними по 300 мм (см. рис. 64, б). Волноводный провод крепят на специальной деревянной траверсе 2, устанавливаемой на опоре без подкоса (см. рис. 65).

Глава VI

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И ДЕТАЛИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

§ 23. Подвеска несущего троса, усиливающих, питающих и других проводов

Несущий трос полукомпенсированной цепной подвески укла­ дывают в седло, которое соединяют с изолятором при всех видах поддерживающих устройств, кроме изолированных консолей. Сед­ ла изготовляют из ковкого чугуна с последующей оцинковкой.

86