Файл: Формы, виды и методы обучения персонала в организации по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


От того, насколько хорошо работник представляет себе цель, будет зависеть уровень его мотивации и успешности изучения материала. Кроме того, цели определяют общую стратегию подготовки кадров и выбор конкретных методик. В дальнейшем необходимо оценить потребность в развитии, что позволит получить ответ на главный вопрос: кого учить и чему учить. Интеллект и способность анализировать происходящее появляются в результате обучения, а профессиональная переподготовка связана с приобретением навыков и знаний, которые необходимы для выполнения своих прямых обязанностей. На основании сделанных выводов проводится комплекс подготовительных мероприятий, включающий выбор образовательных программ и организаций осуществляющих данной услуги.

Далее осуществляется сам образовательный процесс и проверка полученных знаний (подбираются критерии оценки эффективности проделанной работы). Заключительным этапом является эффективность проделанной работы. Результаты обучения должны быть зафиксированы в положении об обучении персонала в организации.

Обучение персонала не может быть самоцелью для организации. Работники организации должны видеть перспективу своей трудовой деятельности.

Программы обучения для разных категорий персонала определяются целями, поставленными перед организацией. Они должны основываться на:

- результатах ежегодной оценки (она необходима для подведения итогов поставленных в начале года целей, что отражено в ИПР);

- регулярная обратная связь (предоставляется в письменной форме руководителем);

- результаты оценки методом 360 градусов (оценка работы вышестоящим руководителем, коллегами);

- результаты оценки модели компетенции (тест, опросный лист).

Потребность в профессиональном обучении определяется через:

- индивидуальный план развития;

- результаты аттестации;

- стратегия развития компании;

- желания и заявки сотрудников.

После того, как ИПР будет сформирован, цели и задачи поставлены, необходимое ресурсное обеспечение согласовано, можно приступать к обучению. Составляется план обучения и развития, расписание тренингов.

1.2. Виды и формы обучения персонала

Отношение высшего руководства к обучению персонала в значительной мере основывается на понимании того, какими выгодами будет располагать организация в результате его проведения и какие издержки она понесет при обучении различных категорий работников.


Различают три вида обучения:

Подготовка кадровпланомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Из анализа зарубежного и отечественного опыта известно о трех концепциях обучения квалифицированных кадров.

  1. Концепция специализированного обучения имеет непосредственное отношение к рабочему месту специалиста. Она сориентирована на не продолжительный промежуток времени, но способствует сохранению рабочего места и укрепляет самооценку работника.

  2. Концепция ориентированная на личность (интеллект, качества заложенные природой, опыт).

  3. Концепция многопрофильного обучения располагает специалиста быть более мобильным, так как повышает эффективность с экономической точки зрения и дает ему выбор рабочего места внутри или же вне организации.

Главными предметами обучения являются:

1. Знания: теоретические, практические, методические, которые требуются для выполнения рабочих функций;

2. Умения: для выполнения своих прямых обязанностей на своем рабочем месте;

3. Навыки: способность использовать имеющиеся знания на практике;

4. Социальные навыки: манера поведения, способы общения, коммуникабельность.

В таблице 1.1.представлена характеристика видов обучения.

Подход к обучению кадров необходимо проводить, разграничивая по направлениям, составлять целевые группы, или индивидуально для специалиста. В связи с этим выделяются следующие, главные задачи (табл.1.2.) Существуют различные направления профессионального обучения, каждое из которых нацелено на решение определенных проблем организации. Основными направлениями профессионального обучения и повышения квалификации являются:

1) первичное обучение в соответствии с задачами и спецификой работы предприятия. Система первичного профессионального обучения осуществляется на двух уровнях: среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование.



2) обучение для устранения пробелов между должностными обязанностями и возможностями сотрудника. Это связано прежде всего с тем, что каждая организация имеет свои особенности в процессе организации трудовой деятельности. Каждая организация стремиться разработать свою, более эффективную систему организации производства, улучшить и расширить рабочие места, увеличивая нагрузку. Это, в свою очередь, создает необходимость непрерывного совершенствования исполнителей;

3) обучение для повышения общей квалификации. Повышение квалификации — это обновление уже полученных теоретических и практических знаний. Специалист остается на своем рабочем месте и со своей квалификацией, но проходит обучение в соответствии с профстандартом или требованиями работодателя. Специалист узкой специализации — исполнитель, для того чтобы подняться по карьерной лестнице необходима высокая профессиональная подготовка, так как руководитель должен предвидеть ситуацию, уметь принимать решения в связи с создавшейся ситуацией;

4) обучение по новым направлениям деятельности организации. Когда организация подготавливается или же решает расширить, изменить направление своей деятельности, администрация принимает решение о необходимости введения переподготовки сотрудников, которые работали ранее в этой организации, чтобы не привлекать новых. Сотрудники, проработавшие в организации, знакомы с правилами поведения на рабочем месте, знают специфику работы;

5) обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций. Перед тем как модернизировать, внедрить новые передовые технологии необходимо провести обучение специалистов в этой области. Например, широкое распространение компьютеров привело к необходимости дополнительного обучения сотрудников практически всех специальностей по овладению компьютерной грамотностью. То же самое касается и массового использования Интернета как способа получения и распространения информации.

Существуют два подхода к обучению:

- стратегический - долгосрочные;

- краткосрочный – оперативный.

Помимо направлений профессионального обучения и повышения квалификации, выделяют несколько форм повышения квалификации, которые отличаются друг от друга по разным параметрам. Рассмотрим основные из них.

В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренними. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. К внутрифирменному повышению квалификации относятся самообучение, обмен опытом, организация семинаров силами собственных сотрудников.


Внутрифирменное повышение квалификации обладает рядом следующих преимуществ:

1) лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации;

2) активизация внутрифирменного взаимодействия за счет обмена опытом между коллегами;

3) развитие «корпоративного духа»;

4) относительно однородный состав участников, меньшие расходы и лучшие возможности контроля.

Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее) осуществляется в учебных заведениях. В настоящее время изредка применяется межфирменное повышение квалификации, когда несколько независимых организаций объединяются для проведения общих учебных мероприятий. К внешнему повышению квалификации прибегают в том случае, если число участников слишком мало или если в организации нет необходимых знаний и умений. Внешнее обучение необходимо и тогда, когда особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения, например при прохождении разных видов психологического тренинга.

Внешнее обучение применяется, когда:

• необходимы редкие знания;

• нет необходимости массового воспроизводства программ обучения;

•необходимы уникальные знания (например, в ситуации расширения бизнеса);

•необходимо дополнительное поощрение некоторых сотрудников (например, оплата получения степени или второго высшего образования). Внутреннее обучение применяют при:

•необходимости массового регулярного воспроизведения одинаковых учебных программ;

•высоких показателях текучести кадров на определенных позициях для поддержания необходимого уровня простого знания;

•наличии в организации уникальных разработок.

  1. В зависимости от характера связи с практической деятельностью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повышение квалификации вне рабочего места.

К видам обучения на рабочем месте относят:

• инструктаж (разъяснение и демонстрация приемов работы); • ротацию (перемещение на другую должность с целью приобретения новых знаний);

• ученичество и наставничество (оказание помощи и ознакомление с опытом).

Обучение на рабочем месте характеризуется тесной связью с повседневной работой, облегчает адаптацию сотрудника, но оно узкоспециально, не дает возможность отвлечься от сегодняшней ситуации и выйти за рамки традиционного поведения. Для этих целей более эффективными являются программы обучения вне рабочего места.


Данная форма повышения квалификации предполагает систематическую передачу опыта или навыков работы. К этой форме чаще всего прибегают в процессе адаптации новых сотрудников или старых сотрудников, но на новом месте; при замене оборудования или внедрении новых технологий работы. Таким образом, повышение квалификации на рабочем месте является составной частью мероприятий по планированию карьеры сотрудников и организации их карьерного роста.

Повышение квалификации вне рабочего места (с отрывом от производства) решает в первую очередь задачи, связанные с овладением новейшими технологиями и знаниями в соответствующей профессиональной области. На семинарах, тренингах, практических занятиях на тренажерах и муляжах происходит систематизация, обзор и передача свежей информации, последних достижений.

К видам обучения вне рабочего места относятся:

• лекция;

• семинар;

• практические ситуации (анализ и групповое обсуждение реальных ситуаций);

• деловые игры, тренинги (моделирование поведения при исполнении профессиональных функций).

Помимо традиционных форм обучения, в настоящее время выделяются такие формы обучения как:

1. Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки. 

2. Дистанционное обучение. Суть дистанционного обучения (удаленного) в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет - технологий.

Это обучение имеет множество приоритетов:

- большой выбор учебных заведений;

- большой выбор преподавателей с различной квалификацией;

- свободный доступ к получению образования;

- отсутствие необходимости посещать место обучения;

- возможность обучения в свободное время;

- высокое качество обучения.

3. Мультимедийное обучение. Суть мультимедийного обучения заключается в использовании различных способов подачи информации, включение видео- и звукового сопровождения текста, графики и анимации позволяет сделать материал удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.

4. Комбинированное обучение. Комбинированными называются программы обучения, в которых занятия в аудиториях комбинируются с дистанционными уроками, часто посредством онлайн инструментов, которые позволяют обучающимся получить консультации преподавателей. К таким инструментам относятся интернет - форумы, видеоконференции и телефонные технологии в Интернете, например, Скайп.