ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
твердых частиц о поверхности деталей. К механическому изна шиванию относят также процесс изменения размеров поверхно стей деталей за счет абразивного изнашивания — резания с отде лением мелкой стружки или частичек металла с поверхности де тали, выдавленного по сторонам пластически деформированной царапины, а также износ в виде частиц поверхностного слоя де тали, хрупко определяющихся при однократном или многократном воздействии гидро-, пароабразивной среды.
При появлении условий возникновения кавитации в потоке воды, несущей абразивные частицы, изнашивание может быть кавитационным с наложением на него абразивного.
В зависимости от рабочего процесса детали паровой турбины гидро-, пароабразивный износ может быть исследован на установ ках, где образцы работают в условиях изнашивания: 1) при ударно-абразивном течении; 2) в газовом потоке с захватом и трансспортировкой им отдельных абразивных частиц; 3) в потоке жидкости, увлекающем абразивные частицы. По каждой из ука занных установок проведены исследования и получены резуль таты, приведенные ниже.
Ударно-абразивное изнашивание имеет место при встрече по верхности детали проточной части турбины с твердыми абразив ными частицами, движущимися по инерции после сброса с вра щающихся деталей, ротора или увлекаемыми потоком пара или капель. В зависимости от твердости и прочности частиц, а также от состояния и прочности поверхностного слоя детали возможно внедрение отдельных частиц в поверхностный слой испытуемого образца. Например, на установке со струей перегретого и влаж ного пара пропускались частицы различных размеров. После испытаний в образце были обнаружены вкрапленные частицы раз мером от 1 до 30 мкм. Наибольшее число внедренных частиц было радиусом от 1 до 10 мкм.
Во время испытаний наибольшая эрозия наблюдалась при уве личении скорости движения пара. После стабилизации течения по тока скорость эрозии резко уменьшалась. По данным исследова ний [44 ], ударно-абразивная эрозия может быть оценена комплек сом, включающим температуру, расход и скорость пара в третьей или четвертой степени. Наряду с внедрением частиц в образец, износ образца вызывался также скольжением частиц после удара об образец и его абразивным износом.
Как было детально исследовано в работах В. И. Лавренюка
(ОПИ), износ обдуваемых абразивом |
образцов |
был различным |
в зависимости от химического состава |
абразива. |
Автором работы |
показано, что абразивы могут быть разделены на две основные группы: 1-я группа — абразивы, при ударе которых о твердую поверхность в них возникают упругие деформации, завершаю щиеся хрупким разрушением абразива без заметной пластической
деформации, например |
S102; 2-я группа обнаруживает при ударе |
заметные пластические |
деформации — гематит (Fe20 3), магне |
120
тит (Fe30 4). Была также показана зависимость уменьшения абра зивности частиц от увеличения их диаметра. Наибольшей абразив ностью обладают порошки магнетита и гематита с размером ча стиц 10—15 мкм (рис. IV.6), которых много в котловой воде (см.
рис. II.1).
По данным работы (37], большое влияние на ударно-абразив ный износ оказывает угол атаки встречи образца с абразивными частицами. Например, для образцов из 5% никелевой стали макси мальный износ наблюдался при угле атаки 30°. Потеря массы образца была отнесена к массе одного килограмма абразива.
Рис. IV.6. Газоабразивный износ образца в зависимости от дисперсности абразива (опыты В. И. Лавренюка):
О —О—О — золовые |
частицы; |
|
X — х — X —магнетит, /=30° С; |
||
• —# —# |
— гематит, |
i =30° С; |
0 — 0 —0 |
— гематит, |
^=400° С |
Изнашивание деталей в газовом потоке с увлечением отдель ных частиц аэрозолей. В отличие от установок предыдущего вида данные установки позволяют изучить изнашивание поверхности деталей с касательным к ней движением твердых аэрозолей. Такой процесс изнашивания наблюдается на боковых поверхностях стяж ных труб во входных и выходных патрубках, боковых поверх ностях бандажных проволок, поверхностях лопаток, обойм, кор пусов и других деталей, по которым осуществляется касательное движение аэрозоля. Износ в рассматриваемом случае осуществля ется резанием и царапанием поверхности детали.
Изнашивание в потоке жидкости, увлекающем абразивные частицы. Присутствие абразивных частиц в движущейся капельной или пленочно-струйной жидкости, соприкасающихся с поверх ностью деталей, вызывает их изнашивание. Интенсивность износа зависит от скорости потока, размера, физических свойств (проч ности, твердости) и формы частиц, от их концентрации в жидкости, направления потока по отношению к изнашиваемой поверхности.
121
К деталям, подвергаемым такому виду изнашивания, отно сятся периферийные обводы диафрагм, поверхности обойм или корпусов, расположенные над периферийными сечениями рабо чих лопаток, внутренние поверхности корпусов турбин. В паротурбостроении этому виду изнашивания не уделяется должного внимания и указанные детали не испытываются на данный вид изнашивания. В то же время повышенный износ периферийного козырька за последней ступенью заставил, например ХТГЗ, применить электроискровое упрочнение сплавом Т15К6 на вну тренней поверхности козырька над последней пятой ступенью ЧНД мощных турбин. Фирма «Сименс—Шуккерт» в турбине
мощностью |
300 МВт |
АЭС |
«Обригхейм» (р0 = 4,9 МПа, /0 = |
= 263° С, |
уq = 0 ,8 % , |
рк = |
3,5 кПа; окружная периферийная |
скорость рабочей лопатки последней ступени 455 м/с) и в других турбинах для АЭС по опыту эксплуатации установки Каль, где наблюдалась щелевая гидроабразивная эрозия уплотнений и разъемов, применила противоэрозионную защиту покрытием 13%-ной хромистой сталью. Покрытие наносилось плакированием или плазменным напылением.
29. КАВИТАЦИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ ОБРАЗЦОВ!
Многие исследователи [6, 11] не усматривают принципиаль ной разницы между струйно-капельной и кавитационной приро дой изнашивания деталей в паровых турбинах. Иногда природу эрозионного изнашивания рабочих лопаток паровых турбин це ликом определяют как кавитационную [6]. Кавитационный из нос достаточно полно изучен в трудах отечественных [29, 30, 42 ]
изарубежных [40] исследователей.
Внастоящее время считается почти общепризнанным мнение, что основной причиной разрушения поверхности твердого тела кавитационной эрозией является несимметричное смыкание ка
витационных полостей и каверн. На основе обобщения результа тов многих исследований в работе [42 ] сделан вывод, что во всех случаях каверны перед захлопыванием на стенке или вблизи нее теряют устойчивость. В результате смыкания каверны образуются струи, ударяющие по стенке со скоростями до 1000 м/с. Возникаю щие при этом местные давления на поверхность металла по расчет ной оценке достигают 5 - 103 МПа. От таких импульсных давлений происходит износ металла. Сначала износ выражается вмяти нами, потом происходит поверхностное разрушение металла. Начальный инкубационный период протекает без уноса металла. В поверхностном слое металла происходит пластическая дефор мация. Затем частицы металла выкрашиваются вследствие устало стных явлений. Наблюдается значительная потеря массы образца. Унос поверхностного слоя металла происходит за счет отрыва частиц под действием срезающих и изгибающих усилий, порождае мых кумулятивными струями в месте удара. Смыкание каверн сопровождается характерным шумом [29].
122
При кавитации материал испытывает многократное ударное воздействие различных по величине импульсов. Удельное давле ние в местах ударов при скоростях потока влаги ^ 3 0 м/с [42 ] превосходят пределы текучести многих металлов, применяемых в турбостроении. Кавитационная нагрузка в металле, в том чи сле и нержавеющих турбинных сталях, при кавитационном из носе может быть представлена как циклическая с напряжениями от самых малых до величин, превосходящих предел текучести металла.
Кавитационное изнашивание поверхностного слоя металла де талей кроме прочностных свойств жидкости и условий возникно вения кавитации в сильной степени зависит от состояния, чистоты обработки поверхности детали и напряженного состояния поверх ностного слоя металла. Износ поверхностного слоя, по данным В. Г. Старицкого (ЛПИ), начинается и концентрируется у плохо зачищенных сварных швов, в местах грубой механической обра ботки, около пористостей, рыхлостей, раковин, рванин за различ ными выступами и бугорками. Исследованиями К. К. Шальнева было установлено, что обтекание водой неровностей поверхности детали аналогично срывной кавитации плохо обтекаемых тел. С повышением чистоты обработки поверхности уменьшается интен сивность начального кавитационного износа. На основе анализа результатов обследования гидротурбин, находившихся в эксплуа тации, установлено повышенное влияние неоднородностей и дефектов поверхности металла на развитие кавитационной эрозии.
Заметное влияние на кавитационную эрозию оказывает вели чина напряженного состояния поверхностного слоя. Опытами ЛПИ была установлена повышенная кавитационная эрозия на пряженных деталей, причем отмечена увеличивающаяся эрозия во впадинах и углублениях. Этим объясняется снижение кави тационного износа с повышением чистоты обработки — происхо дит уменьшение напряжений во впадинах. Для напряженных де талей от впадин и углублений кавитационная эрозия проникает в глубь поверхности.
Захлопывание каверны и связанный с захлопыванием износ металла имеют место и в паровых турбинах при ударе капли с вы сокой относительной скоростью о поверхность рабочих лопаток. Как было обнаружено О. Энджел [67], при ударе капли о твер дую поверхность в центре капли возникают местные разрывы, обусловленные быстрым растеканием жидкости вдоль поверх ности. Образование каверн в центре капли, ударившейся о твер дую поверхность, Энджел обнаружила при малых скоростях стол кновения капли с пластиной — 8,2 м/с. При увеличении скорости столкновения вероятность возникновения каверн еще больше возрастает. По опытам [67], время существования кавитацион ного пузыря в растекающейся капле составляло 1,5-10 ~3 с. Для объяснения механизма появления кавитационных каверн в центре растекающейся капли было выдвинуто две гипотезы: 1. Кавита
123
ционная каверна возникает при появлении значительных скоро стей растекания, больших, чем скорости подлета капли к поверх ности, на которой происходит последующее растекание жидкости капли. 2. При ударе капли в точке первоначального соприкосно вения с поверхностью твердого тела возникает волна сжатия, ко торая, распространяясь по капле, отражается от поверхности капля—воздух, возвращается к месту удара в виде волны разря жения, сфокусированной криволинейной поверхностью отраже ния. В зоне встречи волны разряжения с твердой поверхностью возникают кавитационные каверны.
При ударе единичной капли о поверхность образца из турбин ной стали происходило образование мелкого блюдцеобразного углубления с характерным кольцевым валиком по краю. В центре углубления наблюдалось еще одно мелкое углубление диаметром 5 -10~5—-5 -10 “2 мм, приписываемое результату смыкания кави тационной каверны.
Опыты по изучению смыкания кавитационных каверн с по мощью скоростной киносъемки показывают, что, несмотря на большое количество кавитационных каверн, образующихся в жидкости за одну секунду, только одна каверна из 30 000 при нимает участие в эрозионном износе.
Испытания образцов на кавитационный износ проводятся в ка витационных камерах и соплах, где испытуемый образец распо лагается за препятствием для водяного потока. Образующаяся за препятствием кавитационная каверна при своем смыкании образует кавитационный износ образца. К сожалению, повторяе мости результатов износа образцов в кавитационных трубах и соплах не наблюдается. Поэтому исследования стойкости ме таллов на кавитационное изнашивание производят на магнитнострикционной установке, использующей для испытания образца эффект продольных колебаний опущенного в воду конца никеле вой трубки (концентратора) с частотами 5-103—2,5-Ю1 Гц, колеблющейся под воздействием переменного магнитного поля обмотки возбуждения.
Испытания образцов на магнитно-стрикционной установке отличаются исключительной стабильностью и повторяемостью. Они просты, дешевы и кратковременны. Поэтому в настоящее время все результаты сравнительной кавитационной стойкости различных материалов, применяемых в турбинах, насосах, греб ных винтах и других механизмах, подверженных кавитации, проводятся преимущественно на магнитно-стрикционных уста новках.
30. ИСПЫТАНИЕ НА ЩЕЛЕВОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Широкие исследования щелевого износа деталей энергетичес кого оборудования — клапанов, штоков, обойм уплотнений и других деталей запорной арматуры были выполнены в ВТИ [44]. Некоторые результаты указанных исследований можно приме-
124
нить к щелевому износу в разъемах обойм, диафрагм, кольцевых щелях по обводу диафрагм паровых турбин, так как механизм износа в щелях запорной арматуры и деталей турбин одинаков.
В указанных выше местах щелевого изнашивания деталей тур бин износ поверхностей деталей происходит при воздействии паро водяной среды и пароводяной среды с примесью твердого абразива в виде нерастворимых солевых отложений в проточной части тур бины, продуктов коррозии проточной части и продуктов эрозион ного износа. Как показали измерения дисперсности частиц твер дых примесей по пробам, взятым в местах щелевого износа деталей турбин, изнашивание происходит под действием абразива с дис персностью от 1 до 50—80 мкм. Форма абразивных частиц самая разнообразная.
Процесс щелевого эрозионного изнашивания изучен еще недо статочно полно. Не изучено поведение в условиях щелевых по токов многих материалов, используемых в паротурбостроении. Не исследовано в широком диапазоне влияние изменения парамет ров пара — давления, температуры, скорости на щелевой износ деталей. Не ясна полностью сама природа щелевого износа, так как помимо гидродинамических, одновременно проявляются коррозийные (химические и электрические) признаки изнаши вания.
Исследование микроструктуры поверхности образцов пока зало, что инкубационный период металлов при щелевом износе почти отсутствует. Износ начинается по границам зерен, а в спла вах с неоднородной структурой — и по границам структурных составляющих. Развитие износа идет в сторону зерен или струк турных составляющих, менее стойких к коррозии [44]. В началь ный период щелевого износа на поверхности образца или детали образуются штриховые изъязвления, направленные в сторону течения. При дальнейшем воздействии щелевого потока штри ховые канавки перерастают в бороздчато-ручейковый поверх ностный износ с ориентацией бороздок по потоку.
Большое значение на увеличение интенсивности износа оказы вают дефекты на поверхности образца или детали в виде трещин, забоин, выкрашивания металла, сильной шероховатости и т. д. При этом по [44, 65] степень неравномерности износа увеличива лась с уменьшением эрозионной стойкости различных материалов. В углублениях развитых ручейков наблюдалось появление межкристаллитных трещин, аналогичных трещинам при кавитацион ном износе. По-видимому, и при щелевом изнашивании прояв ляется влияние напряженного состояния на интенсивность износа. Однако этот вопрос пока мало изучен.
Исследования различных материалов, применяемых в паротур бостроении, в условиях щелевого движения воды проводились в ВТИ на специальной установке (рис. IV.7). Вода через запорный вентиль подавалась в рабочую камеру, в которой были установ лены образцы /, 2 диаметром 23 мм. В нижнем образце 1 была вы
125