ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
полнена односторонняя испытательная канавка 3 шириной 2,8— 3 мм, глубиной 0,2—0,6± 0,01 мм. Длина канавки равнялась 11 мм. Уплотнительные притертые поверхности образцов соеди нялись на центрирующих штифтах 4.
Скорость щелевой эрозии оценивалась по средней глубине износа канавки и уменьшению веса образца. За основной крите рий эрозионной стойкости металла принималось изменение глу бины испытательной канавки, так как изменение веса образца лежало в пределах точности взвешивания на аналитических ве сах. Результаты щелевой эрозионной стойкости материалов, ис пытанных на установке ВТИ при скоростях конденсата 70— 160 м/с и температуре 125—260°С, оценивались по скорости щеле
|
|
вого износа испытуемого материала |
|||||
|
|
по отношению |
к |
скорости |
износа |
||
|
|
эталонной стали |
1Х18Н9Т. По со |
||||
|
|
противлению щелевому износу ис |
|||||
|
|
пытанные |
материалы |
разделены |
|||
|
|
[44 ] на несколько основных групп. |
|||||
|
Б-5 |
Обычные конструкционные стали,. |
|||||
|
стальное литье, |
чугуны и другие |
|||||
|
|
материалы статорных деталей тур |
|||||
|
|
бин, в том числе и ЧНД, относятся |
|||||
|
|
к группе нестойких материалов. |
|||||
|
|
Близки к этой группе латунь, брон |
|||||
|
|
за, однако они отнесены к группе |
|||||
|
|
малостойких |
материалов. |
Более |
|||
Рис. IV.7. Рабочий участок уста |
стойкими |
являются |
лопаточная |
||||
новки ВТИ для испытания на щеле |
сталь 2X13 |
и |
пружинная |
сталь |
|||
вой эрозионный износ |
лабиринтовых |
уплотнений |
3X13, |
||||
стойких материалов. |
К группе |
отнесенные |
к группе |
пониженно |
|||
стойких и весьма стойких материа |
|||||||
лов из количества |
испытанных относятся |
титан, |
аустенитная |
сталь ЭИ612.
Обычно исследование интенсивности изнашивания металла де талей или узлов, подвергшихся эрозии, производится с помощью контрольных взвешиваний во время остановки исследуемой ма шины или агрегата. Такой способ исследования не позволяет проследить непрерывное изменение интенсивности изнашивания в процессе безостановочной эксплуатации машины. В двигателях внутреннего сгорания и при исследовании запорной арматуры высокого давления в последнее время нашел широкое применение метод исследования износа поршневых колец и седел клапанов, с помощью наведенного радиоактивного облучения. При этом способе облученная в реакторе деталь или ее контрольный эле мент помещается в обычные рабочие условия эксплуатации. По уменьшению излучения облученной детали, воспринимаемого по мещенным рядом с деталью радиометром или по увеличению из лучения продуктов износа, уловленных фильтром из потока ра
12&
бочего тела или его конденсата, а в ДВС из смазочного масла, можно судить об интенсивности износа детали во время эксплуа тации двигателя или запорной арматуры. Результаты исследова ния получаются непрерывно и позволяют проводить широкий круг исследований с подбором материалов, режимов работы иссле дуемого объекта и пр.
В СССР и за рубежом метод радиоактивных изотопов нашел применение и при исследовании эрозии в ЧНД паровых турбин. Перспективные возможности данного метода помогут вскрыть мно гие закономерности протекания эрозии в паровых турбинах. Однако значительные объемы рабочего тела, большие размеры исследуемых объектов затрудняют широкое использование всех возможностей данного метода исследования. Первые полученные с помощью радиоактивного метода результаты исследований носят пока качественный характер.
Г Л А В А V
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ЭРОЗИОННОГО ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ТУРБИН
Применяемые в настоящее время мероприятия по уменьшению эрозионного износа деталей влажнопаровых турбин можно раз бить на три основные группы: активные (схема V.1), пассивные (схема V.2) и активно-пассивные (схема V.3).
К активным отнесем любые способы уменьшения степени влаж ности в проточной части. Пассивные мероприятия включают спо собы ослабления эрозионного воздействия влаги без ее отвода. Активно-пассивные способы — мероприятия смешанного вида.
А. Активные способы
31 ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ЦИКЛА ПТУ И АПТУ
Отечественные и зарубежные турбостроители применяют не сколько способов уменьшения влажности в проточной части тур бины.
Одним из весьма действенных способов является выбор пара метров цикла, обеспечивающих приемлемую величину влажности в ступенях ЧНД, наиболее чувствительным к эрозии.
Для обычных конденсационных турбин обеспечение допусти мой влажности в последних ступенях ЧНД осуществляется вве дением промежуточного перегрева пара (однократного или дву кратного).
Промперегрев наряду с увеличением экономичности цикла позволяет существенно снизить влажность пара в конце про цесса расширения.
Для влажнопаровых турбин АЭС применяется [2, 33] цикл с одно- и двухступенчатым промперегревом. Применение паро парового промперегрева при слегка влажном или сухом насыщен ном паре начальных параметров повышает экономичность турбо установки по сравнению с установкой без промперегрева примерно на 1,5% [2].
В турбинах АЭС с однократным промперегревом могут быть использованы два источника греющего пара, в частности, к пер вой ступени промперегрева подводится греющий пар из отбора
128
ЦВД, а ко второй ступени — острый пар, отбираемый перед сто порными клапанами.
Использование двух источников перегрева повышает выигрыш в экономичности и электрической мощности установки на 0,3— 0,5% [2].
В результате применения однократного двухступенчатого промперегрева за промперегревателем перед ЦНД может быть получен перегретый пар. Однако на вторую ступень требуется отвод пара около 3% от общего расхода свежего пара. На некото рых АПТУ фирмы «Вестингауз» это количество составляло около половины расхода греющего пара, расходуемого в одноступенча той схеме промперегрева.
Стремление к дальнейшему увеличению экономичности тепло вого цикла ПТУ обусловило применение двукратного промпере грева. Однако в процессе эксплуатации выгода от применения двукратного промперегрева снижается. Снижение выгоды объяс няется большим количеством неплановых остановок, работой ПТУ со сниженными параметрами после первого промперегревателя, повышением сопротивления паропроводов из-за отложений в проточной части турбины и др. Применение двукратного пром перегрева может быть оправдано только снижением конечной сте пени влажности за последней ступенью ЦНД в обычной ПТУ до уровня 4,5—5% против 10—12% в ПТУ с однократным промперегревом [33].
Снижение конечной влажности за ЦНД достигается также по вышением давления в конденсаторе. В зависимости от технико экономических расчетов турбоагрегат одного и того же типа из готовляется с различными значениями давления отработавшего пара и соответственно разными выходными частями и конденса торами.
На конечную влажность за ЧНД влияет также величина разде лительного давления — давления пара на входе в ЦНД. В настоя щее время для отечественных АПТУ в качестве ЦНД выбраны части низкого давления обычных ПТУ [43]. Разделительное дав ление находится на уровне 140—350 кПа. При таком давлении и наибольшей достижимой температуре перегрева свежим паром влажность за ЦНД составляет от 8 до 14%, что считается предель ным для ЦНД этого типа.
Увеличение разделительного давления для указанных ЦНД возможно только при условии реконструкции их систем влагоулавливания внутри проточной части.
Как показано в [33], по технико-экономическим оценкам оп тимальная величина разделительного давления при одноступен чатом перегреве равна 20% от начального, при двухступенчатом —
15%.
Следовательно, для турбин с начальным давлением пара 6 МПа разделительное давление должно быть равно 1,2—0,9 МПа, что и наблюдается в американских АПТУ [2 ].
9 И . П. Фаддеев |
129 |
С Х Е М А V.1
АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕ |
НИЯ ЭРОЗИОННОГО ИЗНОСА |
Активные |
способы |
С Х Е М А V.2
ПАССИВНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕ |
НИЯ ЭРОЗИОННОГО ИЗНОСА |
Пассивные способы
130 |
131 |
С Х Е М А V.3
АКТИВНО-ПАССИВНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ЭРОЗИОННОГО ИЗНОСА
3?. ВЛАГОУЛАВЛИВАНИЕ
Наиболее распространенным мероприятием снижения влаж ности в проточной части турбины является влагоулавливание. Концентрация влаги у периферии ВП ступеней определила раз мещение периферийных влагоулавливающих устройств на непо движных элементах проточной части. Эти влагоулавливающие устройства, разнообразные по конструкции, предназначены для улавливания и отвода влаги перед, между и за решетками лопа ток НА и РК (рис. V. 1). Большинство приведенных на рисунке конструкций было применено на турбинных ступенях со сравни тельно небольшой периферийной окружной скоростью рабочих лопаток ВП ступеней (—400 м/с). Эффективность устройств типа (рис. V. 1, в, ж, к) невелика. По опытам В. М. Боровкова, система влагоулавливания 17 и 18-й ступеней турбины К-50-90-2 (см. рис. VI.3) на номинальном режиме работы не превышала 2,5— 3% (рис. V.2, 1). Аналогичный результат был получен в исследо ваниях ХТГЗ. Измерения на натурной паровой турбине мощно стью 50 МВт ГРЭС № 2 Харьковэнерго показали на различных
132
режимах, что коэффициент влагоулавливания за предпоследней ступенью ЧНД при диаграммной влажности от 5 до 8% не пре восходил 10% (относительных). Опыты выявили также начало работы системы периферийного влагоулавливания только при диаграммной влажности перед ступенью равной или более 5%. При меньших значениях влажности коэффициент влагоулавлива ния был близок к нулю из-за отсутствия концентрации влаги у периферии ступени.
Рис. V. 1. Примеры выполнения систем периферийной сепарации фирмами и за
водами: |
а—в — «Вестингауз»; г — «Сименс—Шуккерт»; д—ж—•«Браун—Бо- |
вери»; |
з — НЗЛ; и — «Юнгстрем»; к — КТЗ; л—я — ХТГЗ; о — AEI |
Снижение нагрузки на турбину, связанное с ним уменьшение расхода пара через проточную часть и плотности пара приводило к росту коэффициента влагоулавливания. Например, в опытах Ю. Ф. Косяка — с 2,7 до 8,1%.
Для эффективной работы периферийной системы влагоулав ливания большое значение имеют конструктивное устройство и расположение канала (обычно кольцевого), отводящего влагу в сборную камеру. Наиболее полные опытные данные по влиянию конструктивных факторов — расположения водоотводящего
канала, отрицательной и положительной |
перекрыт, |
различного |
|
устройства |
влагоулавливателей — были |
получены |
в БИТМ, |
ЛПИ [23, |
16], МЭИ [47, 8], КТЗ, ХТГЗ иЦКТИ. Кроме влажно |
сти, опыты установили влияние на эффективность улавливания конструктивного устройства периферийного влагоулавливания, режима работы ступени, ее конструктивного оформления, окруж ной скорости и наличия или отсутствия отсоса пара из перифе рийной сборной камеры.
133