ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
В опытах ХТГЗ была отмечена очень низкая эффективность периферийной ловушки (1—2%) в случае отрицательной перекрыши на рабочих лопатках и неуплотненного радиального за зора над РК. Причиной низкой эффективности являлась кольце вая струя пара, выходящая с высокими скоростями из радиаль ного зазора над рабочими лопатками. Только очень крупные
Рис. V.2. Влияние средней окружной скорости РК на коэффициент влагоулавливания:
модель |
I: О —О—О — Аг = |
5 |
мм; у 0 = 4—5%; As == 35 |
мм; |
д —Д —Д — Дг = 5 мм; |
||||||
у 9 = 4—5%; As = |
16—21 мм; |
□ — ь — □ — Дг = 10 мм; у 0 = 7%; As = |
21 мм; мо- |
||||||||
дель //: |
# — Я —Я — Дг = |
75 |
мм; |
у 0 = 4—5%; As = |
10 |
мм; |
модель III: ■ — ■ —■ — |
||||
Аг ^ 0 ; |
Уо — 4,3%; |
As = |
5 мм; |
Q ~ Q — Q — Дг — |
0; |
у 0 = |
13,4%; As = |
5 мм; мо |
|||
дель IV: |
0 — 0 — 0 |
— у 0 — 7—10%; |
модель V: ▼—▼—▼ — у 0 = 7—10%; |
модель VI: |
|||||||
данные ХТГЗ (опыты Ю. Ф. Косяка, |
Ю. В. Нахмана идр.): X —X —X — улавливание |
||||||||||
за РК; |
С — ©—С — улавливание над РК. |
Турбина К-50-90-2: 1 — улавливание в ка |
|||||||||
|
мере 3 (см. рис. VI.3), |
|
у 0 = |
10% (опыты |
В. М. |
Боровкова) |
|
капли, которых по измерениям ЦКТИ в модельной турбине ХТГЗ было не более 2% от расхода влаги через ступень, могли преодолеть эту струю. Отчасти этим можно объяснить низкую эффективность типов влагоулавливания (рис. V. 1, в, е, ж, з, к).
Текущую по внутренним обводам корпуса и ступени влагу стремятся снять пристенными отсекателями. Однако, по опытам ЛПИ, эффективность подобных устройств оказалась низкой — 1—2%. Низкую эффективность отсекателей можно объяснить на личием очень тонкой пленки влаги, текущей по поверхностям обвода проточной части, а также срывными явлениями на поверх ности пленки, возникающими под действием парового потока [52].
134
Большое влияние на эффективность влагоулавливания оказы вает отсос парокапельной среды из влагоулавливающей камеры. С отсосом из проточной части отводится работоспособный пар, поэтому следует оценивать целесообразность отсоса технико экономическими расчетами по сравнению стоимости недовыработки отведенным паром мощности и увеличения срока службы рабочих лопаток из-за снижения их эрозии.
В последнее время получил распространение отвод влаги, те
кущей |
по |
периферийному обводу |
ступени |
из зазора между НА |
|
и РК |
[типы |
влагоулавливания |
(рис. VA, |
б, и, л — о)]. |
|
По опытам |
[23], при малых периферийных окружных скоро |
||||
стях |
РК |
большую роль для повышения эффективности влаго |
улавливания играет скругление входной кромки во влагоулавли вающий канал (рис. V.2, IV). Выполнение выходной кромки подобно моделям II и V приводило к эрозии входной кромки пери ферийного сечения рабочей лопатки и обвода диафрагмы в районе закрытого зазора. Для устранения указанной эрозии применяется
скругленная форма входа в канал (рис. V.2, IV), |
испытанная |
|
в ЛПИ |
[16]. Эрозия диафрагмы и входной части отсекателя над |
|
рабочей |
лопаткой прекратилась после выполнения |
скругления |
на одной из турбин [47]. Однако при окружных скоростях больше 100 м/с эффективность вариантов по моделям IV и V оказалась невысокой и практически одинаковой, по-видимому, из-за высоко скоростной периферийной парокапельной струи, перекрывающей вход во влагоулавливающий канал.
Эффективность вариантов для I—III в зависимости от вели чины окружной скорости рабочего колеса по исследованиям ЛПИ [23] и МЭИ [8], показана на рис. V.2. Результаты опытов ЛПИ были получены на модельной двухступенчатой турбине с относи тельно длинными лопатками (dll = 2,6ч-4,8). Крупнодисперсная влага из авиационных форсунок, расположенных по кольцу на входе в направляющий аппарат первой ступени, подавалась в районе периферийных сечений. При работе поле крупнодис персной влаги создавалось рабочими лопатками первого колеса.
Опыты МЭИ проводились на одновальной турбине с более ко роткими лопатками (dll = 8), но с аналогичной системой подвода влаги к ступени.
Влага на входе в ступень также была крупнодисперсной. Крупнодисперсностью влаги можно объяснить достаточно близ кое совпадение полученных результатов для различных устройств в диапазоне окружных скоростей 60—ПО м/с. При дальнейшем увеличении окружных скоростей большее снижение эффективно сти влагоулавливания в опытах ЛПИ объясняется сильным дроб лением влаги при больших окружных скоростях и характером ее распределения по высоте относительно длинных лопаток [23].
Одним из эффективных способов уменьшения крупнодисперс ной влаги в проточной части турбины является влагоулавливание внутриканальной сепарацией, т. е. отводом капель и пленок влаги
135
в каналах направляющего аппарата с поверхности сопловых ло паток и торцовых поверхностей сопловых каналов.
Изучение следов воздействия влаги в проточной части турбины и наблюдение за движением капельной влаги в эксперименталь ных турбинных ступенях и решетках показывают, что на входные кромки направляющих лопаток следующей ступени крупнодис персная влага поступает с большими отрицательными углами атаки (см. рис. III. 17). Естественно стремление выполнить щели или отверстия для отвода капельной и пленочной влаги в местах встречи влаги с лопатками НА и по обводу сопловых лопаток. Известны патентные предложения [47 ] по организации внутриканальной сепарации (Швейцария — 1930 г., США — 1944 г.). Однако сравнительно низкий уровень окружных скоростей рабо чих лопаток последних ВП ступеней того времени позволял достаточно эффективно снижать уровень развития эрозии извест ными пассивными способами — выбором материала рабочих ло паток, закалкой, напайками [10].
Внутриканальная сепарация как одна из мер активной защиты от эрозии стала применяться позже, с начала 60-х годов, в связи с резким увеличением мощностей турбин, периферийных окружных скоростей последних ступеней ЧНД и наблюдавшейся в эксплуа тации повышенной эрозией рабочих лопаток влажнопаровых сту пеней ЧНД.
В СССР детальное исследование внутриканальной сепарации было начало (в БИТМ И. И. Кирилловым и Р. М. Яблоником) на плоских решетках и модельных воздушных турбинах. С 1962 г. под руководством И. И. Кириллова исследования были продол жены в Л ПИ на плоских решетках и паровой двухвальной тур бине [21, 23]. Немного позже были начаты исследования в МЭИ под руководством М. Е. Дейча и Г. А. Филиппова [8]. За рубежом, в ЧССР, одними из первых были опубликованы результаты иссле дования по внутриканальной сепарации Я. Шкопеком [59].
При внутриканальной сепарации щели или отверстия различ ной конфигурации располагаются на входной кромке профиля, выпуклой и вогнутой поверхностях, и в выходной кромке. Имеются предложения о размещении влагоулавливающих щелей на тор цовых поверхностях сопловых каналов Е Эффективность щелей на торцовых поверхностях соплового канала,по опытам МЭИ ] 19], показана на рис. V.3. Отводящие щели располагались по линиям равных давлений.
Основные результаты исследований эффективности внутрика нальной сепарации, по данным различных авторов, приведены на рис. V.3. Результаты исследований были получены на плоских
(кривые 1, 2, И, 12, 14, 15) и кольцевых (кривые 3—10, 13, 16)
решетках при подготовке влажного пара впрыском воды в пере гретый пар, т. е. с крупнодисперсной влагой. Основные участки
1 Пат. ЧССР, кл. 14с, Ю.'ОЗ, № 125365, 1967 г.
136
расположения щелей по обводу профиля показаны на рис. V.3, / — V и на торцовой поверхности — рис. V.3, VI—V I I I .
Результаты, полученные на плоских и кольцевых решетках, показывают, что уровень и характер протекания коэффициента сепарации в зависимости от влажности в сравниваемых решетках различны. Отличаются также данные, полученные на одиночной кольцевой решетке и на кольцевой решетке, стоящей за подготови тельной ступенью (полуторная ступень).
Рис. V.3. Коэффициент влагоулавливания внутриканальной сепарацией в за висимости от влажности перед НА для плоских решеток и турбинных ступеней:
1 , 2 — опыты Я. Шкопека; |
3 — вогнутая сторона; |
4, 7 — 12 — щель 111; |
5, |
15 |
— 1 |
|||
(МЭИ); 6 — выпуклая сторона; |
8, |
И —/; 9 — 11; |
10— IV (БИТМ); 13— |
V (3, 4, |
6 |
— 9, |
||
13—опыты И. И. Кириллова, |
А. |
И. |
Носовицкого и др.); 14— IV (МЭИ); |
16— |
1 (ЦКТИ) |
В приведенных экспериментальных данных следует отметить полученную очень высокую эффективность сепарирующей способ ности канала с отводом влаги шестью рядами круглых отверстий диаметром 2 мм на вогнутой поверхности полой лопатки НА по 10—12 отверстий в ряду (кривая 2, рис. V.3). Для второго вари анта со второго по четвертый и затем по шестой ряд отверстия были заменены щелями шириной 2 мм (кривая 1). Данные [59] были получены на установке, питающейся паром из регенеративного отбора подогревателя низкого давления. По-видимому, отобран ный в установку пар имел на входе в исследуемый канал более высокую влажность, чем указывается Я. Шкопеком — 9,6% и 19% благодаря повышенной сепарации в регенеративный отбор (см. рис. V.6). Этим можно объяснить результаты, резко отличаю щиеся от данных других авторов. Однако при проверке рекомен даций Я- Шкопека в натурной турбине мощностью 55 МВт на
137
диафрагме с внутриканальной сепарацией был получен также вы сокий коэффициент влагоулавливания — 28,4%.
Величины коэффициентов влагоулавливания на плоской ре шетке профилей с мелкодисперсной влагой на входе в решетку, по данным ЛПИ, при высоких степенях влажности [кривые 11,
12 |
соответственно для щелей III и / (рис. V.3) ] были получены |
в |
пределах 3—4% [26]. Влажный пар поступал в решетку без |
ударно. |
|
|
С указанными результатами согласуются данные исследований |
БИТМ на полуторной ступени (точки 10), полученные при низких окружных скоростях перед исследуемой кольцевой решеткой, для степеней влажности увлажненного воздушного потока около
5 и 12% [63].
По данным МЭИ (кривые 14, 15 — щели IV, /), полученным на плоской решетке профилей с размерами профиля, углами установки и высоты канала, близкими к испытанному профилю ЛПИ, в диапазоне начальной влажности у0 = 1^-10% коэффи циент влагоулавливания, особенно для щели I, сравнительно низок.
Особенностью опытов МЭИ на полуторной ступени и плоской решетке являлось выполнение улавливающих щелей по всей вы соте лопатки в отличие от опытов ЛПИ и БИТМ, где щели вы полнялись на части высоты лопатки. В плоской решетке ЛПИ щели были выполнены в средней части по высоте лопатки в ме стах, не затронутых возмущением вторичных вихрей.
Более близкими между собой по количественным величинам являются данные, полученные на полуторных ступенях. Опытные данные [16] в полулогарифмической системе координат (рис. V.3) имеют параболический характер с явно выраженным максимумом при определенной степени влажности. Сравнительно высокие данные (7—10%) получены для коэффициентов влагоулавлива ния в щели, расположенной на носике профиля (кривые 4, 7), при влажности 5—9%. Для щелевой системы влагоулавливания, расположенной на вогнутой и выпуклой сторонах профиля (кри вые 3, 6), при окружной скорости на среднем диаметре предыду щего колеса 320 м/с максимальные значения коэффициента влаго улавливания соответственно 14 и 9% были получены при степени влажности 4—6%.
Существует мнение, что улавливающие щели следует распола гать на вогнутой поверхности лопаток НА возможно ближе к вы ходной кромке. Однако эксперименты (кривая 8) [16] с размеще нием щели в тонкой модельной выходной кромке, где в натурной сопловой лопатке отвод выполнить технологически затруднительно, показывают, что максимальный отвод влаги составляет около 5,5% (относительных) при влажности перед решеткой 6%. Ана логичные данные получены на другой кольцевой решетке в полу торной ступени МЭИ. При влажности перед решеткой 8,2% коэф фициент влагоулавливания составил 6,5 %, а при влажности 2,1%—
138