Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кеточная продукция преимущественно офсетной сеткотрафаретной и флексографской печатью. Особенно широкое распространение получи­ ла сеткотрафаретная и флексографская печать для печатания непо­ средственно на упаковке и таре (полиэтиленовых пакетах, стеклянной посуде, картонных и жестяных коробках и т. п.) взамен наклеивания на них бумажных этикеток.

§3

Изобразительные оригиналы

Производство полиграфической продукции состоит в воспроизведе­ нии оригиналов в виде печатных оттисков, которые на заключительном этапе производства (брошюровочно-переплетные и отделочные процес­ сы) подвергаются окончательной обработке. Печатный оттиск в опре­ деленном смысле представляет собой копию оригинала и воспроизво­ дит либо текстовое, либо изобразительное его содержание.

Средства воспроизведения оригиналов различны и определяются их назначением. В то время как задача полиграфического воспроизведения текстового оригинала, который, как правило, представляет собой ма­ шинописный текст и называется рукописью, состоит в точном воспро­ изведении его текстового содержания, задача воспроизведения изобра­ зительного оригинала состоит в точной передаче на репродукции всех элементов изображения данного оригинала (штриховых, полутоновых и цветных).

Изобразительные оригиналы по характеру изобразительных эле­ ментов бывают штриховыми и тоновыми, черно-белыми и цветными; по технике исполнения — рисованными, фотографическими и полигра­ фическими (печатные оттиски).

Штриховые оригиналы состоят из черных элементов рисунка, разделенных белым фоном подложки, которой в большинстве случаев служит бумага. Реже встречаются штриховые оригиналы, на которых элементы рисунка имеют хроматический цвет (красный, коричневый

и т. п.), а также такие,

у которых подложка имеет не белый, а цветной

фон (желтый, голубой

и т. п.).

Форма штриховых элементов на штриховом оригинале может быть самой разнообразной: штрихи, точки, сплошные и прерывистые линии,

различные по форме заливки.

В подавляющем

большинстве случаев в производство поступают

р и с о в а н н ы е

ш т р и х о в ы е оригиналы. Это прежде всего

рисунки и чертежи,

выполненные тушью пером, райсфедером; рисунки

кистью (без размывок), а также специальными черными карандашами на бумаге с зерненой поверхностью. Фотографические штриховые ори­

гиналы (отпечатки на фотографической бумаге) применяются

редко.

К полиграфическим штриховым оригиналам (печатные оттиски)

отно­

сятся штриховые рисунки, взятые из книг и других печатных изданий, оттиски с гравюр на дереве (ксилографии) и линолеуме, а также оригиналы, представляющие собой оттиски либо со специально изготов­ ленного набора, либо страницы из книг при их переиздании фотомеха­ ническим способом. К штриховым оригиналам можно отнести также препарированный для непосредственного фотографирования набор.

8


Сравнительно

редко поступают в производство ц в е т н ы е

ш т р и х о в ы е

оригиналы, содержащие элементы разного цвета. Так

как цветоделение таких оригиналов через светофильтры представляет определенные трудности, то в большинстве случаев издательство при­ лагает к ним расчлененные черно-белые оригиналы, на каждом из которых черной краской или тушью нанесены штриховые элементы ори­ гинала для какой-либо одной цветной печатной краски. Таким образом, число расчлененных оригиналов соответствует числу цветных красок, которыми в дальнейшем будет печататься репродукция. Расчлененные штриховые оригиналы часто изготовляются при издании карт.

Особый вид штриховых оригиналов имеет место в картографичес­

ком производстве. Это так называемые и з д а

т е л ь с к и е с о в ­

м е щ е н н ы е о р и г и н а л ы к а р т . На

этих оригиналах все

штриховые элементы карты, независимо от их цвета, выполнены чер­ ной тушью, но репродукцию такой карты получают несколькими кра­ сками. Таким образом, с черно-белого штрихового оригинала карты получают цветную репродукцию — географическую карту.

Тоновые (полутоновые) оригиналы отличаются наличием тонов различной яркости (светлоты). В фотографии тона определяются оп­ тической плотностью. Основной характеристикой тонового оригинала является его контраст, показатель которого — интервал плотностей АD, т. е. разность между максимальной и минимальной оптическими плотностями: АD = D max—Dmin.

По контрасту оригиналы обычно делят на три группы: мягкие (вялые), нормальные и контрастные. Последние имеют наибольший ин­ тервал плотностей. В расчетном методе растровой съемки тоновые ори­ гиналы по интервалу плотностей делят на десять групп: от AD=0,7 до AZ)= 1,6. Группы по плотности отличаются друг от друга на 0,1.

Как правило, тоновые оригиналы содержат практически нейтраль­ но-серые полутона, но бывают такие тоновые оригиналы, которые име­ ют какой-либо цветной оттенок (коричневатый, синеватый и т. п.).

Р и с о в а н н ы е т о н о в ы е о р и г и н а л ы выполняются отмывкой тушью или какой-либо художественной краской (акварель, гуашь, темпера). Они могут быть выполнены и растушевкой каранда­ шом, пастелью.

Ф о т о г р а ф и ч е с к и е т о н о в ы е о р и г и н а л ы или, как их обычно называют, фотографии, фотоотпечатки,— наиболее рас­ пространенный вид тоновых оригиналов, поступающих в производ­ ство для репродуцирования. Такие оригиналы используют главным образом в массовых иллюстрированных журналах («Огонек», «Работ­ ница», «Техника — молодежи» и др.), газетах, а также научно-техничес­ ких книгах, массовых изданиях по разным отраслям народного хозяйства, проспектах, каталогах и во многих других видах полиграфи­ ческой продукции. Фотографические тоновые оригиналы воспроизво­ дятся в виде отдельных репродукций, например, портреты, видовые

снимки,

плакаты (последние

часто издаются

в виде фотомонтажа),

а также в виде тематического собрания репродукций — альбомов.

П о л и г р а ф и ч е с к и е

т о н о в ы е

о р и г и н а л ы пред­

ставляют

собой печатные оттиски, выполненные разными способами

9



печати и извлеченные из уже изданной полиграфической продукции. Печатные оттиски служат в качестве оригиналов сравнительно редко в связи с тем, что они не обладают необходимым для репродуцирования

качеством.

К полиграфическим оригиналам, воспроизводимым как тоновые оригиналы, относятся также оттиски станковой графики — эстампы, выполненные разными способами: резцовая гравюра, офорт, сухая игла, акватинта ит. п. Сюда можно отнести и автолитографские от­ тиски.

Цветные оригиналы делятся на рисованные и фотографические*. Они отличаются разнообразием цветных тонов. Основной особенно­ стью цветного оригинала является цветовое содержание, которое ха­ рактеризуется качеством цветных тонов и занимаемой ими площадью.

Р и с о в а н н ы е

ц в е т н ы е

о р и г и н а л ы представляют

собой обширную и разнообразную по технике исполнения и назначению

группу оригиналов,

выполненных

масляными красками, акварелью,

гуашью, темперой, пастелью.

ц в е т н ы е

о р и г и н а л ы —•

Ф о т о г р а ф и ч е с к и е

цветные фотографии на цветной фотобумаге или цветной фотопленке (цветные диапозитивы и негативы) представляют собой сравнительно новый вид оригиналов. В последнее время преимущественное приме­ нение в качестве таких оригиналов получили цветные диапозитивы — слайды. Их используют для получения иллюстраций в журналах, кни­ гах, а также отдельных цветных репродукций, почтовых открыток, аль­ бомов, проспектов, каталогов.

Качество изобразительных оригиналов оказывает решающее влия­ ние на качество получаемых с них репродукций. Поэтому оригиналы, предназначаемые для репродуцирования, должны отвечать тем техни­ ческим требованиям, которые определяются специфическими особен­ ностями полиграфического воспроизведения и размножения **.

§ 4

Особенности воспроизведения изобразительных оригиналов

В фоторепродукционном процессе по сложности воспроизведения изобразительные оригиналы неравноценны. Наименее сложным яв­ ляется репродуцирование штриховых оригиналов. Репродуцирование тоновых оригиналов усложняется включением растрового процесса, а репродуцирование цветных оригиналов, кроме того, еще и процесса цветоделения.

Штриховые оригиналы воспроизводятся, как и все другие ориги­ налы, с помощью специально приспособленных для этой цели ста­ ционарных репродукционных фотоаппаратов и строго с применением контрастных фотослоев. В остальном съемка штрихового оригинала — это обычный фотографический процесс.

*

Полиграфические цветные оттиски в качестве оригиналов не применяют.

**

Приложение 1

«Оригиналы для

репродукций. Технические

требования» в

 

сб.: «Технологические инструкции по фотоцинкографским

процессам». М.,

 

«Книга», 1970;

«Технологические

инструкции по процессам глубокой печати».

 

М., «Книга», 1969.

 

 

10


Особенность воспроизведения тоновых оригиналов — это расчле­ нение полутонов на отдельные штриховые элементы, размер которых в большинстве случаев находится за пределами разрешающей способно­ сти (различимости) глаза. Такие штриховые элементы можно назвать микроштриховыми. Необходимость расчленения полутонов на микрошт­ риховые элементы вызывается одной из особенностей полиграфического производства печатной продукции, которая заключается в том, что любая печатная форма должна состоять только из печатающих и про­ бельных элементов.

В зависимости от способа печати, для которого изготовляется пе­ чатная форма, расчленение полутонов производят различными мето­ дами и на разных этапах изготовления фотомеханической печатной формы. Так, при изготовлении форм высокой и плоской печати, а так­ же глубокой автотипии и трафаретной печати расчленение полутонов производят в фотографическом процессе. Осуществляется это с по­ мощью растра при проекционном (в фотоаппарате) или контактном (в контактно-копировальном станке или копировальной раме) про­ цессе изготовления негативов и диапозитивов. В результате применения растра получают, в зависимости от того, что требуется для изго­ товления копии на формном материале, растровый негатив или диапо­ зитив, на котором полутона образованы разными по размеру растро­ выми элементами.

При изготовлении форм глубокой печати с применением пигментной бумаги расчленение полутонов, а также штриховых элементов растром происходит в копировальном процессе. Здесь последовательно ко­ пируют на пигментную бумагу растр и тоновые диапозитивы, а при вос­ произведении штриховых оригиналов, в том числе и оригиналов тек­ ста,— штриховые диапозитивы. В результате после травления на печатной форме получают равновеликие по площади, но разные по глу­ бине растровые печатающие элементы. Полутона в этом случае обра­ зуются на оттиске благодаря разному количеству печатной краски, ко­ торое находится в прямой зависимости от глубины и внутреннего объема растровых печатающих элементов.

При изготовлении печатных форм для фототипной печати расчле­ нение полутонов происходит на заключительном этапе — при обра­ ботке печатной формы. При изготовлении форм высокой и глубокой пе­ чати фотоэлектрогравированием расчленение полутонов происходит

вмомент гравирования.

Взависимости от интервала плотностей — контраста тонового оригинала — пользуются теми или иными режимами растрового фо­ топроцесса, а также растрового фотоэлектрогравирования, которые позволяют изменять градационную передачу оригинала на репродук­ ции в нужном направлении. Правильные режимы фотографирования, фотоэлектрогравирования, градационного маскирования, ручной ре­

туши (в том числе и химической), а также корректурного травления при изготовлении форм высокой печати (клише) позволяют изменять не только общий контраст репродукции, но и те или иные участки то­ новой шкалы. Необходимость влиять на градационную передачу то­ нового оригинала на репродукции, изменяя ее в нужном направлении,

И