Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 5
кеточная продукция преимущественно офсетной сеткотрафаретной и флексографской печатью. Особенно широкое распространение получи ла сеткотрафаретная и флексографская печать для печатания непо средственно на упаковке и таре (полиэтиленовых пакетах, стеклянной посуде, картонных и жестяных коробках и т. п.) взамен наклеивания на них бумажных этикеток.
§3
Изобразительные оригиналы
Производство полиграфической продукции состоит в воспроизведе нии оригиналов в виде печатных оттисков, которые на заключительном этапе производства (брошюровочно-переплетные и отделочные процес сы) подвергаются окончательной обработке. Печатный оттиск в опре деленном смысле представляет собой копию оригинала и воспроизво дит либо текстовое, либо изобразительное его содержание.
Средства воспроизведения оригиналов различны и определяются их назначением. В то время как задача полиграфического воспроизведения текстового оригинала, который, как правило, представляет собой ма шинописный текст и называется рукописью, состоит в точном воспро изведении его текстового содержания, задача воспроизведения изобра зительного оригинала состоит в точной передаче на репродукции всех элементов изображения данного оригинала (штриховых, полутоновых и цветных).
Изобразительные оригиналы по характеру изобразительных эле ментов бывают штриховыми и тоновыми, черно-белыми и цветными; по технике исполнения — рисованными, фотографическими и полигра фическими (печатные оттиски).
Штриховые оригиналы состоят из черных элементов рисунка, разделенных белым фоном подложки, которой в большинстве случаев служит бумага. Реже встречаются штриховые оригиналы, на которых элементы рисунка имеют хроматический цвет (красный, коричневый
и т. п.), а также такие, |
у которых подложка имеет не белый, а цветной |
фон (желтый, голубой |
и т. п.). |
Форма штриховых элементов на штриховом оригинале может быть самой разнообразной: штрихи, точки, сплошные и прерывистые линии,
различные по форме заливки. |
|
В подавляющем |
большинстве случаев в производство поступают |
р и с о в а н н ы е |
ш т р и х о в ы е оригиналы. Это прежде всего |
рисунки и чертежи, |
выполненные тушью пером, райсфедером; рисунки |
кистью (без размывок), а также специальными черными карандашами на бумаге с зерненой поверхностью. Фотографические штриховые ори
гиналы (отпечатки на фотографической бумаге) применяются |
редко. |
К полиграфическим штриховым оригиналам (печатные оттиски) |
отно |
сятся штриховые рисунки, взятые из книг и других печатных изданий, оттиски с гравюр на дереве (ксилографии) и линолеуме, а также оригиналы, представляющие собой оттиски либо со специально изготов ленного набора, либо страницы из книг при их переиздании фотомеха ническим способом. К штриховым оригиналам можно отнести также препарированный для непосредственного фотографирования набор.
8
Сравнительно |
редко поступают в производство ц в е т н ы е |
ш т р и х о в ы е |
оригиналы, содержащие элементы разного цвета. Так |
как цветоделение таких оригиналов через светофильтры представляет определенные трудности, то в большинстве случаев издательство при лагает к ним расчлененные черно-белые оригиналы, на каждом из которых черной краской или тушью нанесены штриховые элементы ори гинала для какой-либо одной цветной печатной краски. Таким образом, число расчлененных оригиналов соответствует числу цветных красок, которыми в дальнейшем будет печататься репродукция. Расчлененные штриховые оригиналы часто изготовляются при издании карт.
Особый вид штриховых оригиналов имеет место в картографичес
ком производстве. Это так называемые и з д а |
т е л ь с к и е с о в |
м е щ е н н ы е о р и г и н а л ы к а р т . На |
этих оригиналах все |
штриховые элементы карты, независимо от их цвета, выполнены чер ной тушью, но репродукцию такой карты получают несколькими кра сками. Таким образом, с черно-белого штрихового оригинала карты получают цветную репродукцию — географическую карту.
Тоновые (полутоновые) оригиналы отличаются наличием тонов различной яркости (светлоты). В фотографии тона определяются оп тической плотностью. Основной характеристикой тонового оригинала является его контраст, показатель которого — интервал плотностей АD, т. е. разность между максимальной и минимальной оптическими плотностями: АD = D max—Dmin.
По контрасту оригиналы обычно делят на три группы: мягкие (вялые), нормальные и контрастные. Последние имеют наибольший ин тервал плотностей. В расчетном методе растровой съемки тоновые ори гиналы по интервалу плотностей делят на десять групп: от AD=0,7 до AZ)= 1,6. Группы по плотности отличаются друг от друга на 0,1.
Как правило, тоновые оригиналы содержат практически нейтраль но-серые полутона, но бывают такие тоновые оригиналы, которые име ют какой-либо цветной оттенок (коричневатый, синеватый и т. п.).
Р и с о в а н н ы е т о н о в ы е о р и г и н а л ы выполняются отмывкой тушью или какой-либо художественной краской (акварель, гуашь, темпера). Они могут быть выполнены и растушевкой каранда шом, пастелью.
Ф о т о г р а ф и ч е с к и е т о н о в ы е о р и г и н а л ы или, как их обычно называют, фотографии, фотоотпечатки,— наиболее рас пространенный вид тоновых оригиналов, поступающих в производ ство для репродуцирования. Такие оригиналы используют главным образом в массовых иллюстрированных журналах («Огонек», «Работ ница», «Техника — молодежи» и др.), газетах, а также научно-техничес ких книгах, массовых изданиях по разным отраслям народного хозяйства, проспектах, каталогах и во многих других видах полиграфи ческой продукции. Фотографические тоновые оригиналы воспроизво дятся в виде отдельных репродукций, например, портреты, видовые
снимки, |
плакаты (последние |
часто издаются |
в виде фотомонтажа), |
а также в виде тематического собрания репродукций — альбомов. |
|||
П о л и г р а ф и ч е с к и е |
т о н о в ы е |
о р и г и н а л ы пред |
|
ставляют |
собой печатные оттиски, выполненные разными способами |
9
печати и извлеченные из уже изданной полиграфической продукции. Печатные оттиски служат в качестве оригиналов сравнительно редко в связи с тем, что они не обладают необходимым для репродуцирования
качеством.
К полиграфическим оригиналам, воспроизводимым как тоновые оригиналы, относятся также оттиски станковой графики — эстампы, выполненные разными способами: резцовая гравюра, офорт, сухая игла, акватинта ит. п. Сюда можно отнести и автолитографские от тиски.
Цветные оригиналы делятся на рисованные и фотографические*. Они отличаются разнообразием цветных тонов. Основной особенно стью цветного оригинала является цветовое содержание, которое ха рактеризуется качеством цветных тонов и занимаемой ими площадью.
Р и с о в а н н ы е |
ц в е т н ы е |
о р и г и н а л ы представляют |
собой обширную и разнообразную по технике исполнения и назначению |
||
группу оригиналов, |
выполненных |
масляными красками, акварелью, |
гуашью, темперой, пастелью. |
ц в е т н ы е |
о р и г и н а л ы —• |
Ф о т о г р а ф и ч е с к и е |
цветные фотографии на цветной фотобумаге или цветной фотопленке (цветные диапозитивы и негативы) представляют собой сравнительно новый вид оригиналов. В последнее время преимущественное приме нение в качестве таких оригиналов получили цветные диапозитивы — слайды. Их используют для получения иллюстраций в журналах, кни гах, а также отдельных цветных репродукций, почтовых открыток, аль бомов, проспектов, каталогов.
Качество изобразительных оригиналов оказывает решающее влия ние на качество получаемых с них репродукций. Поэтому оригиналы, предназначаемые для репродуцирования, должны отвечать тем техни ческим требованиям, которые определяются специфическими особен ностями полиграфического воспроизведения и размножения **.
§ 4
Особенности воспроизведения изобразительных оригиналов
В фоторепродукционном процессе по сложности воспроизведения изобразительные оригиналы неравноценны. Наименее сложным яв ляется репродуцирование штриховых оригиналов. Репродуцирование тоновых оригиналов усложняется включением растрового процесса, а репродуцирование цветных оригиналов, кроме того, еще и процесса цветоделения.
Штриховые оригиналы воспроизводятся, как и все другие ориги налы, с помощью специально приспособленных для этой цели ста ционарных репродукционных фотоаппаратов и строго с применением контрастных фотослоев. В остальном съемка штрихового оригинала — это обычный фотографический процесс.
* |
Полиграфические цветные оттиски в качестве оригиналов не применяют. |
|||
** |
Приложение 1 |
«Оригиналы для |
репродукций. Технические |
требования» в |
|
сб.: «Технологические инструкции по фотоцинкографским |
процессам». М., |
||
|
«Книга», 1970; |
«Технологические |
инструкции по процессам глубокой печати». |
|
|
М., «Книга», 1969. |
|
|
10
Особенность воспроизведения тоновых оригиналов — это расчле нение полутонов на отдельные штриховые элементы, размер которых в большинстве случаев находится за пределами разрешающей способно сти (различимости) глаза. Такие штриховые элементы можно назвать микроштриховыми. Необходимость расчленения полутонов на микрошт риховые элементы вызывается одной из особенностей полиграфического производства печатной продукции, которая заключается в том, что любая печатная форма должна состоять только из печатающих и про бельных элементов.
В зависимости от способа печати, для которого изготовляется пе чатная форма, расчленение полутонов производят различными мето дами и на разных этапах изготовления фотомеханической печатной формы. Так, при изготовлении форм высокой и плоской печати, а так же глубокой автотипии и трафаретной печати расчленение полутонов производят в фотографическом процессе. Осуществляется это с по мощью растра при проекционном (в фотоаппарате) или контактном (в контактно-копировальном станке или копировальной раме) про цессе изготовления негативов и диапозитивов. В результате применения растра получают, в зависимости от того, что требуется для изго товления копии на формном материале, растровый негатив или диапо зитив, на котором полутона образованы разными по размеру растро выми элементами.
При изготовлении форм глубокой печати с применением пигментной бумаги расчленение полутонов, а также штриховых элементов растром происходит в копировальном процессе. Здесь последовательно ко пируют на пигментную бумагу растр и тоновые диапозитивы, а при вос произведении штриховых оригиналов, в том числе и оригиналов тек ста,— штриховые диапозитивы. В результате после травления на печатной форме получают равновеликие по площади, но разные по глу бине растровые печатающие элементы. Полутона в этом случае обра зуются на оттиске благодаря разному количеству печатной краски, ко торое находится в прямой зависимости от глубины и внутреннего объема растровых печатающих элементов.
При изготовлении печатных форм для фототипной печати расчле нение полутонов происходит на заключительном этапе — при обра ботке печатной формы. При изготовлении форм высокой и глубокой пе чати фотоэлектрогравированием расчленение полутонов происходит
вмомент гравирования.
Взависимости от интервала плотностей — контраста тонового оригинала — пользуются теми или иными режимами растрового фо топроцесса, а также растрового фотоэлектрогравирования, которые позволяют изменять градационную передачу оригинала на репродук ции в нужном направлении. Правильные режимы фотографирования, фотоэлектрогравирования, градационного маскирования, ручной ре
туши (в том числе и химической), а также корректурного травления при изготовлении форм высокой печати (клише) позволяют изменять не только общий контраст репродукции, но и те или иные участки то новой шкалы. Необходимость влиять на градационную передачу то нового оригинала на репродукции, изменяя ее в нужном направлении,
И