Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вызывается условиями зрительного восприятия, ограничениями, на­ кладываемыми максимальной оптической плотностью печатной крас­ ки, которая в общем не достигает нужной величины, и особенностями печатного процесса, присущими данному виду печати, а также разными способами изготовления печатной формы. Так, например, растровые негативы для однопроцессного травления клише должны иметь более высокий контраст, чем для обычного химического травления, которое, как правило, проводится с корректурным травлением. Растровые не­ гативы и диапозитивы для изготовления офсетных печатных форм долж­ ны быть с большим контрастом, чем растровые негативы для изготов­ ления клише химическим способом с корректурным травлением.

Для того чтобы получить репродукцию хорошего качества, тоновые фотографические оригиналы, как правило, ретушируют. Эта работа выполняется в издательстве. Качество ретуши тонового оригинала ока­ зывает весьма существенное влияние на качество получаемой с него тоновой репродукции. Поэтому ретушь тоновых оригиналов должна от­ вечать определенным техническим условиям, приведенным в сборниках технологических инструкций (см. сноску нас. 11). Характер ретуши тоновых фотографических оригиналов зависит от линиатуры растра, которая определяется возможностями градационного воспроизведения данного печатного процесса, применяемой бумагой и печатной краской. Например, при применении растров низкой линиатуры (24—30 лин/см) ретушью прорабатывают основной контур, повышают контраст, уве­ личивают детали яркости, особенно в светах и тенях оригинала, и уст­ раняют мелкие детали изображения. При применении растров высокой линиатуры (от 54 лин/см и выше), а также при ретушировании то­ новых оригиналов, предназначенных для воспроизведения глубокой пе­ чатью и фототипией, ретушью прорабатывают все детали изображения без резкого их подчеркивания.

Особенность воспроизведения цветных оригиналов — это примене­ ние фотографического или электронного цветоделения, изготовление нескольких печатных форм и печатание с них несколькими печатными красками совмещенных цветных оттисков — репродукций. В связи с этим воспроизведение цветных оригиналов представляет собой наиболее сложный процесс по сравнению с воспроизведением других оригина­ лов.

§ 5

Основные этапы истории развития техники и технологии воспроизведения изобразительных оригиналов

Фотомеханические способы воспроизведения изобразительных ори­ гиналов появились и начали быстро совершенствоваться только после опубликования в 1851 г. изобретенного Арчером и Ле-Греем мокрокол­ лоидного способа. Однако иллюстрационные печатные формы изго­ товлялись значительно раньше, до того как фотография открыла ши­ рокие возможности развития фотомеханических процессов. Предшест­ венниками фотомеханических способов изготовления печатных форм были весьма разнообразные ручные способы, просуществовавшие в по-

12


лиграфии длительное время и широко применявшиеся для воспроиз­ ведения изобразительных оригиналов даже в начале XX в.,т.е.еще мно­ гие годы после того, как фотомеханические печатные формы достигли весьма высокого совершенства. Для каждого вида печати применялись свои ручные способы изготовления форм. Так, для высокой печати это

была

к с и л о г р а ф и я ,

для плоской — л и т о г р а ф с к и е р у ­

ч н ы е с п о с о б ы , для

глубокой — разные способы г р а в ю р ы

на

м е т а л л е .

 

Наиболее ранней по времени применения для получения оттисков на бумаге является гравюра на дереве— ксилография. Точной даты начала применения ксилографии для полиграфического размно­ жения не установлено. Предполагают, что в Европе это произошло в начале XIV в. Первые датированные оттиски с ксилографий, на кото­ рых наряду с рисунком был выгравирован и текст, появились значи­ тельно позже (1423 г.). Со второй половины XV в. после изобретения книгопечатания ксилография получила широкое распространение при иллюстрировании книг. Это была п р о д о л ь н а я к с и л о г р а ­ ф и я . Такое название она получила потому, что деревянные доски для нее вырезались вдоль ствола дерева. Во второй половине XVIII в. появилась т о р ц о в а я к с и л о г р а ф и я , для которой доски нарезались поперек ствола. Торцовая ксилография открыла широкие возможности для получения очень тонких штриховых элементов и де­ талей изображения, что, в свою очередь, дало возможность воспроиз­ водить тоновые оригиналы и получать черно-белые репродукции таких сложных цветных оригиналов, к которым относятся картины мастеров живописи. Торцовая гравюра достигла в этом отношении высокого со­ вершенства и применялась длительное время для иллюстрирования книг и журналов вплоть до начала нашего столетия, т. е. и после того, как в практику вошло цинкографское клише. Большого мастерства достигли в области торцовой ксилографии русские граверы-ксилогра­ фы, работы которых широко использовались, например, в распростра­ ненном в дореволюционной России журнале «Нива».

Предшественником современного фотомеханического способа из­ готовления форм глубокой печати была р е з ц о в а я г р а в ю р а на металле, которая появилась в XV в. Для резцовой гравюры приме­ няли медные пластины. В начале XVI в. появился о ф о р т , отличие которого от резцовой гравюры состоит в том, что рисунок гравируют не на самом металле, а на кислотоупорном слое, нанесенном на метал­ лическую пластину. При последующем травлении в растворе азотной кислоты на освобожденных от кислотоупорного слоя штриховых эле­ ментах металл растворяется, в результате чего на пластине образуются углубленные печатающие элементы. Офорт значительно облегчил из­ готовление иллюстрационных печатных форм и стал применяться для иллюстрирования печатных изданий.

Непосредственным предшественником

современного

способа

изго­

товления форм глубокой печати была

г е л и о г р а

в ю р а ,

изо­

бретенная Кличем во второй половине XIX в. после открытия явления дубления коллоидов под действием света в присутствии солей хромовой кислоты. В этом способе была применена пигментная бумага, а средством

13


расчленения полутонов служило запыление пластины мелким порош­ ком асфальта с последующим его плавлением.

Предшественником фотомеханического способа изготовления форм офсетной печати была л и т о г р а ф и я , изобретенная Зенефельде­ ром в 1797 г. Литография открыла широкие возможности для воспро­ изведения изобразительных оригиналов, особенно цветных, поэтому уже с начала XIX в. она все шире применяется для печатания изобра­ зительной полиграфической продукции, в том числе и географических карт. Воспроизведение цветных оригиналов средствами литографской техники получило название х р о м о л и т о г р а ф и я .

Современное состояние полиграфического воспроизведения изобра­ зительных оригиналов характеризуется исключительным применением фотомеханических процессов, поэтому ручные способы здесь представ­ ляют только исторический интерес. В настоящее время ксилография, гравюра на металле, офорт, литография используются только худож­ никами-графиками, которые сами гравируют на дереве или металле и рисуют на литографском камне или на металлических пластинах свои графические произведения. Кстати, и в прошлом многие художники за­ нимались гравюрой и литографией, а некоторые из них явились изо­ бретателями различных ручных способов изготовления печатных форм.

Развитие и совершенствование техники и технологии изготовления фотомеханических печатных форм шли параллельно для всех видов пе­ чати. В 50-х гг. прошлого столетия появился способ изготовления штриховых клише, а в 1882 г. был предложен растр, что положило на­

чало

изготовлению р а с т р о в ы х

к л и ш е ,

получивших

назва­

ние

а в т о т и п н ы х

к л и ш е ,

или а в

т о т и п и й .

После

открытия в 1873 г. сенсибилизации и появления бромосеребряной кол­ лоидной эмульсии стала развиваться фотомеханическая цветная ре­ продукция, получившая к началу XX в. широкое распространение и постепенно вытеснившая хромолитографию. Во второй половине XIX в. значительному совершенствованию подверглась литография. В 50 гг. появилась фотолитография и было положено начало замене литограф­ ского камня цинковыми пластинами. В 90-е гг. начали применять алю­ миниевые пластины. Развитие плоской печати завершилось появлением в 1892 г. офсетной печати. В развитии офсетной печати большая за­ слуга принадлежит русским изобретателям, из которых в первую оче­ редь следует упомянуть А. В. Янова, положившего в 1907 г. начало развитию глубокого офсета. В 1886 г. появилась фототипия. В 1910 г. возник современный способ глубокой печати с применением при изготов­ лении печатной формы пигментной бумаги и растра, а в печатном про­ цессе — ракеля и жидкой печатной краски на летучих растворителях.

§ 6

Современное состояние и основные направления развития фотомеханических процессов в полиграфической промышленности СССР и за рубежом

Развитие и совершенствование фотомеханических процессов, осо­ бенно ощутимые в последнее десятилетие, привели к коренным изме­ нениям техники и технологии изготовления фотомеханических печатных

14


форм для всех видов печати. Характерным для развития фотоме­ ханических процессов является то, что наряду с внедрением в прак­ тику новой технологии продолжает применяться и в то же время совер­ шенствоваться старая технология изготовления фотомеханических печатных форм, за плечами которой опыт многих десятилетий. Это яв­ ление характерно для практики фотомеханического производства всей мировой полиграфии.

Совершенствование старых фотомеханических процессов характери­ зуется в первую очередь автоматизацией фотомеханического оборудо­ вания и появлением новых материалов. Особенно разнообразен ас­ сортимент фототехнических пленок, выпускаемых отечественной фото­ химической промышленностью и многими известными зарубежными фирмами.

Переход на фототехнические пленки открыл широкие возможности для механизации и автоматизации фоторепродукционного процесса. Вслед за автоматизацией репродукционных фотоаппаратов все шире внедряется давно применяемая в кинопроизводстве и аэрофотографии автоматизация обработки фототехнических пленок. Автоматизированные установки для обработки фотопленок объединяются с автоматизирован­ ными двухкомнатными репродукционными фотоаппаратами, работаю­ щими на рулонной фотопленке. Это позволило осуществить в фоторепродукционном процессе поточность производства. Широкое распро­ странение получили однопроцессное эмульсионное травление и электрогравирование, что значительно повысило производительность процесса благодаря исключению основных ручных операций.

Значительные изменения произошли за последнее двадцатилетие в плоской печати. Об этом прежде всего свидетельствует тиражеустой­ чивость печатных форм. От нескольких десятков тысяч оттисков в ли­ тографии тиражеустойчивость офсетных печатных форм сегодня пре­ высила миллион. Рост тиражеустойчивости достигнут прежде всего благодаря разработке и непрерывному совершенствованию биметалли­ ческих офсетных печатных форм.

Явные преимущества биметаллических печатных форм перед дру­ гими формами привлекли внимание многих исследователей. В резуль­ тате многочисленных работ, проделанных в области разработки би­ металлических печатных форм, в настоящее время появилось большое многообразие вариантов технологии их изготовления.

ВСоветском Союзе биметаллические формы были впервые внедрены

в1949 г. в типографии газеты «Правда» по разработанной ВНИИППом технологии. Вскоре биметаллические формы стала применять Ле­ нинградская офсетная фабрика № 1, а затем и многие другие предприя­ тия. Большое значение имеют создание гальванических автоматизи­ рованных поточных линий по изготовлению биметаллических пластин,

атакже внедрение агрегатов для обработки офсетных печатных форм.

Впервые такая автоматизированная поточная

линия была создана

на Ленинградской офсетной фабрике № 2 в I960

г. с применением сталь­

ных пластин вместо алюминиевых. Автоматизированное поточное про­ изводство биметаллических пластин значительно повышает произво­ дительность и дает возможность организовать централизованное снаб-

15


жение предприятий такими пластинами, причем одна поточная линия может удовлетворить потребность нескольких крупных офсетных пред­ приятий.

На Ленинградской офсетной фабрике № 2 внедрена автоматическая поточная линия по изготовлению биметаллических печатных форм. Подобные автоматизированные поточные линии выпускаются несколь­ кими зарубежными фирмами. Широкое внедрение поточных линий по изготовлению биметаллических печатных форм —• самая ближайшая перспектива офсетного производства.

Совершенствование офсетных печатных форм и процесса печатания привело не только к увеличению их тиражеустойчивости, но и к су­ щественному качественному улучшению офсетной печатной продук­ ции. Сложная цветная офсетная репродукция по качеству во многих случаях превосходит цветную репродукцию высокой печати. Офсетная печать все в большей степени применяется и для получения нехарак­ терной для нее в прошлом чисто текстовой продукции. Развитие бы­ строходной рулонной офсетной печати в сочетании с применением вы­ сокотиражных биметаллических форм выявило новые возможности офсетной печати — использование ее для печатания газет. Хотя окон­ чательно вопрос о том, в каких условиях для издания газет целесооб­ разна высокая или офсетная печать, не решен, многие газеты, в том чи­ сле многотиражные ежедневные, за рубежом уже переведены на офсет­ ную печать.

ВСоветском Союзе в девятой пятилетке 1971— 1975 гг. намечен по­ степенный перевод на офсетную печать районных и городских газет.

Впользу проведения такого мероприятия говорит опыт издания офсет­ ной печатью в течение ряда лет подольской городской газеты «Подоль­ ский рабочий». В ближайшее время будет осуществлен перевод на оф­ сетную печать еженедельного приложения к газете «Известия».

Вобласти производства форм глубокой печати доминирующим пока остается изготовление печатных форм с применением пигментной бумаги и многорастворного диффузионного травления, однако и в эти процессы внесены существенные изменения. Разработанная ВНИИППом

в1956 г. новая рецептура пигментно-желатинового слоя с приме­ нением термически дезагрегированного желатина и искусственного железоокисного пигмента позволила улучшить качество пигментной бумаги. Разработана технология изготовления светочувствительной пиг­ ментной бумаги, что позволяет устранить очувствление ее на производ­

стве. Разработаны способы предупреждения деформации пигментной бумаги. Широкое применение получил сухой способ перевода пигмент­ ной копии. На ряде предприятий разработаны и применяются разные варианты электрохимического способа исправления градационных не­ достатков на готовых хромированных формах глубокой печати. Внедрен способ травления растворами постоянного состава. Ведется разра­ ботка автоматизации травления форм глубокой печати одним раство­ ром. Много делается как у нас, так и за рубежом, чтобы изготовлять формы глубокой печати без применения пигментной бумаги. Такие

.способы изготовления форм глубокой печати объединяют общим ''--'названием г л у б о к а я а в т о т и п и я . Глубокая автотипия су-

16