Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 350

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

 

Синяя и красная

 

Пурпурный

2

 

Синяя,зеленая инрасная

Голубой

 

 

 

 

Желтый фильтровый слой

 

3

 

Зеленая

 

 

 

Желтый

 

 

 

 

Полистирольная основа

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

1

 

Синяя

 

 

Пурпурный

 

 

 

 

Желтый фильтровый слой

 

2

 

Зеленая

 

Голубой

 

3

 

Зеленая

 

Желтый

 

4

 

Нрасная

 

Голубой

 

5

 

Красная

 

Пурпурный

 

 

 

 

 

Т ериленовая

основа

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

Рис.

46

 

 

 

 

 

 

 

Схема

строения

фотопленки:

 

 

 

 

а — M ultim ask

(слева

указаны зоны

цветочувствительности

фотослоев этой

пленки

по спектру, справа

— цвет получен­

ного

в

фотослое

изображ ения);

б — Tri-M ask

(слева у к а ­

заны

зоны цветочувствительности

фотослоев

этой

пленки по

спектру,

справа — цвет

полученного в фотослое изображ ения)

(черно-белое), так как пурпурные лучи задерживаются зеленым свето­ фильтром. В связи с тем что первый фотослой имеет чувствительность в двух зонах спектра — красной и синей, пурпурное изображение вы­ полняет роль как бы двух маскирующих изображений, полученных через красный и синий светофильтры. В результате фотографирования цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через зеленый светофильтр получают исправленный цветоделенный негатив для пур­ пурной краски.

Второй, средний, слой имеет изопанхроматическую чувствитель­ ность, т. е. его чувствительность распространяется на все три зоны спектра — синюю, зеленую и красную. Изображение в этом слое ок­ рашено в голубой цвет. При экспонировании цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через красный светофильтр получают цветоделенный негатив голубой краски. При этом голубое изображе­

147


ние, полученное во втором слое выполняет роль градационной маски. И, наконец, на третий, нижний, ортохроматический слой действуют лучи только зеленой зоны спектра, так как лучи синей зоны задержи­ ваются желтым фильтровым слоем. В третьем слое изображение окра­ шено в желтый цвет и при экспонировании через синий светофильтр цветного оригинала с цветной маской это желтое изображение выпол­ няет роль маски, изготовленной через зеленый светофильтр или, что имеет место в одноступенчатом маскировании, роль маскирующего диа­ позитива, изготовленного с цветоделенного негатива пурпурной краски.

Цветная фотопленка Tri-Mask имеет пять эмульсионных слоев и желтый фильтровый слой, расположенный между 1-м и 2-м слоями (рис. 46, б). Первый, верхний, слой несенсибилизированный, получае­ мое в нем изображение окрашено в пурпурный цвет. Второй слой орто­ хроматический, на него действуют лучи только зеленой зоны спектра, так как лучи синей зоны задерживаются желтым фильтровым слоем. Таким образом лучи синей зоны спектра не достигают и всех после­ дующих эмульсионных слоев. Получаемое во втором слое изображение окрашено в голубой цвет. Третий слой аналогичен второму, но полу­ чаемое в нем изображение окрашено в желтый цвет. Четвертый и пятый слои панхроматические, на них действуют лучи только красной об­ ласти спектра. Изображение четвертого слоя окрашено в голубой цвет, а пятого — в пурпурный. При экспонировании цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через зеленый светофильтр роль маскирующих изображений выполняют два изображения пурпурного цвета, полученные в 1-м и 5-м слоях. В данном случае цветокоррекция производится как бы двумя масками. В результате получают исправ­ ленный негатив пурпурной краски. Такое маскирование аналогично применению в одноступенчатом маскировании двух масок для исправ­ ления негатива пурпурной краски, причем одна из масок изготовлена с негатива голубой краски, а другая — с негатива желтой краски. Желтое изображение, полученное в третьем слое, служит для получе­ ния исправленного цветоделенного негатива желтой краски. Изобра­ жения, полученные во 2-м и 4-м слоях окрашены в голубой цвет и вы­ полняют роль градационной маски при изготовлении цветоделенного негатива голубой краски с цветного оригинала, совмещенного с цветной маской. Применение двух маскирующих изображений при получении цветоделенных негативов пурпурной и голубой красок обеспечивает не только цветоделительную, но и градационную коррекцию, в резуль­ тате чего обеспечивается цветовой баланс воспроизведения шкалы серых тонов.

Результаты практического использования маскирования единой маской свидетельствуют о том, что лучшую цветокоррекцию обеспечи­ вают фотопленки Tri-Mask.

Маскирование единой цветной маской с применением цветной фото­ пленки Tri-Mask используется некоторыми нашими полиграфическими предприятиями. Контактное изготовление цветоделенных негативов с маскированием цветных диапозитивов единой цветной маской TriMask осуществляется согласно технологической инструкции, помещен­

14»


ной в сборниках технологических инструкций по фотоцинкографским процессам и по процессам офсетной печати *.

В указанной технологической инструкции, а также в публикациях фирмы Кодак** приводится метод определения количественной харак­ теристики цветной маски по трем точкам. Данный метод позволяет получить числовую характеристику маски, полностью характеризую­ щую ее градационные и цветокорректирующие свойства. Числовая характеристика маски определяется следующими тремя показателями: числом маски NM, интервалом плотностей АDM, начальной плот­

ностью DM-

Для определения NK, ADMи начальной плотности DB на серой сту­ пенчатой шкале, фотографируемой одновременно с оригиналом, отме­

чают три поля Dop, D^p и Dop. Для фотографирования прозрачных ори­ гиналов — цветных диапозитивов —■три серых прозрачных поля

должны иметь следующие оптические плотности: Dop=0,40; D^p = l,40; Dop = 2,40. Для фотографирования цветных оригиналов в отраженном свете: DQP= 0,0; D^p=0,80; DoP = l,60. Выбор больших плотностей про­ зрачных серых полей по сравнению с полями, экспонируемыми в отра­ женном свете, объясняется тем, что цветные диапозитивы имеют го­ раздо больший интервал плотностей, чем цветные оригиналы, экспони­ руемые в отраженном свете.

Число маски N вычисляется по следующей формуле:

 

м — (DM

DB 1 ( л А

DM 1

 

 

i\ — Ѵ^маск

^ м а с к /

Ѵ^маск

^маск/*

 

Число маски N определяет общую градационную

характеристику

маски. Если

N —0, то градационная

передача

маски

в зависимости

DMacK= f(D0p)

характеризуется прямолинейной

передачей. Так М=0

свидетельствует о прямолинейной градационной передаче (рис. 47, а). При АД>0 градационная передача характеризуется выпуклой кривой

(рис.

47,

б). При N < 0 имеет место вогнутая градационная кривая

(рис.

47,

в).

Число маски N зависит от экспозиции и показывает, каким участ­ ком характеристической кривой фотослоя осуществлена градационная передача. Так, при N = 0 серая шкала передана прямолинейным участ­ ком характеристической кривой, при ЛД>0 для передачи серой шкалы использован верхний, а при УѴ<0 нижний криволинейный участок характеристической кривой. N мало зависит от времени проявления.

Интервал плотностей AD зависит от

времени проявления, а DBaск

от экспозиции и в малой мере от времени проявления.

изготовленной

Числовые значения

показателей

цветной

маски,

на фотопленке Tri-Mask,

для маскирования

цветного диапозитива

согласно технологической инструкции должны иметь

следующие зна­

чения: Л7=0,15—0,25; DMBacK=0,20—0,30; AD=0,80— 1,00.

*Технологические инструкции по фотоцинкографским процессам. М., «Книга», 1970; Технологические инструкции по процессам офсетной печати. М., «Книга», 1970.

**Kodak Bulletin for the Grafic Arts, No. 23, 1963, London the three-aim-point system. Graphic Arts Leaflet GA-Ch-4. Kodak Ltd., London, 1966.

149



^маск

Омаск.

DMacK

Рис. 47 Градационная характеристика цветной маски

§51

Электронное цветоделение и цветокорректирование

В основе электронного цветоделения и цветокорректирования ле­ жат те же явления и закономерности, что и в фотографическом цвето­ делении и цветокорректировании. Процесс изготовления цветной репродукции с применением электронного цветоделения, так же как и при фотографическом цветоделении, можно рассматривать состоя­ щим из трех частей: аналитической (цветоделение), градационного про­ цесса и синтеза.

В электронном цветоделении получение цветоделенных фотоформ (негативов или диапозитивов) возможно путем механической или электронной развертки цветного оригинала с одновременной коррек­ турой, т. е. устранением недостатков цветоделения.

Разработка электронных цветоделителей началась с конца 30-х гг. нашего столетия. В начале 60-х гг. появились цветокорректоры фирмы Хелл (ФРГ) — Колорграф и фирмы Кросфилд — Скенатрон. Эти электронные машины были только цветокорректорами. С их помощью получали исправленные цветоделенные диапозитивы с цветоделенных негативов, изготовленных обычным фотографическим цветоделением. В связи с отсутствием в то время фототехнических слоев на недеформи­ рующейся основе, что обусловливало широкое применение для изго­ товления цветоделенных негативов и диапозитивов фотослоев на стек­

150

лянной основе — фотопластинок, первые электронные цветокорректоры отличались от современных электронных цветоделителей тем, что цветоделенные негативы и фотопластинки или фотопленки для раз­

вертки закреплялись в плоских рамках, имеющих возвратно-поступа­ тельное движение.

Электронные цветокорректоры не удовлетворяли требованиям интенсификации производства, повышения надежности и постоянства результатов, а также экономии фотоматериалов. Кроме того, приме­ нение электронных цветокорректоров не исключало фотографического цветоделения. Их роль ограничивалась только цветокорректирова­ нием, т. е. фотографическое маскирование заменялось электронным маскированием. Поэтому электронные цветокорректоры, не получив сколько-нибудь широкого применения, быстро уступили место элект­ ронным цветоделителям, в которых и получило развитие электронное цветоделение с одновременным цветокорректированием получаемых непосредственно с цветного оригинала цветоделенных негативов или, когда это необходимо, цветоделенных диапозитивов.

Усиленная разработка электронных цветоделителей началась в се­ редине 60-х гг. нашего столетия. Одновременно велись работы по соз­ данию электрогравировальных машин для непосредственного изго­ товления с цветного оригинала цветоделенных клише на металле и пластмассе, а также цветоделенных диапозитивов гравированием по непрозрачному слою, нанесенному на прозрачные пластмассовые пла­ стины.

Первые электронные цветоделители, положившие начало широ­ кому применению в репродукционном фотопроцессе электронного цветоделения с одновременным цветокорректированием, были выпу­ щены западногерманской фирмой Хелл — Chromagraph, двумя анг­ лийскими фирмами Кросфилд— Diascan и К. С. Поул— К- S. Paul, а также рядом других зарубежных фирм. Предложенные электронные цветоделители, хотя и обладали рядом достоинств, но не смогли тогда оказать серьезную конкуренцию увеличителям-цветоделителям из-за того, что не позволяли изменять масштаб изображения; следователь­ но, на них можно было получать фотоформы только в масштабе 1: 1.

Сейчас электронные цветоделители выпускает ряд фирм за рубежом и применение электронного цветоделения все более расширяется. По данным зарубежной полиграфической литературы, в 1969 г. во всем мире работало 2800 электронных цветоделителей и электрогравиро­ вальных цветоделительных машин *. Согласно опубликованному в аме­ риканской печати прогнозу, число их к 1975 г. увеличится в 2 раза **. В 1967 г. был описан электронный цветоделитель, созданный во ВНИИ полиграфии ***. В настоящее время идет усиленная разработка новых более совершенных электронных цветоделителей ****.

*Die Entwicklung der elektronischen Reproduktionstechnik.—«Form und Technik», 1972, 23, N 5.

**Comprint 90: electro-crafsmen. — «Paperboard-Packaging», 1970, 55, N 11.

***И. С. Файнберг, И. А. Солнцев. Электронное цветокорректирование. В сб.: «Проб­ лемы технологии полиграфии». М., «Книга», 1967.

****Ф . я . Шкловер. Принципы построения цветокорректирующих устройств элект-

151