Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 5
1 |
|
Синяя и красная |
|
Пурпурный |
|||||
2 |
|
Синяя,зеленая инрасная |
Голубой |
|
|||||
|
|
|
Желтый фильтровый слой |
|
|||||
3 |
|
Зеленая |
|
|
|
Желтый |
|
||
|
|
|
Полистирольная основа |
|
|||||
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
1 |
|
Синяя |
|
|
Пурпурный |
|
|||
|
|
|
Желтый фильтровый слой |
|
|||||
2 |
|
Зеленая |
|
Голубой |
|
||||
3 |
|
Зеленая |
|
Желтый |
|
||||
4 |
|
Нрасная |
|
Голубой |
|
||||
5 |
|
Красная |
|
Пурпурный |
|
||||
|
|
|
|
Т ериленовая |
основа |
|
|
||
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
Рис. |
46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема |
строения |
фотопленки: |
|
|
|
|
|||
а — M ultim ask |
(слева |
указаны зоны |
цветочувствительности |
||||||
фотослоев этой |
пленки |
по спектру, справа |
— цвет получен |
||||||
ного |
в |
фотослое |
изображ ения); |
б — Tri-M ask |
(слева у к а |
||||
заны |
зоны цветочувствительности |
фотослоев |
этой |
пленки по |
|||||
спектру, |
справа — цвет |
полученного в фотослое изображ ения) |
(черно-белое), так как пурпурные лучи задерживаются зеленым свето фильтром. В связи с тем что первый фотослой имеет чувствительность в двух зонах спектра — красной и синей, пурпурное изображение вы полняет роль как бы двух маскирующих изображений, полученных через красный и синий светофильтры. В результате фотографирования цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через зеленый светофильтр получают исправленный цветоделенный негатив для пур пурной краски.
Второй, средний, слой имеет изопанхроматическую чувствитель ность, т. е. его чувствительность распространяется на все три зоны спектра — синюю, зеленую и красную. Изображение в этом слое ок рашено в голубой цвет. При экспонировании цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через красный светофильтр получают цветоделенный негатив голубой краски. При этом голубое изображе
147
ние, полученное во втором слое выполняет роль градационной маски. И, наконец, на третий, нижний, ортохроматический слой действуют лучи только зеленой зоны спектра, так как лучи синей зоны задержи ваются желтым фильтровым слоем. В третьем слое изображение окра шено в желтый цвет и при экспонировании через синий светофильтр цветного оригинала с цветной маской это желтое изображение выпол няет роль маски, изготовленной через зеленый светофильтр или, что имеет место в одноступенчатом маскировании, роль маскирующего диа позитива, изготовленного с цветоделенного негатива пурпурной краски.
Цветная фотопленка Tri-Mask имеет пять эмульсионных слоев и желтый фильтровый слой, расположенный между 1-м и 2-м слоями (рис. 46, б). Первый, верхний, слой несенсибилизированный, получае мое в нем изображение окрашено в пурпурный цвет. Второй слой орто хроматический, на него действуют лучи только зеленой зоны спектра, так как лучи синей зоны задерживаются желтым фильтровым слоем. Таким образом лучи синей зоны спектра не достигают и всех после дующих эмульсионных слоев. Получаемое во втором слое изображение окрашено в голубой цвет. Третий слой аналогичен второму, но полу чаемое в нем изображение окрашено в желтый цвет. Четвертый и пятый слои панхроматические, на них действуют лучи только красной об ласти спектра. Изображение четвертого слоя окрашено в голубой цвет, а пятого — в пурпурный. При экспонировании цветного оригинала, совмещенного с цветной маской, через зеленый светофильтр роль маскирующих изображений выполняют два изображения пурпурного цвета, полученные в 1-м и 5-м слоях. В данном случае цветокоррекция производится как бы двумя масками. В результате получают исправ ленный негатив пурпурной краски. Такое маскирование аналогично применению в одноступенчатом маскировании двух масок для исправ ления негатива пурпурной краски, причем одна из масок изготовлена с негатива голубой краски, а другая — с негатива желтой краски. Желтое изображение, полученное в третьем слое, служит для получе ния исправленного цветоделенного негатива желтой краски. Изобра жения, полученные во 2-м и 4-м слоях окрашены в голубой цвет и вы полняют роль градационной маски при изготовлении цветоделенного негатива голубой краски с цветного оригинала, совмещенного с цветной маской. Применение двух маскирующих изображений при получении цветоделенных негативов пурпурной и голубой красок обеспечивает не только цветоделительную, но и градационную коррекцию, в резуль тате чего обеспечивается цветовой баланс воспроизведения шкалы серых тонов.
Результаты практического использования маскирования единой маской свидетельствуют о том, что лучшую цветокоррекцию обеспечи вают фотопленки Tri-Mask.
Маскирование единой цветной маской с применением цветной фото пленки Tri-Mask используется некоторыми нашими полиграфическими предприятиями. Контактное изготовление цветоделенных негативов с маскированием цветных диапозитивов единой цветной маской TriMask осуществляется согласно технологической инструкции, помещен
14»
ной в сборниках технологических инструкций по фотоцинкографским процессам и по процессам офсетной печати *.
В указанной технологической инструкции, а также в публикациях фирмы Кодак** приводится метод определения количественной харак теристики цветной маски по трем точкам. Данный метод позволяет получить числовую характеристику маски, полностью характеризую щую ее градационные и цветокорректирующие свойства. Числовая характеристика маски определяется следующими тремя показателями: числом маски NM, интервалом плотностей АDM, начальной плот
ностью DM-
Для определения NK, ADMи начальной плотности DB на серой сту пенчатой шкале, фотографируемой одновременно с оригиналом, отме
чают три поля Dop, D^p и Dop. Для фотографирования прозрачных ори гиналов — цветных диапозитивов —■три серых прозрачных поля
должны иметь следующие оптические плотности: Dop=0,40; D^p = l,40; Dop = 2,40. Для фотографирования цветных оригиналов в отраженном свете: DQP= 0,0; D^p=0,80; DoP = l,60. Выбор больших плотностей про зрачных серых полей по сравнению с полями, экспонируемыми в отра женном свете, объясняется тем, что цветные диапозитивы имеют го раздо больший интервал плотностей, чем цветные оригиналы, экспони руемые в отраженном свете.
Число маски N вычисляется по следующей формуле:
|
м — (DM |
DB 1 ( л А |
DM 1 |
|
||
|
i\ — Ѵ^маск |
^ м а с к / |
Ѵ^маск |
^маск/* |
|
|
Число маски N определяет общую градационную |
характеристику |
|||||
маски. Если |
N —0, то градационная |
передача |
маски |
в зависимости |
||
DMacK= f(D0p) |
характеризуется прямолинейной |
передачей. Так М=0 |
свидетельствует о прямолинейной градационной передаче (рис. 47, а). При АД>0 градационная передача характеризуется выпуклой кривой
(рис. |
47, |
б). При N < 0 имеет место вогнутая градационная кривая |
(рис. |
47, |
в). |
Число маски N зависит от экспозиции и показывает, каким участ ком характеристической кривой фотослоя осуществлена градационная передача. Так, при N = 0 серая шкала передана прямолинейным участ ком характеристической кривой, при ЛД>0 для передачи серой шкалы использован верхний, а при УѴ<0 нижний криволинейный участок характеристической кривой. N мало зависит от времени проявления.
Интервал плотностей AD зависит от |
времени проявления, а DBaск |
|||
от экспозиции и в малой мере от времени проявления. |
изготовленной |
|||
Числовые значения |
показателей |
цветной |
маски, |
|
на фотопленке Tri-Mask, |
для маскирования |
цветного диапозитива |
||
согласно технологической инструкции должны иметь |
следующие зна |
чения: Л7=0,15—0,25; DMBacK=0,20—0,30; AD=0,80— 1,00.
*Технологические инструкции по фотоцинкографским процессам. М., «Книга», 1970; Технологические инструкции по процессам офсетной печати. М., «Книга», 1970.
**Kodak Bulletin for the Grafic Arts, No. 23, 1963, London the three-aim-point system. Graphic Arts Leaflet GA-Ch-4. Kodak Ltd., London, 1966.
149
^маск |
Омаск. |
DMacK
Рис. 47 Градационная характеристика цветной маски
§51
Электронное цветоделение и цветокорректирование
В основе электронного цветоделения и цветокорректирования ле жат те же явления и закономерности, что и в фотографическом цвето делении и цветокорректировании. Процесс изготовления цветной репродукции с применением электронного цветоделения, так же как и при фотографическом цветоделении, можно рассматривать состоя щим из трех частей: аналитической (цветоделение), градационного про цесса и синтеза.
В электронном цветоделении получение цветоделенных фотоформ (негативов или диапозитивов) возможно путем механической или электронной развертки цветного оригинала с одновременной коррек турой, т. е. устранением недостатков цветоделения.
Разработка электронных цветоделителей началась с конца 30-х гг. нашего столетия. В начале 60-х гг. появились цветокорректоры фирмы Хелл (ФРГ) — Колорграф и фирмы Кросфилд — Скенатрон. Эти электронные машины были только цветокорректорами. С их помощью получали исправленные цветоделенные диапозитивы с цветоделенных негативов, изготовленных обычным фотографическим цветоделением. В связи с отсутствием в то время фототехнических слоев на недеформи рующейся основе, что обусловливало широкое применение для изго товления цветоделенных негативов и диапозитивов фотослоев на стек
150
лянной основе — фотопластинок, первые электронные цветокорректоры отличались от современных электронных цветоделителей тем, что цветоделенные негативы и фотопластинки или фотопленки для раз
вертки закреплялись в плоских рамках, имеющих возвратно-поступа тельное движение.
Электронные цветокорректоры не удовлетворяли требованиям интенсификации производства, повышения надежности и постоянства результатов, а также экономии фотоматериалов. Кроме того, приме нение электронных цветокорректоров не исключало фотографического цветоделения. Их роль ограничивалась только цветокорректирова нием, т. е. фотографическое маскирование заменялось электронным маскированием. Поэтому электронные цветокорректоры, не получив сколько-нибудь широкого применения, быстро уступили место элект ронным цветоделителям, в которых и получило развитие электронное цветоделение с одновременным цветокорректированием получаемых непосредственно с цветного оригинала цветоделенных негативов или, когда это необходимо, цветоделенных диапозитивов.
Усиленная разработка электронных цветоделителей началась в се редине 60-х гг. нашего столетия. Одновременно велись работы по соз данию электрогравировальных машин для непосредственного изго товления с цветного оригинала цветоделенных клише на металле и пластмассе, а также цветоделенных диапозитивов гравированием по непрозрачному слою, нанесенному на прозрачные пластмассовые пла стины.
Первые электронные цветоделители, положившие начало широ кому применению в репродукционном фотопроцессе электронного цветоделения с одновременным цветокорректированием, были выпу щены западногерманской фирмой Хелл — Chromagraph, двумя анг лийскими фирмами Кросфилд— Diascan и К. С. Поул— К- S. Paul, а также рядом других зарубежных фирм. Предложенные электронные цветоделители, хотя и обладали рядом достоинств, но не смогли тогда оказать серьезную конкуренцию увеличителям-цветоделителям из-за того, что не позволяли изменять масштаб изображения; следователь но, на них можно было получать фотоформы только в масштабе 1: 1.
Сейчас электронные цветоделители выпускает ряд фирм за рубежом и применение электронного цветоделения все более расширяется. По данным зарубежной полиграфической литературы, в 1969 г. во всем мире работало 2800 электронных цветоделителей и электрогравиро вальных цветоделительных машин *. Согласно опубликованному в аме риканской печати прогнозу, число их к 1975 г. увеличится в 2 раза **. В 1967 г. был описан электронный цветоделитель, созданный во ВНИИ полиграфии ***. В настоящее время идет усиленная разработка новых более совершенных электронных цветоделителей ****.
*Die Entwicklung der elektronischen Reproduktionstechnik.—«Form und Technik», 1972, 23, N 5.
**Comprint 90: electro-crafsmen. — «Paperboard-Packaging», 1970, 55, N 11.
***И. С. Файнберг, И. А. Солнцев. Электронное цветокорректирование. В сб.: «Проб лемы технологии полиграфии». М., «Книга», 1967.
****Ф . я . Шкловер. Принципы построения цветокорректирующих устройств элект-
151