Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1971 г. фирма Хелл выпустила электронный цветоделитель Chromagraph ДС 300, позволяющий изменять масштаб непрерывно в пре­ делах от 1 : 3 до 16 : 1. Изменение масштаба производится на трех сменных валиках. Наибольший валик предназначен для развертки оригиналов размером до 40x50 см при масштабе от 1 : 3 до 4 : 1, сред­ ний валик—■для развертки оригиналов размером до 25x40 см при масштабе от 2 : 3 до 8 : 1, наименьший валик — для оригиналов раз­ мером до 13х 13 см при масштабе от 4 : 3 до 16 : 1. Наибольший фор­ мат фотоформы 40x50 см. Все остальные технические показатели ма­ шины Chromagraph ДС 300 в основном те же, что и машины ѴагіоChromagraph С 296.

Английская фирма Кросфилд Электронике выпускает электронные цветоделители трех типов без изменения масштаба: Diascan 101, Diascan 2000 и Diascan 3000. В последнее время этой фирмой выпу­ щен четвертый электронный цветоделитель с изменением масштаба Magnascan 450*. Diascan 101 и Diascan 2000 работают только в про­ ходящем свете, а Diascan 3000— кроме того и в отраженном. Макси­ мальный формат оригинала и фотоформы у этих машин 35x45см.

На них получают только тоновые

фотоформы. Различие машин Dias­

can

заключается

в частоте развертки: на Diascan

101

 

она

состав­

ляет

130,

200

и

400

лин/см,

а

на

Diascan

2000

и

3000—200,

400 и 800

лин/см. Фотоформа, полученная с линиатурой

 

800

лин/см,

допускает

последующее

увеличение

до

масштаба

12: 1

без

замет­

ного

ухудшения

качества

изображения.

Magnascan

450 — более

совершенный

электронный

цветоделитель: он

позволяет изменять

масштаб изображения в пределах

 

от

1 : 2

до 16,5:1; на

нем

можно

изготовлять как

полутоновые,

так

и

растровые

фотоформы, при­

чем за один цикл получают четыре цветоделенных фотоформы для жел­ той, пурпурной, синей и черной красок; максимальный размер ориги­ нала до 25x30 см, фотоформы до 50x60 см; линиатура записи 65, 80, 130 и 160 лин/см.

Наряду с рассмотренными электронными цветоделителями полу­ чили известность также аналогичные машины других фирм, например: PDJ фирмы К. С. Поул (Англия), Scan-A-Color III фирмы Ферчайлд (США) и Scanagraph SG-3 фирмы Дайниппон Скрин (Япония).

Задача расширения технологических возможностей электронных цветоделителей и прежде всего возможности получения больших увеличений при репродуцировании малоформатных цветных ориги­ налов состоит в изыскании мощных источников света как для развертки цветного оригинала, так и для записи изображения на фото­ пленку. Это объясняется тем, что большой масштаб репродуцирования требует и большой частоты развертки, а уменьшение при этом свето­ вого пятна, в свою очередь, требует весьма значительного увеличения мощности источника света, применяемого для развертки. В этом слу­ чае производительность, а следовательно, и технико-экономическая

*Trend to more automation and control shown in new reproequipment at GEC69- «Printing trades journal», 1969, 83, N 994; Ein moderner Scanner der trommelbau­ weis, «Polygraph», 1972, N 3,

157


эффективность применения электронного цветоделителя находится в прямой зависимости от мощности источника света.

Достаточно мощный источник требуется и для записи изображения, так как, например, при непосредственном получении с помощью элект­ ронного цветоделителя растровой фотоформы, для увеличения его производительности и сохранения достаточно хорошего качества раст­ рового изображения нужно увеличивать частоту записи. Вообще, чем больше частота развертки и записи, тем выше качество как тоновой, так и растровой фотоформы.

Изыскиваются возможности применить в электронном цветоделе­ нии лазерные источники света *. Результатов опубликовано пока немного, но и они дают основание считать, что промышленное освое­ ние электронных цветоделителей с лазерными источниками света может оказаться весьма перспективным.

Недостатки цветоделения при электронном цветокорректировании так же, как и при фотографическом цветокорректировании полностью не устраняются и их объем зависит от цветового содержания оригинала. Окончательное устранение этих недостатков достигается ручной ре­ тушью или корректурным травлением клише.

§ 5 2

Негатив для четвертой краски

Применение в цветной репродукции высокой печати четвертой крас­ ки, а в цветной репродукции офсетной печати еще и других красок не вызывается природой самого цветового субтрактивного синтеза. Так, например, в цветной кинематографии и цветной фотографии цветовой субтрактивный синтез осуществляется без четвертого красителя. В большинстве случаев без четвертой краски может быть изготовлена и цветная репродукция глубокой печати. Необходимость четырех и более печатных красок в полиграфической цветной репродукции вызывается в первую очередь свойствами самих печатных красок, их недостаточной прозрачностью, а также условиями печатного процесса, а именно: взаимодействием бумаги с печатной краской, одно из проявлений ко­ торого — впитывание бумагой связующего печатной краски. Все эти явления не позволяют получить на цветной репродукции достаточно темных (черных и нейтральных серых) цветов, а часто и достаточно четкого контура деталей изображения. Поэтому приходится применять четвертую краску в тех случаях, когда на цветном оригинале имеются глубокие черные или нейтрально серые цвета, а также четко ограни­ ченные детали. В качестве четвертой краски чаще всего берут черную или серую, а иногда темную краску с явно выраженным хроматическим цветовым тоном, например темно-зеленую. В практике цветной ре­ продукции имеют место случаи, когда возникает необходимость при­ менения пятой краски уже после того, как получены пробные оттиски. Вот тогда-то и приходится решать, какого хроматического цветового

*А. Е. Медведев. Лазерные источники света в электронных цветокорректорах.— «Полиграфия», 1972, № 3,

15Ö


тона нужно

взять

печатную

краску,

чтобы до­

 

 

 

 

 

 

биться

 

наилучших

результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Цветоделенный негатив для четвертой кра­

 

 

 

 

 

 

ски непосредственным

цветоделением

получить

 

 

 

 

 

 

нельзя. Он может быть

создан только

косвенно

 

\

 

/

 

 

одним

из следующих способов.

 

 

 

 

 

При

фотографическом цветоделении без ма­

 

\

\

/

 

 

 

 

/

 

 

скирования

негатив черной краски изготовляют

 

 

\ t

 

 

двояко:

или

применяют

изопанхроматический

 

<±> 3

 

 

 

 

/ ч

 

 

фотоматериал и желтый

светофильтр,

т. е. соз­

 

 

//

\\

 

 

дают условия, при которых на фотоизображе­

 

/

 

\

 

 

нии получается тонально правильная передача,

 

 

 

 

 

 

или изготовляют два негатива синей краски и

 

 

 

 

 

 

один из них используют для

черной краски. И в

 

 

 

 

£

том и в другом случае выделение черной краски

 

 

 

 

требует большого объема ручной ретуши.

 

 

 

 

В

способе маскирования

есть несколько воз­

 

 

 

 

 

 

можностей получить негатив черной краски,

 

 

 

 

 

 

требующий минимальной дополнительной ручной

Рис.

49

 

 

 

 

ретуши. Можно, например, получить диапози­

Схема

аппарата

для

тив черной

краски без

 

изготовления

негатива

совмещения

цветоде­

черной краски. Такой диапозитив черной краски

ленных

 

изображений:

1—фотопленка;

2 —не­

может быть сделан путем одновременного копиро­

гатив

д л я

г о л у б о й

к р а ­

вания

через два (негатив

голубой краски-f нега­

ски;

3 —объектив;

4

негатив

д л я п у р п у р н о й

тив пурпурной краски)

или три цветоделенных

краски;

5 —негатив

д л я

негатива. При складывании цветоделенных нега­

Ж е л т о й кр а с к и

 

 

 

 

 

 

 

 

тивов

 

все цветные тона

будут иметь максимальную

плотность, а

меньшая или большая плотность останется только в тех местах, где на оттиске должно быть большее или меньшее количество черной

краски. Таким образом,

полученный со сложенных негативов диапо­

зитив будет отвечать

требованиям выделения черной краски.

Стрех сложенных вместе цветоделенных негативов нельзя получить

резкого изображения

на

диапозитиве черной краски из-за влия­

ния подложки, поэтому

приходится применять комбинированное

контактно-проекционное копирование. Для осуществления такого способа необходим специальный аппарат (рис. 49). В этом аппарате два совмещенных цветоделенных негатива находятся внизу, копируют­ ся проекционным путем, а третий негатив помещают в копировальной рамке аппарата вверху. Особое устройство позволяет совместить по крестам все три негатива, после чего к слою верхнего негатива кладут

слоем фотопленку

и прижимают крышкой копировальной

рамы.

В аппарате можно

получить достаточно резкий диапозитив

черной

краски с трех совмещенных цветоделенных негативов.

Негатив черной краски можно изготовить последовательным фото­ графированием цветного оригинала через три светофильтра (красный, зеленый и синий) на одну фотопленку. Такой негатив также требует ручной ретуши.

Наилучший способ получения негатива черной краски был предло­ жен Н. Д. Нюбергом. Сущность его заключается в последовательном

159



копировании или фотографировании на одну фотопленку трех цветоделенных диапозитивов. При этом применяют исправленные маскиро­ ванием диапозитивы пурпурной и желтой красок. Так как при данном способе цветоделенные диапозитивы исправлены маскирова­ нием, то получают исправленный негатив черной краски.

В электронном цветоделении фотоформу черной краски получают соответствующим сочетанием сигналов основных красок (см. § 51).

§53

Углы поворота растра

В цветной репродукции высокой и офсетной печати в связи с печа­ танием растровых изображений разными красками одно на другое появляется характерный узор, называемый муаром *. Для того чтобы свести до минимума муар, при изготовлении цветоделенных негативов или диапозитивов изменяют направление линий растра, поворачивая растр на определенный угол. Технологические инструкции рекомен­ дуют при трехкрасочной репродукции следующие углы наклона ра­ стровых линий: для негатива желтой краски 0°, пурпурной 75° и голу­ бой 45°. Эти углы наклона линий растра действительны для проекцион­ ных и контактных растров. При прямом способе цветной репродукции угол наклона линий растра изменяют при фотографировании через светофильтры, а при косвенном — при изготовлении растровых нега­ тивов с тоновых цветоделенных диапозитивов.

При четырехкрасочной репродукции муар можно свести к мини­ муму, применяя следующие углы наклона линий растра, рекомендуе­ мые технологическими инструкциями: для негатива желтой краски 0 °, пурпурной 75°, голубой 15° и черной 45°.

При шестикрасочной репродукции офсетной печати рекомендуются следующие углы наклона линий растра: для негатива желтой краски 0°, пурпурной 75°, голубой 15°, черной 45°. Для изготовления цвето­ деленных негативов вспомогательных красок по первому из указанных в технологических инструкциях варианту угол наклона растра для

негатива розовой краски 15°, второй

голубой 75°; по второму вариан­

т у — для негатива розовой краски

75°, второй голубой 15°.

§54

 

Точность цветной репродукции

 

В литературе точность цветной репродукции определяют обычно только одним показателем — точностью цветопередачи. Другие пока­ затели качества цветной репродукции (точность передачи деталей изображения, его резкость, совмещение красок, фактура поверхности, муар и др.) не рассматриваются и принимаются, очевидно, как выпол­ нимые и поэтому не требующие особого внимания.

Рассмотрение вопроса точности цветной репродукции, прежде всего

сточки зрения точности цветопередачи, оправдано тем, что это основ­

*Т. С. Плясунова. Явление муара в цветной типографской репродукции. Сборник научных работ, вып. 12. М., ВНИИ полиграфии, 1960; Т. С. Плясунова, В. С. Лапатухин. О возможностях уменьшения муара на четырехкрасочных репродук­ циях.— «Полиграфия», 1965, № 12.

160