Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 5
В 1971 г. фирма Хелл выпустила электронный цветоделитель Chromagraph ДС 300, позволяющий изменять масштаб непрерывно в пре делах от 1 : 3 до 16 : 1. Изменение масштаба производится на трех сменных валиках. Наибольший валик предназначен для развертки оригиналов размером до 40x50 см при масштабе от 1 : 3 до 4 : 1, сред ний валик—■для развертки оригиналов размером до 25x40 см при масштабе от 2 : 3 до 8 : 1, наименьший валик — для оригиналов раз мером до 13х 13 см при масштабе от 4 : 3 до 16 : 1. Наибольший фор мат фотоформы 40x50 см. Все остальные технические показатели ма шины Chromagraph ДС 300 в основном те же, что и машины ѴагіоChromagraph С 296.
Английская фирма Кросфилд Электронике выпускает электронные цветоделители трех типов без изменения масштаба: Diascan 101, Diascan 2000 и Diascan 3000. В последнее время этой фирмой выпу щен четвертый электронный цветоделитель с изменением масштаба Magnascan 450*. Diascan 101 и Diascan 2000 работают только в про ходящем свете, а Diascan 3000— кроме того и в отраженном. Макси мальный формат оригинала и фотоформы у этих машин 35x45см.
На них получают только тоновые |
фотоформы. Различие машин Dias |
|||||||||||||||
can |
заключается |
в частоте развертки: на Diascan |
101 |
|
она |
состав |
||||||||||
ляет |
130, |
200 |
и |
400 |
лин/см, |
а |
на |
Diascan |
2000 |
и |
3000—200, |
|||||
400 и 800 |
лин/см. Фотоформа, полученная с линиатурой |
|
800 |
лин/см, |
||||||||||||
допускает |
последующее |
увеличение |
до |
масштаба |
12: 1 |
без |
замет |
|||||||||
ного |
ухудшения |
качества |
изображения. |
Magnascan |
450 — более |
|||||||||||
совершенный |
электронный |
цветоделитель: он |
позволяет изменять |
|||||||||||||
масштаб изображения в пределах |
|
от |
1 : 2 |
до 16,5:1; на |
нем |
можно |
||||||||||
изготовлять как |
полутоновые, |
так |
и |
растровые |
фотоформы, при |
чем за один цикл получают четыре цветоделенных фотоформы для жел той, пурпурной, синей и черной красок; максимальный размер ориги нала до 25x30 см, фотоформы до 50x60 см; линиатура записи 65, 80, 130 и 160 лин/см.
Наряду с рассмотренными электронными цветоделителями полу чили известность также аналогичные машины других фирм, например: PDJ фирмы К. С. Поул (Англия), Scan-A-Color III фирмы Ферчайлд (США) и Scanagraph SG-3 фирмы Дайниппон Скрин (Япония).
Задача расширения технологических возможностей электронных цветоделителей и прежде всего возможности получения больших увеличений при репродуцировании малоформатных цветных ориги налов состоит в изыскании мощных источников света как для развертки цветного оригинала, так и для записи изображения на фото пленку. Это объясняется тем, что большой масштаб репродуцирования требует и большой частоты развертки, а уменьшение при этом свето вого пятна, в свою очередь, требует весьма значительного увеличения мощности источника света, применяемого для развертки. В этом слу чае производительность, а следовательно, и технико-экономическая
*Trend to more automation and control shown in new reproequipment at GEC69- «Printing trades journal», 1969, 83, N 994; Ein moderner Scanner der trommelbau weis, «Polygraph», 1972, N 3,
157
эффективность применения электронного цветоделителя находится в прямой зависимости от мощности источника света.
Достаточно мощный источник требуется и для записи изображения, так как, например, при непосредственном получении с помощью элект ронного цветоделителя растровой фотоформы, для увеличения его производительности и сохранения достаточно хорошего качества раст рового изображения нужно увеличивать частоту записи. Вообще, чем больше частота развертки и записи, тем выше качество как тоновой, так и растровой фотоформы.
Изыскиваются возможности применить в электронном цветоделе нии лазерные источники света *. Результатов опубликовано пока немного, но и они дают основание считать, что промышленное освое ние электронных цветоделителей с лазерными источниками света может оказаться весьма перспективным.
Недостатки цветоделения при электронном цветокорректировании так же, как и при фотографическом цветокорректировании полностью не устраняются и их объем зависит от цветового содержания оригинала. Окончательное устранение этих недостатков достигается ручной ре тушью или корректурным травлением клише.
§ 5 2
Негатив для четвертой краски
Применение в цветной репродукции высокой печати четвертой крас ки, а в цветной репродукции офсетной печати еще и других красок не вызывается природой самого цветового субтрактивного синтеза. Так, например, в цветной кинематографии и цветной фотографии цветовой субтрактивный синтез осуществляется без четвертого красителя. В большинстве случаев без четвертой краски может быть изготовлена и цветная репродукция глубокой печати. Необходимость четырех и более печатных красок в полиграфической цветной репродукции вызывается в первую очередь свойствами самих печатных красок, их недостаточной прозрачностью, а также условиями печатного процесса, а именно: взаимодействием бумаги с печатной краской, одно из проявлений ко торого — впитывание бумагой связующего печатной краски. Все эти явления не позволяют получить на цветной репродукции достаточно темных (черных и нейтральных серых) цветов, а часто и достаточно четкого контура деталей изображения. Поэтому приходится применять четвертую краску в тех случаях, когда на цветном оригинале имеются глубокие черные или нейтрально серые цвета, а также четко ограни ченные детали. В качестве четвертой краски чаще всего берут черную или серую, а иногда темную краску с явно выраженным хроматическим цветовым тоном, например темно-зеленую. В практике цветной ре продукции имеют место случаи, когда возникает необходимость при менения пятой краски уже после того, как получены пробные оттиски. Вот тогда-то и приходится решать, какого хроматического цветового
*А. Е. Медведев. Лазерные источники света в электронных цветокорректорах.— «Полиграфия», 1972, № 3,
15Ö
тона нужно |
взять |
печатную |
краску, |
чтобы до |
|
|
|
|
|
|
||||
биться |
|
наилучших |
результатов. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Цветоделенный негатив для четвертой кра |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ски непосредственным |
цветоделением |
получить |
|
|
|
|
|
|
||||||
нельзя. Он может быть |
создан только |
косвенно |
|
\ |
|
/ |
|
|
||||||
одним |
из следующих способов. |
|
|
|
|
|
||||||||
При |
фотографическом цветоделении без ма |
|
\ |
\ |
/ |
|
|
|||||||
|
|
/ |
|
|
||||||||||
скирования |
негатив черной краски изготовляют |
|
|
\ t |
|
|
||||||||
двояко: |
или |
применяют |
изопанхроматический |
|
<±> 3 |
|
|
|||||||
|
|
/ ч |
|
|
||||||||||
фотоматериал и желтый |
светофильтр, |
т. е. соз |
|
|
// |
\\ |
|
|
||||||
дают условия, при которых на фотоизображе |
|
/ |
|
\ |
|
|
||||||||
нии получается тонально правильная передача, |
|
|
|
|
|
|
||||||||
или изготовляют два негатива синей краски и |
|
|
|
|
|
|
||||||||
один из них используют для |
черной краски. И в |
|
|
|
|
£ |
||||||||
том и в другом случае выделение черной краски |
|
|
|
|
||||||||||
требует большого объема ручной ретуши. |
|
|
|
|
||||||||||
В |
способе маскирования |
есть несколько воз |
|
|
|
|
|
|
||||||
можностей получить негатив черной краски, |
|
|
|
|
|
|
||||||||
требующий минимальной дополнительной ручной |
Рис. |
49 |
|
|
|
|
||||||||
ретуши. Можно, например, получить диапози |
Схема |
аппарата |
для |
|||||||||||
тив черной |
краски без |
|
изготовления |
негатива |
совмещения |
цветоде |
||||||||
черной краски. Такой диапозитив черной краски |
ленных |
|
изображений: |
|||||||||||
1—фотопленка; |
2 —не |
|||||||||||||
может быть сделан путем одновременного копиро |
гатив |
д л я |
г о л у б о й |
к р а |
||||||||||
вания |
через два (негатив |
голубой краски-f нега |
ски; |
3 —объектив; |
4 — |
|||||||||
негатив |
д л я п у р п у р н о й |
|||||||||||||
тив пурпурной краски) |
или три цветоделенных |
краски; |
5 —негатив |
д л я |
||||||||||
негатива. При складывании цветоделенных нега |
Ж е л т о й кр а с к и |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
тивов |
|
все цветные тона |
будут иметь максимальную |
плотность, а |
меньшая или большая плотность останется только в тех местах, где на оттиске должно быть большее или меньшее количество черной
краски. Таким образом, |
полученный со сложенных негативов диапо |
|
зитив будет отвечать |
требованиям выделения черной краски. |
|
Стрех сложенных вместе цветоделенных негативов нельзя получить |
||
резкого изображения |
на |
диапозитиве черной краски из-за влия |
ния подложки, поэтому |
приходится применять комбинированное |
контактно-проекционное копирование. Для осуществления такого способа необходим специальный аппарат (рис. 49). В этом аппарате два совмещенных цветоделенных негатива находятся внизу, копируют ся проекционным путем, а третий негатив помещают в копировальной рамке аппарата вверху. Особое устройство позволяет совместить по крестам все три негатива, после чего к слою верхнего негатива кладут
слоем фотопленку |
и прижимают крышкой копировальной |
рамы. |
В аппарате можно |
получить достаточно резкий диапозитив |
черной |
краски с трех совмещенных цветоделенных негативов.
Негатив черной краски можно изготовить последовательным фото графированием цветного оригинала через три светофильтра (красный, зеленый и синий) на одну фотопленку. Такой негатив также требует ручной ретуши.
Наилучший способ получения негатива черной краски был предло жен Н. Д. Нюбергом. Сущность его заключается в последовательном
159
копировании или фотографировании на одну фотопленку трех цветоделенных диапозитивов. При этом применяют исправленные маскиро ванием диапозитивы пурпурной и желтой красок. Так как при данном способе цветоделенные диапозитивы исправлены маскирова нием, то получают исправленный негатив черной краски.
В электронном цветоделении фотоформу черной краски получают соответствующим сочетанием сигналов основных красок (см. § 51).
§53
Углы поворота растра
В цветной репродукции высокой и офсетной печати в связи с печа танием растровых изображений разными красками одно на другое появляется характерный узор, называемый муаром *. Для того чтобы свести до минимума муар, при изготовлении цветоделенных негативов или диапозитивов изменяют направление линий растра, поворачивая растр на определенный угол. Технологические инструкции рекомен дуют при трехкрасочной репродукции следующие углы наклона ра стровых линий: для негатива желтой краски 0°, пурпурной 75° и голу бой 45°. Эти углы наклона линий растра действительны для проекцион ных и контактных растров. При прямом способе цветной репродукции угол наклона линий растра изменяют при фотографировании через светофильтры, а при косвенном — при изготовлении растровых нега тивов с тоновых цветоделенных диапозитивов.
При четырехкрасочной репродукции муар можно свести к мини муму, применяя следующие углы наклона линий растра, рекомендуе мые технологическими инструкциями: для негатива желтой краски 0 °, пурпурной 75°, голубой 15° и черной 45°.
При шестикрасочной репродукции офсетной печати рекомендуются следующие углы наклона линий растра: для негатива желтой краски 0°, пурпурной 75°, голубой 15°, черной 45°. Для изготовления цвето деленных негативов вспомогательных красок по первому из указанных в технологических инструкциях варианту угол наклона растра для
негатива розовой краски 15°, второй |
голубой 75°; по второму вариан |
т у — для негатива розовой краски |
75°, второй голубой 15°. |
§54 |
|
Точность цветной репродукции |
|
В литературе точность цветной репродукции определяют обычно только одним показателем — точностью цветопередачи. Другие пока затели качества цветной репродукции (точность передачи деталей изображения, его резкость, совмещение красок, фактура поверхности, муар и др.) не рассматриваются и принимаются, очевидно, как выпол нимые и поэтому не требующие особого внимания.
Рассмотрение вопроса точности цветной репродукции, прежде всего
сточки зрения точности цветопередачи, оправдано тем, что это основ
*Т. С. Плясунова. Явление муара в цветной типографской репродукции. Сборник научных работ, вып. 12. М., ВНИИ полиграфии, 1960; Т. С. Плясунова, В. С. Лапатухин. О возможностях уменьшения муара на четырехкрасочных репродук циях.— «Полиграфия», 1965, № 12.
160