ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
расхода от G0 |
до G m a x давление пара |
в камере перегрузки |
растет от |
||||
рло до Рпмах- |
Максимальный |
расход |
пара через турбину |
составляет |
|||
Gmax> при |
котором достигается ее максимальная мощность; расход |
||||||
пара через |
обводной клапан |
составляет |
Go 6 . Через |
ступени турбины |
|||
до камеры |
перегрузки при максимальной |
мощности |
расход |
пара рав |
няется G m i n .
Глава 1-6.
РЕГУЛИРОВАНИЕ, З А Щ И Т А , МАСЛОСНАБЖЕНИЕ
ИКОНСТРУКЦИЯ К О Н Д Е Н С А Ц И О Н Н Ы Х ТУРБИН
§ 1-24. Регулирование турбин
Механическая работа вращения вала турбины превращается в электрическую энергию в генераторе и от его зажимов передается потребителю. Таким образом, изменению нагрузки на зажимах гене ратора должно соответствовать определенное изменение механичес кой работы на валу турбины.
Турбина должна устойчиво работать на всем диапазоне изменения нагрузок от холостого хода до максимальной мощности. Так как между любой мощностью на валу турбины и расходом пара устанавливается вполне определенное соотношение, то изменение нагрузки на валу должно вызывать соответствующее изменение расхода пара через тур бину при сохранении его расчетных параметров. При установившейся нагрузке турбины между расходом и вращающим моментом на валу поддерживается постоянное соотношение. При изменении нагрузки турбины возникает несоответствие между вращающим моментом и расходом пара, что приводит к изменению числа оборотов ротора. Число оборотов турбины будет изменяться до тех пор, пока не придут в действие органы регулирования, изменяющие расход пара через турбину, и пока не установится нужное соответствие нагрузки и вра щающего момента.
Общий вид уравнения моментов для роторов турбогенератора мож но записать в таком виде:
Ме = Мэ + Ма + (JT + JT) (dw/dt), |
(1-153) |
где Ме— вращающий момент на муфте турбины, Н-м; Мэ— электри ческий момент на зажимах генератора, Н-м; Мп— тормозящий момент из-за потерь в подшипниках и тепловых потерь в генераторе, Н-м; Ут , / г — моменты инерции роторов соответственно турбины и генера тора, Н-м-с2 ; da/dt— угловое ускорение роторов (da — бесконечно малое приращение угловой скорости), 1/с2.
При установившемся режиме работы турбины (постоянное число
оборотов я) угловое ускорение da/dt = |
О и (1-153) принимает вид |
ME = MA~\-MN. |
(1-154) |
Это уравнение можно представить |
в таком виде: |
83
M e |
w / 1000 = |
М э со / 1000+ Мп со/ 1000, или Ne = N3 + Nn, (1-155) |
или |
в общем |
виде: |
|
|
(1-156) |
где Ne— эффективная мощность на муфте турбины, кВт; N3 — элек трическая полезная мощность, снимаемая с зажимов генератора, кВт; N„— потери мощности в подшипниках и тепловые потери в генера торе, кВт.
Вал турбины
Рис . 1-39. |
Схема цент |
Рис. 1-40. Схема регулирования с поршневым |
робежного |
регулятора |
сервомотором |
При изменении нагрузки генератора N3 в первый |
момент уста |
||
навливается неравенство -N3-\- Nn^ |
Ne, что связано с |
понижением |
|
или повышением числа оборотов турбогенератора. Увеличение |
N3 |
||
приводит к понижению п. Наоборот, |
с уменьшением N3 |
число |
обо |
ротов турбогенератора растет. Таким образом, любое изменение внеш ней нагрузки сопровождается изменением числа оборотов турбины (скорости вращения роторов). Задачей скоростного регулирования является автоматическое восстановление равенства (1-155) при любых изменениях нагрузки N3.
В турбинах с автоматическим регулированием органы парораспре деления связаны с регулятором числа оборотов турбины, т. е. с регу лятором скорости. Передача импульса от изменения числа оборотов турбины к распределительным органам осуществляется различными способами. Управление органами парораспределения обычно осуще ствляется регулятором числа оборотов, действие которого основано на
84
работе |
центробежных сил, изменяющихся в соответствии с изменением |
|
числа |
оборотов |
ротора турбины. |
На |
рис. 1-39 |
дана принципиальная схема такого регулятора. При |
увеличении числа оборотов турбины грузы т регулятора под действи ем центробежных сил расходятся, перемещаясь по дуге радиуса АО на расстояние zt . Муфта регулятора при этом перемещается вверх из точки с в точку Ci на величину z. При понижении числа оборотов, на оборот, грузы регулятора сближаются и муфта опускается вниз. Пе ремещение муфты центробежного регулятора используется для изме нения количества поступающего в турбину пара, т. е. для изменения мощности турбины.
Регулятор числа оборотов приводится в движение от вала турбины зубчатой передачей. Импульс от этого регулятора к регулирую щим клапанам может передаваться при помощи механических связей (системы рычагов) или посредством гидравлического воздействия (дав лением масла). Принцип действия гидродинамических регуляторов, уже получивших значительное распространение, основан на пропор циональности давления масла, которое нагнетается центробежным насосом, расположенным на валу, квадрату числа оборотов турбины.
Далее будут показаны регуляторы скорости без |
шарнирных |
свя |
зей и без зубчатых передач. |
|
|
Рассмотрим принципиальные схемы регулирования паровых |
тур |
|
бин. |
|
|
Схема непрямого регулирования. На рис. 1-40 представлена прин |
||
ципиальная схема регулирования с сервомотором |
поршневого |
типа. |
При установившемся режиме работы турбины поршень 8 сервомотора 7 находится в среднем положении. Диски 2 и 3 золотника перекрывают полости поршня, соединяющие его корпус с полостями сервомотора 7. Регулирующий клапан 9 при этом условии находится в фиксирован ном положении. Перемещение муфты 5 центробежного регулятора 6 вызывает перемещение дисков 2 и 3. В зависимости от их перемещения
масло под давлением из масляного насоса 4 поступает в |
полость К |
||
или в полость Ki сервомотора 7. При |
поступлении |
масла |
в полость |
К клапан 9 прикрывается, уменьшая |
расход пара |
через |
турбину |
и ее мощность. Одновременно масло из полости Ki стекает через зо лотник на слив. Поступление масла в полость Ki вызывает открытие клапана 9 , увеличение расхода пара и повышение мощности турбины,
а также слив масла из полости |
К- |
В данной схеме регулирования для перемещения поршня 3 тре |
|
буется небольшое усилие, так как |
он уравновешен давлением масла |
в средней камере золотника Ко- Перестановочная сила для открытия клапана 9 будет зависеть от размеров поршня 8 сервомотора 7 и дав ления масла. Давление масла в системе регулирования принимается обычно 4-=-8 бар. В современных турбинах применяют и более вы сокое давление, достигающее 12 4- 20 бар.
Рассмотрим пример действия схемы регулирования при пониже нии нагрузки турбины. При уменьшении нагрузки число оборотов вала турбины возрастает. Грузы регулятора, приводимые во вращение через передачу 1, расходятся, и муфта 5 поднимается вверх, переме-
85
щая вверх шарнир Ь, связанный с поршнем золотника, относительно неподвижного в этот момент шарнира с рычага ас. Полость К серво мотора соединяется с камерой золотника Ко- Масло под давлением поступает в полость К, и клапан 9 начинает прикрываться. Масло из полости Ki через нижний канал идет на слив. При этом шарнир с рычага ас опускается вниз теперь уже относительно неподвижного
Гайка для регу лирования натя жения пружины
|
|
Кулачок |
Центробежный |
|
Улитка |
регулятор |
гайка для |
Нажимный |
регулирования, |
ролик |
|
длины тяги |
|
|
|
|
Сервомотор |
|
Маслопровод1J |
|
|
Золотник |
|
тур5ины |
Маслопровод! |
|
|
-Груз |
Маслопробод2 |
|
|
|
|
-Маслараспредели т ель - |
|
|
ныи |
клапан |
Маслопробод |
|
|
Рис. 1-41. Схема |
регулирования с |
поворотным сервомотором |
шарнира а, увлекая за собой поршень золотника. Как только диски 2 и 3 снова займут среднее положение, поступление масла в полость К прекратится и регулирующий клапан 9 займет новое положение. Рас ход пара через турбину, а соответственно и мощность уменьшатся. Число оборотов вала турбины несколько возрастет. Рычаг ас на зывается рычагом обратной связи, так как с его помощью всегда вос станавливается среднее положение поршня золотника.
86
Схема регулирования с поворотным сервомотором. В турбинах с сопловым регулированием часто применяются поворотные серво моторы. Схема регулирования с поворотным сервомотором представ лена на рис. 1-41. Масло по выходе из масляного зубчатого насоса разветвляется на два потока: под давлением 4,9 бар (маслопровод / ) оно поступает в систему регулирования через золотник сервомотора,
Рис . 1-42. Схема регулирования с гидравличес кими связями
а через редукционный клапан, понижающий давление до 1,36 бар, по маслопроводу 2 направляется к подшипникам. При поступлении масла к сервомотору крыльчатый поршень совершает вращательное движение относительно оси сервомотора. На валу сервомотора за креплен специально спрофилированный кулачок, поворот которого и обеспечивает открытие или закрытие регулирующего (группового) клапана. Поршень сервомотора поворачивается под давлением масла, распределяемого золотником. Возвращается золотник в среднее положение по окончании процесса регулирования при помощи кулач ковой улитки, действующей на рычаг регулятора через рычажную обратную связь.
Закрепление на валу сервомотора нескольких кулачков со спе циальными профилями по числу регулирующих клапанов дает воз можность обеспечить нужную последовательность их открытия при возрастании нагрузки и закрытия при понижении нагрузки турбины.
87
Схема регулирования с гидравлической передачей. В схемах ре гулирования с гидравлической передачей отсутствуют рычажные связи (рис. 1-42). С муфтой центробежного регулятора 5, приводимого в движение через передачу 4, жестко связан золотник 8 с косым или прямым срезом. При изменении числа оборотов турбины золотник 8 перемещается вниз или вверх, увеличивая или уменьшая сечение окна в буксе 7 для слива масла через трубку 6. В связи с этим давление масла под поршнем 10 сервомотора с проточным золотником понижает ся или возрастает, а регулирующий клапан 12 соответственно прикры вается или открывается. Масло к зубчатому насосу 3 поступает из бака 2 через сетку и приемный маслопровод 1. По выходе из насоса 3 масло поступает в систему регулирования через установочный кла пан И, а в систему смазки —через ограничительную диафрагму 14. Масло, поступающее в систему регулирования, разветвляется на два потока: один поступает на слив через окно в буксе 7, а другой — под поршень сервомотора, сливаясь затем через второй установочный клапан П. Положение обоих установочных клапанов 11 фиксируется при настройке работы регулирования. На нагнетательном маслопро воде установлен предохранительный клапан 13, стравливающий часть масла на слив к подшипникам через дроссель 14 при избыточном дав лении. Пружина 9 регулирующего клапана 12 находится в сжатом положении и всегда стремится закрыть его. Открывается клапан 12 под давлением масла, преодолевающего силу сжатия пружины. Дав ление масла под поршнем 10изменяется при изменении нагрузки, числа оборотов турбины, что и обеспечивает работу регулирующего клапана.
Рассмотрим действие системы регулирования при увеличении на грузки турбины. В этом случае муфта центробежного регулятора и золотник 8 переместятся вверх. Сечение для слива масла в буксе 7 уменьшится. Давление масла под поршнем 10 возрастет и клапан 12 приоткроется. Расход пара через турбину и ее мощность увеличатся.
Такая схема регулирования применяется фирмой «Броун-Бовери».
Принцип гидравлических связей |
(часто |
в комбинации с рычажными |
связями) используется и в ряде других |
систем регулирования. |
|
В схемах с гидравлическими |
связями |
сопловое парораспределение |
можно осуществлять, устанавливая соответствующее число регули рующих клапанов, на поршни которых действуют пружины с различ ной жесткостью. Жесткость пружин рассчитывается так, чтобы при изменении нагрузки обеспечить последовательное открытие или за крытие регулирующих клапанов. Основным преимуществом регу лирования турбин с гидравлическими связями является отсутствие рычажных сочленений, а значит и трения, ухудшающего работу ре гулирования.
Схема гидродинамического регулирования конденсационных тур бин КТЗ. На переднем конце ротора турбины закреплен главный центробежный масляный насос 4, который одновременно является насосом и регулятором (рис. 1-43). Из масляного бака 3 инжектором 2 масло подается в систему смазки подшипников, к которым посту пает масло и из системы регулирования по сливной линии 9. Из слив ной линии 9 оно может поступать к насосу-регулятору 4. Верхняя
88