Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уравнение

мощности

М,,р

при

любом числе

отборов

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

где z — число

отсеков

турбины,

в

пределах

которых

Gt = const;

. Gt — расходы

пара через

отсеки турбины, кг/с; ht — полезно

ис­

пользованные

тепловые

перепады

по

отсекам

турбины,

кДж/кг;

г|м ,

г— к.п.д. соответственно механический и генератора. Мощность 7V9.p является расчетной мощностью.

Рекомендуемое распределение теплоперепадов на ступени по отсе­

кам турбины (между давлениями в отборах пара на регенерацию) нель­ зя рассматривать строго обязательным. Такое распределение должно помочь учащемуся без особых затрат труда и времени более правильно решить основные задачи по конструированию проточной части тур­ бины.

Окончательное формирование проточной части нужно подчинить требованию высокой экономичности турбины, т. е. конструированию ступеней с высокими к.п.д. Это условие, как известно, может быть вы­ полнено: при оптимальных отношениях ы/са д для каждой ступени, применением высокоэкономичных профилей сопловых и рабочих лопа­ ток, организацией плавной проточной части, правильной организа­ цией осевых и радиальных уплотнений, выбором правильных пере­ крыш для рабочих лопаток и т. д.

В пределах цилиндра и особенно для отсека ступеней между отбо­ рами нельзя допускать осевых «разрывов» между ступенями, скачко­ образного изменения по диаметрам и высотам лопаток. Увеличение средних диаметров для последующих ступеней необходимо согласовы­ вать с приращением высот сопловых и рабочих лопаток.

Для роторов, особенно цельнокованых, в целях унификации типо­ размеров рекомендуется применять одинаковые размеры по ободам дисков (первые ступени турбины) и пазам для закрепления в них ра­ бочих лопаток, что упростит технологию изготовления и стоимость оборудования.

Таким образом, если в процессе распределения теплоперепадов на группу ступеней между отборами пара не удается обеспечить опти­ мальные отношения и/са д и плавную проточную часть, возможно из­ менить давления в отборах и в первую очередь удовлетворить требова­ ниям по экономичности турбины. В связи с этим после выполнения теплового расчета турбины необходимо внести уточнения в расчет теп­ ловой схемы турбоустановки.

§ 1-21. Расчет осевых усилий

Осевые усилия в реактивной турбине. Осевое усилие в реактив­ ной турбине складывается из следующих составляющих:

осевое давление на уступы ротора JRyCT;

осевое давление на рабочие лопатки от разности давления пара на них Rp,n;

74


осевое давление на конусную часть барабана RK.6; осевое давление от разности количества движения RK,A.

Осевое давление на уступы ротора (рис. 1-34, а) определяется по

уравнению

 

 

 

 

 

RyCT

=

-=-[( 4

_

d?) P i + (dt-

dt) p2+{d\-

dl) p3 - (d\

- dl) p4 ±

 

 

 

 

±(d\-d\)pa],

 

(1-143)

где plt

p2, р 3 и

P i

— давления

пара на уступы

ротора; ра

— атмосфер­

ное

давление.

 

 

 

 

 

Рис. 1-34. Принципиальные схемы конструкций проточной части реактивных турбин

Осевое давление на рабочие лопатки всех ступеней турбины от разности давлений (см. рис. 1-34, а)

г

Я Р - = - ^ - 2 (dli-dl)

- pi,-) ,

(1-144)

1

 

 

где dBi и d6l — диаметры по вершинам рабочих лопаток и у их основа­

ний; РЦ и p2i — давления пара перед и за рабочими лопатками сту­ пеней турбины.

Осевое усилие на ротор турбины от разности количеств движения

пара

 

z

 

# к . д = Е G ( c u - < : „ ) ,

(1-145)

1

 

где G — расход пара через лопатки ступени, кг/с; си

и c2i — проек­

ции абсолютных скоростей пара в ступени на ось турбины; г — число

ступеней турбины.

 

 

Общее осевое давление на ротор турбины (см. рис. 1-34, а)

состав­

ляет алгебраическую сумму

от сложения (1-143)—(1-145):

 

Яо =

#уст + #р.л+Як.д.

(1-146)

При подсчете осевого давления на ротор турбины R0 необходимо различать знаки направления действия силы: направление по ходу

75


пара принимается за положительное, а противоположное ему — за отрицательное.

Упорный подшипник воспринимает осевые усилия и фиксирует ротор турбины в осевом направлении.

Осевое равновесие ротора определяется уравнением

#0 = ^ у п д = Яуст + # Р . Л + Як.Д,

( Ы 4 7 )

где F у п — рабочая поверхность упорного подшипника, см2 ; q — удель­ ное давление на рабочие колодки подшипника, Н/см2 .

Величина q принимается: в подшипниках сегментного типа — до

Р и с . 1-35.

Схема конусной части

ротора

реактивной турбины

1504-200 Н/см2 , а в гребенчатых подшипниках — не выше 50-=- Н-80 Н/см .

У турбин без разгрузочного поршня (см. рис. 1-34, а) все величины в (1-147) известны, кроме Fyn ид. В этом случае в зависимости от кон­

струкции упорного

подшипника

достаточно

принять

q и

опреде­

лить

Fyn.

 

 

 

 

(рис. 1-35)

 

Осевое давление на конусную часть барабана

 

Як.б = 7 - Е M - d ? )

(pi-P2)

+

(dl-dl)

( р 2 - р 3 )

+

... +

 

 

+

(dl-a%)

( р 8 - р „ ) ] ,

 

 

(1-148)

Осевое давление на уступы ротора

(рис. 1-34, б)

 

 

Rye, = ~[(dl-dl)Pi-(dl-dl)p2±(dl-d!)Pa],

 

 

 

 

(1-Н80

где обозначения dit

d2 и т. д. и P i ,

р 2

и ра аналогичны обозначениям

рис.

1-34, а.

 

 

 

 

 

 

 

Подсчет осевого давления на рабочие лопатки и от разности коли­ чества движения производится по (1-144) и (1-145).

Общее осевое усилие на ротор с конусной частью барабана (см. рис. 1-34, б)

К = Р'упЯ' = Яуст + #р.л + Як.б + Як.д.

( Ы 4 8 " )

76


В этом уравнении принимается значение q' и определяется вели­

чина F y n .

Для схемы на рис. 1-34, в осевое усилие на конусную часть бара­ бана будет иметь отрицательный знак. У турбин с разгрузочным поршнем (см. рис. 1-2 или 1-3) осевые усилия зависят от диаметра разгрузочного поршня dn. Принимая dn, производим расчет разгруз­ ки упорного подшипника и соответственно подбираем приемлемые

значения Fyn и q.

Осевые усилия в активной турбине. Осевое давление в активной турбине можно определить по формуле, аналогичной (1-147):

Д 2 = Я У с т

+ Яп.д + Д р . л + /?к.д,

(1-149)

где Ry— осевое давление на уступы ротора

между

ступицами двух

соседних дисков, имеющих

разные диаметры;

/?п.д — осевое давление

на кольцевые поверхности дисков всех ступеней от перепадов давле­

ний за счет реакции; Rp.„

— осевое давление на рабочие лопатки при

наличии на них перепада давлений, т. е. реактивности; RK_R — осевое

давление от разности количеств движения, подсчитывается

по (1-145).

Перепад давлений на диск при отсутствии и наличии

разгрузочных

отверстий можно определить по уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

z

 

 

 

 

 

 

Ял.л =

Яп.« +

/ ? ; . я

= - = - £

(dl-d2CT)

( P u - р и К ,

(1-150)

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

где

dB — диаметры

по вершинам

рабочих

лопаток;

dcr—диаметры

ступиц дисков, т. е. у основания рабочей части лопаток; рп,

р 2 ; —рас­

четные давления пара перед диском и за

ним;

сц — коэффициент;

сц >

1 при

отсутствии

разгрузочных отверстий

в дисках, сц < 1

при

наличии

их.

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от величин зазоров уплотнений диаграфрагм и зазоров между диафрагмами и ободами дисков действительные осевые давления могут быть выше на 10-^-20%, а иногда и больше, т. е. сц =

= 1,10ч-1,20 и больше. Наоборот, если есть разгрузочные

отверстия

в дисках, действительные осевые давления будут

при сц <

1. В зави­

симости от величины площади разгрузочных

отверстий,

зазоров в

уплотнениях диафрагм и ободами дисков сц — 0,50-f-0,80.

Определение действительных перепадов давлений на диски с учетом влияния перетекания пара через осевые зазоры между диаф­ рагмами и дисками, а также через разгрузочные отверстия в дисках вызывает большие затруднения из-за отсутствия надежных данных о коэффициентах расхода. Из-за несовершенства расчетов осевого давления, технологических ошибок при изготовлении сопловых и ра­ бочих лопаток, изменения радиальных и осевых зазоров в проточной части, уплотнения диафрагм и концов вала осевое усилие на упорный подшипник может значительно превысить расчетную величину. Осе­ вое давление на ротор зависит от режимов работы турбины и состояния радиальных и осевых зазоров в проточной части ее. В практике эксплу-

77


атации турбин было немало случаев выплавления упорных подшип­ ников и связанных с этим тяжелых аварий. В последние годы найден экспериментальный метод измерения осевого давления на работающей турбине при помощи термопар. В результате этих исследований М. А. Трубилов предложил способ контроля за работой упорных под­ шипников по температуре белого металла на рабочих колодках. Этот способ оказался весьма эффективным и широко внедряется в практику контроля за работой турбин.

§ 1-22. Режимы работы турбин

Мощность, при которой турбина работает с наименьшим удель­ ным расходом тепла и, следовательно, с наибольшим к. п. д., назы­ вается экономической.

Длительнаяпредельно допускаемая мощность турбины называет­ ся номинальной. Номинальная мощность в зависимости от назначения турбины может быть равна или больше экономической на 5 Ч- 20%.

Основной тепловой расчет турбины производится на экономичес­ кую мощность. При этом расчете в основу распределения теплоперепадов по ступеням турбин принимаются наивыгоднейшие отношения

("/ОнМощность турбины при ее работе может изменяться во всем диа­

пазоне нагрузок — от холостого хода до номинальной величины. Из­ менение мощности турбин осуществляется в основном за счет изме­

нения

расхода пара,

теплоперепадов Я 0 и начальных параметров р0

и t0.

 

можно изменять одним из следующих способов:

Мощность турбин

1) дросселированием свежего пара при впуске в турбину (дроссельное парораспределение); 2) изменением числа открытых сопел первой ре­ гулирующей ступени турбины (сопловое парораспределение); 3) под­ водом свежего пара к одной или нескольким промежуточным ступе­ ням турбины (парораспределение с внешним обводом).

У паровых турбин кроме регулирующих клапанов перед каждой турбиной устанавливаются один или два автоматических стопорных клапана. При подводе пара к турбине по одному паропроводу уста­ навливается один автоматический стопорный клапан. При больших расходах пара (400 -4- 900 т/ч и выше) пар к турбине подводится по двум-четырем паропроводам и на каждом из них устанавливается по автоматическому стопорному клапану. Во время работы турбины не­ зависимо от ее нагрузки эти клапаны всегда полностью открыты.

Принципиальные схемы парораспределения для турбин представ­ лены на рис. 1-36.

Дроссельное парораспределение (рис. 1-36, а). При дроссельном

парораспределении, которое в настоящее время

применяется очень

редко, пар подводится к соплам одновременно

по всей

окружности

(е = 1) через один или два одновременно открывающихся

дроссельных

регулирующих клапана. Последние открываются полностью только при номинальной мощности турбины. При такой схеме парораспре­ деления номинальная мощность совпадает с экономической.

78