Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зору между соплом 23 и контрольной скобой 22; к микроманометру сдвига ротора 20 и реле. В бачке регулятора давления поддержи­ вается постоянный уровень воды Я за счет подачи ее от конденсатных насосов через ограничительную диафрагму 9 и слива — через трубку 8.

Ртутные реле представляют собой сообщающиеся стальные со­ суды 14 , разделенные на две части стальными перегородками и опи­ рающиеся на оси 13. Каждый сосуд может занимать два положения:

при нормальном положении роторов они опираются

на винты

16,

либо замыкаются

на электрическую цепь мостиком 15 с контактами 11.

Реле давления настраивается

на световой сигнал, зажигается желтая

лампа — положение ротора

«опасно».

Реле давления

настраивается

на красный свет

и «отключение» при

предельном

осевом сдвиге

ро­

тора. Реле срабатывает

через

сигнальное реле 18,

переключатель

21,

обмотку электромагнита

26

и

концевой выключатель

28, при этом:

а) в сигнальном реле 18 выпадает флажок и замыкает контакты 19 красной сигнальной лампы «опасный осевой сдвиг ротора», по жела­ нию могут замыкаться контакты сигнальной сирены; б) электромаг­ нит отключения 26 резко втягивает плунжер 27 и ударом скобы 24 приподнимается рычаг 25 предохранительного выключателя турбины.

§1-29. Схемы маслоснабжения турбин

Впрактике турбостроения широко распространены два типа схем маслоснабжения турбин: с насосами объемного типа и с центробеж­ ными насосами.

Схема с объемным насосом (рис. 1-53). Масло из бака 5 всасы­ вается главным зубчатым насосом 7, приводимого в движение при помощи шестерен 8. По выходе из насоса один поток масла с полным

12

~ Eli

/

 

т т т

13

в -

It It I*

Г

4

Рис . 1-53. Схема маслоснабжения турбины с насосом объемного типа

101


давлением, развиваемым насосом, поступает в систему регулирования 9 турбины, а второй поток проходит через редукционный клапан 10 к подшипникам турбины и генератора. Давление масла для системы

смазки принимается в

пределах 1,4 -ь- 1,8 бар. Перед поступлением

в подшипники масло

предварительно проходит через маслоохлади­

тель 12 в котором оно и

охлаждается. В маслопроводах 13 для пра­

вильного распределения масла по подшипникам устанавливаются

ограничительные диафрагмы. Правильное распределение масла по подшипникам определяется его нагревом, что достигается подбором диаметра отверстия диафрагмы, вставляемой в напорный маслопро­ вод к каждому подшипнику. Масло от подшипников собирается в сливной маслопровод и возвращается в масляный бак. На маслопро­

воде

в

системе

смазки предусматривается предохранительный кла­

пан

/ / ,

который

перепускает избыток масла в бак при повышении

давления, необходимого для смазки подшипников. Слив масла из системы регулирования предусмотрен в напорную линию к подшип­ никам. В этом случае полная производительность масляного насоса определяется количеством масла, потребным для смазки подшипни­

ков.

В

масляной схеме

турбины

предусмотрены

резервные насосы

/ и

3.

В случае выхода

из строя

главного насоса

7 автоматически

включается насос 3. Давление масла за ним повышается, и автомати­ чески открывается клапан 4. Клапан 6 предназначен для слива масла в бак 5. При аварийном отключении электросети масло в систему подается насосом 1, работающим от электродвигателя постоянного тока 2.

Рассмотренная схема маслораспределения несколько уменьшает активную разность давлений масла на поршни сервомоторов. В неко­ торых турбинах масло из системы регулирования сливается непосред­ ственно в масляный бак. При такой схеме маслораспределения произ­ водительность масляного насоса рассчитывается с некоторым запасом, учитывающим количество масла, сливаемого из системы регулиро­ вания.

В турбинах большой мощности ЛМЗ начиная с 1949 г. отказался от зубчатых и стал применять винтовые масляные насосы. По срав­ нению с зубчатыми насосами винтовые имеют эксплуатационные пре­ имущества. Они потребляют меньшую мощность на привод, проще в сборке и более долговечны в работе.

Схема с центробежным насосом (рис. 1-54). Главный масляный насос 7 центробежного типа непосредственно соединен с валом тур­ бины. Если всасывающая линия такого насоса и рабочее его колесо не заполнены маслом, то он не может подсосать масло из масляного

бака. Для обеспечения надежности его работы во всасывающей

линии

создают некоторое избыточное давление 0,3

0,5

бар, что достигает­

ся установкой инжектора 5, который погружается

под уровень

масла

в бак 6 и подает масло на всасывающую линию насоса 7. Перед пус­ ком турбины в работу запускают насос 3, который предназначен для подачи масла в систему регулирования 9 и к инжекторам 5 и 10. Масло от инжектора 10 с избыточным давлением 1 -г- 1,5 бар про­ ходит через маслоохладитель 11 и поступает в подшипники турбины

102


и генератора по маслопроводам 12. По мере увеличения скорости ротора турбины давление масла в напорном патрубке центробежного насоса постепенно повышается. Когда оно станет выше давления, соз­ даваемого вспомогательным насосом 3, откроется обратный клапан 8 и одновременно закроется клапан 4 на напорной линии насоса 3. При достижении такого режима пуска турбины насос 3 нужно остановить.

При отключении электросети масло в систему подается насосом /, работающим от электродвигателя постоянного тока 2.

Р и с . 1-54. Схема маслоснабжения турбины с цент­ робежным насосом

Вспомогательный масляный турбонасос. Главный масляный на­ сос создает рабочее давление масла обычно при числе оборотов тур­ бины, составляющем не менее половины рабочего. В периоды пуска и остановки турбины главный масляный насос не обеспечивает нуж­ ного давления масла и производительности. Поэтому для возмож­ ности пуска и остановки турбины предусматриваются вспомогательные масляные насосы. Наибольшее распространение в паротурбинных уста­ новках нашли масляные турбонасосы, а в современных паротурбин­ ных установках высокого и сверхкритических давлений пара — ма­ сляные электронасосы. При остановке турбины также включают в работу или вспомогательный, или аварийный масляные насосы.

Необходимым элементом любой масляной системы является мас­ лоохладитель, предназначенный для отвода тепла от масла, нагре­ ваемого в подшипниках. Температура масла, поступающего в подшип­ ники, согласно правилам технической эксплуатации, должна быть не ниже 35° С и не выше 40° С. При этих температурах обеспечиваются наиболее оптимальные условия смазки подшипников.

Огнестойкие жидкости для регулирования турбин. Для смазки подшипников и регулирования турбин широко применяются турбин­ ные масла марок УТ и особенно Л. Температура воспламенения этих масел около 370° С, в то время как температура свежего пара в тур-

103

бинах достигает 600 -г 650° С. Эти масла легко воспламеняются. В практике эксплуатации турбин из-за утечек масла через неплотности фланцевых соединений и аварийных повреждений маслопроводов были неоднократные случаи возникновения пожаров, сопровождав­ шихся иногда выходом из строя турбинного оборудования и строи­

тельных конструкций машинного зала.

 

Замена легко воспламеняющихся турбинных

масел огнестойкой

жидкостью, которую можно использовать как

для регулирования,

так и смазки подшипников, имеет чрезвычайно

большое значение.

Такая жидкость должна удовлетворять следующим основным техни­ ческим условиям: быть огнестойкой и обладать необходимой вязко­ стью, быть недорогой и не иметь ядовитых свойств. Одна из таких жидкостей с температурой самовоспламенения 740° С, удовлетворяю­ щая указанным требованиям, разработана коллективом Всесоюзно­ го теплотехнического института (ВТИ) под руководством доктора химических наук К. И. Иванова. Она находит применение в системах регулирования на турбинах ЛМЗ мощностью 300 000 и 800 000 кВт. В настоящее время проверяется возможность использования этой жидкости для смазки подшипников [4].

Второй совершенно огнебезопасной жидкостью, которая

давно

уже применяется в некоторых системах регулирования,

является

вода (конденсат). Большая научно-исследовательская работа

по раз­

работке этой смазки вместо масла в системах регулирования

паровых

турбин проведена за предшествующие годы в ВТИ под

руковод­

ством доктора технических

наук

В. Н. Веллера.

 

 

Использование воды в

системах маслоснабжения практически

устранило бы пожароопасность

в турбинных установках.

 

Однако

основным недостатком воды является то, что ее нельзя применять для смазки подшипников, а только в системах регулирования. Кроме того, с внедрением воды в системе регулирования во избежание кор­ розии металла и зашламления воды требуются нержавеющие стали для всей коммуникации трубопроводов системы регулирования, вклю­ чая арматуру, золотники, сервомоторы и другие детали, соприкасаю­ щиеся с водой. Использование воды в системах регулирования вместо масла проверено на головных образцах паровых турбин ХТГЗ ти­ пов К-160-130, К-300-240 и К-500-240. Накопление эксплуатацион­

ного опыта по использованию

огнестойких жидкостей в

системах

маслоснабжения

позволит в дальнейшем устранить пожароопасность

в энергетике.

 

 

 

§ 1-30.

Конструкция

конденсационных паровых

турбин

Турбина должна быть надежна в работе, экономична, конструктив­ но проста, отвечать требованиям удобства монтажа, ремонта и обслу­ живания. При выборе конструкции турбины необходимо учитывать ее мощность, параметры пара, стоимость, длительность использова­ ния в работе, степень загрузки, водоснабжение станции и др. Иссле­ дования и опыт эксплуатации турбин показывают, что создание такой

104


турбины является сложной задачей. Например, создание высокоэко­ номичной турбины, как правило, усложняет конструкцию последней, на ее изготовление требуется больше металла, повышается ее стои­ мость, стоимость доставки ее потребителю, удорожаются монтажные работы и ремонты. Наоборот, наиболее простая конструкция турби­ ны, дешевая в изготовлении, удобная при доставке и монтаже, ремон­ тах и обслуживании, оказывается менее экономичной. Конструктор стремится удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к турби­ не, учитывая их взаимную связь и зависимость. Прорабатывая раз­

личные варианты вновь создаваемой конструкции

турбины и сопос­

тавляя их по экономичности, стоимости, удобству

монтажа,

ремонта

и т. д., он во всех случаях стремится обеспечить

надежность

работы

машины. Таким образом, требование надежности турбины является главным и всегда должно удовлетворяться независимо от других, хотя и очень важных пожеланий.

Для турбин малой и средней мощности в качестве регулирующих ступеней применяются двухвенечные ступени скорости. Такие сту­ пени срабатывают большие тепловые перепады (160 4- 210 кДж/кг и больше), что упрощает конструирование корпуса турбины и конце­ вых уплотнений вала со стороны высокого давления, значительно понижает давление пара в турбине и позволяет применить лопатки достаточной высоты.

Конструирование последних ступеней турбин небольшой и сред­ ней мощности (при нормальном числе оборотов 3000 в минуту) не вызывает каких-либо затруднений. Для малых расходов пара не тре­ буется применять раздельные потоки пара в последних ступенях и лопатки предельной высоты. Потери тепла с выходной скоростью в последних ступенях таких турбин обычно невелики, даже при глу­ боком вакууме.

Паровые турбины в Советском Союзе конструируются в соответ­ ствии с утвержденными ГОСТом параметрами пара, типами турбин и их мощностью. Такое упорядочение типов турбин и параметров пара создает благоприятные предпосылки для унификации, т. е. взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей в пределах одной се­ рии турбин. Опыт отечественного турбостроения показал большую воз­ можность унификации подшипников, лабиринтовых уплотнений, де­ талей парораспределения и регулирования и особенно профилей и размеров сопел и рабочих лопаток, а также унификации других де­ талей .

Турбины КТЗ. Завод строит конденсационные турбины мощнос­ тью 6000 ч- 12 000 кВт. На рис. 1-55 преставлен продольный разрез

турбины К-6-35 мощностью 6000

кВт и п = 3000

об/мин.

Турбина

рассчитана на параметры пара: р0

= 34,3 бар, t0=

435° С и давление

в конденсаторе ргк = 0,049 бар.

Проточная часть

турбины

состоит

из двухвенечной регулирующей ступени и пятнадцати ступеней дав­ ления. Турбина имеет три нерегулируемых отбора пара для подогре­ ва питательной воды до температуры 146° С. При работе с включенной регенерацией турбина потребляет 27,2 т/ч пара, что соответствует удельному расходу тепла q3 = 12300 кДж/(кВт-ч).

105