Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нок. Клапаны, свеча зажигания и форсунки (если камера работает на жидком топливе) управляются посредством специального распредели­ тельного механизма 4, который имеет механический привод от вала турбины 2. Этот механизм позволяет открывать и закрывать клапаны, осуществлять подачу топлива и зажигание его с помощью свечи 7 в строго определенные моменты. Как это видно из рис. 2-3, газовая тур­ бина 2 приводит во вращение компрессор 1 и топливный насос 3, а избыточную мощность отдает на электрогенератор 10.

5 6 7 8 9

Рис. 2-3. Принципиальная схема простейшей ГТУ с закрытой камерой сгорания

Рабочий процесс в закрытой камере сгорания 8 происходит сле­ дующим образом. После заполнения ее воздухом клапан 5 закрывается и только тогда подается (впрыскивается) топливо. Образовавшаяся горючая смесь затем воспламеняется электрической искрой от свечи 7. В связи с тем, что выпускной клапан 9 в это время закрыт, процесс сгорания происходит в замкнутом (постоянном) объеме. Температура

идавление газообразных продуктов сгорания в камере 8 повышаются пропорционально скорости выделения тепла, т. е. интенсивности про­ цесса сгорания топлива. В конце сгорания выпускной клапан 9 откры­ вается, и газы из камеры направляются в турбину 2. По мере выпуска температура и давление газов в камере понижаются. Когда их давле­ ние упадет до определенной величины, открывается впускной клапан 5,

ив камеру сгорания начинает поступать свежий воздух, с помощью

которого производится продувка. Назначение продувки

заключается

в возможно более полном удалении оставшихся газов с

одновремен­

ным

охлаждением

камеры сгорания и

рабочих органов

турбины.

В конце продувки

выпускной клапан 9 закрывается, и камера сгора­

ния

вновь заполняется сжатым воздухом

из компрессора,

послечего

160


весь процесс снова повторяется. Таким образом, нетрудно заметить, что давление в закрытой камере сгорания при работе периодически изменяется, причем в весьма широких пределах.

Следует отметить, что кроме камер вышеописанного типа разрабо­ таны также одноклапанные и бесклапанные конструкции закрытых камер сгорания, которые являются более перспективными.

Сравнение циклов ГТУ со сгоранием при р = const и v = const показывает, что при одинаковой величине степени повышения давле­ ния |3 в компрессоре в цикле с v = const степень расширения, а значит, и термический к. п. д. будут больше. Но, несмотря наэто пре­ имущество, ГТУ с v = const до сих пор не получили практического

распространения по ряду следующих причин: 1) наличие

клапанов

и распределительного механизма в значительной степени

усложняет

конструкцию камеры сгорания. Больше того, практика показала, что именно из-за клапанов камера сгорания становится ненадежной и не­ долговечной в работе; 2) вследствие пульсаций газового потока воз­ можно появление опасных вибраций турбинных лопаток, что может привести к авариям; 3) так как газ проходит через клапаны, он дрос­ селируется, а за счет этого снижается к. п. д. ГТУ; 4) к. п. д. снижает­ ся еще и потому, что при переменном давлении турбина на протяже­ нии большей части цикла работает на нерасчетном режиме, когда об­ текание ее проточной части сопровождается повышенными потерями.

§ 2-3. Основные показатели, характеризующие ГТУ, и способы повышения экономичности ГТУ

В реальной ГТУ имеется целый ряд потерь, которые разделяют­ ся на внутренние и внешние.

Внутренние потери непосредственно связаны с изменением состоя­ ния рабочего тела. К ним относятся: 1) внутренние потери в компрес­

соре, учитываются

внутренним (адиабатическим) к. п. д. компрессора

7jK; 2) внутренние

потери в газовой турбине учитываются относи­

тельным внутренним к. п. д. турбины -q0i; 3) потери тепла в камересгорания учитываются с помощью теплового к. п. д. камеры сгорания г1к.с', 4) потери на гидравлическое сопротивление в воздушном тракте ГТУ, к которым относятся гидравлические потери в воздухопроводах,

регенераторе,

воздухоохладителях;

5) потери

на гидравлическое

сопротивление в газовом тракте ГТУ, включают

в себя гидравличе­

ские потери в газопроводах, камере

сгорания и регенераторе;

6) по­

тери, связанные с расходом воздуха на охлаждение турбинных

дета­

лей (лопаток,

дисков и т. д.).

 

 

 

Внутренние потери в ГТУ оцениваются в целом с помощью

внут­

реннего к. п. д. установки

 

 

 

 

^ = '*/<7кс,

(2-18)

где /г — внутренняя полезная работа ГТУ, кДж/кг; qK-c — действи­ тельное количество тепла, затрачиваемого в камере сгорания на нагрев 1 кг воздуха от температуры Т 4 до Т 4 (см. рис. 2-2), кДж/кг;

6-559

161


 

Чк.с =

ср1л)(1

 

/чЦ,е)

(2-19)

здесь 7j^,c — тепловой к. п. д. камеры

сгорания.

 

После подстановки в (2-18) вместо /г и qK.c

их выражений (2-17) и

(2-19) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рт — 1)

 

 

 

Cp(Ti-TJ

( 1 / - ^ . с )

 

 

 

( 1 - 1 / Г ) 1о»

1

(рт — 1)

 

 

Чк1

(2-20)

 

 

 

 

 

 

 

( 1 — Г 4 / Г г ) (1 / г - с )

 

 

Путем дальнейших преобразований, которые здесь не приводятся,

сводим (2-20) к

виду

 

 

 

 

 

"

• Е ( 1 - 1 / П * Ы - ( Р я ' - 1 ) ( 1 Л | К )

г

(2-21)

т _ 1 _ ( р т _ 1 ) ( 1 / % )

 

 

Следовательно,

внутренний

к. п. д. ГТУ т;. =

/ (т, (3, 7]0 г , т)к , ^ . с ) .

Очевидно, величина т;г

будет тем больше, чем выше значения i\ui,

"Цк и т;к.с, т. е. меньше потери соответственно

в турбине,

компрессоре

и камере сгорания. Из (2-21) видно, что зависимость ч\ь от Y£.c линей­

ная. В значительно

большей степени экономичность ГТУ зависит от

к. п. д. компрессора

и турбины, что вызывает необходимость дальней­

шего совершенствования конструктивного исполнения компрессоров и газовых турбин, особенно их проточной части. В настоящий момент

достигнуты значения

внутренних

к.п.д.

осевых

компрессоров YJK =

= 0,834-0,90; газовых

турбин — цп

=

0,854-0,90.

 

На рис. 2-4 приведены

кривые

i\t = / (|3), построенные по (2-21)

для различных значений т =

TJT3,

 

где Ti

— начальная

температура

газов перед турбиной,

а Т3

— температура

всасываемого

компрессо­

ром воздуха при 7]о г

= 0,87; %

=

0,88;

Y£.C =

0,97 и

неизменной

температуре всасываемого компрессором

воздуха

Т3 288 К.

Как можно заметить, с увеличением т величина к. п. д. ГТУ непре­ рывно растет. Повышается при этом и работоспособность 1 кг воздуха, а это значит, что снижается его расход на единицу мощности, и следо­ вательно, уменьшается потребляемая компрессором мощность. Но увеличение т возможно как путем повышения Tlt так и за счет сниже­

ния Т3.

В связи с тем что температура атмосферного воздуха изменяется в сравнительно широких пределах, она оказывает существенное влия­ ние на экономичность и мощность ГТУ. При повышении Т3 удельный объем воздуха увеличивается, в результате чего увеличивается и ра­ бота, затрачиваемая на сжатие его в компрессоре. Весовой расход воздуха, а значит, и мощность установки при этом снижаются.

162


В практике увеличение к. п. д. ГТУ достигается за счет повышения 7\ — начальной температуры газов при некотором заданном значе­ нии Т3. Из рис. 2-4 видно, что чем выше Ти тем больше т)г. Это спра­ ведливо для любых схем ГТУ и типов турбин, так как 7\, с термодина­ мической точки зрения, является максимальной температурой цикла и поэтому повышение ее всегда ведет к увеличению к . п . д . Допускае­ мая в настоящее время, исходя из условий надежной и долговечной работы стационарных турбин

значительной мощности, величи­ на Ti= 900-М 100 К. Дальней­ шее повышение ее пока огра­

ничивается

в

основном

жаро­

стойкостью

и

жаропрочностью

существующих

материалов,

из

которых

изготовляются

лопат­

ки

и

роторы

 

турбин.

Однако

здесь

следует

отметить,

что в

форсированных

газовых

турби­

нах

 

с ограниченным

моторесур­

сом,

например

в авиационных,

температура Т1

достигает 1500 К.

 

В общем

случае

выбор

на­

чальной температуры

7\ зависит

от

ряда

факторов и

в

первую

очередь от назначения установ­ ки и требуемого моторесурса ГТУ, а также от вида применя­ емого топлива. Так, при работе ГТУ на мазутах, особенно содер­

жащих

ванадий,

чтобы ограни­

чить

коррозию,

температуру

газа

перед турбиной обычно

It

\T,=

1273K(r=W0bi

0,31

1173lT=W3l

 

 

 

 

1073(г=зть?

 

 

0,28 W23(t=3.5S2b

 

 

 

0,24

 

 

 

 

% max\

 

|

 

• % ?

0,20

 

 

 

 

 

к

 

 

1

 

0,1В

 

 

N

 

 

 

 

 

 

 

0,12

 

1

 

 

-1

 

 

 

 

iI

 

 

0,08

- г

~i

 

 

i

 

 

ОМ

 

i

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

l

 

 

2

3 Ч 5 6Ч|7- 8

9

10 11 12 13

 

Ропт

 

 

Рис. 2-4. Внутренний

к. п. д. прос­

тейшей

ГТУ в зависимости от степе­

ни повышения

давления f> при раз­

 

личных т

 

снижают до 920 К и ниже, что, естественно, уменьшает

к.п.д. [5].

Значительно более сложным характером, как это видно из рис. 2-4,

отличается

зависимость

г =

/ (|3). Дело в том, что к.п.д. ГТУ имеет

максимум

при вполне

определенной, так называемой оптимальной

степени повышения давления

|50ПТ. Причем величина |30 п т

зависит от

схемы ГТУ, она возрастает с повышением 7\ и уменьшением Тг. Но

на

|30 п т влияют

также -q0i, т)к И другие факторы. Поэтому

величина

Во п х

должна вычисляться для конкретной схемы ГТУ и вполне опре­

деленных ее основных показателей.

 

Соотношение между полезной работой ГТУ и работой,

совершае­

мой

турбиной,

характеризуется

коэффициентом полезной

работы

 

 

о = / г / / т =

( / т - / к ) / / т .

(2-22)

Очевидно, чем больше б, тем меньшая часть работы (или мощности) ГТУ расходуется на сжатие в компрессоре и тем соответственно боль­ шую часть ее можно полезно использовать, т. е. передать потребителю.

6*

163