ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
лаждающей средой служит обычно вода. С точки зрения термодина мики, охладитель 4 выполняет роль теплоприемника. Охлажденный газ поступает далее в компрессор 5, где сжимается от давления р^ до р2, за счет чего температура его повышается с 7^ до Т2. После компрес сора 5 газ направляется в регенератор 12, в котором подогревается до температуры Т3; давление его вследствие гидравлических потерь не сколько снижается от р2 до р3.
Рис. 2-13. Принципиальная схема замкнутой ГТУ
В замкнутых ГТУ вместо камеры сгорания устанавливается нагре ватель 1, в котором рабочее тело (газ или воздух) пропускается внутри трубок. Снаружи эти трубки нагреваются за счет тепла, выделяюще гося при сжигании топлива в топке, которая по принципу работы схо жа с топкой паровых котлов. Благодаря сходству нагреватель замкну тых ГТУ иногда называют еще «воздушным котлом». В нагревателе / температура рабочего газа резко возрастает до Т4 , а давление, опятьтаки за счет гидравлических потерь, снижается до р 4 . С этими пара метрами газ поступает в турбину 3, где, совершая работу, расширя ется до давления р5\ температура его при этом падает до Т5. Турбина 5 вращает компрессор 5, а избыточную часть своей мощности отдает на привод электрогенератора 2.
Так как температура отработавшего газа еще достаточно высока, то после турбины он направляется в регенератор 12, где отдает часть тепла на подогрев газа, движущегося из компрессора 5 в нагреватель 1.
И только после |
регенератора |
газ с параметрами |
Тв < Т5, р6 < рь |
вновь поступает |
в охладитель 4. |
Затем цикл снова |
повторяется. |
Нетрудно заметить, что в замкнутой ГТУ циркулирует одно и то же весовое количество рабочего тела, если не считать незначительной по величине утечки газа из контура через различные неплотности, которая автоматически восполняется из аккумулятора высокого дав ления 8.
178
Мощность установки регулируется изменением давления газа в ее контуре при сохранении практически неизменными степени повы шения давления, а также наименьшей и наибольшей температуры газа. Следовательно, без изменений остаются тепловые перепады в турбине и компрессоре, а также треугольники скоростей и внутренние к.п.д. турбомашин.
Рассмотрим этот способ регулирования. При увеличении нагрузки число оборотов турбины 3 уменьшается, в результате чего центробеж ный регулятор 6 перемещает регулирующий орган 10 вниз (см. рис. 2-13). Тем самым он сообщает аккумулятор высокого давления 8 с контуром ГТУ. При этом давление газа, циркулирующего в конту ре, а следовательно, и весовой расход его возрастают. Мощность ГТУ увеличивается пропорционально росту весового расхода газа. При уменьшении нагрузки вследствие увеличения числа оборотов турбины грузы регулятора 6 расходятся и перемещают регулирующий орган 10 вверх. В этом случае часть газа из контура ГТУ перетекает в акку мулятор низкого давления 9. В результате давление в контуре, а зна чит, и весовой расход циркулирующего газа уменьшаются, что при водит к снижению мощности установки.
В связи с тем что скорость регулятора 6 изменяется в зависимости от нагрузки в пределах неравномерности регулирования, то, для того чтобы регулирующий орган 10 в положении равновесия был закрыт, установлен регулятор давления 7. В рассматриваемой ГТУ каждой нагрузке соответствует определенное давление газа в контуре, в том числе и после компрессора 5 (область высокого давления). Поэтому при каждой нагрузке регулятор давления 7, а значит, и муфта регуля тора скорости 6 будут находиться в каком-то вполне определенном положении.
При небольших временных колебаниях нагрузки часть сжатого газа перепускается из области высокого давления ГТУ непосредствен
но в область низкого давления, минуя аккумуляторы, |
клапаном |
/ / , |
||
действующим также |
от |
регулятора 6. Это сделано для |
того, чтобы |
|
уменьшить расход |
газа |
из аккумулятора высокого |
давления |
8. |
Аккумулятор высокого давления 8 пополняется с помощью не большого вспомогательного компрессора, перекачивающего в него газ из аккумулятора низкого давления 9 так, чтобы давление в нем было всегда несколько выше, чем в области высокого давления уста новки при максимальной нагрузке.
Замкнутые ГТУ по сравнению с открытыми обладают следующими преимуществами:
1. Благодаря отсутствию в циркулирующем газе веществ, вызы вающих коррозию и эрозию лопаточного аппарата, значительно по вышается надежность и долговечность турбины.
2. Замкнутые |
ГТУ |
могут работать на любых |
видах топлива, в |
|
том числе на твердом |
и |
на тяжелых сортах жидкого топлива (мазу |
||
тах), содержащих |
серу, |
ванадий и другие вредные |
примеси. |
3.Замкнутые ГТУ могут успешно работать на атомной энергии совместно с газовым атомным реактором.
4.Путем повышения начального давления газа перед компрессо-
179
ром можно в широких пределах увеличивать его весовой расход в ГТУ. А это дает возможность либо в соответствующее число раз уве личить единичную мощность установки, либо же при неизменной мощ ности значительно снизить вес ее, прежде всего за счет уменьшения поверхности теплообменников, размеров газовой турбины и диаметров трубопроводов.
5.В связи с тем что в замкнутых ГТУ мощность регулируется из менением давления газа в контуре, к.п.д. установки на различных режимах нагрузки в широком диапазоне остается почти неизменным.
6.В замкнутых ГТУ в качестве рабочего тела кроме воздуха мож но использовать любые газообразные вещества, либо обладающие лучшими теплофизическими свойствами, либо позволяющие сделать цикл установки более совершенным и выгодным с термодинамической стороны, либо имеющие какие-то другие ценные достоинства. Приме ром тому может служить гелий, который обладает лучшими теплофизическими свойствами, чем воздух, но он значительно дороже и от личается огромной текучестью. Однако то обстоятельство, что гелий при прохождении через атомный реактор не становится радиоактив ным, является решающим в деле использования его в качестве тепло
носителя в атомных установках с газовыми реакторами [7].
В настоящее время ведутся работы по созданию замкнутых ГТУ, работающих совместно с высокотемпературными газоохлаждаемыми атомными реакторами. Разработано большое число проектов у нас в стране и за рубежом. Установлено, что ГТУ этого типа являются чрезвычайно перспективными, так как обладают существенными пре имуществами по сравнению с паротурбинными атомными установка ми. Так, они экономичнее, более компактны и требуют значительно меньших капиталовложений. Но на сегодняшний день постройка атом ных ГТУ упирается в целый ряд еще не разрешенных технических задач.
Наряду с отмеченными достоинствами замкнутые ГТУ по сравне нию с установками открытого типа отличаются большей сложностью и громоздкостью. Вместо малогабаритной камеры сгорания у них имеется громоздкий «воздушный котел», соразмерный при одинаковой мощности установок с паровым котлом. Кроме того, в ГТУ дополни тельно появляется воздухоохладитель, поверхность охлаждения ко торого также соразмерна с поверхностью конденсатора паротурбин ной установки. Вследствие указанных причин замкнутые ГТУ до сих пор не нашли широкого распространения. Область их применения ограничивается в основном работой на мазуте и твердом топливе: каменном угле и торфе. Наиболее известны ГТУ замкнутого типа про изводства швейцарской фирмы «Эшер-Висс», которая много лет спе циализируется в этом направлении.
В 1960 г. на ГРЭС № 4 Мосэнерго была запущена замкнутая ГТУ М-56 мощностью 10 ООО кВт, построенная фирмой «Эшер-Висс» для Советского Союза. Топливом для установки служит угольная пыль Подмосковного бассейна. Наряду с производством электроэнергии установка может давать до 32,5 ГДж/ч тепла в виде горячей воды для теплофикационных нужд [7].
180
§ 2-8. ГТУ с поршневыми камерами сгорания, парогазовые установки
Газовые турбины в настоящее время нашли исключительно широ кое применение в качестве привода нагнетателей в двигателях внут реннего сгорания (ДВС) с наддувом, а также в различных схемах ком бинированных турбопоршневых двигателей. Все большее распростра нение получают и энергетические установки, в которых газовая тур бина работает совместно со свободно-поршневым генератором газа
/ |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 94 |
3 52 |
1 |
Р и с . 2-14. Принципиальная схема ГТУ с СПГГ
(СПГГ). В этих установках удачно сочетаются положительные ка чества турбины (меньшие вес и габариты, способность рабо тать с большим числом оборотов и т. д.) с высокой экономичностью ДВС.
Принципиальная схема ГТУ с СПГГ изображена на рис. 2-14. Роль компрессора и одновременно камеры сгорания выполняет СПГГ, который по принципу действия напоминает двухтактный дизель вы сокого наддува с противоположно движущимися поршнями. Поршни 10 компрессоров при движении навстречу друг другу сжимают воздух и вытесняют его из полостей 2 через клапаны 4 в продувочный реси вер 11. Оттуда через продувочные окна 6 воздух поступает в «дизель ный» цилиндр 9 сначала для продувки его, а затем для наполнения све жим зарядом. Когда поршни 5 сблизятся и займут почти крайнее от носительно друг друга положение, в цилиндр 9 через форсунку 7 впрыскивается топливо. Так же, как и в дизеле, оно самовоспламеня ется от сжатия. Вследствие расширения газов в цилиндре 9 при сгора нии топлива поршни 5 начинают расходиться в противоположные стороны. При этом поршни 10, жестко связанные с поршнями 5, сжи-
181
мают воздух в буферных полостях 1. Одновременно через клапаны 3 всасывается атмосферный воздух в компрессорные полости 2. Далее, как только поршень 5 откроет выпускные окна 8, газы из «дизельного» цилиндра 9 выпускаются в уравнительный ресивер 12, а из него смесь газов с продувочным воздухом при температуре 7204-870 К направля ется в турбину 13. Развиваемая турбиной мощность почти целиком отдается потребителю. Для перемещения поршней снова навстречу друг к другу используется энергия сжатого воздуха, находящегося в буферных полостях 1. И таким образом весь рабочий процесс повто ряется.
Согласованность перемещения правой и левой поршневых групп обеспечивается специальным синхронизирующим механизмом. Число двойных ходов (циклов) в минуту регулируется изменением подачи топлива.
Газотурбинные установки с СПГГ имеют к.п.д. примерно 304-35%. Высокая их экономичность объясняется большим перепадом темпера тур, с которым осуществляется рабочий процесс. Высшей является
температура сгорания топлива в «дизельном» цилиндре (Тгт |
2000 К), |
|||||
а низшей — температура |
газов, выпускаемых из турбины. |
|
||||
В ГТУ с открытыми |
камерами сгорания, |
чтобы снизить |
темпера |
|||
туру продуктов |
сгорания |
с 18004-2300 К до допустимой |
температу |
|||
ры газов перед |
турбиной |
Т ь приходится |
специально |
увеличивать |
коэффициент избытка воздуха до а = 44-8, для чего требуется соот ветствующее увеличение производительности компрессора, а следова тельно, и мощности, затрачиваемой на его привод. В СПГГ необходи мое снижение температуры газов достигается в результате их расши рения в «дизельном» цилиндре. Причем за счет этого поршни совер шают полезную работу — сжатие воздуха в поршневых компрессорах до заданного давления. Относительно низкая температура газа перед турбиной 7204-870 К, которая получается вследствие расширения в «дизельном» цилиндре и добавления продувочного воздуха, дает воз можность упростить конструкцию турбины, применить для ее изго товления менее жаропрочные и дефицитные материалы, а также по зволяет увеличить надежность и долговечность ее работы.
Газотурбинные установки с СПГГ применяются на некоторых судах, локомотивах и на стационарных объектах различного назна чения.
Основным недостатком ГТУ с СПГГ является определенная слож ность и недоработанность самого СПГГ. Это существенно снижает надежность и долговечность работы установок данного типа, а в итоге ограничивает темпы и масштаб их внедрения.
Стремление повысить технико-экономические показатели энергети ческих установок путем рационального сочетания особенностей паро вого и газотурбинного циклов привело к созданию парогазовых уста новок (ПГУ).
У нас в стране большие работы в данном направлении начиная с 1945 г. были проведены Центральным научно-исследовательским котлотурбинным институтом им. И. И. Ползунова (ЦКТИ). В результате этого к настоящему времени создан ряд комбинированных паро-
182