ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
|
|
|
Тс = Та |
{VJV.r1 |
= |
|
V |
; |
|
|
|
|
Тг. |
= Тс (рг./рс) |
= |
Т;к = |
7 > * - ' ; |
|
|||
|
|
7 г = 7V (1/,/Уг .) = |
7>р = |
7а АР г*-ь |
|
|||||
|
П |
= ^ |
(VJV„)*-i |
= TJh™ |
= |
Га Х? (s'-VS*-1 ), |
|
|||
а |
так как г/8 — р, то |
можно |
написать |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Tb |
= |
W - |
|
|
|
|
qx |
Подставляя |
найденные значения |
Тс, |
7>, Tz |
и Ть в |
выражения |
||||
и <72 и производя |
соответствующие преобразования, |
получаем: |
||||||||
|
|
<7t = с ^ з * - 1 [Х - |
1 + |
kl(9- |
1)]; |
(3-1) |
||||
|
|
|
K = c J a № - \ ) . |
|
|
(3-2) |
Важной характеристикой любого цикла является его термический к.п.д., представляющий собой отношение тепла, преобразованного в механическую работы, ко всему количеству подведенного тепла; к.п.д. термодинамического цикла
\ = ЧЯ\ = (Яг ~ <7z)/7i'= 1 — Яг'Яу
Подставляя значения qt и q2 из (3-1) и (3-2), получаем после сокраще ний формулу для определения термического к.п.д. смешанного цикла
^ = 1 —(Хр* — l y t e 1 * - ^ [X — 1 + £ Ц р - 1 ) ] } . |
(3-3) |
Изохорный цикл. |
Изохорный термодинамический цикл в коор |
|||
динатах р — V и Т—s |
изображен на рис. 3-10. |
|
||
Все тепло в отличие от смешанного цикла подводится при постоян |
||||
ном объеме |
|
|
|
|
|
|
Ях = Я\- |
|
|
Так как в-изохорном цикле степень предварительного расшире |
||||
ния р = 1, то |
|
|
|
|
qi = cvTae^ |
(X - |
1), q2 = cvTa (X - |
1). |
|
Аналогично предыдущему получим термический к. п. д. изохор- |
||||
ного цикла: |
|
Y], = |
1 — l/s*-i. |
(3-4) |
|
|
Сравним между собой оба цикла при равных е и qi и одинаковых
параметрах рабочего тела в начале сжатия (рис. 3-11). |
|
||
В цикле а—с—z—Ь |
все тепло подводится при V = const; |
||
в цикле а—с—z'—z4—6j |
часть тепла подводится |
при |
V = const, а |
часть — при р = const. |
Площадка /—a—с—z—2 |
в |
Т—s-диаграмме |
представляет количество подведенного тепла qt в изохорном цикле, площадка 1—а—с—z'—zt—3 — количество подведенного тепла в сме шанном цикле. Так как для обоих циклов были приняты равные ко-
245
личества подведенного тепла, |
то |
можно заметить, |
что |
площадка |
|
1—а—с—z—2 — равна площадке |
/ — а — с — z — z t —3 . |
|
цикле |
||
Количество отведенного холодильнику тепла в |
изохорном |
||||
определяется на Т—s-диаграмме |
площадкой /—а—b—2, |
а в смешан |
|||
ном цикле — площадкой 1—а—br—3. Видно, что площадка |
1—а-—Ьг— |
||||
—3 больше площадки 1—а—Ь—2; |
следовательно, |
количество |
отве |
||
денного тепла в смешанном цикле |
больше, чем в изохорном, |
на ве |
|||
личину |
|
|
|
|
|
=Ягалчш ?2изох>
изображенную на диаграмме заштрихованной площадкой 2—b-—Ьх—3. Отсюда следует, что работа и термический к.п.д. при изохорном ци кле больше, чем при смешанном цикле.
На рис. 3-11 пунктиром показан еще изобарный цикл а—с—z2—b2, где все тепло подводится при р = const. Из Т— s-диаграммы видно, что количество тепла, отведенного при изобарном цикле, больше, чем при смешанном цикле, на величину площадки 3—Ь±—Ъг—4. Сле довательно, работа и к.п.д. изобарного цикла будут меньше, чем в каждом из рассмотренных выше двух циклов, и среди всех трех цик лов смешанный цикл занимает в этом отношении промежуточное поло жение.
Из диаграммы рис. 3-11, построенной в предположении равенства соответствующих е и qi для всех трех циклов, видно, что в изохорном цикле значения максимальных давлений и температуры больше, а давления и температуры конца расширения меньше, чем в смешанном цикле. В действительности же двигатели, работающие по изохорному циклу, имеют е = 5-^-9, а двигатели, работающие по смешанному циклу, е = 134-20. Сравнение между собой этих циклов при одина ковой степени сжатия представляет,чисто теоретический интерес,
246
поэтому термодинамические |
циклы |
различных |
двигателей нужно |
|||||
сравнивать |
при |
различных |
реальных |
значениях |
степени |
сжатия. |
||
Если сравним оба цикла |
при равных значениях |
qy и одинаковых |
||||||
параметрах |
рабочего тела в начале сжатия, но при |
разных |
е, то кар |
|||||
тина будет совершенно другая |
(рис. 3-12). Площадка /—а—Ci—z{ —3 |
|||||||
в Т—s-диаграмме |
представляет |
количество подведенного |
тепла qt |
в изохорном цикле, площадка /—а—с—z—z—2 — количество под веденного тепла в смешанном цикле. Так как для обоих циклов были
приняты одинаковые количества подведенного тепла qlt |
то, следова |
тельно, эти площадки равны между собой. Количество |
отведенного |
Я |
|
s
Рис. 3-12, Смешанный и изохорный циклы при разных значениях е
тепла холодильнику в изохорном цикле определяется на Т—s-диа грамме площадкой J—а—bt—3, а в смешанном цикле — площадкой /—а—Ъ—2. Видно, что площадка 1—а—Ь4—3 больше площадки /—а—Ъ—2; следовательно, количество отведенного тепла в изохор ном цикле больше, чем в смешанном, на величину, изображенную на диаграмме заштрихованной площадкой 2—Ь—bt—3.
Отсюда следует, что в смешанном цикле при значительно большем е по сравнению с изохорным и работа, и термический к.п.д. гораздо больше, чем эти же параметры в изохорном цикле.
Обычно в двигателях, работающих по изохорному циклу (карбю раторных), количество подведенного тепла за цикл qi больше (коэф фициент избытка воздуха а меньше), чем у двигателей, работающих по смешанному циклу (дизелей). В связи с этим и температура конца сгорания в карбюраторных двигателях бывает выше, чем в дизелях. На рис. 3-12 площадкой а—ct—z2—Ьг—а показан такой цикл соответ ственно в р—V- и Т—s-диаграммах.
247
Исследование влияния отдельных параметров на термический к. п. д. цикла
Величина к.п.д. изохорного цикла, как видно из (3-4), определяет ся степенью сжатия s и показателем адиабаты k. Степень сжатия яв ляется конструктивным параметром, а показатель адиабаты зависит от температуры процесса и от природы рабочего тела. На рис. 3-13 приведены кривые зависимости термического к.п.д. изохорного цикла от степени сжатия е для различных значений показателя адиабаты k,
Ь
0,6
12
OA |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
800 |
1200 |
WOO |
2000 |
2Ш |
дикдж/кг |
|
в |
8 |
12 |
16 |
|
|
2,2В |
1.7 |
1,35 |
1,1 ос |
|
Рис. |
3-13. |
Изменение t\t |
Рис. |
3-14. Изменение t\t |
в зависимо |
|||||
изохорного |
термодинами |
сти |
от |
количества |
подведенного |
теп |
||||
ческого цикла |
при различ |
|
|
|
ла |
qi |
|
|
||
ных |
значениях показателя |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
адиабаты |
k |
|
|
|
|
|
|
|
из которых видно, что при увеличении степени сжатия, а также с рос том показателя адиабаты значение к.п.д. увеличивается. Отсюда вы текает, что для получения большего к.п.д. и большей удельной рабо ты необходимо стремиться к повышению степени сжатия. Но в двига телях с искровым зажиганием повышение степени сжатия ограничива ется возникновением преждевременной вспышки и явлений детона ции.
Изменение величины получаемой работы за цикл связано с соот ветствующим изменением количества подведенного тепла, что опреде ляет изменения значений максимального давления и температуры цикла. Отсюда следует, что степень повышения давления является параметром, характеризующим количество подведенного тепла и ра боту цикла. Между тем, в (3-4) величина К не входит; следовательно, изменение работы (нагрузки) изохорного цикла не влияет на величину его термического к.п.д.
|
В смешанном цикле изменение количества подведенного тепла |
||||||||
влияет на величину |
к.п.д. На рис. 3-14 показана такая |
зависимость; |
|||||||
при подсчете |
были |
приняты: |
X = |
1,6; е = |
15, Та = 288 |
К и k = 1,4. |
|||
Из |
кривой |
i\t |
~ f (Qi) видно, |
что при К = |
const (тогда, |
следователь |
|||
но, |
и pz = |
const) с увеличением |
qt (и соответственно работы |
цикла |
|||||
L t |
и степени |
предварительного |
расширения р) термический |
к.п.д. |
|||||
смешанного |
цикла |
уменьшается, |
причем |
с возрастанием qx от 1200 |
|||||
до |
2000 кДж/кг значение i\t |
снижается на величину от 64 до 60,5%. |
248
Значение q{ зависит от теплоты сгорания топлива QiJ, теоретически необходимого количества воздуха L 0 и коэффициента избытка воз духа а.
|
Для топлива нефтяного |
происхождения состава С = 86%, |
Н |
= |
||||||
= 13% и О = 1 % |
значение |
L 0 = |
14,3 кг/кг |
и |
Q£ =42000 кДж/кг. |
|||||
Поэтому каждому |
значению |
а соответствует |
определенная |
величина |
||||||
qu- |
на рис. 3-14 указана такая связь между а и qx. |
|
|
|
|
|
||||
ти |
Ha рис. 3-15 изображены кривые ~qt смешанного цикла в зависимос |
|||||||||
от е для различных значений степени предварительного |
расшире |
|||||||||
|
|
|
ния |
р. При р = |
1 смешанный |
цикл |
||||
|
|
|
становится изохорным. На |
диаграм |
||||||
|
|
|
ме |
указаны |
пределы |
изменения |
е |
|||
|
|
|
для |
дизелей |
(область |
/, |
наиболее |
|||
|
|
|
распространенная |
—- область |
/ / ) , |
|||||
|
|
|
карбюраторных |
(область |
/ / / , |
наи- |
t |
6 8 |
10 |
12 П 16 18 £ |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
3-15. |
Кривые % в за |
Рис. 3-16. Кривые |
t]t смешанного |
|||||
висимости |
от |
степени |
сжа |
цикла |
в зависимости |
от р для |
раз |
||
тия |
£ для |
различных |
вели |
|
|
личных |
е |
|
|
чин |
степени |
предваритель |
|
|
|
|
|
||
|
ного |
расширения |
|
|
|
|
|
||
более |
распространенная — область |
IV) |
и газовых |
двигателей V. |
|||||
В связи |
с тем что двигатели, |
работающие по смешанному |
циклу, |
||||||
имеют е больше, чем двигатели, |
работающие по изохорному |
циклу, |
|||||||
первые имеют и более высокий термический к.п.д. |
|
|
|||||||
Кривые |
рис. 3-16 |
иллюстрируют |
зависимость термического |
к.п.д. |
смешанного цикла от степени предварительного расширения для раз личных е при постоянном количестве подведенного тепла qx. Как вид
но, |
т}( с увеличением р уменьшается, |
причем такая зависимость |
по |
мере возрастания р становится более |
заметной. Однако y\t при р |
= |
|
= |
1,4 и при р = 1,0 различаются между собой менее чем на 1 %, что |
практически не влияет на к.п.д. установки. Следовательно, работа и среднее давление цикла при изменении р — в указанных пределах, но при <7i = const будут практически неизменными.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий прак тический вывод. При повышении р до 1,4 уменьшение т]г и L ,по срав
нению с их значениями при р = |
1 не превысит |
1 %. В то же время К |
|
при р = 1,4 будет значительно |
меньше, чем |
при р = 1. |
Поэтому |
выгоднее эксплуатировать двигатель при р = 1,4, чем при р = |
1,0, так |
как при меньшем давлении сгорания облегчаются условия работы ша-
249