Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Тс = Та

{VJV.r1

=

 

V

;

 

 

 

Тг.

= Тс г./рс)

=

Т;к =

7 > * - ' ;

 

 

 

7 г = 7V (1/,/Уг .) =

7>р =

7а АР г*-ь

 

 

П

= ^

(VJV„)*-i

= TJh™

=

Га Х? (s'-VS*-1 ),

 

а

так как г/8 — р, то

можно

написать

 

 

 

 

 

 

 

 

Tb

=

W -

 

 

 

 

qx

Подставляя

найденные значения

Тс,

7>, Tz

и Ть в

выражения

и <72 и производя

соответствующие преобразования,

получаем:

 

 

<7t = с ^ з * - 1 [Х -

1 +

kl(9-

1)];

(3-1)

 

 

 

K = c J a № - \ ) .

 

 

(3-2)

Важной характеристикой любого цикла является его термический к.п.д., представляющий собой отношение тепла, преобразованного в механическую работы, ко всему количеству подведенного тепла; к.п.д. термодинамического цикла

\ = ЧЯ\ = (Яг ~ <7z)/7i'= 1 Яг'Яу

Подставляя значения qt и q2 из (3-1) и (3-2), получаем после сокраще­ ний формулу для определения термического к.п.д. смешанного цикла

^ = 1 —(Хр* — l y t e 1 * - ^ [X — 1 + £ Ц р - 1 ) ] } .

(3-3)

Изохорный цикл.

Изохорный термодинамический цикл в коор­

динатах р V и Т—s

изображен на рис. 3-10.

 

Все тепло в отличие от смешанного цикла подводится при постоян­

ном объеме

 

 

 

 

 

 

Ях = Я\-

 

Так как в-изохорном цикле степень предварительного расшире­

ния р = 1, то

 

 

 

 

qi = cvTae^

(X -

1), q2 = cvTa (X -

1).

Аналогично предыдущему получим термический к. п. д. изохор-

ного цикла:

 

Y], =

1 — l/s*-i.

(3-4)

 

 

Сравним между собой оба цикла при равных е и qi и одинаковых

параметрах рабочего тела в начале сжатия (рис. 3-11).

 

В цикле а—с—z—Ь

все тепло подводится при V = const;

в цикле а—с—z'—z4—6j

часть тепла подводится

при

V = const, а

часть — при р = const.

Площадка /—a—с—z2

в

Т—s-диаграмме

представляет количество подведенного тепла qt в изохорном цикле, площадка 1а—с—z'—zt3 — количество подведенного тепла в сме­ шанном цикле. Так как для обоих циклов были приняты равные ко-

245


личества подведенного тепла,

то

можно заметить,

что

площадка

1а—с—z2 — равна площадке

/ — а — с — z — z t 3 .

 

цикле

Количество отведенного холодильнику тепла в

изохорном

определяется на Тs-диаграмме

площадкой /—а—b2,

а в смешан­

ном цикле — площадкой 1а—br3. Видно, что площадка

1а-—Ьг

—3 больше площадки 1а—Ь—2;

следовательно,

количество

отве­

денного тепла в смешанном цикле

больше, чем в изохорном,

на ве­

личину

 

 

 

 

 

=Ягалчш ?2изох>

изображенную на диаграмме заштрихованной площадкой 2—b-Ьх3. Отсюда следует, что работа и термический к.п.д. при изохорном ци­ кле больше, чем при смешанном цикле.

На рис. 3-11 пунктиром показан еще изобарный цикл а—с—z2b2, где все тепло подводится при р = const. Из Т— s-диаграммы видно, что количество тепла, отведенного при изобарном цикле, больше, чем при смешанном цикле, на величину площадки 3Ь±—Ъг4. Сле­ довательно, работа и к.п.д. изобарного цикла будут меньше, чем в каждом из рассмотренных выше двух циклов, и среди всех трех цик­ лов смешанный цикл занимает в этом отношении промежуточное поло­ жение.

Из диаграммы рис. 3-11, построенной в предположении равенства соответствующих е и qi для всех трех циклов, видно, что в изохорном цикле значения максимальных давлений и температуры больше, а давления и температуры конца расширения меньше, чем в смешанном цикле. В действительности же двигатели, работающие по изохорному циклу, имеют е = 5-^-9, а двигатели, работающие по смешанному циклу, е = 134-20. Сравнение между собой этих циклов при одина­ ковой степени сжатия представляет,чисто теоретический интерес,

246


поэтому термодинамические

циклы

различных

двигателей нужно

сравнивать

при

различных

реальных

значениях

степени

сжатия.

Если сравним оба цикла

при равных значениях

qy и одинаковых

параметрах

рабочего тела в начале сжатия, но при

разных

е, то кар­

тина будет совершенно другая

(рис. 3-12). Площадка /—а—Ci—z{ 3

в Т—s-диаграмме

представляет

количество подведенного

тепла qt

в изохорном цикле, площадка /—а—с—z—z2 — количество под­ веденного тепла в смешанном цикле. Так как для обоих циклов были

приняты одинаковые количества подведенного тепла qlt

то, следова­

тельно, эти площадки равны между собой. Количество

отведенного

Я

 

s

Рис. 3-12, Смешанный и изохорный циклы при разных значениях е

тепла холодильнику в изохорном цикле определяется на Т—s-диа­ грамме площадкой Jа—bt3, а в смешанном цикле — площадкой /—а—Ъ2. Видно, что площадка 1а—Ь43 больше площадки /—а—Ъ2; следовательно, количество отведенного тепла в изохор­ ном цикле больше, чем в смешанном, на величину, изображенную на диаграмме заштрихованной площадкой 2Ь—bt3.

Отсюда следует, что в смешанном цикле при значительно большем е по сравнению с изохорным и работа, и термический к.п.д. гораздо больше, чем эти же параметры в изохорном цикле.

Обычно в двигателях, работающих по изохорному циклу (карбю­ раторных), количество подведенного тепла за цикл qi больше (коэф­ фициент избытка воздуха а меньше), чем у двигателей, работающих по смешанному циклу (дизелей). В связи с этим и температура конца сгорания в карбюраторных двигателях бывает выше, чем в дизелях. На рис. 3-12 площадкой а—ct—z2Ьг—а показан такой цикл соответ­ ственно в р—V- и Т—s-диаграммах.

247


Исследование влияния отдельных параметров на термический к. п. д. цикла

Величина к.п.д. изохорного цикла, как видно из (3-4), определяет­ ся степенью сжатия s и показателем адиабаты k. Степень сжатия яв­ ляется конструктивным параметром, а показатель адиабаты зависит от температуры процесса и от природы рабочего тела. На рис. 3-13 приведены кривые зависимости термического к.п.д. изохорного цикла от степени сжатия е для различных значений показателя адиабаты k,

Ь

0,6

12

OA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

800

1200

WOO

2000

дикдж/кг

в

8

12

16

 

 

2,2В

1.7

1,35

1,1 ос

Рис.

3-13.

Изменение t\t

Рис.

3-14. Изменение t\t

в зависимо­

изохорного

термодинами­

сти

от

количества

подведенного

теп­

ческого цикла

при различ­

 

 

 

ла

qi

 

 

ных

значениях показателя

 

 

 

 

 

 

 

 

адиабаты

k

 

 

 

 

 

 

 

из которых видно, что при увеличении степени сжатия, а также с рос­ том показателя адиабаты значение к.п.д. увеличивается. Отсюда вы­ текает, что для получения большего к.п.д. и большей удельной рабо­ ты необходимо стремиться к повышению степени сжатия. Но в двига­ телях с искровым зажиганием повышение степени сжатия ограничива­ ется возникновением преждевременной вспышки и явлений детона­ ции.

Изменение величины получаемой работы за цикл связано с соот­ ветствующим изменением количества подведенного тепла, что опреде­ ляет изменения значений максимального давления и температуры цикла. Отсюда следует, что степень повышения давления является параметром, характеризующим количество подведенного тепла и ра­ боту цикла. Между тем, в (3-4) величина К не входит; следовательно, изменение работы (нагрузки) изохорного цикла не влияет на величину его термического к.п.д.

 

В смешанном цикле изменение количества подведенного тепла

влияет на величину

к.п.д. На рис. 3-14 показана такая

зависимость;

при подсчете

были

приняты:

X =

1,6; е =

15, Та = 288

К и k = 1,4.

Из

кривой

i\t

~ f (Qi) видно,

что при К =

const (тогда,

следователь­

но,

и pz =

const) с увеличением

qt (и соответственно работы

цикла

L t

и степени

предварительного

расширения р) термический

к.п.д.

смешанного

цикла

уменьшается,

причем

с возрастанием qx от 1200

до

2000 кДж/кг значение i\t

снижается на величину от 64 до 60,5%.

248


Значение q{ зависит от теплоты сгорания топлива QiJ, теоретически необходимого количества воздуха L 0 и коэффициента избытка воз­ духа а.

 

Для топлива нефтяного

происхождения состава С = 86%,

Н

=

= 13% и О = 1 %

значение

L 0 =

14,3 кг/кг

и

Q£ =42000 кДж/кг.

Поэтому каждому

значению

а соответствует

определенная

величина

qu-

на рис. 3-14 указана такая связь между а и qx.

 

 

 

 

 

ти

Ha рис. 3-15 изображены кривые ~qt смешанного цикла в зависимос­

от е для различных значений степени предварительного

расшире­

 

 

 

ния

р. При р =

1 смешанный

цикл

 

 

 

становится изохорным. На

диаграм­

 

 

 

ме

указаны

пределы

изменения

е

 

 

 

для

дизелей

(область

/,

наиболее

 

 

 

распространенная

—- область

/ / ) ,

 

 

 

карбюраторных

(область

/ / / ,

наи-

t

6 8

10

12 П 16 18 £

 

 

 

 

 

Рис.

3-15.

Кривые % в за­

Рис. 3-16. Кривые

t]t смешанного

висимости

от

степени

сжа­

цикла

в зависимости

от р для

раз­

тия

£ для

различных

вели­

 

 

личных

е

 

чин

степени

предваритель­

 

 

 

 

 

 

ного

расширения

 

 

 

 

 

более

распространенная — область

IV)

и газовых

двигателей V.

В связи

с тем что двигатели,

работающие по смешанному

циклу,

имеют е больше, чем двигатели,

работающие по изохорному

циклу,

первые имеют и более высокий термический к.п.д.

 

 

Кривые

рис. 3-16

иллюстрируют

зависимость термического

к.п.д.

смешанного цикла от степени предварительного расширения для раз­ личных е при постоянном количестве подведенного тепла qx. Как вид­

но,

т}( с увеличением р уменьшается,

причем такая зависимость

по

мере возрастания р становится более

заметной. Однако y\t при р

=

=

1,4 и при р = 1,0 различаются между собой менее чем на 1 %, что

практически не влияет на к.п.д. установки. Следовательно, работа и среднее давление цикла при изменении р — в указанных пределах, но при <7i = const будут практически неизменными.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий прак­ тический вывод. При повышении р до 1,4 уменьшение т]г и L ,по срав­

нению с их значениями при р =

1 не превысит

1 %. В то же время К

при р = 1,4 будет значительно

меньше, чем

при р = 1.

Поэтому

выгоднее эксплуатировать двигатель при р = 1,4, чем при р =

1,0, так

как при меньшем давлении сгорания облегчаются условия работы ша-

249