ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
число топлива, обеспечивающее нормальную бездетонационную ра боту двигателя на всех режимах (табл. 3-3). Чем выше октановое число данного топлива, тем больше возможности имеется для его применения в карбюраторных двигателях с высокой степенью сжатия. Современ ные автомобильные бензины имеют октановое число 66-4-100, трактор ные керосины — 45-4-54, некоторые авиационные бензины могут иметь условное октановое число даже больше 100.
Для увеличения октанового числа, т. е. для повышения антидето национных свойств бензина, его смешивают с другим топливом, имею щим лучшие антидетонационные свойства, либо к нему добавляют особые вещества, называемые антидетонаторами. Среди последних наиболее распространена этиловая жидкость, содержащая в основ ном тетраэтилсвинец РЬ(С2 Н5 )4 . Добавление тетраэтилсвинца в ко личестве 0,4-4-0,8 г на 1 кг бензина резко повышает октановое число топлива. Тетраэтилсвинец — сильнейший яд, поэтому при обращении
с ним необходимо строго соблюдать |
специальные правила. |
|
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-3 |
|
Детонационная стойкость существующих |
марок автомобильных |
бензинов |
|||||
|
в соответствии с ГОСТ 2084—67 |
|
|
|
|||
Наименование показателя |
|
А-66 |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 |
АИ-98 |
|
Октановое число при определении: |
|
66 |
72 |
73 |
85 |
89 |
|
|
|
|
|||||
по исследовательскому методу . . . . |
|
Не |
нормируется |
93 |
98 |
||
Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина, |
не |
Отсут |
0,41 |
0,82 |
0,82 |
||
|
|
|
0,66 |
||||
|
|
|
|
ствует |
|
|
|
Цетановое |
число — важный эксплуатационно-технический |
пока |
затель дизельного топлива, характеризующий его склонность к тер мическому распаду, окислению и самовоспламенению в цилиндре двигателя. Различное влияние химической природы топлива на пе риод задержки воспламенения и на рабочий процесс двигателя было использовано для оценки топлив относительно их воспламеняемос ти. Анализ периода задержки воспламенения различных топлив по казал, что оценивать можно, сравнивая с соответствующими эталон ными топливами. В качестве таких эталонных топлив принят легко воспламеняющийся в двигателе цетан С 1 6 Н 3 4 и трудно воспламеняю щийся альфаметилнафталин С1 0 Н7 СН3 . Эти углеводороды приняты из тех соображений, что оба они устойчивы при хранении и охватывают по воспламеняемости все сорта топлива двигателей с воспламенением •от сжатия. Из этих углеводородов составляются различные смеси, с которыми сравнивается испытуемое топливо. Процентное содержа
ние по объему цетана в такой |
смеси |
с альфаметилнафталином, кото |
|||||
рый по характеру сгорания в |
данных условиях |
опыта |
совершенно |
||||
аналогичен |
испытуемому |
топливу, |
называется |
цетановым |
числом. |
||
По такому |
определению |
цетан |
оценивается числом 100, |
а |
альфаме- |
254
тилнафталин — 0. При увеличении в составе топлива парафиновых углеводородов Сп Н2П +2 повышается цетановое число последнего.
При испытании топлив и при определении цетановых чисел поль зуются еще понятием критической степени сжатия. Минимальная степень сжатия, при которой обеспечивается нормальное воспламе
нение топлива и двигатель при стандартном рабочем режиме |
работа |
ет без пропуска вспышек, называется критической степенью |
сжатия |
двигателя. |
|
Вырабатываемое отечественной промышленностью дизельное топ ливо имеет цетановое число 40-j-50, что обеспечивает нормальную ра боту стационарных, транспортных и судовых дизелей. При этом для более быстроходных двигателей рекомендуется принять топливо с цетановым числом, близким к верхнему пределу указанного интер вала. Применение топлив с пониженным цетановым числом сопро вождается жесткой работой двигателя, что обусловлено увеличением периода задержки воспламенения топлива и вследствие этого резким нарастанием давления в цилиндре двигателя. Работа двигателя на топливе с чрезмерно повышенным цетановым числом нецелесообраз на, так как ухудшается качество процесса сгорания, появляется дымность выпускных газов и снижается мощность двигателя. Это явле ние вызывается развивающимся с повышением цетанового числа рас щеплением углеводородов парафинового ряда при высоких темпера турах на легкие газообразные и твердые углеводороды. Последние не успевают сгорать и выбрасываются с выпускными газами.
Повышение цетанового числа дизельного топлива можно достиг нуть добавлением к нему в качестве присадок нитратов и перекисей. Однако эффективность таких присадок значительно меньше, чем эф фективность тетраэтилсвинца, применяемого для повышения октано вого числа бензина; кроме того, они мало стабильны, поэтому повы шение цетанового числа таким способом не применяется.
Наличие примесей ухудшает, как правило, качество топлива. Ме ханические примеси засоряют топливоподающую систему (отверстия форсунок, жиклеры), повышают износ цилиндров и поршневых колец; сера повышает коррозийность топлива, так как продукт сгорания, серы S02 , соединяясь с водой и кислородом, образует серную кислоту, которая разъедает детали двигателя, особенно цилиндры и выпуск ные клапаны.
§ 3-6. Термохимия процесса сгорания
Стехиометрические уравнения элементов топлива и тепловой эффект реакции сгорания
Жидкие топлива, применяемые в двигателях внутреннего сгорания и в газовых турбинах, состоят в основном из углерода, водорода и кислорода. Наличием серы, азота и других элементов из-за незначи тельности их содержания в топливе при проведении тепловых расчетов пренебрегают, поэтому элементарный весовой состав жидкого топли-
255
ва для стехиометрических тепловых расчетов можно выразить равен ством
С + Н - 1 - 0 = 1 , (3-7)
где С, Н и О — весовые доли соответственно углерода, водорода и кислорода в жидком топливе. .
Сухое газовое топливо представляет собой различную в |
зависи |
|||||
мости от вида газа смесь метана, |
водорода, окиси |
углерода, углекис |
||||
лого газа, кислорода, |
азота, |
а |
также тяжелых |
углеводородов вида |
||
.2 С„Н т , которые в свою очередь могут состоять из смеси этана, |
пропа |
|||||
на, бутана, |
ацетилена, |
этилена, |
пропилена и других углеводородов. |
|||
Объемный |
состав газового топлива |
|
|
|||
СН4 + ЩгНт |
+ Н 2 |
+ СО + С 0 2 + 0 2 + [ N 2 = 1, |
(3-8) |
|||
где СН4 , 2 C r t H m , Н2 , СО, С0 2 |
, 02 , N 2 — объемные |
доли соответству |
||||
ющих газов |
в газовом |
топливе. |
|
|
|
Тепловой эффект реакций сгорания определяется стехиометриче- «скими уравнениями элементов топлива:
1. Сгорание водорода: Н 2 + (1/2) 0 2 = Н 2 0 (пар); 2 кг (Н2 ) + 16 кг (02 ) = 18 кг (Н2 0) + 242 000 кДж;
2 кг (Н2 ) + 1/2 кмоль (02 ) = 1 кмоль ( Н 2 0 ) п а р + + 242 000 кДж;
1 кг (Н2 ) + 1/4 кмоль (02 ) = (1/2) кмоль^(Н2 0)п а р + 121000 кДж; Н кг (Н2 ) + Н/4 кмоль (OJJ) = (H/2) кмоль ( Н 2 0 ) п а р + Н121000 кДж .
2. Полное сгорание углерода: С + 0 2 = С02 ; 12 кг (С) + 32 кг (02 ) = 44 кг (С02 ) + 410000 кДж;
12 кг (С) + 1 кмоль (02 ) = 1 кмоль (С02 ) + 410000 кДж; 1 кг (С) + (1/12) кмоль (Оа) = (1/12) кмоль (С02 ) + 34200 кДж;
С кг (С) + (С/12) кмоль (02 ) = (С/12) кмоль (С02 ) + С 34200 кДж . 3. Неполное сгорание углерода: С + (1/2) 0 2 = СО;
12 кг (С) + 16 кг (02 ) = 28 кг (СО) + 124500 кДж; 12 кг ( С ) + (1/2) кмоль ( 0 2 ) = 1 кмоль (СО) + 124500 кДж;
1 кг ( С ) + (1,24) кмоль (02 ) = (1/12) кмоль (СО) + 10370 кДж; € кг (С) + (С'24) кмоль (02 ) = (С/12) кмоль (СО) + С 10370 кДж .
4. Сгорание окиси углерода: С О + (1,2) 0 2 = С0 2 ;
28 кг (СО) + 16 кг (02 ) = 44 кг (С02 ) + 285000 кДж;
28 кг (СО) + (1/2) кмоль (02 ) = 1 кмоль (С02 ) + 285000 кДж;
256
1 кмоль (СО) + (1/2) кмоль (02 ) = 1 кмоль (СОя) + 285000 кДж .
5. Сгорание химического соединения вида |
С л Н т О г : |
||
СпНтОг + |
(л + т / 4 — г/2) О, = п С 0 2 |
+ (т/2) Н 2 0 ; |
|
1 кмоль |
С „ Н т О г |
+ (п + т/4 — г / 2 ) |
кмоль 0 2 = |
= |
п кмоль |
С 0 2 + (т/2) кмоль |
Н 2 0 . |
Количество воздуха для сгорания топлива
Принимая, что атмосферный воздух содержит кислорода 21% (по объему), и учитывая содержание 0 2 кг кислорода в самом топливе (или (0/32 моль), на основании уравнений сгорания водорода и угле рода найдем теоретически необходимое количество воздуха (кмоль/кг) для полного сгорания 1 кг жидкого топлива данного состава:
L 0 = (1/0,21) |
(С/12 + Н/4 — 0/32), |
(3-9) |
или теоретически необходимое количество воздуха |
(кг/кг): |
|
L'0= |
28,95 L0 , |
(3-10) |
где 28,95 кг/моль —• молекулярный вес воздуха; С, Н и О — весовые
доли соответственно углерода, |
водорода и кислорода в топливе. |
|||||
|
Теоретически необходимое количество воздуха при 0° С и давлении |
|||||
1,013-105 Н/м2 (или 760 мм |
рт. ст.), нм3 /кг, |
|
|
|
||
|
L; = 22,4L 0 . |
|
|
(3-11) |
||
|
Теоретически необходимое |
количество |
воздуха |
для |
сгорания |
|
1 |
м3 (или 1 моль) газового |
топлива |
|
|
|
|
L 0 |
= (1/0,21) [2 СН4 + £ (п + |
m/4)C„Hm + (1/2) (СО + |
На ) - 0 2 |
] , (3-12) |
||
здесь L Q выражено в м3 /м3 (или моль/моль), а СН4 ; Е С л Н т ; СО; Н 2 и |
||||||
0 2 |
— в объемных долях. Для газового топлива L " = |
Ь0. |
|
|||
|
В действительности количество воздуха, вводимого в цилиндр |
|||||
двигателя для сгорания топлива, отличается |
от теоретически необхо |
|||||
димого. Отношение действительно затрачиваемого количества |
воздуха |
|||||
L |
к теоретически необходимому L 0 называется коэффициентом избытка |
|||||
воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a = L/L0. |
|
|
(3-13) |
Очевидно, что действительное количество воздуха L = aL0. Величина коэффициента избытка воздуха зависит от типа двига
теля, способа смесеобразования, вида топлива, режима работы двига теля (нагрузка, число оборотов), способа регулирования и ряда дру гих факторов. Значения коэффициента избытка воздуха а для раз личных двигателей при номинальной нагрузке обычно находятся в следующих пределах:
9 - 5 5 9 |
257 |
« = 1 , 6 - 7 - 2 , 0 — для |
тихоходных дизелей (стационарных и судовых;; |
|
a = l , 2 - i - l , 7 — д л я |
быстроходных дизелей (судовых и автотрак |
|
а = |
торных); |
|
1,8-4-2,2 — для |
дизелей с наддувом; |
|
а = |
0,8 4- 1,1 — для карбюраторных двигателей; |
|
а = |
1,1 -4- 1,3 — для |
газовых двигателей. |
Количество горючей смеси
Количество горючей смеси в дизелях определяется при допущении, что объем вспрыскиваемого жидкого топлива настолько мал по срав нению с объемом воздуха, что им можно пренебречь. Следовательно, количество горючей смеси (моль/кг топлива)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M0 = zL0, |
|
|
|
|
|
(3-14) |
||||
а |
количество |
горючей смеси |
при Т0 |
и р0 |
(м3 /кг) |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
М-а |
= 8314,2 |
(Т0/р0) |
aZ.0 = |
( l / T ) *L'0, |
|
|
|
||||||
где |
L 0 |
и |
L Q — теоретически |
необходимое |
количество |
воздуха, |
соот |
||||||||||||
ветственно |
кмоль/кг и кг/кг; |
|
р0 — давление |
горючей |
смеси, |
Н/м2 ; |
|||||||||||||
Т0 |
— температура |
горючей смеси, |
К; у — вес 1 м3 |
воздуха |
при Т0 |
||||||||||||||
и |
р0, кг. |
|
горючей смеси при 0° С и давлении |
1,013 бар (нм3 /кг) |
|||||||||||||||
|
Количество |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
М"0 |
= 22,4 a.L0. |
|
|
|
|
(3-15) |
|||||
|
Очевидно, |
что для дизелей |
вес горючей |
смеси |
(кг/кг |
топлива) |
|||||||||||||
выразится как |
|
M'0 = aL'0+l. |
|
|
|
|
|
(3-16) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Количество горючей смеси в карбюраторных двигателях |
опреде |
|||||||||||||||||
ляется |
|
с учетом объема |
паров топлива (кмоль/кг): |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
М0 |
= aL0 |
+ |
1//пт, |
|
|
|
|
(3-17) |
|||
или |
в |
весовых |
единицах |
(кг/кг): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M0 = a.Ld+\, |
|
|
|
(3-18) |
|||||
либо |
в |
|
объемных при Т0 |
и р0 |
(м3 /кг): |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
М'0 = 8314,2 (Т0/р0) |
(aL0 + |
l/mT ) = - L (y.L'0 + i ) ; |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тем |
|
|
|
|
где mr |
— молекулярный |
вес паров |
топлива, |
т. е. вес 1 моля паров |
|||||||||||||||
топлива, кг (для нефтяных топлив ягт |
« |
114); усм — вес 1 м3 |
горючей |
||||||||||||||||
смеси, |
|
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
При |
|
температуре |
0° С и давлении |
1,013 бар количество |
горючей |
|||||||||||||
смеси |
(нм3 /кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
М'0 = 22,4 (aL0+ |
Mm,). |
|
|
(3-19) |
||||||||
|
Для |
газовых двигателей |
количество |
горючей смеси, (моль/моль |
|||||||||||||||
или |
м3 /м3 ) |
|
|
M 0 |
= a L 0 + 1, |
М ; = |
М 0 . |
|
|
(3-20) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
258