ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
тунно-кривошипного механизма и повышается механический к.п.д. двигателя. В связи с этим при р = 1,4 эффективный к.п.д. и работа цикла L t двигателя могут быть при эксплуатации равными или даже больше, чем при р = 1.
Глава 3-2
ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТЕРМОХИМИЯ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ
§3-5. Физико-химические свойства топлива
Вдвигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах применя ются жидкое и газовое топливо. Основными химическими элементами, входящими в состав топлива, являются углерод и водород; в топливе
содержится также незначительное |
количество кислорода, а |
иногда |
и серы. Жидкие и газовые топлива, |
применяемые в двигателях |
внут |
реннего сгорания, представляют собой смесь различных углеводоро
дов C n H m O r . Число атомов углерода |
в молекуле жидкого |
топлива |
может быть п = 5-т-ЗО, а в молекуле |
газового топлива п < |
5. |
Исходным сырьем для жидкого топлива является обычно нефть; кроме того, используются продукты перегонки каменного угля, бу рого угля, горючих сланцев и торфа. Основную массу нефти состав ляют жидкие углеводороды, разные по степени сложности и структуре молекул; в связи с этим физико-химические свойства нефтей, добы тых не только в разных районах, но даже из различных месторожде ний одного района, могут оказаться неодинаковыми. Такой особен ностью обладают и продукты переработки нефти. Вместе с тем различ ные нефти и продукты переработки весьма сходны между собой по так называемому элементарному химическому составу (табл. 3-1).
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-1 |
Элементарный химический состав некоторых жидких топлив |
|
|||
(в |
процентах по |
весу) |
|
|
Топливо |
|
с |
н |
о |
Бензин |
|
85,5 |
14,5 |
|
|
|
86 |
13,7 |
0,3 |
Дизельное топливо |
|
86 |
13 |
1 |
Элементарный весовой |
химический |
состав углеводородов |
вида |
|
C n H m можно определить по следующим формулам: |
|
|
С = 12«/(12n + т), Н = т/(\2п + т).
Элементарный состав топлива важен при термохимических расче тах; по элементарному составу, в частности, подсчитывают теплоту сгорания топлива. Теплота сгорания определяется опытным путем
250
при помощи калориметра либо аналитически по элементарному хими ческому составу.
Низшая теплота сгорания жидкого топлива, по формуле Менделее
ва, кДж/кг |
|
QP = 340CP + 1025НР — 108,5 (О р —Sp ) — 25W, |
(3-5) |
где С, Н, О, S и W — весовые доли соответственно углерода, водоро да, кислорода, серы и влаги в топливе, %.
Некоторые жидкие топлива имеют следующую низшую теплоту сгорания, кДж/кг:
Бензин |
прямой перегонки |
|
45 ООО |
|
||
Крекинг-бензин |
|
|
43 ООО |
|
||
Керосин |
|
|
|
|
43 ООО |
|
Дизельное |
топливо |
|
|
42 500 |
|
|
Сырая нефть |
|
|
42 600 |
|
||
Бензол |
|
|
|
|
40 200 |
|
Этиловый |
спирт |
|
|
27 100 |
|
|
Метиловый |
спирт |
|
|
23 300 |
|
|
Низшая |
теплота сгорания |
1 нм3 газового топлива |
(кДж/м3 ) при |
|||
нормальных |
условиях |
(0° С и |
1,013-Ю5 Н/м2 , что |
соответствует |
||
760 мм рт. ст.) |
|
|
|
|
||
HP |
= 128 СО + Ю7,5Н2 + 357 СН 4 + SAC„Hm , |
( 3 . 6 ) |
||||
где СО, Н2 , СН4 , 2 C n H m |
— объемные доли в процентах соответствую |
щих газов в топливе; числовые коэффициенты и коэффициент А пред
ставляют |
значения |
низшей |
теплоты |
сгорания |
0,01нм3 |
составляю |
||||||
щих компонентов |
(табл. |
3-2). |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-2 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Низшая теплота |
сгорания некоторых |
углеводородов |
и горючих газов |
|
||||||||
|
|
|
|
Низшая |
|
|
|
|
Низшая |
теп |
||
|
|
Химичес |
теплота |
|
|
|
Химичес |
|||||
Название |
газа |
сгорания |
Название газа |
лота сгора |
||||||||
кая |
фор |
< |
|
|
кая фор |
ния яР, |
||||||
|
|
мула |
|
3 |
|
|
|
мула |
||||
|
|
|
|
кДж/м |
|
|
|
|
|
кДж/м3 |
||
Метан |
|
с н 4 |
35700 |
Бутилен . . . . |
С 4 Н 8 |
114600 |
||||||
Этан |
|
С2 Не |
63300 |
Пентилен . . . |
Q H 1 0 |
141000 |
||||||
Пропан |
|
СзН8 |
85500 |
Ацетилен . . . |
С 2 Н 2 |
56000 |
||||||
Бутан |
|
С4Н10 |
112000 |
Аллилен . . . . |
С 3 Н 4 |
83500 |
||||||
Пентан |
|
CsH1 2 |
146000 |
Водород . . . . |
н 2 |
10800 |
||||||
Гексан |
|
CgHi4 |
173000 |
Окись углерода . |
с о |
12800 |
||||||
Гептан |
|
С7Н16 |
200000 |
Аммиак . . . . |
N H 3 |
14000 |
||||||
Октан |
|
CeHig |
226000 |
Сероводород . . |
H2 S |
23500 |
||||||
Этилен |
|
С 2 Н 4 |
59500 |
Природный |
газ . |
—• |
34000-^37000 |
|||||
Пропилен . . . . |
С 4 Н в |
87500 |
Нефтяной |
газ . |
— |
42000-^58600 |
П р и м е ч а н |
и е . |
Природный саратовский |
газ, |
состоящий |
в среднем |
из |
||
97,75% |
метана, |
0,5% |
этана и пропана, 0,15% |
бутана и пентана, |
1,3% |
азота |
и |
|
редких |
элементов |
и 0,3% углекислого газа, обладает |
низшей теплотой |
сгорания |
35500 к Д ж / м 3 . |
Низшая теплота сгорания туймазинского нефтяного газа (41 % метана, |
||
19,6% этана, |
17% пропана, |
7,3% |
бутана, 3,3% пентана, 11,6% азота и 0,2% |
углекислого газа) составляет |
55600 |
к Д ж / м 3 . |
251
Некоторые эксплуатационно-технические показатели
Фракционный состав характеризует испаряемость топлива, ука зывая объемные доли топлива, испаряющегося в определенном ин тервале температур. Этот показатель имеет важное значение для оцен ки качества жидкого топлива; чем больше в нем фракций, испаряю щихся в узком интервале температур, тем более одновременным будет испарение и более полным сгорание топлива в цилиндре двигателя. Высококачественное дизельное топливо состоит в основном из фракций, испаряющихся в интервале 200-г-350° С. Для двигателей с искровым зажиганием необходимо топливо, испаряющееся при более низких тем пературах.
О наличии легкоиспаряющихся фракций в топливе можно судить по его удельному весу. Ниже приводятся удельные веса некоторых жидких топлив, кг/л, при 15° С:
Бензин |
авиационный |
0,64-^0,70 |
Бензин |
автомобильный |
0,68-^-0,76 |
Керосин |
|
0,76-^0,85 |
Дизельное топливо |
0,86-^0,90 |
|
Мазут |
|
0,90-^-0,95 |
Бензол |
|
0,88-г-0,90 |
Вязкость, или внутреннее трение, характеризует степень теку чести жидкого топлива; она измеряется в единицах абсолютной кине матической вязкости — сантистоксах (сСт). Нормальная вязкость дизельного топлива для быстроходных транспортных дизелей в за висимости от условий его применения может быть летом в пределах 3,5-г-8,0 сСт, зимой — 3,5-г-6,0 сСт, для судовых дизелей — 3,0-f- -f-4,0 сСт. От вязкости топлива зависит качество его распыления и сгорания, а также характер и глубина проникновения (дальнобой ность) струи при впрыскивании в цилиндр дизеля. Повышение вяз кости топлива затрудняет его фильтрацию и прокачку, ухудшает распыливание топлива в камере сгорания, в результате чего удлиняется период задержки воспламенения. С другой стороны, чрезмерное сни жение вязкости ухудшает смазывающую способность втулки насоса, форсунки, усиливает износ топливной аппаратуры и повышает потери топлива через неплотности соединения.
Для топлив, применяемых в двигателях с искровым зажиганием, вязкость имеет меньшее значение.
Температурные показатели определяют изменение состояния топ лива в зависимости от его температуры. Среди этих показателей наи большее значение имеют температуры застывания и самовоспламене ния топлива.
Температурой застывания называется такая максимальная темпе ратура, при которой жидкое топливо в процессе охлаждения теряет текучесть. Этим показателем определяется возможность применения топлива при низких температурах. Для большинства дизельных топ лив температура застывания находится в пределах —10-.—45° С. Раз личают еще температуру помутнения, при которой в топливе появля-
252
ются кристаллы застывающих углеводородов и воды; появление в топливе значительного количества кристаллов означает прекраще ние его подачи через фильтры в жиклеры и форсунки. Температура помутнения дизельного топлива обычно на 54-10° С выше температу ры застывания.
Температурой самовоспламенения называется минимальная тем пература, при которой смесь топлива с воздухом самовоспламеняется без воздействия постороннего источника. Этот один из наиболее важ ных параметров для рабочего процесса двигателя зависит от среды, где находится топливо: в воздухе с нормальным давлением, в кислоро де, в сжатом воздухе и т. д. Температура самовоспламенения жидких топлив понижается с повышением давления среды.
Для обеспечения надежности воспламенения топлива в дизеле температуру сжатого воздуха, как показывают опыты, необходимо иметь на 2004-300° С выше температуры самовоспламенения топлива при соответствующем давлении, так как для нагревания и достаточ ного испарения впрыскиваемого в цилиндр топлива необходимо за тратить некоторое количество тепла сжатого воздуха.
Среди температурных показателей различают еще температуру вспышки и температуру воспламенения топлива. Температурой вспыш ки называется минимальная температура, при которой смесь паровтоплива с воздухом при поднесении к ней пламени воспламеняется. Температура, при которой топливо после вспышки горит с поверх ности не менее 5 сек, называется температурой воспламенения. Эти показатели характеризуют топливо с точки зрения огнеопасности при хранении и перевозке, а для рабочего процесса двигателя они не имеют существенного значения.
Октановое число характеризует антидетонационные свойства топ лива, применяемого в двигателях с искровым зажиганием, и является весьма важным эксплуатационно-техническим показателем.
Для оценки детонационных качеств топлива его сравнивают с эта лонными смесями. Сравнительные испытания ведутся на специаль ном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия. При этом определяется, какая из эталонных смесей детонирует идентично испытываемому топливу. Для этой цели применяются два эталонных углеводорода: парафинового ряда алифатической группы изооктан (С8 Н1 8 ) и нормальный гептан (С7 Н1 6 ), имеющие почти одинаковые фи зико-химические свойства и совершенно различные склонности к детонации. Среди углеводородов большинства топлив, применяемых в двигателях с искровым зажиганием, изооктан обладает наибольшей
детонационной стойкостью, а нормальный |
гептан — наименьшей. |
|
Детонационная стойкость изооктана условно принята за |
100, гепта |
|
на — за 0. Процентное содержание по объему |
изооктана |
в смеси с |
нормальным гептаном, при котором детонационная стойкость этой смеси является одинаковой с топливом испытуемого образца, назы вается октановым числом.
Для каждой марки двигателя в зависимости от степени сжатия, материала поршня и головки, формы камеры сгорания, способа ох лаждения, числа оборотов устанавливается необходимое октановое
253.