Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тунно-кривошипного механизма и повышается механический к.п.д. двигателя. В связи с этим при р = 1,4 эффективный к.п.д. и работа цикла L t двигателя могут быть при эксплуатации равными или даже больше, чем при р = 1.

Глава 3-2

ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТЕРМОХИМИЯ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ

§3-5. Физико-химические свойства топлива

Вдвигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах применя­ ются жидкое и газовое топливо. Основными химическими элементами, входящими в состав топлива, являются углерод и водород; в топливе

содержится также незначительное

количество кислорода, а

иногда

и серы. Жидкие и газовые топлива,

применяемые в двигателях

внут­

реннего сгорания, представляют собой смесь различных углеводоро­

дов C n H m O r . Число атомов углерода

в молекуле жидкого

топлива

может быть п = 5-ЗО, а в молекуле

газового топлива п <

5.

Исходным сырьем для жидкого топлива является обычно нефть; кроме того, используются продукты перегонки каменного угля, бу­ рого угля, горючих сланцев и торфа. Основную массу нефти состав­ ляют жидкие углеводороды, разные по степени сложности и структуре молекул; в связи с этим физико-химические свойства нефтей, добы­ тых не только в разных районах, но даже из различных месторожде­ ний одного района, могут оказаться неодинаковыми. Такой особен­ ностью обладают и продукты переработки нефти. Вместе с тем различ­ ные нефти и продукты переработки весьма сходны между собой по так называемому элементарному химическому составу (табл. 3-1).

 

 

 

Т а б л и ц а

3-1

Элементарный химический состав некоторых жидких топлив

 

процентах по

весу)

 

 

Топливо

 

с

н

о

Бензин

 

85,5

14,5

 

 

 

86

13,7

0,3

Дизельное топливо

 

86

13

1

Элементарный весовой

химический

состав углеводородов

вида

C n H m можно определить по следующим формулам:

 

 

С = 12«/(12n + т), Н = т/(\2п + т).

Элементарный состав топлива важен при термохимических расче­ тах; по элементарному составу, в частности, подсчитывают теплоту сгорания топлива. Теплота сгорания определяется опытным путем

250


при помощи калориметра либо аналитически по элементарному хими­ ческому составу.

Низшая теплота сгорания жидкого топлива, по формуле Менделее­

ва, кДж/кг

 

QP = 340CP + 1025НР — 108,5 (О р —Sp ) — 25W,

(3-5)

где С, Н, О, S и W — весовые доли соответственно углерода, водоро­ да, кислорода, серы и влаги в топливе, %.

Некоторые жидкие топлива имеют следующую низшую теплоту сгорания, кДж/кг:

Бензин

прямой перегонки

 

45 ООО

 

Крекинг-бензин

 

 

43 ООО

 

Керосин

 

 

 

 

43 ООО

 

Дизельное

топливо

 

 

42 500

 

Сырая нефть

 

 

42 600

 

Бензол

 

 

 

 

40 200

 

Этиловый

спирт

 

 

27 100

 

Метиловый

спирт

 

 

23 300

 

Низшая

теплота сгорания

1 нм3 газового топлива

(кДж/м3 ) при

нормальных

условиях

(0° С и

1,013-Ю5 Н/м2 , что

соответствует

760 мм рт. ст.)

 

 

 

 

HP

= 128 СО + Ю7,5Н2 + 357 СН 4 + SAC„Hm ,

( 3 . 6 )

где СО, Н2 , СН4 , 2 C n H m

— объемные доли в процентах соответствую­

щих газов в топливе; числовые коэффициенты и коэффициент А пред­

ставляют

значения

низшей

теплоты

сгорания

0,01нм3

составляю­

щих компонентов

(табл.

3-2).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низшая теплота

сгорания некоторых

углеводородов

и горючих газов

 

 

 

 

 

Низшая

 

 

 

 

Низшая

теп­

 

 

Химичес­

теплота

 

 

 

Химичес­

Название

газа

сгорания

Название газа

лота сгора­

кая

фор­

<

 

 

кая фор­

ния яР,

 

 

мула

 

3

 

 

 

мула

 

 

 

 

кДж/м

 

 

 

 

 

кДж/м3

Метан

 

с н 4

35700

Бутилен . . . .

С 4 Н 8

114600

Этан

 

С2 Не

63300

Пентилен . . .

Q H 1 0

141000

Пропан

 

СзН8

85500

Ацетилен . . .

С 2 Н 2

56000

Бутан

 

С4Н10

112000

Аллилен . . . .

С 3 Н 4

83500

Пентан

 

CsH1 2

146000

Водород . . . .

н 2

10800

Гексан

 

CgHi4

173000

Окись углерода .

с о

12800

Гептан

 

С7Н16

200000

Аммиак . . . .

N H 3

14000

Октан

 

CeHig

226000

Сероводород . .

H2 S

23500

Этилен

 

С 2 Н 4

59500

Природный

газ .

—•

34000-^37000

Пропилен . . . .

С 4 Н в

87500

Нефтяной

газ .

42000-^58600

П р и м е ч а н

и е .

Природный саратовский

газ,

состоящий

в среднем

из

97,75%

метана,

0,5%

этана и пропана, 0,15%

бутана и пентана,

1,3%

азота

и

редких

элементов

и 0,3% углекислого газа, обладает

низшей теплотой

сгорания

35500 к Д ж / м 3 .

Низшая теплота сгорания туймазинского нефтяного газа (41 % метана,

19,6% этана,

17% пропана,

7,3%

бутана, 3,3% пентана, 11,6% азота и 0,2%

углекислого газа) составляет

55600

к Д ж / м 3 .

251


Некоторые эксплуатационно-технические показатели

Фракционный состав характеризует испаряемость топлива, ука­ зывая объемные доли топлива, испаряющегося в определенном ин­ тервале температур. Этот показатель имеет важное значение для оцен­ ки качества жидкого топлива; чем больше в нем фракций, испаряю­ щихся в узком интервале температур, тем более одновременным будет испарение и более полным сгорание топлива в цилиндре двигателя. Высококачественное дизельное топливо состоит в основном из фракций, испаряющихся в интервале 200-350° С. Для двигателей с искровым зажиганием необходимо топливо, испаряющееся при более низких тем­ пературах.

О наличии легкоиспаряющихся фракций в топливе можно судить по его удельному весу. Ниже приводятся удельные веса некоторых жидких топлив, кг/л, при 15° С:

Бензин

авиационный

0,64-^0,70

Бензин

автомобильный

0,68-^-0,76

Керосин

 

0,76-^0,85

Дизельное топливо

0,86-^0,90

Мазут

 

0,90-^-0,95

Бензол

 

0,88-0,90

Вязкость, или внутреннее трение, характеризует степень теку­ чести жидкого топлива; она измеряется в единицах абсолютной кине­ матической вязкости — сантистоксах (сСт). Нормальная вязкость дизельного топлива для быстроходных транспортных дизелей в за­ висимости от условий его применения может быть летом в пределах 3,5-8,0 сСт, зимой — 3,5-6,0 сСт, для судовых дизелей — 3,0-f- -f-4,0 сСт. От вязкости топлива зависит качество его распыления и сгорания, а также характер и глубина проникновения (дальнобой­ ность) струи при впрыскивании в цилиндр дизеля. Повышение вяз­ кости топлива затрудняет его фильтрацию и прокачку, ухудшает распыливание топлива в камере сгорания, в результате чего удлиняется период задержки воспламенения. С другой стороны, чрезмерное сни­ жение вязкости ухудшает смазывающую способность втулки насоса, форсунки, усиливает износ топливной аппаратуры и повышает потери топлива через неплотности соединения.

Для топлив, применяемых в двигателях с искровым зажиганием, вязкость имеет меньшее значение.

Температурные показатели определяют изменение состояния топ­ лива в зависимости от его температуры. Среди этих показателей наи­ большее значение имеют температуры застывания и самовоспламене­ ния топлива.

Температурой застывания называется такая максимальная темпе­ ратура, при которой жидкое топливо в процессе охлаждения теряет текучесть. Этим показателем определяется возможность применения топлива при низких температурах. Для большинства дизельных топ­ лив температура застывания находится в пределах —10-.—45° С. Раз­ личают еще температуру помутнения, при которой в топливе появля-

252


ются кристаллы застывающих углеводородов и воды; появление в топливе значительного количества кристаллов означает прекраще­ ние его подачи через фильтры в жиклеры и форсунки. Температура помутнения дизельного топлива обычно на 54-10° С выше температу­ ры застывания.

Температурой самовоспламенения называется минимальная тем­ пература, при которой смесь топлива с воздухом самовоспламеняется без воздействия постороннего источника. Этот один из наиболее важ­ ных параметров для рабочего процесса двигателя зависит от среды, где находится топливо: в воздухе с нормальным давлением, в кислоро­ де, в сжатом воздухе и т. д. Температура самовоспламенения жидких топлив понижается с повышением давления среды.

Для обеспечения надежности воспламенения топлива в дизеле температуру сжатого воздуха, как показывают опыты, необходимо иметь на 2004-300° С выше температуры самовоспламенения топлива при соответствующем давлении, так как для нагревания и достаточ­ ного испарения впрыскиваемого в цилиндр топлива необходимо за­ тратить некоторое количество тепла сжатого воздуха.

Среди температурных показателей различают еще температуру вспышки и температуру воспламенения топлива. Температурой вспыш­ ки называется минимальная температура, при которой смесь паровтоплива с воздухом при поднесении к ней пламени воспламеняется. Температура, при которой топливо после вспышки горит с поверх­ ности не менее 5 сек, называется температурой воспламенения. Эти показатели характеризуют топливо с точки зрения огнеопасности при хранении и перевозке, а для рабочего процесса двигателя они не имеют существенного значения.

Октановое число характеризует антидетонационные свойства топ­ лива, применяемого в двигателях с искровым зажиганием, и является весьма важным эксплуатационно-техническим показателем.

Для оценки детонационных качеств топлива его сравнивают с эта­ лонными смесями. Сравнительные испытания ведутся на специаль­ ном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия. При этом определяется, какая из эталонных смесей детонирует идентично испытываемому топливу. Для этой цели применяются два эталонных углеводорода: парафинового ряда алифатической группы изооктан (С8 Н1 8 ) и нормальный гептан (С7 Н1 6 ), имеющие почти одинаковые фи­ зико-химические свойства и совершенно различные склонности к детонации. Среди углеводородов большинства топлив, применяемых в двигателях с искровым зажиганием, изооктан обладает наибольшей

детонационной стойкостью, а нормальный

гептан — наименьшей.

Детонационная стойкость изооктана условно принята за

100, гепта­

на — за 0. Процентное содержание по объему

изооктана

в смеси с

нормальным гептаном, при котором детонационная стойкость этой смеси является одинаковой с топливом испытуемого образца, назы­ вается октановым числом.

Для каждой марки двигателя в зависимости от степени сжатия, материала поршня и головки, формы камеры сгорания, способа ох­ лаждения, числа оборотов устанавливается необходимое октановое

253.