Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 2. Пользуясь материалами лекции и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АМНЕЗИИ

 заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых.

2.       

ГИПОМНЕЗИЯ

  патологическое ослабление памяти, которое проявляется в сложности в запоминании событий, дат, новых имен и лиц, а также характеризуется провалами в памяти. Характеристика заболевания. При легкой степени гипомнезии больной испытывает трудности в запоминании и воспроизведении новых имен, дат, событий, цифр, терминов.

3.       

ГИПЕРМНЕЗИЯ

 повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей).

4.       

ДВИГАТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

  когда больному необходимо осуществить движение одновременно двумя руками. Вначале выполняет движение равномерно, затем левая рука замедляет движение, затем больной начинает выполнять движение только правой рукой. В норме – движение левой рукой замедляется, при нарушении – очень быстро прекращается, при этом больной не осознает этого.

5.       

ЗРИТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

 это психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Явление также может быть определено как неспособность индивида увидеть неожиданно возникший в поле зрения раздражитель.

6.       

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

 это внимание, управляемое мышлением или направленное на мысли человека. Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее.

 




 

7.       

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

 возникают тогда, когда поражена какая-то отдельная структура мозга. При этом возникает специфичная симптоматика. Данный тип нарушения наблюдается при небольших опухолях, нарушениях мозгового кровообращения и других причинах.

8.       

МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

 общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения. Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов.

  




 

9.   

ПАРАМНЕЗИИ

 это искажение или извращение содержания вос­поминаний. Примерами парамнезий являются псевдореминис­ценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

10.   

СЕНСОРНОЕ ВНИМАНИЕ

 это процесс избирательного выделения сенсорного стимула в процессе деятельности человека, перцептивная готовность, влияющая на анализ входных сигналов.

Моторное внимание - это избирательная установка, действующая на уровне выходных сигналов. Моторное внимание необходимо для выбора и запуска моторной программы действий, а также для функционирования систем обратных связей, информирующих организм о результатах движения.

11.   

СЛУХОВОЕ НЕВНИМАНИЕ

  Слуховое невнимание наблюдается при поражении слуховой анализаторной системы. Пациенты с локальным поражением коры головного мозга слышат те звуки, которые попадаются в одно ухо, и полностью игнорируют информацию, поступающую в другое ухо.

Тактильное невнимание связано с недоразвитием или поражением правой теменной доли. Симптом тактильного невнимания обнаруживается при касании одних и тех же участков кистей рук при закрытых глазах.

12   

ТАКТИЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

 больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения.

13.   

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

  это внимание, регулируемое эмоциями или направленное на внутренние, эмоциональные переживания человека. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию.


 

 3. Пользуясь материалами лекции и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

1.       

«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

 Количественные изменения сознания. Это – угнетение сознания вплоть до его выключения. Три основных механизма: 1. Двухстороннее поражение коры головного мозга при сохранности механизмов активации. Чаще всего гипоксического генеза. 2. Поражение ствола головного мозга, нарушающее функцию восходящей активирующей ретикулярной формации.

2.       

«КАЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

  Синдромы спутанности и помрачения сознания (качественные нарушения сознания) — изменение уровня бодрствования при значительном нарушении содержания сознания. Синдромы спутанности включают, например, амнестическую спутанность, а синдромы помрачения сознания - онейроид.

3.       

КОМА

 







это патологическое состояние полной утраты сознания, сопровождающееся отсутствием целенаправленных реакций на внешние воздействия (в частности, на боль), прогрессирующим угасанием глубоких и поверхностных рефлексов, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением температурной регуляции.










4.       

ОГЛУШЕННОСТЬ

  синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и сонливостью, а также замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения. Представления скудны, ориентировка в окружающем пространстве неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются с трудом, ответы на них неполные и неточные.

5.       

ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

  К пароксизмальным аффективным расстройствам (в рамках приступа) относятся внезапно возникающие и длящиеся в течение нескольких секунд (реже минут) приступы страха, безотчетной тревоги, иногда с ощущением тоски. Могут иметь место импульсивные кратковременные состояния усиления полового (пищевого) влечения, ощущения подъема сил, радостного ожидания.

6.       

СТУПОР

  Ступор-это отсутствие критической психической функции и уровня сознания, при котором пораженный человек почти полностью не реагирует и реагирует только на интенсивные раздражители, такие как боль. Слово происходит от латинского stupor ("оцепенение, бесчувственность")


 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 (16) с. (Высшая школа)

  2. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.

  3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1961. Т. 1., 1970. Т. 2.

  4. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1987.

  5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969.

  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  7. Огнев С. А. Нейропсихология: модуль 3: психические функции в свете локальных поражений головного мозга. – Москва, 2004

  8. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  9. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.

 

Задание 7 

1. Пользуясь научной литературой опишите:

  1. Синдромный анализ высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии.

  2. Типы факторов по Е. Д. Хомской.

2. Оформите наглядно:

  1. схему, рисунок, отражающие нарушения зрительного внимания – игнорировании какой-либо стороны.

  2. группы основных различий левого и правого полушарий мозга;

  3. сформите в виде структурно-логической схемы основные положения и последовательность производства синдромного анализа нарушений ВПФ.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 (16) с. (Высшая школа)

  2. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.

  3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1961. Т. 1., 1970. Т. 2.

  4. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1987.

  5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969.

  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  7. Огнев С. А. Нейропсихология: модуль 3: психические функции в свете локальных поражений головного мозга. – Москва, 2004

  8. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  9. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.


  1. Синдромный анализ высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии.


Высшие психические функции имеют системный принцип психологического строения и системную динамическую мозговую организацию. Это являются причиной того, что при локальных поражениях головного мозга нарушается не одна какая-либо психическая функция, а целая совокупность функций. Эта совокупность функций составляет единый нейропсихологический синдром. Нейропсихологические синдромы представляют собой не случайное, а закономерное сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений психических функций). Основой этого является нарушение (выпадение) определенных нейропсихологических факторов. Важнейшим принципом нейропсихологического изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный, или системный) анализ этих нарушений. Синдромный анализ основан на трех основных положениях. Первое положение: синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатацию. Под качественным анализом понимается определение формы нарушения психической функции (т. е. первичного дефекта или первичного нарушения). По словам А. Р. Лурия, «…нейропсихологическое исследование никогда не должно ограничиваться простым указанием на «снижение» той или другой формы психической деятельности. Оно всегда должно давать качественный (структурный) анализ наблюдаемого симптома, указывая <…> какой характер носит наблюдаемый дефект и в силу каких причин (или факторов) этот дефект появляется. Качественный анализ дефекта предполагает изучение не столько результатов выполнения больными тех или других заданий, сколько особенностей процесса их выполнения (характера ошибок и т. д.), т. е. особенностей осуществления той или иной психической деятельности. Необходимость качественного анализа нарушений психических функций отнюдь не является альтернативой количественному подходу. В тех случаях, где это возможно, необходимо вводить и количественную меру нарушений психических процессов. Качественный подход к изучению нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями головного мозга отличает отечественную нейропсихологическую школу от традиционной западной (в основном американской) нейропсихологии, в которой доминирует количественный статистический анализ дефектов по определенной, строго заданной схеме. Второе положение: синдромный анализ заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом, что в свою очередь дает основание для топического диагноза. Сложная функциональная система может нарушаться при самых разнообразных по своему расположению корковых поражениях, но каждый раз носит специфический характер. Первичным в каждом случае выступает нарушение «собственной функции» пораженного участка, которая обеспечивает нормальное протекание определенного звена функциональной системы. Вторичным (или системным) следствием данного нарушения является распад всей функциональной системы в целом. Третье положение: синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными. Это явление, названо Г. Л. Тойбером «принципом двойной диссоциации функций». Принцип двойной диссоциации функций непосредственно связано с системным избирательным принципом нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Дифференциация нарушенных и сохранных функций — окончательный шаг к постановке топического диагноза. Топический диагноз — цель синдромного анализа нарушений психических функций. Таким образом, сущность синдромного анализ: • качественная квалификация нарушений психических процессов, • выделение как основного дефекта (т. е. первичных нарушений), так и вторичных системных нарушений, • анализ состава не только нарушенных, но и сохранных психических функций. и все это направленно на топическую диагностику локальных поражений головного мозга. Синдромный анализ — это творческий процесс решения сложной диагностической задачи.
 Этот процесс должен протекать как гибкое, динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы, а не как стандартная, затверженная процедура. В процессе синдромного анализа нужно изучать ту или иную функцию в разных условиях, вводить в эксперимент ряд динамических изменений (например, изменять темп деятельности) или характер самого задания (например, усложнять задание, увеличивать его объем). Соблюдение этих условий синдромного анализа обеспечивает надежность получаемых результатов, а следовательно, и точность поставленного диагноза. Эта надежность достигается путем сравнительного анализа результатов, полученных разными методами, а не путем статистического накопления данных.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Типы факторов по Е. Д. Хомской.


Понятие «фактор» является основным теоретическим понятием, на котором построен синдромный анализ нарушений высших психических функций. Нейропсихологический синдром формируется как результат нарушения определенного фактора; поиск и нахождение этого фактора и являются целью синдромного анализа. Определение пораженного фактора — конечная цель синдромного анализа; сам фактор — объяснительная причина нейропсихологического синдрома в целом, центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций. Что же такое фактор? Понятие «фактор» имеет принципиальное значение для всей теоретической концепции отечественной нейропсихологии. Под фактором понимают «собственную функцию» (modus operandi) той или иной мозговой структуры, определенный принцип (или способ) ее работы. Каждая зона мозга, входящая в функциональную систему, лежащую в основе той или иной психической функции, ответственна за определенный фактор. Его устранение (или патологическое изменение) приводит к нарушению работы соответствующей функциональной системы в целом. Это означает, что функциональная система может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при разных по локализации поражениях мозга она нарушается по-разному. Фактор — это структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома. В целом в луриевской нейропсихологии выделены три уровня анализа (или описания) нейропсихологических факторов: 1) морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром); 2) физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию и ее нарушения); 3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций). Нейропсихологические факторы имеют и другие формы (уровни) организации: биохимический, генетический и др. На основании синдромного анализа можно выделить следующие типы факторов:

Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Эти факторы изучались (и продолжают изучаться) в нейропсихологии в первую очередь. Именно они послужили основой для формирования самого понятия «фактор». Морфологическим субстратом этих факторов являются прежде всего вторичные поля коры больших полушарий, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Нарушения работы вторичных полей коры больших полушарий могут быть следствием поражений как