Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Верхнетеменной синдром

Возникают симптомы нарушения «схемы тела» (соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.

Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела, что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больной игнорирует левые конечности, иногда как бы «теряет их». При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозии) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей.

 

Задание 4

1. Опираясь на данные лекции и научной литературы опишите классификацию апраксий по А. Р. Лурия.

2. Опираясь на данные научной литературы опишите классификацию апраксий по Липману.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 (16) с. – (Высшая школа)

  3. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.

  4. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1961. Т. 1., 1970. Т. 2.

  5. Лурия А. Р . Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969.

  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  7. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  8. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.

1. Опираясь на данные лекции и научной литературы опишите классификацию апраксий по А. Р. Лурия.

Апраксии - нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора]. 

Апраксиями обозначают, прежде всего, нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. А.Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из принципа выделения разных видов апраксий в зависимости от механизма их возникновения. Он выделил четыре вида апраксий: 1) кинестетическая; 2) пространственная; 3) кинетическая; 4) регуляторная. Кинестетическая и пространственная апраксии связаны с нарушениями афферентных механизмов организации произвольных движений (локализация поражения в задних отделах мозга). Кинетическая и регуляторная апраксии связаны с нарушениями эфферентных механизмов (локализация поражения в передних отделах мозга).


Кинестетическая апраксия. Локализация поражения - соматосенсорная кора (нижние отделы постцентральной области коры – 1,2,5,40, частично 7-го полей), куда приходит проприоцептивная информация (мышечное чувство). Механизм нарушения: нарушается кинестетическая основа движений (кинестетическая обратная связь, необходимая для построения двигательного акта). Клинические проявления: первичная симптоматика заключается в том, что движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом

«рука - лопата»). Вторичные симптомы: нарушаются движения при письме - пишут большими буквами, неровно, «как курица лапой»; возникает апраксия позы

трудности в придании своему телу, конечностям (в частности, руке) определенного положения; невозможность показать, как совершается то или иное действие без предмета (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т.д.). При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать (используется как диагностический признак: поза хорошо выполняется при зрительном контроле, но не выполняется без него).

Пространственная апраксия. Локализация поражения - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры (зоны ТРО, где пересекаются поля соматосенсорной, зрительной и слуховой коры). Механизм нарушения - страдает зрительно-пространственная афферентация движений (обратная связь через зрительный анализатор). Клинические проявления: апраксия позы - трудности с повторением какого-либо движения, сохранения позы; нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое - левое» и т.д.); трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (застелить постель, одеться, застегнуться и т.д.), при этом зрительный контроль не помогает - нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами; конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т.п.); нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.

Кинетическая апраксия. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области коры больших полушарий (6 и 8 поля коры). Механизм нарушения: страдает переключение с одного элемента движений на другой. Клинические проявления: характерны двигательные персеверации - бесконтрольные продолжения раз начавшегося движения, что приводит к распаду «кинетических мелодий» (по определению А.Р. Лурии), т.е. нарушению последовательности движений, временной организации двигательных актов.


Регуляторная апраксия. Локализация поражения: префронтальная кора (кпереди от премоторных отделов). Механизм нарушения: страдает регуляция и программирование двигательной активности, отключение сознательного контроля за выполнением движений. Клинические проявления: симптом эхопраксии - бесконтрольные подражательные повторения движений экспериментатора без попытки сознательного контроля их; системные персеверации - трудности в переключении с одной двигательной программы на другую, замена нужных движений моторными шаблонами и стереотипами, упрощение двигательных программ (например, пробу «кулак-ладонь-ребро» начинаю выполнять как «ладонь- ребро» и т.п.); при массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.


2. Опираясь на данные научной литературы опишите классификацию апраксий по Липману.

Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном выделяет три формы апраксий:




  • идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла


  • кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения


  • идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений»

Задание 5

1. Пользуясь материалами лекций 1-5 и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АГНОЗИЯ

 Нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), при котором теряется возможность узнавать и определять информацию, при сохранении чувствительности и сознания.

2.       

АПРАКСИЯ

 Нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

3.       

АФАЗИИ

  Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.

4.       

ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

 нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора.

5.       

ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

 Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

6.       

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВПФ

 Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.).

7.       

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА

 Неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

8.       

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 Особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

9.       

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ

 нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

10.   

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

 закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение ко-торой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

11.   

ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

 Нарушения психических функций, непосредственно связанных с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

12.   

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР

 

13.   

ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

 

14.   

ПРИНЦИП СИСТЕМНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

 

15.   

СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА

 

16.   

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ

 Метод в нейропсихологии, под которым понимают: 1) анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (нейропсихологического фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; 2) изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; 3) качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

17.   

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия считал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающих целый набор афферентных (чувствительных, настраивающих) и эфферентных (двигательных, осуществляющих) компонентов или звеньев.

18.   

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

  это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию


 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 (16) с. (Высшая школа)

  2. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.

  3. Огнев С. А. Нейропсихология (модуль 3): психические функции в свете локальных поражений головного мозга. – МОСКВА, 2004.

  4. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.

Задание 6

1. Пользуясь материалами лекции и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АФАЗИИ

 Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.

2.       

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (поля 21 и 37.). А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов. При этой форме афазии сохранны премоторные и постцентральные зоны, а также фонематический слух.

3.       

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

 возникает при поражении нижних отделов теменной доли левого доминантного полушария. Выделяют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного симультанного (т.е. одновременного) синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным или частичным отсутствием ситуативной речи. Второй вариант называется проводниковой афазией и характеризуется значительной сохранностью ситуативной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Понимание речи при афферентной моторной афазии нарушено за счет вторичного нарушения фонематического слуха. При афферентной моторной афазии как правило наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при проводниковой афазии — и пространственная дезориентация. Второй вариант (проводниковая афазия) характерен для лиц со скрытой леворукостью.

4.       

АКАЛЬКУЛИЯ

 Характеризуется нарушением счетных операций. В основе
акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых
зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни-
кающие при поражений затылочно-теменных областей левого
полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так
называемой, первичной акалькулии.

5.       

АНОМИИ

 это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния.

6.       

АЛАЛИИ

 это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

7.       

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 это нарушение формирования высказываний активной речи, обусловленное поражением префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации высказываний, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросы, повторением фраз собеседника, недостаточным пониманием длинных сообщений. 

8.       

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

 это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизньпользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

9.       

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

 возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды

10.   

МОТОРНАЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ АФАЗИЯ

 это нарушение двигательного звена речи, обусловленное повреждением премоторной зоны церебральной коры. Основу клинической картины составляет затруднение перехода между артикуляционными позами, инертность речевых процессов, диспросодия, наличие персевераций, повторов, вторичное расстройство письменной речи. 

11.   

МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

 это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность), нарушения ВПФ. 

12.   

МУТИЗМ

 Вынужденное молчание

13.   

НОМИНАТИВНАЯ АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными парафазиями. 

14.   

ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 при которой центральным дефектом выступает амнезия на буквы и слова при чтении. При оптико-мнестической алексии обнаруживаются ошибки называния, узнавание букв и слов со слуха даёт меньшее число ошибок.

15.   

ОПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ

  Нарушения процесса чтения или овладения им

16.   

ОПТИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ

 Трудности возникают при чтении слов . Больной не может объединить буквы в единое целое, не узнавая слова и схватывая его отдельную часть (обычно корневую), и замещает его прочтение догадкой о смысле

17.   

ОДНОСТОРОННЯЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ

 Нарушение чтения . Когда игнорируется одна часть текста

18.   

ПЕРВИЧНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ

 Выделяют две основные формы первичной алексии (нару-
шения чтения), связанные с локальным поражением опреде-
ленных участков мозга: агностическую (литеральную по дру-
гой терминологии) и вербальную. Вторичные алексии разви-
ваются при других нейропсихологических синдромах, в
частности у больных с афазией. Механизм этих нарушений
зависит от формы афазий и описан выше.

19.   

РЕЧЬ

 это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

20.   

РЕЧЕВАЯ СИСТЕМА

  Совокупность речевых функций обьединенных в одно целое

21.   

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

 (от лат. retro — назад, activus — действующий) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, то есть происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин «ретроактивное торможение» был предложен Фуко (1928). Многочисленными исследованиями установлено, что влияние ретроактивного торможения на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность. В качестве синонима ретроактивного торможения иногда используется термин «регрессивное (внутреннее) торможение».

22.   

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

 При этой, часто встречающейся форме афазии распадает­ся представление о звуках, умение различать их на слух

23.   

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. 

24.   

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

 это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

25.   

ФЕНОМЕН ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

  интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

26.   

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

 это речь, произносимая вслух. В особенностях экспрессивной речи, ее темпе, ритме, нарушении плавности могут найти выражение и симптомы многих патологических процессов. Так, при некоторых органических заболеваниях нарушается плавность речи. Речь становится замедленной, прерывистой, скандированной, как у больных болезнью Паркинсона.
1   2   3   4   5   6   7   8