Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузовых операций находят последовательность, обеспе­ чивающую минимум выражения

П

П =» У

Qi 1 $ ж= минимум,

(87)

г=1

 

 

где Qi — грузоподъемность

г-го судна, т;

 

1{ — средний пробег г-го судна в единицу времени, миль.

Исследуем влияние очередности обработки судов на величину эксплуатационных расходов и потерь провозной способности за период ожидания грузовых работ, ис­ пользуя технико-эксплуатационные характеристики ряда крупнотоннажных судов флота рыбной промышленности

(табл. 38).

Т а б л и ц а 38

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ

Тип и название судна

ТР «Прибой» ..................................

ПР «Палех» . ...............................

ПБ «Пионерск»..............................

ТР «Актюбинск»...........................

ПБ «Кровштадская слава». . . .

Норматив- 1загрузки, т

!

Среднее вре­ мя разгрузки, Ч '

Среднепуте­ вая эксплу­ атационная скорость, миль/ч

Эксплуата­ ционные рас- 1: стоянкиходы за, 1рубч .

7400

 

120

16,0

34

6'0

 

'44

8,3

28

4900

 

116

12,0

45

3650

 

62

13,5

67

6750

 

158

12,0

33

Последовательность обработки судов в рыбных пор­ тах,устанавливается, как правило, в зависимости от оче­ редности их прибытия (вариант А). Однако считается, что для достижения меньших расходов по флоту за вре­ мя ожидания в первую очередь следует обрабатывать суда с наибольшими эксплуатационными расходами (вариант Б).

Рассмотрим два указанных варианта обработки судов и- дадим им оценку по величине потерь провозной спо­ собности и величине эксплуатационных расходов. В табл. 39 даны результаты расчетов по тому варианту, когда суда обрабатываются в очередности прибытия их в порт.

270


 

 

Т а б л и ц а

39

ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАБОТКИ СУДОВ ПО ВАРИАНТУ А

 

 

Время

Потеря

Эксплуата­

 

провозной

ционные рас­

Тип и название судна

ожидания

способно­

ходы за время

обработки,

сти, тыс.

ожидания

 

ч

тоннаже-

обработки,

 

 

миль

руб.

ТР «Прибой» . . . ...................

0

648

3 360

ПР « П а л е х » ............... ...................

120

ПБ «Пионерок»................................

164

9 643

7 380

ТР «Актюбинск»..........................

280

13 804

18 760

ПР «Кронштадская слава» . , .

342

27 702

11 286

И т о г о ......................................

906 ,

51 797

40 786

 

 

Т а б л и ц а

40

ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАБОТКИ СУДОВ ПО ВАРИАНТУ Б

 

 

Время

Потеря

 

провозной

Тип и название судна

ожидания

способно­

обработ­

сти, тыс.

 

ки, ч

тоннаже-

 

 

миль

Эксплуата­ ционные рас­ ходы за время ожидания об­ работки, руб.

ТР «Актюбинск»..........................

0

3 646

2 790

ПБ «Пионерск»..................

 

62

ТР «Прибой» ..................................

 

178

21 075

6 052

ПБ «Кронштадская слава» . . .

298

24 138

9 834

ПР « П алех » ..................................

 

456

2 462

12 768

И т о г о ......................................

 

994

51321

31 444

Наметим последовательность

обработки (табл. 40)

по принципу «в первую очередь

обрабатывать

суда с

наибольшими

эксплуатационными

расходами».

 

В варианте

Б уменьшились

как эксплуатационные

расходы по флоту, так и потери провозной способности, но при этом суммарное время ожидания судами обра­ ботки увеличилось на 88 ч.

Эти примеры показывают, что при различной после­ довательности обработки происходят значительные из­ менения эксплуатационных расходов и потерь провозной

271



способности. Перебор подобным методом всех возмож­ ных вариантов для выбора оптимального лишен смысла, так как требует значительных затрат времени и трудоем­ ких расчетов.

Рассмотрим математическую постановку данной за­ дачи.

Пусть имеется причал, у которого ожидают обработ­ ки суда

1 , 2 , . . . , q , q + 1........п.

Эксплуатационные расходы по судам в единицу времени составляют

ki, ^2t kq+i, • • • » •

Продолжительность обработки равна, соответственно ti, t2, ... , tq, tq+i, ■■, tn.

Установим следующую очередность обработки судов

1, 2, , . . . , q, q + 1, ... ,п.

Этой очередности соответствует определенная величина эксплуатационных расходов

П

(88)

t=l

Установим другую очередность обработки судов, от­ личающуюся от первой только расположением q-ro и (^+1)-го судов

1 , 2 ........ q + 1, q, ... , п.

Очевидно, этой очередности соответствует другое значе­

ние эксплуатационных расходов.

*

 

П

 

 

 

Э2= 2 М Г .

(89)

 

(=1

 

 

Определим, при каких условиях

Запишем выра­

жения (88) и (89) в полуразвернутом виде

д-1

9 - 1

 

9 - 1

Э\ = 2

^?ж + ^ 9 2

+ ^9 + 1

2 ti +

1 = 1

/ = 1

 

г= 1

 

 

п

 

 

+ kq+itq +

2

(99)

 

 

1 = 9 + 2

 

272


 

9 ~ 1

 

< 7 - 1

 

 

Э г =

2

^ 1 ^ 1 * + £ 9 + 1 2

t i

+

 

 

1 = 1

 

1 = 1

 

 

 

<7—1

 

п

 

 

 

+ * , 2

* *

+ M e + . +

2

 

м г -

(91)

1

= 1

 

1 = 9 + 2

 

 

Введем следующие обозначения:

9 - 1

=2 м ? ж ;

£=1

 

9 - 1

9 - 1

 

 

■ ^ 2 = k q ^ ^1 + ^ 9 + 1 2 ^Г>

 

 

1=1

1=1

 

 

 

 

п

 

 

 

 

АГ3=

2

М ?ж-

 

 

 

 

1= 9+2

 

 

Тогда уравнения (90) и

(91) примут вид

 

Э\ =

Nj -j- N 2 -)- £,jr+i ^9 +

Ai3;

(92)

3 2 =

Nt + N t + kg tg+1 +

N 3.

(93)

Анализ выражений

(92)

и

(93) показывает, что условие

Э2^ :Э1 выполняется тогда,

когда

 

 

 

kq ^9+1

^9+1^9•

 

 

После несложного преобразования этого неравенства получим:

^9 ^9+1

По второму варианту q-e судно обрабатывалось после (9 + 1 ) -го, поэтому уменьшение эксплуатационных расхо­ дов связано с первоочередной обработкой судов, имею­

щих большее значение ■— ■

*i

Таким образом, оптимальной в смысле минимума вы­ ражения (86) будет такая очередь, у которой выполня­ ется условие94

*/, > + >

...

(94)

 

 

273