ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений.
- Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей.
Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего,
нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях,
которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания.
- Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например,
может прогрессировать без учета опыта истории, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на правоведение),
то в философии все иначе. В качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др.
7. Теоретическое и эмпирическое в науке
https://helpiks.org/4-33488.html
В структуру эмпирического знания включают обычно наблюдение,
эксперимент, измерение. Они же часто рассматриваются и в качестве методов эмпирического исследования. Кроме того, в эту структуру включают анализ и сравнение фактов, первичную систематизацию опытного материала.
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что в нем достигается прямое взаимодействие с
изучаемым объектом или процессом,
- Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей.
Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего,
нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях,
которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания.
- Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например,
может прогрессировать без учета опыта истории, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на правоведение),
то в философии все иначе. В качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др.
7. Теоретическое и эмпирическое в науке
https://helpiks.org/4-33488.html
В структуру эмпирического знания включают обычно наблюдение,
эксперимент, измерение. Они же часто рассматриваются и в качестве методов эмпирического исследования. Кроме того, в эту структуру включают анализ и сравнение фактов, первичную систематизацию опытного материала.
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что в нем достигается прямое взаимодействие с
изучаемым объектом или процессом,
непосредственный доступ к исследуемой реальности. Здесь уже возможно измерение по шкалам интервалов или отношений, введение строгих математических методов обработки данных. Считается, что первым экспериментальный метод начал применять Г. Галилей в физике. Научный эксперимент предполагает следующие возможности:
– выделить изучаемое явление по ограниченному числу параметров,
относимых либо к самому явлению, либо к условиям его протекания;
– изолировать его по всем другим параметрам, принимаемым за несущественные;
–варьировать существенные параметры;
– многократно воспроизводить эксперимент вместе с его условиями.
Качественным эксперимент называют, если он не включает процедуру измерения. Скажем, когда речь идет о сравнительном анализе по типу «больше» или «меньше». Когда говорят, что наука начинается с измерений, имеют в виду количественные эксперименты.
Функции эксперимента те же, что и у наблюдения, хотя отличаются по интенсивности, возможностям обоснования соответствия, истинности.
Научная теория – это логически упорядоченная система знаний,
имеющая в своем составе по меньшей мере три структурных элемента.
Первый – ядро теории, состоящее из выраженных в математической форме одного или нескольких основополагающих законов, исходных фундаментальных понятий, принципов, аксиоматических допущений.
Законы формулируются в виде суждений, имеющих необходимый и общий характер. Закон – это устойчиво повторяющееся, существенное отношение между вещами или процессами. Закон выражает отношения зависимости, взаимосвязи, корреляции между ними. Различают законы функциональные, с горизонтальными связями, и эволюционные, с вертикальными, асинхронными, несимметричными во времени связями,
типа причинных, – законы новообразования, развития.
К ядру теории относят также ее идеализированный объект,
предельную абстракцию или модель наиболее значимых для данной теории свойств и связей типа материальной точки или центра масс в механике, идеального газа в кинетике газов, абсолютно черного тела в оптике, идеального цикла Карно в теплотехнике и т.п.
Второй структурный элемент теории – периферия, включающая методы, математико-логический аппарат, который составляет совокупность правил обработки знаний и способов аргументации. К периферии относят обычно философские нормы и принципы, ценностные установки ученого,
– выделить изучаемое явление по ограниченному числу параметров,
относимых либо к самому явлению, либо к условиям его протекания;
– изолировать его по всем другим параметрам, принимаемым за несущественные;
–варьировать существенные параметры;
– многократно воспроизводить эксперимент вместе с его условиями.
Качественным эксперимент называют, если он не включает процедуру измерения. Скажем, когда речь идет о сравнительном анализе по типу «больше» или «меньше». Когда говорят, что наука начинается с измерений, имеют в виду количественные эксперименты.
Функции эксперимента те же, что и у наблюдения, хотя отличаются по интенсивности, возможностям обоснования соответствия, истинности.
Научная теория – это логически упорядоченная система знаний,
имеющая в своем составе по меньшей мере три структурных элемента.
Первый – ядро теории, состоящее из выраженных в математической форме одного или нескольких основополагающих законов, исходных фундаментальных понятий, принципов, аксиоматических допущений.
Законы формулируются в виде суждений, имеющих необходимый и общий характер. Закон – это устойчиво повторяющееся, существенное отношение между вещами или процессами. Закон выражает отношения зависимости, взаимосвязи, корреляции между ними. Различают законы функциональные, с горизонтальными связями, и эволюционные, с вертикальными, асинхронными, несимметричными во времени связями,
типа причинных, – законы новообразования, развития.
К ядру теории относят также ее идеализированный объект,
предельную абстракцию или модель наиболее значимых для данной теории свойств и связей типа материальной точки или центра масс в механике, идеального газа в кинетике газов, абсолютно черного тела в оптике, идеального цикла Карно в теплотехнике и т.п.
Второй структурный элемент теории – периферия, включающая методы, математико-логический аппарат, который составляет совокупность правил обработки знаний и способов аргументации. К периферии относят обычно философские нормы и принципы, ценностные установки ученого,
если они принимаются в расчет (а это имеет место не во всех концепциях философии науки). Сюда же отнесем наглядные образы теории,
посредством которых достигается чувственно-сверхчувственный характер интерпретации ее утверждений. К периферии отнесем, с учетом возможных возражений, проблемы и гипотезы. Это важные формы развития знания, которые не входят в ядро теории, но очень часто инициируют изменение последнего. Проблема в науке – это своеобразное
«знание о незнании», она открывает направление возможной дальнейшей разработки теории.
Попытки решить проблему оформляются первоначально в гипотезы – суждения предположительного характера с неопределенным значением истинности.
Наука начинается с постановки проблем и формулирования гипотез,
одни из которых отмирают в процессе фальсификации (как гипотезы флогистона или теплорода, а в ХХ веке – эфира), другие же становятся теориями (как квантовая гипотеза).
Наконец, третий структурный элемент теории – эмпирический
базис, совокупность высказываний, описывающих результаты опытов,
наблюдений, экспериментов, измерений количественных параметров.
Иногда их называют протокольными высказываниями о фактах. Факт в науке понимается либо как доказанное знание о событии (например, факт,
что я пишу эти строки в такой-то день и час 2007 года), либо как предложение,
фиксирующее результат наблюдения,
измерения,
эксперимента («стол, за которым я сижу, твердый и плоский, его длина составляет примерно два с половиной локтя»). Науку интересуют прежде всего факты во втором значении, и факт такого рода всегда содержит долю истолкования. Факты становятся «упрямыми» в рамках определенных интерпретаций.
8. Структура научного знания
https://studopedia.ru/9_191934_struktura-nauchnogo-znaniya.html
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.
Структура научного знания:
а) Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь,
научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете - общество в целом.
посредством которых достигается чувственно-сверхчувственный характер интерпретации ее утверждений. К периферии отнесем, с учетом возможных возражений, проблемы и гипотезы. Это важные формы развития знания, которые не входят в ядро теории, но очень часто инициируют изменение последнего. Проблема в науке – это своеобразное
«знание о незнании», она открывает направление возможной дальнейшей разработки теории.
Попытки решить проблему оформляются первоначально в гипотезы – суждения предположительного характера с неопределенным значением истинности.
Наука начинается с постановки проблем и формулирования гипотез,
одни из которых отмирают в процессе фальсификации (как гипотезы флогистона или теплорода, а в ХХ веке – эфира), другие же становятся теориями (как квантовая гипотеза).
Наконец, третий структурный элемент теории – эмпирический
базис, совокупность высказываний, описывающих результаты опытов,
наблюдений, экспериментов, измерений количественных параметров.
Иногда их называют протокольными высказываниями о фактах. Факт в науке понимается либо как доказанное знание о событии (например, факт,
что я пишу эти строки в такой-то день и час 2007 года), либо как предложение,
фиксирующее результат наблюдения,
измерения,
эксперимента («стол, за которым я сижу, твердый и плоский, его длина составляет примерно два с половиной локтя»). Науку интересуют прежде всего факты во втором значении, и факт такого рода всегда содержит долю истолкования. Факты становятся «упрямыми» в рамках определенных интерпретаций.
8. Структура научного знания
https://studopedia.ru/9_191934_struktura-nauchnogo-znaniya.html
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.
Структура научного знания:
а) Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь,
научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете - общество в целом.
б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.
в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. (См.
об этом гл. V).
г) Свой специфический, именно для них язык - как естественный,
так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения,
химические формулы и т.п.).
При ином "срезе" научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) "вырастающие" из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки
(основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны,
регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).
Существует проблема классификации дисциплин.
По предмету и методу познания: естественные, технические,
математические, общественные (соц., гум.) Дальнейшее членение:
естественные науки: механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.
Гуманитарные науки:
история,
археология,
экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п.
Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний –
данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний – научного факта.
Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений.
Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.
в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. (См.
об этом гл. V).
г) Свой специфический, именно для них язык - как естественный,
так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения,
химические формулы и т.п.).
При ином "срезе" научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) "вырастающие" из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки
(основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны,
регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).
Существует проблема классификации дисциплин.
По предмету и методу познания: естественные, технические,
математические, общественные (соц., гум.) Дальнейшее членение:
естественные науки: механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.
Гуманитарные науки:
история,
археология,
экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п.
Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний –
данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний – научного факта.
Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений.
В теоретическом знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия,
суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления.
Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
9. Научная и философская картина мира
Глава 2. Научная картина мира
Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира –
мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени,
объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее,
что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же
“научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания.
Научная картина мира интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках,
когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая
возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
В научной картине мира следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучную (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности.
Среди
ЧНКМ
называют физическую,
химическую, космологическую, экологическую, информационную и т.д.
картины мира.
Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими,
социологическими,
историческими и
лингвистическими теориями соответственно.
Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях.
Научная картина мира также предполагает, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в
чувственно-материальном мире,
они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются.
Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе
В научной картине мира следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучную (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности.
Среди
ЧНКМ
называют физическую,
химическую, космологическую, экологическую, информационную и т.д.
картины мира.
Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими,
социологическими,
историческими и
лингвистическими теориями соответственно.
Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях.
Научная картина мира также предполагает, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в
чувственно-материальном мире,
они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются.
Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе
формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая,
которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма.
Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной
картины мира:
1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира,
2)внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или картиной мира.
Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е.
построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира,
всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки.
Можно говорить о четырех научных картинах мира:
1) пантеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с пантеизмом (это картина мира эпохи Возрождения),
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая,
которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма.
Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной
картины мира:
1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира,
2)внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или картиной мира.
Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е.
построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира,
всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки.
Можно говорить о четырех научных картинах мира:
1) пантеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с пантеизмом (это картина мира эпохи Возрождения),
2) деистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с деизмом (“деизм”, или “учение о двойной истине” - это учение о том, что Бог вмешался в мир только в начале его сотворения, а затем Бог и Мир существуют совершенно независимо друг от друга, поэтому истины религии и науки также не зависят друг от друга. Такая картина мира принималась в эпоху
Просвещения),
3) атеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с атеизмом и материализмом (такова современная научная картина мира). В Средние века господствующая религиозная картина мира слишком подавляла существование и развитие внутренних принципов науки, в связи с чем мы не можем назвать средневековую картину мира научной.
4) теистической научной картины мира (“теизм” – это учение о сотворении мира Богом и постоянной зависимости мира от Бога). Развитие современной научной картины мира говорит за то, что постепенно изменяются внешние принципы науки, ослабляется влияние атеизма и материализма в современной научной картине мира.
Глава 3. Философская картина мира
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение «научная картина мира». Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле, то возникают всякого рода вопросы. Главный вопрос такой: существует ли особая философская картина мира, отличная от научной? Положительное решение вопроса напрашивается как будто само собой. Если философия — мировоззрение
(буквально «воззрение на мир»), с этим согласны многие, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной.
В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и