Файл: 1. Влияние философских концепций на развитие науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира.
Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.
Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека,
который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории —
это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира.
Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.
Выражение «категориальная картина мира» передает тот факт, что описание,
объяснение мира осуществляется с помощью категорий, а язык категорий —
особый язык, не сводимый ни к формально-логическому рассуждению, ни к интуитивно-гадательному мышлению.
Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.
Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида,
социальной группы,
общества.
Будучи рационально-теоретическим способом познания мира,
философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных,
системноорганизованных и
теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и
проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления развития научного знания.
Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.
Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения,
исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.
Одним из важных философских понятий является понятие материального.
Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать,
понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так, например,
любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами.


Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, - напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально. Совокупность всего материального называется в философии материей.
Материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями
(приборами).
материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи. Понятно,
что они могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности.
Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.
10. Сущность научных революций
11. Новые функции науки и современной культуры
12. Основные этапы развития науки

13. Наука и социальная ответственность
Cоциальная ответственность (Внешняя) ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю (иногда говорят — социальную) этику науки.
Под
профессиональной
ответственностью
(Внутреняя)
ученого понимают следование познавательным или методологическим нормам.
При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых бывают тесно переплетены между собой.
Согласно Декларации о науке и использовании научного знания,
утвержденной ЮНЕСКО в 2002 г., «социальная ответственность ученых означает, что они должны отвечать высоким требованиям научной добросовестности и контроля качества, делиться своими знаниями,
поддерживать связь с общественностью и обучать молодое поколение».
Начиная с конца 1940-х гг. эта область стала предметом многочисленных исследований. С появлением атомного оружия, оружия массового уничтожения и экологических проблем этические проблемы науки приобрели новую направленность.
В 1980— 1990-х гг. в связи с достижениями генной инженерии и молекулярной биологии ученые-генетики объявили мораторий на эксперименты, связанные с вмешательством в генетическую природу человека. Именно социальная ответственность ученых явилась тем исходным пунктом, который заставил сначала их, а затем и общественное мнение осознать серьезность ситуации,
угрожающей будущему человечества. Таким образом, социальная ответственность ученых влияет на выбор направлений исследования. Более того, ответственность ученых перед обществом не снимается даже тогда, когда контроль над использованием достижений науки находится под жестким контролем политических сил.


14. Основные характеристики современной постнеклассической науки
Постнеклассическая наука — современный этап становления науки,
начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В.
С. Степин (Вячесла́в Семёнович Стёпин). Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность,
обслуживание утилитарных потребностей промышленности,
дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки является синергетика, изучающая процессы самоорганизации.
Главные характеристики:
1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного,
неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.
2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
В чем проявляется парадигма целостности?:
● В целостности общества , биосферы, ноосферы, мироздания и т. п - состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое.
● В формировании нового — «организмического» — видения
(понимания природы).
● Для начала XXI в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.
● В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.
3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа)
коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. понятие коэволюции охватывает сегодня
обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм.

15. Физика как фундамент естествознания. Специфика методов физического познания

16. Современные естественно-научные концепции пространства и времени

17. Генезис науки и периодизация её истории

18. Особенности науки древнего мира. Становление первых форм теоретической науки. Наука в средние века


19. Наука Нового времени. Формирование опытной науки.
20. Научно-техническая революция, её технологические и социальные последствия
21. Современные тенденции и противоречия в развитии техногенной цивилизации. Глобализация технической системы.
22.
История становления информатики как междисциплинарной дисциплины второй половины XX века
23. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Технологический подход к исследованию знания.
Статья
«Искусственный интеллект в
информационных технологиях» Дмитрия Александровича Кошелева для издания
«Символ науки» (2016 г.) говорит нам о том, что специалистами в сфере ИИ предпринимаются попытки понять основы интеллекта и реализовать так называемые «мультиагентные системы». В
настоящее время,
по мнению
Дмитрия
Александровича,
направление ИИ охватывает ряд сфер современной научной мысли.
В
ИИ
интеллектуальные задачи происходят автоматически и
усредняются,
потому данная сфера затрагивает, согласно автору, все области интеллектуальной инертности жизни на планете, и в этом смысле ИИ выступает по-настоящему всеохватывающей научной областью. В статье
С.В. Лукова для журнала «Горизонты гуманитарного знания» (2017 г.)
рассматриваются ИИ и киберпространство в их взаимосвязи;
анализируются две стороны киберпространства, в котором ИИ
используется в
качестве технологии для самонастройки компьютерной техники.
Первая сторона иллюстрирует опасность киберпространства для человечества, вторая – те преимущества, которые наше общество сможет использовать для решения,
к примеру,
транспортной проблемы.
ИИ
и киберпространство,
по мнению автора, открываются для человечества теми сторонами, которые находятся в прямой зависимости от ценностных ориентиров и нравственного выбора человека.
Анализ научной литературы, посвященной вопросу ИИ в разных его аспектах, позволяет прийти к ряду выводов. Во-первых,
практически все исследователи, обращающиеся к вопросу ИИ,
говорят о двояком его характере: с одной стороны видны возможности и перспективы для человечества, а с другой – Центр научного сотрудничества
«Интерактив плюс»
4
https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии
Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) опасности и
непредсказуемый характер последствий. Во-вторых, все авторы так или иначе видят единственным ответственным за тот путь, каким пойдет ИИ, Человека. И в этом смысле их мысли близки мыслям Альбрета Эйнштейна, высказанным последним в середине прошлого века (незадолго до атомной бомбардировки Японии) в его эссе «Всеобщий язык науки» (The Common Language of Science).
В
последней
Великий
Физик подошел к
вопросу
«ответственности» научного метода за промахи человечества и подчеркнул
«невиновность»
последнего.
С
точки зрения профессора
Эйнштейна,
научный метод указывает лишь средства для достижения поставленных человеком целей. Выбор же целей остается за человеком.
24.
Концепция информационного общества.
Происхождение информационных обществ.
25. Уровни специализированного образования. Бакалавриат, магистратура
26. Социология, политология как отражение в познании основных сфер общественной жизни.
27. История формирования дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Философия. Психология.
28. Развитие науки как смены парадигм. Творчество Т. Куна
29. Наука как социальный институт и система знаний.
30. Становление идей и методов неклассической науки
31. Научное творчество Чокана Валиханова.
32. Науки как основа экономического и социального прогресса современного Казахстана.
33. Научная картина мира
1   2   3   4   5   6   7

Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки —
особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.

В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В
истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску
[3]
. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире,
она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности
[2]
Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идёт о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности
[1]
Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания,
полученные в различных областях научного поиска
[4]
Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В
нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира»
применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле —
тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире,
которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении
научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного
знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определённому
этапу её функционирования и развития
[5]
Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира
[6]
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций,
более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе,
концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии
— суть научного метода.
Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения
[4]
: