ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».
Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.
Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами,
биологами,
философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.
Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности.
Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских,
богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.
В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ,
Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций),
региональных и
локальных
(в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов.
Биоэтика в
определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.
К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных,
психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
справедливости в здравоохранении;
взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий
(искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
проведения экспериментов на человеке и животных;
выработки критериев диагностики смерти;
трансплантологии;
современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.
Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами,
биологами,
философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.
Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности.
Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских,
богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.
В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ,
Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций),
региональных и
локальных
(в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов.
Биоэтика в
определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.
К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных,
психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
справедливости в здравоохранении;
взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий
(искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
проведения экспериментов на человеке и животных;
выработки критериев диагностики смерти;
трансплантологии;
современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
манипуляций со стволовыми клетками;
клонирования (терапевтического и репродуктивного);
оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
59. Современная казахстанская наука в 1992 году был принят Закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан», который определил основные принципы развития науки в республике на данном этапе. В
2000-е годы для дальнейшего закрепления реформ и определения новых задач в сфере науки были приняты Закон РК «О науке» и «Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы».
Новая модель управления наукой с учетом передового мирового опыта и современных условий, была представлена в принятом в 2011 году новом
Законе РК «О науке». Данная модель включала такие реформы, как введение новых форм финансирования, новых структур управления наукой для реализации ее основного принципа – конкурсного отбора научных проектов на основе многоуровневой экспертизы с широким привлечением зарубежных экспертов, а также глубокая интеграция науки и образования,
усиление вузовской науки, связи науки с реальным сектором экономики и другие.
Продолжением работы по реформированию науки стал принятый в 2015
году Закон РК «О коммерциализации результатов научной и (или)
научно-технической деятельности», который был направлен на разработку новых механизмов практической реализации научных исследований,
обеспечение внедрения в производство результатов научных исследований.
Предпринимаемые государственные меры были нацелены на широкое стимулирование научно-исследовательской деятельности – это увеличение финансирования науки в целом, введение 3-х форм финансирования науки:
базового, грантового и программно-целевого, расширение международного сотрудничества, совместных исследований с мировыми научными
клонирования (терапевтического и репродуктивного);
оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
59. Современная казахстанская наука в 1992 году был принят Закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан», который определил основные принципы развития науки в республике на данном этапе. В
2000-е годы для дальнейшего закрепления реформ и определения новых задач в сфере науки были приняты Закон РК «О науке» и «Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы».
Новая модель управления наукой с учетом передового мирового опыта и современных условий, была представлена в принятом в 2011 году новом
Законе РК «О науке». Данная модель включала такие реформы, как введение новых форм финансирования, новых структур управления наукой для реализации ее основного принципа – конкурсного отбора научных проектов на основе многоуровневой экспертизы с широким привлечением зарубежных экспертов, а также глубокая интеграция науки и образования,
усиление вузовской науки, связи науки с реальным сектором экономики и другие.
Продолжением работы по реформированию науки стал принятый в 2015
году Закон РК «О коммерциализации результатов научной и (или)
научно-технической деятельности», который был направлен на разработку новых механизмов практической реализации научных исследований,
обеспечение внедрения в производство результатов научных исследований.
Предпринимаемые государственные меры были нацелены на широкое стимулирование научно-исследовательской деятельности – это увеличение финансирования науки в целом, введение 3-х форм финансирования науки:
базового, грантового и программно-целевого, расширение международного сотрудничества, совместных исследований с мировыми научными
центрами, открытие исследовательских университетов и другие. Для подготовки научных кадров по новым программам докторантуры PhD
были увеличены гранты – свыше 2 тысяч в год, а также количество зарубежных научных стажировок, в том числе по международной программе Первого Президента – Елбасы Н.А. Назарбаева «Болашақ».
Решались и материальные проблемы отечественных ученых. Так, по проекту социальной поддержки молодые ученые получили квартиры, на
80% увеличился размер стипендии для докторантов PhD, а также за научные достижения присуждаются Государственная премия в области науки и техники имени аль-Фараби и ежегодные именные премии в различных областях науки (размерами от 150 до 350 месячных показателей) и научные стипендии.
В 2020 году была проведена техническая модернизация НИИ: по новой бюджетной программе по модернизации и укреплению базы научных организаций (2,8 млрд тенге) 23 института приобрели лабораторное оборудование. В текущем году на эти цели выделено уже более 3,8 млрд тенге и как отметила председатель Комитета науки МОН РК Ж.
Курмангалиева, модернизация научных институтов продолжится и в последующие годы.
Расширены конкурсы на финансирование проектов, которые являются основным источником оплаты труда научных сотрудников. Так, если ранее конкурсы на грантовое финансирование научных проектов проводились лишь один раз в три года, то в 2020 году было проведено 5 конкурсов.
Впервые были введены новые виды грантов: на коллаборацию (на 3 года),
краткосрочные (1 год), индивидуальные, для молодых ученых и другие,
которые оказали существенную государственную поддержку ученым республики.
Для решения новых задач, которые стоят перед научной сферой, в настоящее время разрабатываются Национальный проект по развитию науки и пакет изменений Закона «О науке». Одним из интересных предложений является включение научных сотрудников в перечень базового финансирования НИИ, которые проводят фундаментальные,
стратегические для страны исследования (ранее в перечень входили только расходы по инфраструктуре и оплата административного персонала), а также вносятся и другие предложения: вопросы корпоративного
были увеличены гранты – свыше 2 тысяч в год, а также количество зарубежных научных стажировок, в том числе по международной программе Первого Президента – Елбасы Н.А. Назарбаева «Болашақ».
Решались и материальные проблемы отечественных ученых. Так, по проекту социальной поддержки молодые ученые получили квартиры, на
80% увеличился размер стипендии для докторантов PhD, а также за научные достижения присуждаются Государственная премия в области науки и техники имени аль-Фараби и ежегодные именные премии в различных областях науки (размерами от 150 до 350 месячных показателей) и научные стипендии.
В 2020 году была проведена техническая модернизация НИИ: по новой бюджетной программе по модернизации и укреплению базы научных организаций (2,8 млрд тенге) 23 института приобрели лабораторное оборудование. В текущем году на эти цели выделено уже более 3,8 млрд тенге и как отметила председатель Комитета науки МОН РК Ж.
Курмангалиева, модернизация научных институтов продолжится и в последующие годы.
Расширены конкурсы на финансирование проектов, которые являются основным источником оплаты труда научных сотрудников. Так, если ранее конкурсы на грантовое финансирование научных проектов проводились лишь один раз в три года, то в 2020 году было проведено 5 конкурсов.
Впервые были введены новые виды грантов: на коллаборацию (на 3 года),
краткосрочные (1 год), индивидуальные, для молодых ученых и другие,
которые оказали существенную государственную поддержку ученым республики.
Для решения новых задач, которые стоят перед научной сферой, в настоящее время разрабатываются Национальный проект по развитию науки и пакет изменений Закона «О науке». Одним из интересных предложений является включение научных сотрудников в перечень базового финансирования НИИ, которые проводят фундаментальные,
стратегические для страны исследования (ранее в перечень входили только расходы по инфраструктуре и оплата административного персонала), а также вносятся и другие предложения: вопросы корпоративного
управления в НИИ, открытого конкурса при назначении руководителей
НИИ, разработки системы надбавок к заработной плате в зависимости от индивидуальных достижений ученого и другие.
В
настоящее время развитие научной сферы,
повышение ее результативности входит в круг первоочередных и актуальных задач государства. Президент Республики Казахстан К К.К. Токаев поручил существенно увеличить финансирование науки.
Так,
объем финансирования науки на 2020-2022 годы увеличен вдвое, а к 2025 году планируется увеличить до 1% от ВВП (в настоящее время – 0,12 %). В
своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Глава государства особо остановился на вопросе развития науки и поставил перед Правительством следующие первоочередные задачи:
– обеспечить стажировку в ведущих научных центрах мира 500 ученых ежегодно, а также предоставлять 1000 грантов для молодых ученых на исследования по проекту «Жас ғалым»;
–
привлекать для финансирования науки средства крупнейших предприятий; обеспечить централизацию распределения отчислений 1% от капитальных вложений на развитие науки и технологий через бюджет,
исходя из общенациональных научных приоритетов;
–
разработка отдельного программного документа по научно-технологическому развитию страны, призванного привлечь науку для решения прикладных проблем национального уровня.
Как видно, государственная поддержка научной сферы за годы
Независимости отличалась целенаправленностью и системностью, и была направлена на расширение возможностей для исследовательской работы отечественных ученых и стимулирование развития науки республики в целом.
Последние данные свидетельствуют о несомненных позитивных сдвигах в научной сфере республики. Так, в Казахстане численность научных работников за последнее десятилетие неуклонно растет с 15,8 тысяч в 2009
году до 21,8 тысяч человек в настоящее время. Наметилась и тенденция притока молодежи в науку – молодые ученые составляют 37,5% из общего
НИИ, разработки системы надбавок к заработной плате в зависимости от индивидуальных достижений ученого и другие.
В
настоящее время развитие научной сферы,
повышение ее результативности входит в круг первоочередных и актуальных задач государства. Президент Республики Казахстан К К.К. Токаев поручил существенно увеличить финансирование науки.
Так,
объем финансирования науки на 2020-2022 годы увеличен вдвое, а к 2025 году планируется увеличить до 1% от ВВП (в настоящее время – 0,12 %). В
своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Глава государства особо остановился на вопросе развития науки и поставил перед Правительством следующие первоочередные задачи:
– обеспечить стажировку в ведущих научных центрах мира 500 ученых ежегодно, а также предоставлять 1000 грантов для молодых ученых на исследования по проекту «Жас ғалым»;
–
привлекать для финансирования науки средства крупнейших предприятий; обеспечить централизацию распределения отчислений 1% от капитальных вложений на развитие науки и технологий через бюджет,
исходя из общенациональных научных приоритетов;
–
разработка отдельного программного документа по научно-технологическому развитию страны, призванного привлечь науку для решения прикладных проблем национального уровня.
Как видно, государственная поддержка научной сферы за годы
Независимости отличалась целенаправленностью и системностью, и была направлена на расширение возможностей для исследовательской работы отечественных ученых и стимулирование развития науки республики в целом.
Последние данные свидетельствуют о несомненных позитивных сдвигах в научной сфере республики. Так, в Казахстане численность научных работников за последнее десятилетие неуклонно растет с 15,8 тысяч в 2009
году до 21,8 тысяч человек в настоящее время. Наметилась и тенденция притока молодежи в науку – молодые ученые составляют 37,5% из общего
количества исследователей, тогда как в 2010 году их численность составляла 24 %.
60. Предмет и метод информатики как науки
Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области человеческой деятельности, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин.
Французский термин Informatique образован путем слияния слов
Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и означает
«информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». Кроме Франции этот термин используется в ряде стран
Восточной Европы. В большинстве стран Западной Европы и США
используется термин
-
Computer
Science
(наука о
средствах вычислительной техники).
Бурное развитие микропроцессорной техники, которая появилась в середине 70-х годов, привело к тому, что информатика выделилась в самостоятельную область науки, занимающейся изучением свойств информации, а также процессами ее передачи и обработки.
В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием,
использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.
Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Можно предложить такую трактовку:
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации средствами вычислительной техники и взаимодействия этих средств со средой применения.
Предметом информатики – является изучение общих закономерностей свойственным информационным процессам.
Объектом информатики – выступают автоматизированные, основанные на
ЭВМ
телекоммуникационной технике информационные системы
60. Предмет и метод информатики как науки
Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области человеческой деятельности, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин.
Французский термин Informatique образован путем слияния слов
Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и означает
«информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». Кроме Франции этот термин используется в ряде стран
Восточной Европы. В большинстве стран Западной Европы и США
используется термин
-
Computer
Science
(наука о
средствах вычислительной техники).
Бурное развитие микропроцессорной техники, которая появилась в середине 70-х годов, привело к тому, что информатика выделилась в самостоятельную область науки, занимающейся изучением свойств информации, а также процессами ее передачи и обработки.
В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием,
использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.
Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Можно предложить такую трактовку:
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации средствами вычислительной техники и взаимодействия этих средств со средой применения.
Предметом информатики – является изучение общих закономерностей свойственным информационным процессам.
Объектом информатики – выступают автоматизированные, основанные на
ЭВМ
телекоммуникационной технике информационные системы
различного класса и назначения, на основе, которых функционируют информационные технологии. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и использования на практике.
Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика».
Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным из-за ее размытости и неопределенности.
Существует распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики, но скорее кибернетика является источником для информатики.
Основы кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г.
Предметом кибернетики являются принципы построения и
функционирования систем автоматического управления, а задачами –
методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники,
базируется на ней и без нее немыслима. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники.
Акцент в
информатике ставится на свойства информации и
аппаратно-программные средства ее обработки.
Акцент в кибернетике – на разработку концепций и построение моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.
Информатику можно рассматривать с разных позиций. В узком смысле она состоит из трех взаимосвязанных частей – технических (hardware),
программных (software) и алгоритмических (brainware) средств. В
широком смысле ее можно рассматривать: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
Как отрасль народного хозяйства информатика состоит из предприятий,
где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и
разработкой современной технологии переработки информации.
Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика».
Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным из-за ее размытости и неопределенности.
Существует распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики, но скорее кибернетика является источником для информатики.
Основы кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г.
Предметом кибернетики являются принципы построения и
функционирования систем автоматического управления, а задачами –
методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники,
базируется на ней и без нее немыслима. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники.
Акцент в
информатике ставится на свойства информации и
аппаратно-программные средства ее обработки.
Акцент в кибернетике – на разработку концепций и построение моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.
Информатику можно рассматривать с разных позиций. В узком смысле она состоит из трех взаимосвязанных частей – технических (hardware),
программных (software) и алгоритмических (brainware) средств. В
широком смысле ее можно рассматривать: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
Как отрасль народного хозяйства информатика состоит из предприятий,
где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и
разработкой современной технологии переработки информации.
Как фундаментальная наука информатика занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения для процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.
Как прикладная дисциплина информатика занимается:
- изучением закономерностей в информационных процессах (накопление,
переработка, распространение);
- созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
- разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла.
61.
Методология формирования научных дисциплин социально гуманитарного цикла. Философия. Культурология . Психология
Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, -- долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека - в конце XIX в.
В XVI - начале XVII вв. для СГН главным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Позднее эталоном научности стала классическая механика с разделением всех знаний на 2 уровня:
теоретический и эмпирический. Здесь уже система объектов науки выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Поскольку механика и тесно связанная с ней математика были в XVI-XVII в. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности.
Таким образом, вплоть до XIX века господствующей тенденцией в методологии СГН был натурализм - универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания.
Затем стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания.
С первой половины XIX в. начинается активный процесс формирования научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Их целью является не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Для того чтобы найти определенные технологии управления социальными процессами исследуются как общество в целом,
1 2 3 4 5 6 7
так и отдельные его сферы. Социальные науки возникли на Западе.
Разделение на экономику, политическую, юридическую, историческую науки, культурологию произошло под влиянием либеральных идей,
отделяющих государство от экономики и общества и разделяющих общество на сферы и изучающие их науки. Они отвечали уровню западной рациональности и
служили целям западной модернизации как мировоззренческом смысле,
так и
в социально-технологическом
(обеспечение функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом. Сегодня наука меняет свое отношение к практике. Исчезает традиционная противоположность между производством знания и его применением. Многие типы социального знания могут быть произведены одновременно с решением задачи его применения.
Особенно это относится к
экспертному знанию,
находящемуся на пересечении, с одной стороны, научного знания и, с другой
–
разных видов специализированной деятельности и повседневного опыта, и никогда не существующему до экспертизы.
Один из известных американских социологов и социальных философов
Дж. Александер выделил четыре этапа в развитии послевоенной социальной теории, смену которых он тесно связал с изменением социального контекста.
Господство модернизационных теорий, 1950--1960-е гг.
Модернизации 1950-- 1960-х гг. не закончились успехом для стран третьего мира. Их традиционные культуры были разрушены в большей мере, чем приобретены основы современного общества.
Появляются постмодернизационные теории, которые в отличии от предыдущих предполагали различные пути развития.
Неомодернизм -- новый виток модернизации.
Посткоммунистические теории - придание западным моделям статуса универсальных.
Можно говорить о том, что к настоящему времени сложились три идеала научности: математический, естественнонаучный (сформулированный на
базе физики) и гуманитарный, причем последний находится еще в стадии разработки. Каждый из этих идеалов научности включает в себя принятую в той или иной области знания систему познавательных ценностей,
способов аргументации и доказательства и структурных принципов организации знания. Для социально-гуманитарного знания характерна,
во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.
62. Информационные технологии и их роль в жизни общества
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций,
когда кардинальные изменения в
сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений,
приобретению человеческим обществом нового качества.
Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.
В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество"
приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны.
В
представленном отчёте,
информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и
само производство
– продукт его станет более
«информационно емким», что означает увеличение доли инноваций,
дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной,
что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".
В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий
способов аргументации и доказательства и структурных принципов организации знания. Для социально-гуманитарного знания характерна,
во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.
62. Информационные технологии и их роль в жизни общества
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций,
когда кардинальные изменения в
сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений,
приобретению человеческим обществом нового качества.
Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.
В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество"
приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны.
В
представленном отчёте,
информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и
само производство
– продукт его станет более
«информационно емким», что означает увеличение доли инноваций,
дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной,
что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".
В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий