Файл: 1. Влияние философских концепций на развитие науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


информационного общества и
постиндустриализма.
Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную,
индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.)
рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её
символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна –
"информационная цивилизация", символ которой – компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущая сила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.
Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством,
хранением,
переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Производство информационного продукта, а не продукта материального,
служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.
Информатизация

организованный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире,
ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с
реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.
2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора,
обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления,
поиска, и распространения информации.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.
Телекоммуникации

дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.
Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.
Расширение применения сети
Интернет.
С
момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web
(всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.


3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в
Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г.
Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры,
учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе.
Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.
Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий
(АСМ),
Ассоциацией менеджеров информационных технологий
(ДРМА),
Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.
63. Культуросообразность и природосообразность - основные подходы к обучению в педагогике
Идея культуросообразного подхода в социализации и воспитании человека, принадлежит А. Дистервегу. Каждый, утверждал он, является человеком определенной культуры народа, эпохи: «Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов». Одной из главных задач социализации становится процесс культурной идентификации индивида,
социальной группы, народа в целом. Это можно осуществить в процессе диалога культур прошлого и настоящего, различных национальностей и т.д. Формирование личности в координатах не только национальной а и мировой культурной традиции выступает одной из основных и самых сложных проблем в процессе ее социализации.
Развитие личности в гармонии с национальной и общечеловеческой культурой зависит от их ценностных оснований. Эта закономерность обусловливает принцип культуросообразности. А. Дистервег писал:
«Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение,
свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Но он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть». Поэтому каждый человек — продукт своего времени, народа и его культуры. Состояние культуры данного народа «есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно.
Принцип культуросообразности наполняет реальной, содержательной и жизненной силой развитие личности, выводя тем самым образование на уровень современных требований общества, позволяя человеку «быть с веком наравне» (А. С. Пушкин). Именно при этом условии формула А.
Дистервега: «Всякий человек — продукт своего времени» обретает новый актуальный смысл — культуросообразное воспитание формирует современный тип личности, связывая его с историческим прошлым и открывая ему возможности не только сохранять, а и приумножать культуру своего народа в контексте с мировой. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает непременное правило: воспитание и образование человека должны основываться на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Общечеловеческие ценности следует адаптировать к национальным, а некоторые из них, например, однополые браки, усыновление ребенка в такую семью и др., должны быть отвергнуты.
Особое значение для общей и социальной педагогики имеет проблема взаимодействие принципов природо- и
культуросообразности.
Рассматривая взаимосвязь и взаимодействие этих принципов, А. Дистервег пришел к выводу: в случае возникновения конфликта между ними принцип культуросообразности должен подчиниться природосо- образности и служить ему. Справедливые требования принципа культуросообразности, писал он, «мы ни в коем случае не игнорируем, но он должен все-таки подчиниться более высокому принципу».
Это положение является очень важным в методологическом плане для развития теории и практики гуманистической педагогики. Сущность его

состоит в том, что природные и возрастные возможности конкретного учащегося являются основополагающими для определения целей и задач,
содержания и методов его воспитания и образования. Предлагаемый уровень трудности и объема содержания культуры этих процессов, как бы не хотелось окружающим и не казалось бы им целесообразным для развития ребенка, желания ускорить интериоризацию им предлагаемого социокультурного опыта и ускорения на этой основе развития ребенка как бы ему во благо, но, если он превышает сегодня по этим данным его возможности, этого делать нельзя. Невозможность освоить предлагаемый социокультурный опыт порождает у ребенка неуверенность в себе, а при повторных случаях даже комплекс неполноценности, что может привести его к трагическим последствиям. Предлагаемый ему социальный опыт завышенной трудности имеет своими последствиями разрушительные личностные и социальные результаты.
Таким образом, природосообразность как общепедагогический принцип,
имеет основополагающее значение для социальной педагогики. В свою очередь,
принцип культуросообразности,
взаимодействуя с
ним,
определяет необходимые общественные условия, содержание и ценности,
объем и критерии освоения личностью социокультурного опыта в процессе социализации.
Итак,
ведущим принципом социальной педагогики выступает принцип природосообразности. Он же становится и основным критерием гуманистической педагогики.
64. История формирования социологии, политологии, экономики.
Возникновение социологии как науки
Общество в своей истории проходило множество этапов становления и развития. От древнейших времен до настоящего времени. И все это время проходил непрерывный процесс появления новых социальных институтов,
изменения социальной структуры общества, появления социальных фактов, которые требовали объяснений и появления новых теорий развития общества. Для того, чтобы объяснить суть происходящих перемен постоянно возникали новые и новые подходы к изучению процесса общественного изменения и развития.
В наиболее полной мере объяснить и обосновать основные направления развития молодой науки о закономерностях развития общества удалось
Огюсту Конту, французскому философу. Он стремился к эмпирическим
исследованиям изучаемых социальных явлений. По его мнению, для эффективного решения проблем общественной жизни социальная наука должна использовать методы, используемые в естественных науках.
Первоначально он и назвал свою науку – социальная физика, а впоследствии – социология.
Его наука состояла из двух частей: социальной статики и социальной динамики.
Уже из их названия понятны направления изучения процесса развития общества:
Изучение структуры общества как бы в застывшем положении,
остановившемся в развитии на данный момент времени.
Исследование процессов социальных изменений.
Развите социологии как науки
В таком понимании она нашла свое продолжение в трудах английского ученого Герберта Спенсера, который является одним из основоположников биологического направления в социологии. Общество, по мнению
Спенсера,
представляет собой биологический организм каждый социальный институт
(орган)
которого отвечает за выполнение определенных функций и способствует жизнедеятельности всего общества.
Отличием процесса развития общества от процесса развития биологического организма Спенсер считал цель и особенности их функционирования. Части биологического организма существуют для того,
чтобы обеспечивать его жизнедеятельность. Социальный же организм отличается тем, что общество, т.е. организм в целом, существует для блага своих «частей» - отдельных членов.
Совершенно противоположных взглядов на процесс развития общества придерживался немецкий ученый Карл Маркс. Его учение гласило:
процесс развития общества неразрывно связан с имеющимся способом производства и уровнем развития экономической системы. История, в его понимании, это процесс смены экономических формаций, который происходит в результате классовой борьбы и социальных революций.
Классический этап развития социологии
Классический этап развития социологии связан с именами таких ученых,
занимавшихся социологией, как Э. Дюркгейм, М. Вебер.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм придерживался идеи выделения особого предмета изучения в социологии. В качестве такого

предмета им рассматривалась особая реальность в основе, которой лежат социальные факты.
Еще один сторонник классической Макс Вебер является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. Он считал главным предметом изучения мотивы деятельности и поведения человека,
группы людей. По его мнению деятельность человека это самостоятельное и осмысленное проявление его воли. Процесс влияния общества на человека, не является односторонним. Человек, по мнению Вебера,
способен осознанно взаимодействовать с другими людьми, с целью достижения своих целей и интересов, и тем самым создавать новую социальную реальность.
Политология - мировая наука. Она создается коллективным разумом выдающихся умов человечества. История любой жизни начинается с её
зарождения, становления, формирования и развития. Политология как наука сформировалась не сразу. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первоначально политическая жизнь представлялась людям царством случайностей, либо результатом вмешательства божественных сил. Эти взгляды находили свое отражение в сказаниях и легендах.
1   2   3   4   5   6   7

Первые формы специализированного (протонаучного) отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.
Только постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории. С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений,
зарождению отдельных систематизированных учений.
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля.
Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и
философско-этической формы.
Наиболее четкое размежевание политической науки, богословия, философии, этики, истории осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в
качестве самостоятельного научного направления, что ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку.
Однако только к середине XIX в. политика выделилась в предмет самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом).
В 1880 г. в нем была открыта "Школа политических наук". В 1871 г.
открылась, а в 1872 г. первых студентов приняла французская "Свободная школа политических наук" (ныне Институт политических исследований
Парижского университета). В 1895 г. заработала Лондонская школа экономической и политической науки. Этапом развития политологии как науки и учебной дисциплины в Германии можно считать образование в первой половине XVI в. правовой школы.
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился, выделились её
важнейшие национальные школы, направления и центры. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук. Таким образом,
политическая наука появилась 120 лет назад. её подлинный расцвет приходится уже на вторую половину XX ст. Политическая наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с другими быстро развивающимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними.
Политическая наука - совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин,
изучающих политические явления и процессы и составляющих её
собственную внутреннюю структуру.
В 1948 г. ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки, культуры)
рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все страны Запада и ряд государств
Восточной Европы прислушались к рекомендации. Но лишь 40 лет спустя эта рекомендация была принята к исполнению и в странах, входящих ранее в СССР.
История развития экономической науки
(экономической теории)
насчитывает восемь научных школ:
XVI–XVII вв. – меркантилизм (Т. Ман, А. де Монкретьен). Основная идея
– отождествление богатства с количеством имеющихся денег. Чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.