ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее характерными чертами этого исторического этапа являются следующие:
● • повышение статуса отдельной личности, активизация взаимоотношений человека с природой, в связи с чем это время именуют и периодом гуманизма. Именно с позиций гуманизма титаны Возрождения усиленно критиковали Средневековье;
● • преодоление религиозного стиля мышления, постановка вопроса о научном исследовании как специфическом виде практической профессиональной деятельности. «Влюбленный в практику без науки, — писал Леонардо да Винчи, — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет.
Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории...
Наука — полководец, а практика — солдаты»[1];
● • появление новых представлений об устройстве мира, структуре бытия, т.е. создание новой онтологии; произошел переход от тео- центризма, т.е. представлений о мире как творении Бога, к идеям о бесконечности и вечности Вселенной, исключающей акт
Божественного творения мира.
Начало новой онтологии положил Николай Коперник (1471 — 1543),
польский ученый-астроном, доказавший в своей книге «Об обращении небесных сфер» (1543), что Земля не есть неподвижный центр Вселенной,
а сама вращается вокруг Солнца и собственной оси.
Своим открытием Копернику «удалось остановить Солнце и привести в движение
Землю»,
т.е.
опровергнуть признанную
Церковью геоцентрическую систему и обосновать новую, гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Человечество со своей маленькой планетой оказалось не главным и любимым созданием Бога,
единственным центром Вселенной, а всего лишь одним из многих природных явлений.
По-новому осмысливается и понятие природы. На место божественных законов природы становятся собственно природные, которые не привнесены в нее откуда-то извне, а имманентно присущи ей самой.
Утверждается мысль, что природа принципиально познаваема, доступна человеку, может служить ему. Эти законы, считает ренессансный
мыслитель, может познать не только святой, но и обычный человек,
ученый. Однако мыслитель Возрождения еще не отбрасывает совсем идею присутствия Бога в природе. По мнению итальянского мыслителя
Джованни Пико делла Мирандола (1463— 1494), ученый, подобно магу,
«...вызывает на свет силы, как будто бы из потаенных мест они сами распространялись и заполняли мир благодаря всеблагости Божьей. Он не столько творит чудеса, сколько скромно прислуживает творящей чудеса природе[2]».
55. Особенности науки как социального института
Наука как социальный институт это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре.
В этом институте отсутствуют:
- механизмы власти
- прямое принуждение
- фиксированное членство
Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
С точки зрения Р. Мертона, цель науки как социального института –
постоянный рост массива удостоверенного научного знания.
Функции науки как социального института;
Явные функции:
1) интегративная - сплочение научного сообщества,
2) коммуникации - обеспечение общения,
3) трансляция опыта,
4) организационная - обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деятельность,
ограниченную определенными рамками.
Латентные функции и дисфункции:
1) повышение престижа человека
2) обогащение
3) манипулирование общественным мнением
4) уклонение от армии
ученый. Однако мыслитель Возрождения еще не отбрасывает совсем идею присутствия Бога в природе. По мнению итальянского мыслителя
Джованни Пико делла Мирандола (1463— 1494), ученый, подобно магу,
«...вызывает на свет силы, как будто бы из потаенных мест они сами распространялись и заполняли мир благодаря всеблагости Божьей. Он не столько творит чудеса, сколько скромно прислуживает творящей чудеса природе[2]».
55. Особенности науки как социального института
Наука как социальный институт это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре.
В этом институте отсутствуют:
- механизмы власти
- прямое принуждение
- фиксированное членство
Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
С точки зрения Р. Мертона, цель науки как социального института –
постоянный рост массива удостоверенного научного знания.
Функции науки как социального института;
Явные функции:
1) интегративная - сплочение научного сообщества,
2) коммуникации - обеспечение общения,
3) трансляция опыта,
4) организационная - обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деятельность,
ограниченную определенными рамками.
Латентные функции и дисфункции:
1) повышение престижа человека
2) обогащение
3) манипулирование общественным мнением
4) уклонение от армии
56. Наука и глобальные проблемы человечества
В соотношении двух этих феноменов фиксируется одна из самых значимых тем новейшей философии.
Глобальные проблемы современности – это проблемы, затрагивающие все человечество. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы данного типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во втор. пол. XX в. в связи с возникновением т. н.
глобальных кризисов и глобальных проблем. К ним относятся многочисленные проблемы, которые затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности – от экологии до проблемы отчуждения. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных. Первая – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Наука здесь играет не последнюю роль, поскольку именно представители науки способствовали разработке теоретических основ подобного оружия.
Однако некоторые ученые, осознавав опасность своих изобретений,
сворачивали исследования. Именно так поступил академик А. Д. Сахаров,
отец водородной бомбы, осознав всю опасность своего изобретения.
Второй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в
глобальных масштабах.
Два аспекта человеческого существования – как части природы и как деятельного существа,
преобразующего природу, – приходят в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, а на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. В современной ситуации человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам и результатам и даже самому себе. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем
техногенном развитии. Распространено мнение, что развитие науки приводит к
явно нежелательным последствиям,
связанным с
несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба
– это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика. Для решения этой проблемы необходимо привить обществу осознание того факта, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от достижений. Блага, которые несет с собой развитие науки и техники, являются относительными. В науке заложена идея прогресса, она связана с расширением возможностей человеческой преобразовательной деятельности, направленной на покорение природы и преобразование общества. Однако инновационное развитие науки не есть стихийный процесс. Этим процессом можно управлять, и общество обязано регулировать процесс развития науки. Именно за обществом остается выбор, финансировать ли новые научные достижения и связанный с ним уровень благосостояния, а вместе с тем и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.
В связи с этим в современной философии науки ощущается потребность в новом осмыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки,
ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи. Творцы науки должны осознавать, во-первых, всю ответственность за те последствия, к которым могут привести их открытия, а во-вторых, все свои возможности и способности в плане разрешения глобальных проблем современности. Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности,
включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.
В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание ценностных ориентаций, каковы механизмы этого включения, не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальными ценностями, имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние? Эти
явно нежелательным последствиям,
связанным с
несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба
– это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика. Для решения этой проблемы необходимо привить обществу осознание того факта, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от достижений. Блага, которые несет с собой развитие науки и техники, являются относительными. В науке заложена идея прогресса, она связана с расширением возможностей человеческой преобразовательной деятельности, направленной на покорение природы и преобразование общества. Однако инновационное развитие науки не есть стихийный процесс. Этим процессом можно управлять, и общество обязано регулировать процесс развития науки. Именно за обществом остается выбор, финансировать ли новые научные достижения и связанный с ним уровень благосостояния, а вместе с тем и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.
В связи с этим в современной философии науки ощущается потребность в новом осмыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки,
ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи. Творцы науки должны осознавать, во-первых, всю ответственность за те последствия, к которым могут привести их открытия, а во-вторых, все свои возможности и способности в плане разрешения глобальных проблем современности. Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности,
включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.
В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание ценностных ориентаций, каковы механизмы этого включения, не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальными ценностями, имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние? Эти
кардинальные вопросы должна поставить перед собой философия науки и выработать новые основания для научной деятельности. При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее.
1. Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования науки и техники.
2. В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении идеи подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие. Ввиду того что причины глобальных проблем связывают с изменениями, происходящими в политической, социальной и экономической структурах общества,
вызваньыми переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, то по мере возникновения и становления глобального постиндустриального общества глобальные проблемы будут решаться.
Некоторые ученые считают,
по своей природе техника имеет онтологический статус, а это значит, что технический прогресс – часть эволюции природы. Тогда надо признать, что человечество должно лишь правильно «настроиться» на этот эволюционный процесс, а «мудрость»
природы сама разрешит возникший кризис.
3. Поскольку глобальные проблемы свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решение глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук,
обращенных к природе, установку на использование научно-обоснованных выводов при принятии политических решений, что в конечном счете позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.
Н. С. Смолина
57. Постанеклассическая наука
Этап в развитии науки (1960-е гг. – настоящее время), для которого характерны следующие черты: 1) в центре изучения оказываются саморазвивающиеся системы, у которых есть специальные структуры,
выполняющие функции информационных программ; особое внимание уделяется анализу “человекоразмерных комплексов”; 2) логика развития
1. Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования науки и техники.
2. В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении идеи подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие. Ввиду того что причины глобальных проблем связывают с изменениями, происходящими в политической, социальной и экономической структурах общества,
вызваньыми переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, то по мере возникновения и становления глобального постиндустриального общества глобальные проблемы будут решаться.
Некоторые ученые считают,
по своей природе техника имеет онтологический статус, а это значит, что технический прогресс – часть эволюции природы. Тогда надо признать, что человечество должно лишь правильно «настроиться» на этот эволюционный процесс, а «мудрость»
природы сама разрешит возникший кризис.
3. Поскольку глобальные проблемы свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решение глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук,
обращенных к природе, установку на использование научно-обоснованных выводов при принятии политических решений, что в конечном счете позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.
Н. С. Смолина
57. Постанеклассическая наука
Этап в развитии науки (1960-е гг. – настоящее время), для которого характерны следующие черты: 1) в центре изучения оказываются саморазвивающиеся системы, у которых есть специальные структуры,
выполняющие функции информационных программ; особое внимание уделяется анализу “человекоразмерных комплексов”; 2) логика развития
самой науки приводит к
необходимости осуществления междисциплинарного синтеза знаний. В качестве основы такой интеграции выступает концепция глобального эволюционизма; 3) формируется парадигма целостности космоса, биосферы, ноосферы, человека,
общества; 4) просматривается ориентация на синтез научного и вненаучного знания; 5) субъектом познания признается целостная личность, включенная в конкретно-исторический социокультурный контекст; 6) наука становится социальной силой, проникая во все сферы общественной жизни.
необходимости осуществления междисциплинарного синтеза знаний. В качестве основы такой интеграции выступает концепция глобального эволюционизма; 3) формируется парадигма целостности космоса, биосферы, ноосферы, человека,
общества; 4) просматривается ориентация на синтез научного и вненаучного знания; 5) субъектом познания признается целостная личность, включенная в конкретно-исторический социокультурный контекст; 6) наука становится социальной силой, проникая во все сферы общественной жизни.
1 2 3 4 5 6 7
Постнекласси́ческая нау́ка — современный этап становления науки,
начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик
В.
С. Стёпин
. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность
,
обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма
Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика
, изучающая процессы самоорганизации
Постнеклассической науке предшествовала классическая наука
XVII века
(основанная на механицистской картине мира
) и неклассическая наука конца XIX — первой половины XX века (основанная на не редуцируемой параллельности или релятивности описания мира в разных науках).
Синергетический (И. Пригожин, Г. Хакен, Г. Николис, А. Н. Колмогоров и др.). Именно с ним связано, по сути дела, создание новой концепции природы. Что принципиально нового в понимание природы вносит синергетика? Первое: она раскрывает мир сложных систем (с неожиданными эффектами и неожиданными свойствами), представляет динамичную Вселенную (существующее исчезает и возникает, реализуется через спонтанные процессы)
и плюралистичный мир.
Второе:
существенным является новое понимание времени — именно в синергетике раскрыт глубинный физический смысл времени. Третье:
по-новому понимается системное строение мира, а также механизмы его функционирования и
развития.
В
синергетике признается,
что подавляющее большинство систем носят открытый характер, поскольку обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
58. Биоэтика: мост в будущее
Термин «биоэтика» был впервые введен в 1970 году американцем Ван
Ренсселер Поттером в работе «Биоэтика – мост в будущее».Будучи медиком, Поттер называл биоэтику новой дисциплиной, которая свяжет этику и биологию ради решения задачи выживания человеческого рода. Он говорил: наука выживания «должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности»[4, с.5].
Термин «биоэтика» состоит из двух слов: «био» – «жизнь», и «этика»
–наука о морали. То есть, наука о системе ценностей, которыми руководствуется человечество.
Цели и задачи.
Биоэтика–это междисциплинарное поле, которое затрагивает множество направлений науки:
медицину,
философию,
право,
социологию,
демографию,
политологию,
религиоведение,
культурологию..
Она исследует нравственные аспекты отношения человека к смерти и жизни и включает самый широкий круг проблем современной медицины. Она изучает противоречие между интересами людей в области здоровья и достижений биологии, медицины и фармакологии, которые прямо или косвенно могут навредить человеку. Главная идея биоэтики состоит в том,
что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических факторов. Комфортная жизнь человека и поддержание его физического и психического здоровья в среде научных инноваций, не повреждающих экосферу – вот что такое задача биоэтики.
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование,
является условием выживания человечества в
современной ситуации.
В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог
Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента
–
биологическое знание и