Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

струмента на хранение протирают отсоединенный шланговый

шнур или кабель сухой

тряпкой

и аккуратно сматывают

его

в бухту.

 

 

 

Техника безопасности. К работе с электроинструментом

мо­

гут допускаться рабочие

только

после предварительной

про­

верки знания ими основных правил эксплуатации и правил техники безопасности, требуемых при работе данным инстру­ ментом.

Ниже перечислены основные правила техники безопасности, которые являются общими для всех типов электроинструментов.

1. Категорически запрещается работать без заземления ин­ струмента, а в сетях с заземленной нейтралью — без зануления, если рабочее напряжение превышает 65 В.

2. Начинать и производить работы можно только убедив­ шись в полной исправности электроинструмента и в надежном закреплении рабочего наконечника или режущего инструмента.

3. При включенном электродвигателе запрещается произво­ дить регулирование, устранять неисправности и т. п. При вся­ ком ремонте необходимо отсоединить питающий шнур от сети.

4.Включать электродвигатель следует только перед самым началом рабочей операции.

5.При всяком перерыве в работе двигатель должен быть выключен.

6.Необходимо следить за исправным состоянием изоляции питающего шнура, не допускать петления и перекручивания его.

7.Нельзя прокладывать питающий шнур через подъездные пути в местах складывания материалов. В крайнем случае шнур

необходимо надежно защитить от повреждения, - подвесив его 'или прикрыв досками.

8. При переходе с инструментом с одного места работы на другое не допускать натяжения шнура.

'9. Не разрешается оставлять без надзора инструмент, при­ соединенный к электросети.

Помимо перечисленных общих правил техники безопасности, в зависимости от назначения и устройства инструмента, могут иметь место дополнительные требования. Например, при ра­ боте дисковыми пилами и шлифовальными машинами не разре­ шается работа со снятым предохранительным кожухом. Более подробные сведения в отношении специальных правил .техники безопасности при работе тем или другим электроинструментом даются в инструкциях, прилагаемых к каждому инструменту.

§ 69. Основные сведения о принципах действия пневматических двигателей

Выше было сказано, что пневматический механизированный инструмент приводится в действие сжатым воздухом, подавае­ мым по трубопроводам к приемному штуцеру инструмента.

зоз


Пневматические двигатели механизированных инструментов, использующие энергию сжатого воздуха, могут быть поршне­ вые, ротационные и турбинные.

Поршневой пневматический двигатель состоит из цилинд-

-ра / (рис. 226), внутри которого перемещается поршень 2. Пор­ шень при помощи шатуна 9 связан с коленчатым валом 8. Ко­

ленчатый вал преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение, которое рядом зубчатых колес сообщается шпинделю пневматического инструмента. По­

средством

зубчатых

колес

б и 7 и

эксцентрика

5,

связанного

с шатуном

4, коленчатый

вал сообщает

возвратно-поступатель­

 

 

 

 

 

ное

движение также

золот­

 

 

 

 

 

нику

3,

который

осущест­

 

 

 

 

 

вляет

в

двигателе

воздухо-

 

 

 

 

 

распределение.

Когда

пор­

 

 

 

 

 

шень 2 находится в верхнем

 

 

 

 

 

положении,

золотник 3 так­

 

 

 

 

 

же

находится

в

верхнем

 

 

 

 

 

положении.

 

Тогда

благода­

 

 

 

 

 

ря

имеющейся

у

золотника

 

 

 

 

 

выточке

а,

расположенной в

 

 

 

 

 

плоскости

отверстий б и в ,

 

 

 

 

 

пространство

над поршнем 2

 

 

 

 

 

сообщается

 

с отверстием б,

 

 

 

 

 

через

 

которое

 

поступает

Рис. 226. Схема работы поршневого пнев­

сжатый

воздух.

Сжатый

 

матического двигателя:

 

воздух,

оказывая

давление

/ — цилиндр;

2 поршень;

3 — золотник;

на

поршень,

заставляет его

4,9 — шатун;

5 — эксцентрик; 6,7

— зубча­

перемещаться

вниз,

вслед­

тые

колеса; 8 — коленчатый вал

 

 

 

 

 

ствие чего шатун 9 повора­

чивает коленчатый вал 8. Вращение

коленчатого

вала

пере­

дается

эксцентрику

5, а

последний

перемещает

также

вниз

золотник 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда поршень окажется в нижнем положении и коленчатый вал повернется в пол-оборота, золотник перекроет отверстие б, прекратив доступ сжатого воздуха в цилиндр / (рис. 226, б), и одновременно сообщит отверстие в с внешней атмосферой. Дальнейшее вращение вала 8 на следующие пол-оборота проис­ ходит за счет инерционных сил. При этом шатун 9 заставит дви­ гаться поршень вверх в исходное рабочее положение, а шатуне перемещает золотник в первоначальное положение и цикл по­ вторяется.

В механизированных инструментах большее распространение

получили не поршневые, а ротационные двигатели.

 

Ротационный двигатель,

схема

которого представлена на

рис. 227, состоит в основном

из статора / и ротора 4 с

лопат­

ками 2, 3, 5 и 6. Лопатки

имеют

возможность перемещаться

радиально в прорезях ротора, и поэтому при вращении

послед-

304


него под действием центробежной силы кромки лопаток все врехмя прижаты к внутренней поверхности статора. С торцов статор закрыт крышками.

Ось вращения ротора расположена эксцентрично относи­ тельно внутренней цилиндрической поверхности статора. Сжа­ тый воздух поступает в двигатель в пространство между двумя соседними лопатками через отверстие а, производя давление на выступающую часть лопатки 6 заставляет вращаться ротор 4.

Кроме

того,

сжатый

воз­

дух,

поступивший

 

ранее

и находящийся

между со­

седними

впереди

распо­

ложенными

лопатками

(по

направлению

движе­

ния),

также

будет совер­

шать

дополнительную ра­

боту за счет своего рас­

ширения

пока

 

верхняя

лопатка

2

не

достигнет

выхлопного

отверстия б,

сообщенного

с

атмосфе­

рой.

 

Для

того,

чтобы

при

дальнейшем

враще­

нии

ротора

воздух,

нахо­

дящийся

между

лопатка­

ми,

не подвергался

сжа­

тию, что вызвало бы до­

полнительную

 

затрату

энергии,

выхлопные

от­

верстия

предусмотрены

в несколько

рядов.

Ча­

Рис. 227. Схема работы двигателей: а — ро­

сто

отдельные отверстия

тационного (/ — статор; 2, 3, 5,6

— лопатки;

для

выхлопа

заменяют

4 — ротор);

б — пневматической

турбинки

общей щелью.

 

 

(/ — ротор;

2,4 — отверстия; 3 — лопатки)

Каналы в в теле ро­

 

 

 

тора

служат

для уравновешивания давления воздуха из про­

рези

при смещении

лопаток.

 

 

Таким образом, в ротационных пневматических двигателях энергия сжатого воздуха сразу преобразуется в механическую энергию вращения ротора; в этих двигателях нет кривошипиошатунного механизма, как в поршневом, нет золотникового устройства, отсутствуют поступательно-движущиеся массы пор­ шня и золотника, вызывающие неуравновешенность всего дви­ гателя. Вследствие этого ротационный двигатель значительно легче поршневого и проще по конструкции. Все эти преимуще­ ства и обеспечили этому двигателю более широкое распростра­ нение. У ротационных двигателей, однако, меньше коэффициент

305


полезного действия и в связи с этим больше расход воздуха на единицу мощности.

В некоторых пневматических инструментах, когда требуется малая мощность и большое число оборотов, применяют в ка­ честве двигателей п н е в м а т и ч е с к у ю т у р б и и к у. Принцип работы ее заключается в следующем. Ротор 1 такой турбинки (рис. 227, б) выполнен в виде диска с нарезанными по наруж­ ной поверхности лопатками 3. Под углом к плоскости этого ро­ тора поступает через два диаметрально расположенных отвер­ стия 2 сжатый воздух. Между лопатками воздух расширяется, расходуя свою энергию на вращение ротора. Такой ротор разви­ вает 10—15 тыс. об/мин. Чтобы не усложнять конструкции ро­ тора, лопатки 3 иногда заменяют обычными отверстиями 4. Сжатый воздух, направленный струей под углом к этим отвер­ стиям, создает силу Р, вращающую ротор /. Коэффициент по­ лезного действия при этом снижается, но значительно упро­ щается изготовление турбинки. В связи с малой мощностью турбинные двигатели широкого распространения в механизиро­ ванных инструментах не имеют.

§ 70. Классификация пневматических инструментов

Помимо общей классификации ручных механизированных ин­ струментов, изложенной в начале главы, пневматические руч­ ные инструменты можно разбить на четыре основные группы.

1. Группа ударных инструментов: молотки рубильные, кле­ пальные, бурильные, сваебои; шпалоподбойки и др.

2.Группа инструментов ударно-вращательного действия: молотки бурильные, углубочные и др.

3.Группа инструментов вращательного действия: сверлиль­ ные и шлифовальные машины; ключи-отвертки; ножницы и др.

4. Группа инструментов давящего действия: ручные прессы и др.

Пневматические ручные инструменты рассчитываются обычно для работы при давлении сжатого воздуха от 4 до 1 ати. В Со­ ветском Союзе для большинства пневматических ручных ин­ струментов в качестве нормального рабочего давления принято давление сжатого воздуха 5 ати,. а для инструментов, приме­ няемых в угольной промышленности (отбойные молотки, гор­ ные сверла и др.), 4—6 ати. Все показатели, помещенные в паспорте инструмента, соответствуют указанному в нем рабо­ чему давлению.

§ 71. Резиновые шланги и арматура к пневматическому инструменту

Сжатый воздух подводится,от воздухопровода к пневмати­ ческому инструменту по резинотканевому рукаву, т. е. по гиб­ кому шлангу, который позволяет переносить пневматический ин-

306


струмент с места на' -место в пределах длины шланга. Рукава резинотканевые (шланги) для пневматических инструментов состоят из внутреннего резинового слоя, нескольких прокладок из прорезиненной ткани и наружного резинового слоя. Самыми ходовыми размерами для пневматических инструментов явля­ ются шланги с диаметром в свету 9, 12, 16, 18 и 25 мм.

Присоединения резинового шланга к пневматическому ин­ струменту и главному трубопроводу должны быть плотными для того, чтобы в соединениях не было потерь сжатого воздуха, и взаимозаменяемыми, чтобы можно было быстро присоединить любой пневматический инструмент.

Детали, посредством которых осуществляется присоединение шланга к пневматическому инструменту и к главному трубопро­ воду, называются а р м а т у р о й пневматического инструмента. Для надежного и быстрого присоединения шланга к футорке инструмента служат ниппели. Они выполняются двух типов: ниппель резьбовой с конусной резьбой и ниппель конусный.

Шланг присоединяется к ниппелю со стороны заершонпого конца, на который шланг натягивается и закрепляется при по­ мощи специальных обхватов или мягкой проволоки.

Футорки, к которым присоединяется шланг при помощи нип­ пеля, изготовляются в двух исполнениях: футорка с внутренней конусной резьбой и с внутренним конусом. Соединение футорки с ниппелем осуществляется накидной гайкой вручную или с помощью гаечного ключа. Для быстрого соединения между со­ бой шлангов, а также для присоединения шлангов к трубопро­ воду или крану применяются моментальные соединения, которые выполняются как с заершонным, так и с резьбовым хвостовиком.

Моментальное соединение состоит из двух половин. Для сое­ динения между собой шланги снабжаются одинаковыми поло­ винами моментального соединения с заершонными хвостови­ ками.

Для присоединения к трубопроводу или крану на конце шланга крепится одна половина моментального соединения с за­ ершонным хвостовиком, а на кране или трубопроводе — вторая половина с резьбовым хвостовиком. Для осуществления связи между двумя половинами моментального соединения нужно с нажимом соединить их торцы и повернуть друг относительно друга. Плотность моментального соединения обеспечивается ре­ зиновыми кольцами. Для постоянного соединения между собой двух шлангов применяется ниппель двухсторонний.

§ 72. Пневматические инструменты

На основе приведенной выше классификации, рассмотрим отдельные конструкции ручных пневматических инструментов, наиболее часто применяемых при выполнении слесарных и сле- сарно-сборочных работ.

307 .