Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 10
струмента на хранение протирают отсоединенный шланговый
шнур или кабель сухой |
тряпкой |
и аккуратно сматывают |
его |
в бухту. |
|
|
|
Техника безопасности. К работе с электроинструментом |
мо |
||
гут допускаться рабочие |
только |
после предварительной |
про |
верки знания ими основных правил эксплуатации и правил техники безопасности, требуемых при работе данным инстру ментом.
Ниже перечислены основные правила техники безопасности, которые являются общими для всех типов электроинструментов.
1. Категорически запрещается работать без заземления ин струмента, а в сетях с заземленной нейтралью — без зануления, если рабочее напряжение превышает 65 В.
2. Начинать и производить работы можно только убедив шись в полной исправности электроинструмента и в надежном закреплении рабочего наконечника или режущего инструмента.
3. При включенном электродвигателе запрещается произво дить регулирование, устранять неисправности и т. п. При вся ком ремонте необходимо отсоединить питающий шнур от сети.
4.Включать электродвигатель следует только перед самым началом рабочей операции.
5.При всяком перерыве в работе двигатель должен быть выключен.
6.Необходимо следить за исправным состоянием изоляции питающего шнура, не допускать петления и перекручивания его.
7.Нельзя прокладывать питающий шнур через подъездные пути в местах складывания материалов. В крайнем случае шнур
необходимо надежно защитить от повреждения, - подвесив его 'или прикрыв досками.
8. При переходе с инструментом с одного места работы на другое не допускать натяжения шнура.
'9. Не разрешается оставлять без надзора инструмент, при соединенный к электросети.
Помимо перечисленных общих правил техники безопасности, в зависимости от назначения и устройства инструмента, могут иметь место дополнительные требования. Например, при ра боте дисковыми пилами и шлифовальными машинами не разре шается работа со снятым предохранительным кожухом. Более подробные сведения в отношении специальных правил .техники безопасности при работе тем или другим электроинструментом даются в инструкциях, прилагаемых к каждому инструменту.
§ 69. Основные сведения о принципах действия пневматических двигателей
Выше было сказано, что пневматический механизированный инструмент приводится в действие сжатым воздухом, подавае мым по трубопроводам к приемному штуцеру инструмента.
зоз
Пневматические двигатели механизированных инструментов, использующие энергию сжатого воздуха, могут быть поршне вые, ротационные и турбинные.
Поршневой пневматический двигатель состоит из цилинд-
-ра / (рис. 226), внутри которого перемещается поршень 2. Пор шень при помощи шатуна 9 связан с коленчатым валом 8. Ко
ленчатый вал преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение, которое рядом зубчатых колес сообщается шпинделю пневматического инструмента. По
средством |
зубчатых |
колес |
б и 7 и |
эксцентрика |
5, |
связанного |
|||||||
с шатуном |
4, коленчатый |
вал сообщает |
возвратно-поступатель |
||||||||||
|
|
|
|
|
ное |
движение также |
золот |
||||||
|
|
|
|
|
нику |
3, |
который |
осущест |
|||||
|
|
|
|
|
вляет |
в |
двигателе |
воздухо- |
|||||
|
|
|
|
|
распределение. |
Когда |
пор |
||||||
|
|
|
|
|
шень 2 находится в верхнем |
||||||||
|
|
|
|
|
положении, |
золотник 3 так |
|||||||
|
|
|
|
|
же |
находится |
в |
верхнем |
|||||
|
|
|
|
|
положении. |
|
Тогда |
благода |
|||||
|
|
|
|
|
ря |
имеющейся |
у |
золотника |
|||||
|
|
|
|
|
выточке |
а, |
расположенной в |
||||||
|
|
|
|
|
плоскости |
отверстий б и в , |
|||||||
|
|
|
|
|
пространство |
над поршнем 2 |
|||||||
|
|
|
|
|
сообщается |
|
с отверстием б, |
||||||
|
|
|
|
|
через |
|
которое |
|
поступает |
||||
Рис. 226. Схема работы поршневого пнев |
сжатый |
воздух. |
Сжатый |
||||||||||
|
матического двигателя: |
|
воздух, |
оказывая |
давление |
||||||||
/ — цилиндр; |
2 — поршень; |
3 — золотник; |
на |
поршень, |
заставляет его |
||||||||
4,9 — шатун; |
5 — эксцентрик; 6,7 |
— зубча |
перемещаться |
вниз, |
вслед |
||||||||
тые |
колеса; 8 — коленчатый вал |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ствие чего шатун 9 повора |
||||||||
чивает коленчатый вал 8. Вращение |
коленчатого |
вала |
пере |
||||||||||
дается |
эксцентрику |
5, а |
последний |
перемещает |
также |
вниз |
|||||||
золотник 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда поршень окажется в нижнем положении и коленчатый вал повернется в пол-оборота, золотник перекроет отверстие б, прекратив доступ сжатого воздуха в цилиндр / (рис. 226, б), и одновременно сообщит отверстие в с внешней атмосферой. Дальнейшее вращение вала 8 на следующие пол-оборота проис ходит за счет инерционных сил. При этом шатун 9 заставит дви гаться поршень вверх в исходное рабочее положение, а шатуне перемещает золотник в первоначальное положение и цикл по вторяется.
В механизированных инструментах большее распространение
получили не поршневые, а ротационные двигатели. |
|
||
Ротационный двигатель, |
схема |
которого представлена на |
|
рис. 227, состоит в основном |
из статора / и ротора 4 с |
лопат |
|
ками 2, 3, 5 и 6. Лопатки |
имеют |
возможность перемещаться |
|
радиально в прорезях ротора, и поэтому при вращении |
послед- |
304
него под действием центробежной силы кромки лопаток все врехмя прижаты к внутренней поверхности статора. С торцов статор закрыт крышками.
Ось вращения ротора расположена эксцентрично относи тельно внутренней цилиндрической поверхности статора. Сжа тый воздух поступает в двигатель в пространство между двумя соседними лопатками через отверстие а, производя давление на выступающую часть лопатки 6 заставляет вращаться ротор 4.
Кроме |
того, |
сжатый |
воз |
||||
дух, |
поступивший |
|
ранее |
||||
и находящийся |
между со |
||||||
седними |
впереди |
распо |
|||||
ложенными |
лопатками |
||||||
(по |
направлению |
движе |
|||||
ния), |
также |
будет совер |
|||||
шать |
дополнительную ра |
||||||
боту за счет своего рас |
|||||||
ширения |
пока |
|
верхняя |
||||
лопатка |
2 |
не |
достигнет |
||||
выхлопного |
отверстия б, |
||||||
сообщенного |
с |
атмосфе |
|||||
рой. |
|
Для |
того, |
чтобы |
|||
при |
дальнейшем |
враще |
|||||
нии |
ротора |
воздух, |
нахо |
||||
дящийся |
между |
лопатка |
|||||
ми, |
не подвергался |
сжа |
|||||
тию, что вызвало бы до |
|||||||
полнительную |
|
затрату |
|||||
энергии, |
выхлопные |
от |
|||||
верстия |
предусмотрены |
в несколько |
рядов. |
Ча |
Рис. 227. Схема работы двигателей: а — ро |
||||
сто |
отдельные отверстия |
||||||
тационного (/ — статор; 2, 3, 5,6 |
— лопатки; |
||||||
для |
выхлопа |
заменяют |
4 — ротор); |
б — пневматической |
турбинки |
||
общей щелью. |
|
|
(/ — ротор; |
2,4 — отверстия; 3 — лопатки) |
|||
Каналы в в теле ро |
|
|
|
||||
тора |
служат |
для уравновешивания давления воздуха из про |
|||||
рези |
при смещении |
лопаток. |
|
|
Таким образом, в ротационных пневматических двигателях энергия сжатого воздуха сразу преобразуется в механическую энергию вращения ротора; в этих двигателях нет кривошипиошатунного механизма, как в поршневом, нет золотникового устройства, отсутствуют поступательно-движущиеся массы пор шня и золотника, вызывающие неуравновешенность всего дви гателя. Вследствие этого ротационный двигатель значительно легче поршневого и проще по конструкции. Все эти преимуще ства и обеспечили этому двигателю более широкое распростра нение. У ротационных двигателей, однако, меньше коэффициент
305
полезного действия и в связи с этим больше расход воздуха на единицу мощности.
В некоторых пневматических инструментах, когда требуется малая мощность и большое число оборотов, применяют в ка честве двигателей п н е в м а т и ч е с к у ю т у р б и и к у. Принцип работы ее заключается в следующем. Ротор 1 такой турбинки (рис. 227, б) выполнен в виде диска с нарезанными по наруж ной поверхности лопатками 3. Под углом к плоскости этого ро тора поступает через два диаметрально расположенных отвер стия 2 сжатый воздух. Между лопатками воздух расширяется, расходуя свою энергию на вращение ротора. Такой ротор разви вает 10—15 тыс. об/мин. Чтобы не усложнять конструкции ро тора, лопатки 3 иногда заменяют обычными отверстиями 4. Сжатый воздух, направленный струей под углом к этим отвер стиям, создает силу Р, вращающую ротор /. Коэффициент по лезного действия при этом снижается, но значительно упро щается изготовление турбинки. В связи с малой мощностью турбинные двигатели широкого распространения в механизиро ванных инструментах не имеют.
§ 70. Классификация пневматических инструментов
Помимо общей классификации ручных механизированных ин струментов, изложенной в начале главы, пневматические руч ные инструменты можно разбить на четыре основные группы.
1. Группа ударных инструментов: молотки рубильные, кле пальные, бурильные, сваебои; шпалоподбойки и др.
2.Группа инструментов ударно-вращательного действия: молотки бурильные, углубочные и др.
3.Группа инструментов вращательного действия: сверлиль ные и шлифовальные машины; ключи-отвертки; ножницы и др.
4. Группа инструментов давящего действия: ручные прессы и др.
Пневматические ручные инструменты рассчитываются обычно для работы при давлении сжатого воздуха от 4 до 1 ати. В Со ветском Союзе для большинства пневматических ручных ин струментов в качестве нормального рабочего давления принято давление сжатого воздуха 5 ати,. а для инструментов, приме няемых в угольной промышленности (отбойные молотки, гор ные сверла и др.), 4—6 ати. Все показатели, помещенные в паспорте инструмента, соответствуют указанному в нем рабо чему давлению.
§ 71. Резиновые шланги и арматура к пневматическому инструменту
Сжатый воздух подводится,от воздухопровода к пневмати ческому инструменту по резинотканевому рукаву, т. е. по гиб кому шлангу, который позволяет переносить пневматический ин-
306
струмент с места на' -место в пределах длины шланга. Рукава резинотканевые (шланги) для пневматических инструментов состоят из внутреннего резинового слоя, нескольких прокладок из прорезиненной ткани и наружного резинового слоя. Самыми ходовыми размерами для пневматических инструментов явля ются шланги с диаметром в свету 9, 12, 16, 18 и 25 мм.
Присоединения резинового шланга к пневматическому ин струменту и главному трубопроводу должны быть плотными для того, чтобы в соединениях не было потерь сжатого воздуха, и взаимозаменяемыми, чтобы можно было быстро присоединить любой пневматический инструмент.
Детали, посредством которых осуществляется присоединение шланга к пневматическому инструменту и к главному трубопро воду, называются а р м а т у р о й пневматического инструмента. Для надежного и быстрого присоединения шланга к футорке инструмента служат ниппели. Они выполняются двух типов: ниппель резьбовой с конусной резьбой и ниппель конусный.
Шланг присоединяется к ниппелю со стороны заершонпого конца, на который шланг натягивается и закрепляется при по мощи специальных обхватов или мягкой проволоки.
Футорки, к которым присоединяется шланг при помощи нип пеля, изготовляются в двух исполнениях: футорка с внутренней конусной резьбой и с внутренним конусом. Соединение футорки с ниппелем осуществляется накидной гайкой вручную или с помощью гаечного ключа. Для быстрого соединения между со бой шлангов, а также для присоединения шлангов к трубопро воду или крану применяются моментальные соединения, которые выполняются как с заершонным, так и с резьбовым хвостовиком.
Моментальное соединение состоит из двух половин. Для сое динения между собой шланги снабжаются одинаковыми поло винами моментального соединения с заершонными хвостови ками.
Для присоединения к трубопроводу или крану на конце шланга крепится одна половина моментального соединения с за ершонным хвостовиком, а на кране или трубопроводе — вторая половина с резьбовым хвостовиком. Для осуществления связи между двумя половинами моментального соединения нужно с нажимом соединить их торцы и повернуть друг относительно друга. Плотность моментального соединения обеспечивается ре зиновыми кольцами. Для постоянного соединения между собой двух шлангов применяется ниппель двухсторонний.
§ 72. Пневматические инструменты
На основе приведенной выше классификации, рассмотрим отдельные конструкции ручных пневматических инструментов, наиболее часто применяемых при выполнении слесарных и сле- сарно-сборочных работ.
307 .