Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 10
лесом 8. При нажиме рукой на корпус муфта 7 сцепляется с ко лесом 8, что соответствует рабочему ходу (нарезание резьбы). Когда корпус за рукоятку оттягивают на себя, шпиндель сме щается под действием пружины влево, муфта 7 сцепляется с зуб чатым колесом 6, и происходит ускоренное вывинчивание мет чика из отверстия. Инструмент включают, нажав большим паль цем на курок 2. При этом клапан 3 плавно отжимается вниз и пропускает сжатый воздух в двигатель. Отработанный воздух выходит из двигателя через боковые отверстия в корпусе. Пробка 4 служит для заливки масла в полость, наполненную хлопчатобумажной набивкой. Редуктор и реверсивный меха низм смазываются густой смазкой через отверстие, закрываемое пробкой 9.
Применение описанного резьбонарезателя ускоряет процесс нарезания резьбы в 8—10 раз по сравнению с нарезанием вруч ную. Наибольший диаметр нарезаемой резьбы 8 мм. Мощность пневмодвигателя 0,5 л. с. Вес машины 3,2 кгс.
§ 73. Приспособления, комплектующее и вспомогательное
оборудование к механизированному инструменту
Вспомогательные приспособления расширяют возможности эксплуатации механизированных инструментов в различных условиях, а также позволяют применять их для выполнения ряда других операций. К таким приспособлениям относятся: насадки различных конструкций; стойки (колонки), подвесы, нажимные устройства, подставки, гибкие валы, обгонные муфты и др.
Насадки представляют собой приспособления, при помощи которых можно производить сверление или другие работы в столь мало доступных местах, где не представляется возмож ным использовать существующие механизированные инстру менты. В таких случаях применяют угловые насадки. Угловая насадка присоединяется обычно к сверлильной машинке и бла годаря наличию у приспособления передачи, состоящей из пары конических зубчатых колес, позволяет сверлить перпендику лярно или наклонно к оси этой машинки. Например, при свер лении отверстий под штифты, шплинты и стопоры нередко воз никает необходимость расположить ось сверла под некоторым углом к оси сверлильной машинки.
На рис. 233, а изображена насадка для пневматической свер лильной машинки РС-8 с углом поворота сверла относительно оси машинки, равным 20°. Корпус / этой насадки закрепляется на машинке при помощи барашка 4. В трубке 2 насадки разме щен шарнирный валик, вращающий цанговую оправку со сверлом 3,
Конструктивная схема угловой насадки с углом передачи 90° приведена на рис. 233, б. Здесь корпус / закрепляется на свер лильной машинке винтом 2. Ведущий валик 3 зажимается в ее
313
патроне и через многозвенный шарнир 4 с оправкой 5 передает вращение сверлу, закрепленному в цанге 6.
Стойки (колонки). Ручные механизированные сверлилки, резьбонарезатели и другие инструменты часто используются как настольные станки. В этом случае механизированный инстру мент закрепляется на специальном штативе, называемом стой кой или колонкой (рис. 234). Подача инструмента осуществ ляется вертикальным перемещением его путем нажима на ру коятку рычага стойки.
Подвесы. Для облегчения условий работы с мощным элект ро- и пневмоинструментом его часто подвешивают к тросу, пе рекинутому через блок, причем второй конец троса снабжается противовесом. Для указанной же цели применяются специаль ные балансирные подвесы с пружинным устройством. Такие устройства для подвешивания механизированного инструмента снижают затраты физических усилий и способствуют росту про изводительности труда слесарей. Подвесные устройства пред ставляют собой легкие двухили четырехколесные тележки, установленные на монорельсе, смонтированном над рабочим местом слесаря. Чтобы машинка не мешала рабочему в то вре мя, когда он не пользуется ею, она подвешивается над рабочим местом на спиральной пружине (рис. 235, а), на тросе 2 с про-
314
тивовесом |
/ (рис. 235, |
бив), |
|
вес которого равен весу машинки. |
|||||||||
При |
опускании |
машинки |
3 |
(рис. 235, г), подвешенной на тро |
|||||||||
се 2, |
ленточная |
пружина, |
нахо |
|
|
|
|
||||||
дящаяся внутри |
балансира |
1, на |
|
|
|
|
|||||||
кручивается, а при |
освобождении |
|
|
|
|
||||||||
машинки — раскручивается |
|
и |
|
|
|
|
|||||||
поднимает ее. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Нажимные |
устройства. |
|
На |
|
|
|
|
||||||
жимное устройство состоит |
обыч |
|
|
|
|
||||||||
но из |
основания, |
на |
котором |
|
|
|
|
||||||
укреплена |
штанга |
с |
перемещаю |
|
|
|
|
||||||
щимся по ней прочным крон |
|
|
|
|
|||||||||
штейном. |
Кронштейн |
может |
за |
|
|
|
|
||||||
крепляться в любом месте тю |
|
|
|
|
|||||||||
длине |
штанги. Необходимое |
осе |
|
|
|
|
|||||||
вое давление производится |
с |
по |
Рис. 234. |
Способы |
закрепления |
||||||||
мощью |
винтового |
упора |
|
свер |
сверлильных машинок |
для исполь |
|||||||
лилки, |
а |
само нажимное |
устрой |
зования в стационарных условиях: |
|||||||||
ство, точнее его кронштейн, |
пред |
а — колонка-упор; б — скоба |
для |
||||||||||
закрепления |
пневматической |
ма |
|||||||||||
ставляет собой точку опоры для |
|
шины |
|
|
|||||||||
винтового |
упора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для указанной цели в ряде случаев применяют также спе циальные скобы (рис. 236).
Подставки. Различные подставки расширяют пределы при менения ручных механизированных инструментов для выполне-
Рис. 235. Способы подвешивания механизированного инстру мента: а — на спиральной пружине; б, в — на тросе с противо весом; г — на пружинной подвеске (балансире)
ния разнообразных операций. Так, сверлильная машинка, уста новленная на специальной подставке, может служить для за точки мелкого режущего инструмента, для чистки различных деталей проволочными щетками (рис. 237) и для других работ.
315
Гибкие валы. Они служат для передачи вращения от двига теля к инструменту и разделяются на три группы: 1) шарнирные валы; 2) шарнирные цепи; 3) гибкие валы.
Рис. 236. Скоба для работы сверлильной машинкой |
||
Ш а р н и р н ы й в а л |
представляет |
собой телескопическое |
устройство, снабженное |
на концах |
шаровыми шарнирами. |
Область применения этих валов ограничивается тяжелыми ра
ботами при скорости вращения вала |
не свыше 500 об/мин. Наи |
||||||||||
|
|
|
|
|
больший |
угол |
наклона к |
||||
|
|
|
|
|
оси |
|
вала |
допускается |
|||
|
|
|
|
|
45—70°, |
что |
обеспечи |
||||
|
|
|
|
|
вается |
|
специальными |
||||
|
|
|
|
|
предохранительными |
ог |
|||||
|
|
|
|
|
раждениями, |
|
которые |
||||
|
|
|
|
|
расположены у шарниров. |
||||||
|
|
|
|
|
Ш а р н и р н а я |
ц е п ь |
|||||
|
|
|
|
|
состоит |
из ряда |
шарнир |
||||
|
|
|
|
|
ных |
|
звеньев, |
помещен |
|||
|
|
|
|
|
ных |
в |
общую оболочку, |
||||
|
|
|
|
|
которая |
представляет |
со |
||||
|
|
|
|
|
бой |
гибкий |
металличе |
||||
|
|
|
|
|
ский рукав. Для ручных |
||||||
•Рис. |
237. Сверлильная |
машинка |
на подстав |
механизированных |
ин |
||||||
ке,, |
используемая |
в |
качестве |
настольного |
струментов |
шарнирные |
|||||
|
станка для работы |
стальной |
щеткой |
цепи |
|
применения |
не |
на |
|||
|
|
|
|
|
шли. |
|
|
|
|
|
|
|
Г и б к и й |
в а л |
состоит из собственного |
вала и |
брони. |
Вал |
представляет собой сердечник из стальной проволоки, на кото рой спирально навивается прядями от 4 до 7 слоев проволоки. У валов диаметром от 10 мм и выше сердечник после изготов ления вала обычно удаляется. Витки спирали плотно прилегают
316
друг к другу. Направление спирали в каждом слое противопо ложно предыдущему. Направление вращения вала определяется направлением навивки верхнего слоя проволоки, причем у валов правого вращения верхний слой навит в левую сторону, а у ва лов левого вращения — в правую.
Для удобства работы гибкий вал помещается в гибкий ме таллический рукав, называемый броней, которая служит также для защиты вала от загрязнения и для сохранения смазки. Броня представляет собой гофрированную трубку, ебразованную спирально завитой профилированной лентой. Края сосед них витков ленты образуют подвижной шов с замком, что обе спечивает гибкость брони.
Для соединения концов вала применяют стальные муфты, представляющие собой цилиндр, имеющий с обеих торцов от
верстия, в которые впаиваются |
соединяемые |
концы вала. |
||
З а т о ч н ы е с т а н к и . |
Для |
правильной |
заточки различ |
|
ного |
специализированного |
режущего инструмента — строгаль |
||
ных |
ножей, дисковых пил, |
для |
разводки зубьев круглых пил, |
для заточки сверл и других инструментов, применяемых в р-а-
боте механизированным инструментом, — отечественной |
про |
мышленностью выпускается легкий переносный заточный |
ста |
нок С-457. Абразивный круг приводится в действие от встроен ного закрытого электродвигателя. Двигатель имеет удлиненный выходной конец вала ротора, который служит для крепления
сменных |
абразивных кругов: плоского, конического, чашечного |
и других |
профилей. |
§- 74. |
Эксплуатация, уход за пневматическим инструментом |
|
и основные правила техники безопасности |
Основные правила ухода за пневматическим инструментом во время его работы и хранения. 1. Ударные пневматические инструменты, не имеющие специальных масленок, необходимо смазывать не реже трех раз в смену, наливая масло в инстру мент через отверстие футорки. Необходимо следить' за тем, чтобы во время смазки масло не попадало в шланг, так как от этого он быстро портится.
2. Коленчатый валик и зубчатая передача в сверлильных машинках смазываются густой смазкой (тавотом). Добавление этой смазки производится по мере надобности через имеющиеся масленки.
3. Перед началом работы шланг прежде чем присоединить к пневматическому инструменту необходимо тщательно продуть сжатым воздухом, чтобы удалить пыль и грязь, которые, попа дая внутрь инструмента, приводят его к быстрому износу.
4. Необходимо следить за тем, чтобы длина хвостовика на конечника ударного инструмента строго соответствовала дан ному типу наконечника, Плоскость торца хвостовика должна
317
быть гладкой и расположена перпендикулярно к оси рабочего наконечника.
5. Приступая к работе ударный инструментом, перед пуском сжатого воздуха необходимо упереть рабочий наконечник в об
рабатываемый |
материал, так |
как в противном случае |
может |
быть поврежден |
ствол. |
|
|
6. Независимо от условий |
работы и исправности |
инстру |
мента необходимо один раз в месяц инструмент разобрать, про мыть и обнаруженные при осмотре поврежденные или сильно
изношенные части заменить новыми. |
|
|
||
7. Молотки, |
работающие |
ежедневно, лучше |
всего |
хранить |
в керосиновой |
ванне. Перед |
началом работы |
каждый |
пневма |
тический инструмент должен быть хорошо и обильно смазан
жидким чистым минеральным маслом. Смазка |
пневматического |
|||||
инструмента |
керосином категорически |
воспрещается. |
||||
У пневматических |
инструментов |
с |
ротационным двигателем |
|||
смазка последнего, |
как |
правило, |
происходит |
-автоматически. |
||
Для этого в |
пневматическом инструменте предусматриваются |
|||||
специальные |
маслокамеры |
с набивкой из ваты. |
|
Техника безопасности. В процессе работы с пневматическим инструментом необходимо соблюдать следующие основные пра
вила по технике безопасности: |
|
|
1) к работе с пневматическим |
инструментом |
допускать |
только лиц, проинструктированных |
и обученных |
обращению |
сним;
2)перед началом работ надевать защитные очки;
3)работу производить в рукавицах;
4)резиновый шланг присоединять к пневматическому ин струменту до подачи сжатого воздуха, воздух включать тогда, когда шланг присоединен к инструменту;
5)не начинать работу пневматическим инструментом без вставленного рабочего наконечника;
6)при длительных перерывах не оставлять в пневматиче ском инструменте рабочий наконечник;
7)не отсоединять шланг при незакрытом доступе в него сжатого воздуха, так как длинный шланг, отсоединенный от
пневматического инструмента, под давлением вырывается из рук работающего и начинает с силой наносить" удары в разные стороны;
8) по окончании работы сначала закрыть |
доступ сжатого |
|
воздуха в пневматический инструмент, а затем |
отсоединить его |
|
от трубопровода. |
|
|
Ремонт. Для быстрого ремонта пневматических |
инструментов |
|
центральная ремонтная мастерская завода должна |
располагать |
достаточным запасом нормальных деталей с ремонтными раз мерами.
Количество запасных деталей определяется на основе прак тических данных.