Файл: Коган В.С. Телеграфия и основы передачи данных учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ченной информации при использовании каналов связи для переда чи данных может быть достигнута специальными мерами, повыша ющими достоверность передачи информации на 2—3 порядка.
Простейшим способом повышения достоверности информации является исправление ошибок на приеме оператором. Но высокие скорости обработки информации в современных условиях требуют применения автоматических устройств повышения достоверности. Одним из таких способов является применение избыточных кодов. Если приемная станция обнаружила ошибку, то автоматически по ступает запрос о повторении неправильно принятой комбинации. Сейчас уже находят применение и такие избыточные коды, кото рые позволяют не только обнаружить ошибку, но и исправить ее. Правда, избыточность исправляющего кода больше, чем обнару живающего. Рассмотренные способы повышения достоверности приема информации эффективны, но снижают пропускную способность. Поэтому наряду с этими методами применяются также и ме тоды по защите передаваемой информации от помех.
Н а д е ж н о с т ь аппаратуры или всего комплекса оборудова ния передачи дискретной информации — это свойство сохранять работоспособность в течение заданного промежутка времени и с определенным качеством. Надежность характеризуется средним временем наработки на один отказ Тн и средним временем восста новления действия после отказа Тв. О т к а з о м называется такая неисправность, при которой невозможно дальнейшее действие свя зи. Наработкой на отказ называется время нормального действия связи между смежными случаями отказа. Наиболее простым и удобным критерием надежности является Тп, которое можно опре делить по формуле
|
N |
|
ТН= |
> |
(!-9) |
где t{ — время безотказной работы между случаями |
выхода систе |
|
мы из строя; N — количество выходов из строя. |
|
Комплекс всего оборудования и каналов по передаче дискрет ной информации, как и любая другая сложная техническая систе ма, не может работать безотказно бесконечно долгое время. Одна ко принятие таких мер, как замена механических элементов элек тронными и создание полностью бесконтактного тракта, а также наличие резервного оборудования, каналов и аппаратуры и т. д. могут привести к значительному увеличению надежности.
29
Г Л А В А 2
ТЕЛЕГРАФНЫЕ РЕЛЕ
2.1. ПРИНЦИП РАБОТЫ ПОЛЯРИЗОВАННЫХ ТЕЛЕГРАФНЫХ РЕЛЕ
В телеграфном оборудовании и аппаратуре широкое примене ние находят электромагниты и телеграфные реле.
Электромагнит представляет собой устройство, якорь которого выполняет механическую работу под влиянием поступающих в об мотки электрических сигналов. В буквопечатающих телеграф ных аппаратах электромагнит является приемником электрических сигналов, приходящих с линии. Якорь электромагнита изменяет положение связанных с ним рычагов и деталей приемного устрой ства, в результате чего отпечатывается принимаемый знак. Элек тромагниты, применяемые в приемниках телеграфных аппаратов, являются неполяризованными, т. е. направление движения якоря электромагнита не зависит от направления тока в его обмотках: электромагнит притягивает якорь, если в обмотки поступает то ковый сигнал, и отпускает, если поступает бестоковый сигнал. Неполяризованный электромагнит работает под действием одно полюсных сигналов тока.
Реле предназначаются для замыкания, размыкания и переклю чения электрических цепей. Принцип действия электромагнитов и реле один и тот же, но, в отличие от электромагнита, якорь реле не выполняет механической работы. Поэтому к реле предъявляют ся более жесткие требования в отношении быстроты и точности срабатывания.
Реле по принципу действия и конструкции подразделяются на неполяризованные и поляризованные.
Примером неполяризованного реле может служить реле теле фонного типа. Такие реле имеют обычно большое число контактов, положение которых изменяется при поступлении токовых сигналов в обмотки реле, что, в свою очередь, вызывает изменение режима работы данной схемы. Телефонные реле широко используются в оборудовании коммутационных телеграфных станций, во вспомо гательном оборудовании частотного телеграфирования, в цепях сигнализации.
Поляризованным называется такое реле, которое имеет пос тоянный магнит. Перемещение якоря между контактами поляри зованного реле происходит под действием магнитного потока, соз даваемого постоянным магнитом, и магнитного потока, возникаю-
30
щего под действием импульсов тока, проходящих по обмоткам ре ле. При этом направление движения якоря зависит от направле ния тока в обмотках реле. В телеграфной технике используются преимущественно поляризованные телеграфные реле, так как они более чувствительные, чем неполяризованные, имеют меньшую за висимость времени срабатывания от изменения тока в обмотках и меньше искажают телеграфные посылки.
Рассмотрим конструкцию и принцип действия поляризованных телеграфных реле. Устройство одного из типов электромагнитного поляризованного реле показано на рис. 2.1. Электромагнитное по-
N
15
■-Е—\"\\
|
0 |
I |
|
Рис. |
2.1. |
Принцип устрой |
Рис. 2.2. Магнитная цепь реле с мостико- |
ства |
поляризованного реле |
вой схемой |
ляризованное телеграфное реле состоит из постоянного магнита NS, обмотки электромагнита с выводами 1 и 2, якоря Я и двух контактов — Ki и КгПостоянный магнит создает магнитный по ток Фо, который разделяется на два потока — Фi п Ф2 (непрерыв ные линии со стрелками), замыкающиеся через воздушные проме жутки а\ и а2. В положении якоря реле, изображенного на рисун
ке, a i> a |
2, поэтому |
Ф1 <Фг- |
За счет разности этих потоков якорь |
реле при |
отсутствии |
тока в |
обмотках будет находиться у одного |
из контактов. При прохождении тока по обмоткам реле создается магнитный поток Ф» (показан пунктиром), направление которого зависит от направления тока в обмотках. Если якорь реле нахо дится у правого контакта и по обмотке проходит отрицательный ток, то поток Фг направлен справа налево и совпадает по направ лению с Фi. Когда наступит неравенство потоков:
Ф1 + Ф <>Фа — ф <- |
(2.1) |
якорь телеграфного реле перебросится к левому |
контакту. |
Чтобы якорь реле снова перебросился к правому контакту, не обходимо подключить к обмоткам положительный ток. Таким об разом, для управления работой поляризованного реле необходимы двухполюсные сигналы тока. Для работы электромагнитов и неполяризованных реле направление тока не имеет значения.
31
Описанные выше типы электромеханических телеграфных реле постепенно вытесняются более совершенными электронными реле, собранными на транзисторах. Принцип работы электронных реле поясняется в гл. 4.
Более устойчивую работу, чем у описанных выше электромаг
нитных |
телеграфных реле, |
обеспечивают п о л я р и з о в а н н ы е |
||
р е л е с- р т у т н о-ж и д к о с т н ы м и |
к о н т а к т а м и |
т и п а |
||
Н G S. |
Принцип действия |
этого реле |
поясняется на |
рис. 2.5. |
В этих реле применен способ постоянного смачивания контакти рующей поверхности ртутью, которая создает пленку, предохраня ющую контакты от механического износа и рассеивания тепла. Капсула реле заполнена водородом, что исключает окисление рту ти и обгорание контактов. Капсула с контактами помещена внутри обмотки катушки электромагнита (на рис. 2.5 обмотка не пока зана) и, кроме того, находится под воздействием магнитного поля постоянного магнита. Принцип действия этого реле такой же, как и у электромагнитных поляризованных телеграфных реле, описан ных выше: при протекании тока по обмотке создается электромаг нитное поле, которое взаимодействуя с полем постоянного магнита вызывает переброску якоря (подвижного контакта) от одного не подвижного контакта к другому.
На рис. 2.6 показаны различные положе ния якоря реле со ртутными контактами. Во всех положениях якоря капельки ртути по крывают контактирующие поверхности. На рис. 2.6а ртутной пленкой покрыты левый кон такт и якорь; в положении, показанном на рис. 2.66, якорь начал движение к правому контакту, ртутный контакт якоря с левым кон тактом реле не нарушен и сохраняется в по ложении, показанном на рис. 2.6в: капелька ртути (изображена пунктиром) тянется за якорем и контакт его с левым неподвижным контактом реле не нарушен. Только в положе-
Рис. 2.6. Процессы замыкания и размыкания контак тов и якоря реле HGS
нии рис. 2.6а, когда происходит замыкание с правым контактом, нарушается контакт между якорем и левым неподвижным контак том реле.
Такой принцип работы обеспечивает лучшие электрические па раметры реле, большую надежность его работы и значительно по вышает срок службы.
На рис. 2.7 показан внешний вид реле типа HGS. Капсула (рис. 2.7а) помещается в металлический корпус (рис. 2.76), подоб ный корпусу радиолампы, и имеет 8-штыревой цоколь (рис. 2.7в).
2—24 |
33 |
На рис. 2.9 показан ток в обмот |
|
|
|
|||||
ках и в цепи якоря поляризованно |
|
|
|
|||||
го телеграфного реле. С изменени |
|
|
|
|||||
ем направления тока и нарастани |
|
|
|
|
||||
ем его до величины iQякорь отры |
|
|
|
|
||||
вается от одного контакта и пере |
|
|
|
|||||
брасывается к другому. |
Ч у в с т в и |
|
|
|
|
|||
т е л ь н о с т ь характеризуется |
ми |
|
|
|
|
|||
нимальным |
значением |
тока ц, при |
|
|
|
|
||
котором якорь реле перебрасывает |
|
|
|
|||||
ся к другому контакту. Из неравен |
|
|
|
|
||||
ства (2.1) |
следует, |
что для |
пере |
Рис. |
2.9. Токи в |
обмотках |
и в |
|
броски якоря необходимо условие: |
цепи |
якоря поляризованного |
те |
|||||
|
|
|
|
|
|
леграфного |
реле |
|
|
, _ |
Фп --- 0 1 |
ИЛИ |
« |
|
|
(2-2) |
|
|
Ф: > |
-- |
------ - |
|
|
|||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Чувствительность реле повышается с уменьшением Фи т. е. с уменьшением разности магнитных потоков постоянного магнита. Практически чувствительность реле увеличивается при сокраще нии воздушного зазора между якорем и контактами. Отклонение якоря от нейтральной линии при малом воздушном зазоре очень мало и значения Фt и Ф2 близки друг к другу.
Величина р а б о ч е г о т о к а ip представляет собой значение установившегося тока при нормальных условиях эксплуатации. Для повышения надежности работы реле обычно выбирают значе
ние ip^>io, |
например, для реле ТРМ г‘о=4ч-6 мА, а /р= 20 мА. |
||
В р е м я |
с р а б а т ы в а н и я р е л е |
определяется |
временем |
трогания якоря U, временем перелета |
якоря 4ер = ^2— U (см. рис. |
||
2.9) и временем вибрации (дребезг) якоря у контакта |
tBn5 = h—h- |
Вибрация вызывается тем, что вследствие действия упругих сил якорь реле после движения и первоначального касания контакта снова отскакивает, затем снова приближается к контакту, касает ся его, отскакивает и т. д. Время трогания якоря to — это время нарастания тока в обмотках реле от нулевого значения до значе ния тока io, т. е. до момента срабатывания реле. Время перелета и время вибрации определяют величину потери времени реле ^пот= ^пер + ^вибр. Из приведенного чертежа видно, что длительность единичного элемента в цепи якоря реле t'0 отличается от длитель ности единичного элемента в обмотках t'o на величину времени tnот. Чем меньше величина потерь времени, тем лучше работает реле.
Для оценки реле по |
величине потери времени введен |
к о э ф |
ф и ц и е н т о т д а ч и |
|
|
т| = |
-^- = <0.~ 1 П°.1 . 100%. |
(2.3) |
|
to |
|
Коэффициент г) мржно рассматривать как полезную работу реле. Значение коэффициента отдачи для различных типов электроме
2* |
35 |