Файл: Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка – основная задача всех взрослых, принимающих участие в образовательно-воспитательном процессе на первых этапах обучения ребёнка в школе. В обозначенный период необыкновенно важна роль социализации ребенка к тем явлениям, которые происходят на данный момент в обществе. Неоценимую роль в формировании личности ребенка младшего школьного возраста играют понятия об эстетической воспитанности.

Эстетическое воспитание есть процесс, согласно точке зрения Бабанского Ю.К., совместной деятельности школьников и педагогов, сконцентрированный на формировании эстетической культуры воспитанников.5] Понятие «эстетическое воспитание» неразрывно связано с другим, схожим термином «эстетика», иначе – наука о прекрасном. Эстетическое воспитание подразумевает формирование у ребёнка способности полноценно воспринимать и верно понимать явления прекрасного в действительности и искусстве.

Идеи эстетического воспитания, как известно, зародились в глубокой древности. Однако, как и все ценности, представления о сущности эстетического воспитания, его цели и задачи претерпевали изменения как во времена Аристотеля и Платона, так и в наши дни.

Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Чернышевский утверждали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Обозначенная категория и легла в основу системы эстетического воспитания, процесса формирования чувств, в нашем случае, - школьника, в области прекрасного. В эстетике указанное «прекрасное» непосредственно связано с художественным отражением действительности в чувствах и сознании человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

В этом контексте сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности школьников, сконцентрированной на развитие у них способностей многогранного восприятия и классического постижения прекрасного как в жизни, так и в искусстве. На формирование эстетических понятий, идеалов и вкусов, и, несомненно, развитие творческих задатков и дарований в области искусства 6].

Воспитание эстетической культуры младшего школьника характеризуется следующими моментами в деятельности педагога: - приобщение к художественным и эстетическим ценностям; - потребностью и глубиной общения с данными ценностями; - особенностью взглядов и анализа с точки зрения общечеловеческих ценностей; - способностью уместного использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром 9].


Младший школьник, в силу психологических особенностей, необыкновенно восприимчив к красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми.

Итак, к сущности эстетического развития младшего школьника мы можем отнести следующие структурные элементы:

- эстетическое образование, закладывающее ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, навыков, вкусов и ценностных ориентации;

- эстетическое самовоспитание и самообразование, направленные на самосовершенствование личности;

- формирование творческих способностей и потребностей личности.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры заслуженно признаётся одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы.

Неотъемлемой частью эстетической культуры является музыкальная культура. Понятие музыкальная культура очень обширна и имеет разную трактовку. Д.Б. Кабалевский, при определении музыкальной культуры, подчёркивал, что без музыкальной грамотности не может сформироваться музыкальная культура: «… это особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки, …определять автора незнакомой музыки» 40]. Сущностью музыкальной культуры по Д.Б. Кабалевскому является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство - искусство, рождённое жизнью и неразрывно связанное с самой жизнью. В этом же направлении размышляет Б.В. Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни!» 42].

В связи с этим мы полагаем, что в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б. Асафьева определяющим в формировании музыкальной культуры школьников является последовательное развитие их музыкального восприятия. Восприятие, как известно, является первым этапом любого мыслительного процесса, важной составляющей деятельно-креативной природы обучающегося, от которого зависит не только качество всего обучения, но и сам факт существования его как процесса.


В музыковедении, музыкальной педагогике и психологии восприятие определяют как сложный многоуровневый процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки.

По словам Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть» 41]. Потому восприятие музыки является внутренней сущностью любой формы проявления музыкально-эстетической деятельности: пения, игры на детских музыкальных инструментах, активного слушания лучших образцов музыкальной классики, освоения знаний, умений, навыков. Всё вышеперечисленное способствует развитию музыкально - творческих способностей, что в свою очередь будет оказывать непосредственное влияние на развитие эстетического вкуса. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» 41].

Основным направлением практического усвоения музыкального искусства, всеобщего музыкального просвещения народа на протяжении веков было признано хоровое пение. Оно успешно осуществляется в коллективном исполнении песен на уроках музыки, во внеучебной деятельности и, несомненно, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Широко понимая задачи музыкального воспитания, Д.Б. Кабалевский возражает против сведения его к обучению только хоровому пению, что подчас имеет место в практике школьной работы. При этом Д.Б. Кабалевский ни в какой мере не отрицает важности хорового пения. «Хоровое пение, понимаемое узко, из средства, которое должно вести к намеченной цели - всестороннему музыкальному развитию - превращается в самоцель».

В позиции Д.Б. Кабалевского наблюдается и желание сформировать у детей познавательной и учебной мотивации, основ интеллектуального развития: «Уже с первых уроков первоклассники учатся самому главному, что должна давать школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. В данном случае - не только слушать музыку, но и размышлять о ней» 40].

Вся педагогическая деятельность Д.Б. Кабалевского направлена на то, чтобы учитель музыки не узко понимал свою задачу в школе: разучивание с детьми какого-то количества песен, прохождение с ними указанных в программе произведений, а раскрывал значение уроков музыки в школе, которое так же, «как литература и изобразительное искусство, …решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира» 40].


Таким образом, в настоящее время развитие музыкального вкуса остается важной проблемой музыкальной педагогики. При нахождении путей осуществления данной задачи в последние годы большое значение придается развитию мышления учащихся. В работе Е.В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» отмечается, например, связь уровня и глубины мышления с жизненным опытом индивидуума, с такими видами ощущений, как сенсорные (видеть, слышать, осязать) и кинетические (моторно-двигательные). Именно через взаимодействие этих ощущений, по мнению Е.В. Назайкинского совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением.7]

Таким образом, ряд учёных-исследователей считают, что понятие «музыкальная культура» включает в себя:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

1.2 Психолого-педагогические особенности процесса формирования художественно-эстетического развития младших школьников


Для развития всесторонней личности и формировании духовности лучшим средством считается художественно – эстетическое развитие. Подрастающее поколение просто необходимо приобщать к высоко – духовным ценностям.

Лучшим время для таково воспитания является младший школьный возраст. Ведь именно в этот период ребёнок активно развивается. Он учится общаться со сверстниками, находит общий язык с коллективом, так же, именно в этот период он активно проявляет свою любознательность. Как писал в своих трудах Л.С. Выготский, в младшем школьном возрасте происходит формирование всех нравственных качеств в человеке. Поэтому так важно в этот период взросления формировать в ребёнке художественно-эстетическое развитие.

Все эти задачи решаются в начальной общеобразовательной школе. Все предметы в школе имеют познавательную и воспитательную направленность. Уроки музыки также имеют огромное значение в развитии духовной личности. Они формируют эстетическую культуру у учащихся, формируют чувство вкуса, прививают любовь к искусству, развивают положительные душевные качества в характере ребёнка. Путём целенаправленного и систематического воздействия на ученика посредством музыки, ребёнок становится добрым, чутким, отзывчивым, добрым. Музыка, конечно же, облагораживает человека, делает его чутким и духовным.

Всем известно, что чем раньше начинать заниматься с ребёнком музыкой, тем лучше будут развиваться его музыкальные способности. Младшие школьники очень любознательны, в них живёт большая потребность в создании прекрасного. Музыкальные занятия пробуждают в них желание творить, учиться и развиваться. В этот период очень легко развить в ребёнке необходимые умения и навыки. В этом возрасте, благодаря урокам музыки, максимально можно развить в ребёнке высокие духовные качества и художественно-эстетический интерес. Это и является основной задачей каждого учителя музыки. Также, решением данного вопроса занимались известные педагоги, психологи, писатели, философы, эстетики, искусствоведы, социологи и композиторы. Развить в ребёнке чувство прекрасного, видеть красоту вокруг