Файл: Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности;

- оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе.

Работа с учителем:

- повышение эффективности использования ИКТ на уроках музыки;

- применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности;

- оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе.

Методы работы:

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Практический;

  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);


Программа занятий и методические рекомендации

(на одну тему, идут два занятия)

Тема 1. Что такое музыка? Окружающий мир и музыка.

План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3.Когда и где человек знакомится с музыкой?

Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатое. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев.«Музыка».

Тема 2. Времена года в музыке

План беседы: Что мы знаем о временах года. Композиторы, отразившие времена года в музыке.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Времена года»; А.Вивальди. «Времена года»;

Тема 3. Музыка для детей

1. П. Чайковский «Детский альбом» Краткие сведения о композиторе. История создания «Детского альбома». Обсуждение. Сравниваем произведения. Анализируем средства музыкальной выразительности

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом» «Полька», «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»,

Тема 4. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры.


Музыкальный материал: П. Чайковский. «Баба-Яга»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Тема 5. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

Рассматриваем первичные бытовые жанры и их проявления в музыке. Внимание детей фиксируется на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. При выборе музыкальных произведений педагог должен показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, сказочный. Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, 18 трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских(лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев педагог должен показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).

Музыкальный материал: П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; П. Чайковский «Полька» (из цикла «Детский альбом»); С. В. А. Моцарт. Менуэт, Р.Н.М. Камаринская.


2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация


Эксперимент мы проводили на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Тазовская средняя общеобразовательная школа (п. Тазовский). В эксперименте принимало 26 детей 1 класса, 14 мальчиков и 12 девочек.

Диагностируя музыкальные способности у младших школьников с помощью тестирования (приложение 2) мы определили, что наиболее низкий балл составляет уровень «эмоциональной отзывчивости на музыку» (приложение 3) рисунок 1.

Для повышения уровня мы разработали программу музыкальных занятий «Семь прекрасных нот».

Цель программы была - создание психолого-педагогического условия, обеспечивающие повышение уровня художественно - эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки.

Для реализации данной цели мы применили те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, и в тех же опытно-экспериментальных условиях.

По ее реализации в качестве стимулирующего материала мы взяли произведения и поделили их на 2 серии, каждая состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

Первая серия – Э.Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Сердце поэта»

Вторая серия: А. Лядов «Прелюдия»; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Грустная история»

Детям предлагалось задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них?

По данным ответам детей, педагог анализирует на сколько ребенок понимает тему и то, о чем говорит.

Из рисунка 2 (приложение 4) видно, что 79 % детей показали средний уровень в ведение прекрасного в музыкальных произведениях, что является хорошим результатом. 21 % показали высокий уровень знаний в музыкальных произведениях.

Следовательно, большее количество детей 1класса имеют средний уровень в данном сравнении музыкальных произведений, низкого уровня нет.

Таким образом, предложенная нами и реализованная на формирующем этапе исследования программа повышения уровня формирования эстетической культуры младших школьников «Семь прекрасных нот» оказалась эффективной.


Заключение


Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Работа над выбранной мною темой: «Художественно – эстетическое развитие младших школьников в процессе занятий музыкой» показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Целью исследования являлось: выявление педагогических условий, способствующих более эффективному художественно-эстетическому развитию младших школьников в процессе занятий музыкой.

Для достижения поставленной цели перед нами были поставлены задачи, для решения которых нами была проделана следующая работа:

Для начала нами была изучена психолога - педагогическая литература, музыкальная литература, посвящённая художественно -эстетическому развитию младших школьников.

Далее мы раскрывали сущность художественно-эстетического развития, его структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрели необходимые для этого основные понятия. Выявили, что неотъемлемой частью эстетической культуры является музыкальная культура.

Следующим шагом на пути к поставленной цели было изучение психолого-педагогических особенностей процесса формирования художественно-эстетического развитию младших школьников. Уроки музыки имеют огромное значение в развитии духовной личности. Формируют эстетическую культуру у учащихся, чувство вкуса, прививают любовь к искусству, развивают положительные душевные качества в характере ребёнка.

Затем мы проводили эксперимент, с целью выявления уровня художественно-эстетического развития младших школьников на занятие музыкой нами были использованы разные диагностические методы.

Базой нашего исследования является МБОУ ТСОШ. В исследовании участвовало 26 учащихся 1 класса.


Исследование было проведено на основании методики Л.В. Школяра «Выбери музыку»

Проводилась диагностика музыкальных способностей детей, нашли проблему в одной из музыкальной деятельности, с помощью разработанной программы, ее поставленной цели и задачам, мы повысили уровень музыкальной деятельности (слушание музыки). Все данные, полученные в результате совместной деятельности, были отражены в таблицах, на основании которых были составлены диаграммы. Полученные данные свидетельствуют о том, что у младших школьников повысился уровень музыкально – эстетической культуры.

Благодаря проделанной работе, мы пришли к выводу, что задачи решены, цель достигнута.
Выводы по II главе