Файл: Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, хотеть творить, развиваться в творчестве, быть добрым человеком, все эти качества можно и необходимо развивать посредством музыки и музыкальных занятий. Развить положительные качества в характере ребёнка является главной задачей любого педагога, учителя музыки.

Также, основная и главная задача учителя музыки в начальных классах является развитие интереса и любви к музыке, чтобы дети научились наслаждаться музыкой, развивали в себе чувство эстетизма.

Конечно же, детям в младшем школьном возрасте ещё сложно воспринимать уроки музыки полноценно. Но всё же они проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку, сказанному учителем слову. Они учатся определять настроение услышанной композиции, учатся высказывать свои суждения о музыке, легко могут определить средства музыкальной выразительности. Всё это является благородной почвой для художественно-эстетического развития. Воспитание, образование и развитие учеников на уроках музыки осуществляется в полной взаимосвязи учителя и ученика. Это является главным принципом в музыкальной педагогике.

Для осуществления художественно-эстетического развития на проводимых уроках по музыке, нужно создать необходимые условия, при которых данная задача будет успешно решена. На основе изучения музыкальной литературы и опыта профессиональных учителей по музыке можно выделить ряд основных педагогических условий, при которых будет успешно формироваться художественно-эстетическое развитие младших школьников:

- сделать урок целенаправленным , целью которого является формирование эстетического развития.

- выделить чёткую структуру урока в соответствии с изучаемым материалом;

- при подготовки к уроку нужно правильно выбрать художественный материал, и соответствующие ему методы и приёмы обучения;

- учитель должен знать и понимать специфику каждого класса и особенности каждого ученика, понимать певческие и музыкальные способности каждого ребёнка и коллектива в целом;

- работа учителя на уроке музыке может быть специально направлена на развитие художественно-эстетического воспитания;

- учителем должна вестись целенаправленная и систематическая работа для достижения поставленной цели;

-на уроке должна быть создана специальная психологическая ситуация, когда дети знакомятся с новым произведением;

- учитель должен и сам обладать эстетической образованностью, обладать чувствительностью эстетического характера;

- также и сами родители должны влиять на эстетические интересы детей;


- радио и различные телевизионные передачи также могут влиять на формирование и развитие эстетических чувств у учеников;

Два последних условия, конечно же, не имеют прямого отношения к урокам музыки, но всё - таки сильно влияют на отношение ребёнка к музыке, музыкальным произведениям и отношение к композиторам. Ведь всё, что окружает ребёнка косвенно влияет на его развитие.

Одним самых важных педагогическим условием развития музыкально – эстетической культуры у ребёнка является то, насколько творчески организован музыкальный урок, на котором происходит изложение художественного материала. На уроке должна, несомненно, присутствовать идейная направленность, а также особое внимание должно уделяться нравственному воспитанию ребёнка. Ведь жизнь и искусство имеет прямую взаимосвязь. Чем больше ребёнок будет заинтересован искусством и творчеством, тем насыщенней и радостней будет его жизнь. Каждый школьник сумеет видеть прекрасный мир вокруг себя. На уроке должны присутствовать и теоретические, и практические занятия.

Каждый учитель музыки должен обладать необходимыми навыками и умениями, уметь на уроках использовать свои знания для решения поставленных задач. Также каждый учитель должен быть профессионалом в своём деле, уверенно владеть музыкальным инструментом, он должен уметь и петь, и играть, и уметь поражать своим творчеством детей. Детям должно быть на уроке интересно. У учителя музыки должен быть певческий голос, он должен уметь захватывающе и интересно рассказывать о мире музыки. Уметь вводить детей в мир большого искусства.

Конечно же, для развития художественного - эстетического воспитания у младшего школьника, работы одного учителя совсем недостаточно. Кабинет, где проходят музыкальные занятия, также должен быть оборудован по всем требованиям. В музыкальном классе должны присутствовать картины известных композиторов, должно быть множество музыкальных инструментов, музыкальной литературы, комплекты нот, книги и журналы по музыке, нотные сборники, а также звукозаписывающая аппаратура и многое другое. Только тогда каждый ребёнок сможет по настоящему проникнуть в мир искусства и начать проявлять собственный интерес к музыке.


Технические средства обучения на уроке музыки дают детям возможность услышать подлинное звучание разных инструментов, голосов, ансамблей, оркестров, помогают понять всю великую силу и красоту музыкального искусства.

Учитель музыки должен знать, что занятия по музыкально – эстетическому воспитанию должно проходить в приятной атмосфере. Обстановка на занятиях должна быть спокойной, творческой и непринуждённой. А взаимодействие учителя и учеников должно быть продуктивным.

Осуществляя художественно-эстетическое развитие на уроках музыки, учитель должен уметь создать на уроке правильный психологический настрой. Так, например, в состоянии эмоционального подъёма дети могут испытывать радостное ощущение. Так, например, эмоциональный рассказ учителя, который производит на детей большое впечатление, способен значительно повысить настроение детей. А печальная музыка погрузит детей в состояние задумчивости и уныния.

Любой предмет в школе, и тем более урок по музыке, должен соответствовать специальным дидактическим требованиям. Исходя из особенностей, из которых состоит музыкальный урок, можно выделить следующие дидактические требования:

1. Содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие, гибкость приемов и методов музыкальной работы, живой темп урока, опора на связь музыки с жизнью.

2. Четкость основной учебной цели, целенаправленность песенного и слушательного репертуара, подчиненность всех методов музыкальной работы единой теме урока.

3. Целенаправленный подбор музыкального материала для каждого урока в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания.

4. Продуманный отбор наиболее эффективных приемов и методов музыкальной работы для каждого вида музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений и т.д.).

5. Организация учащихся на уроках (разделение на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.).

6. Работа учителя с отстающими в певческом отношении учащимися, пропустившими ряд уроков музыки.
7. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы как в певческой деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам.

8. Организационная четкость работы, единство построения уроков музыки, единство музыкальных требований к учащимся, единство певческой установки и т.д.


9. Неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников.

Проводимые уроки музыки в школе являются важной частью в системе воспитания младших школьников. Посредством данных уроков у детей развиваются и обогащаются их творческие способности, происходит формирование эстетических чувств. Дети учатся понимать музыку, воспринимать её. У детей открываются музыкальные способности, происходит раскрытие их талантов. Младшие школьники начинают интересоваться музыкальным искусством, они учатся видеть в жизни красивые вещи, любуются природой. А также у младшие школьники становятся добрее, заботливее, и более чувствительны. Такие уроки могут проводиться как на уроке, так и во время внеурочной и внеучебной деятельности. Для достижения стойкого результата такие уроки должны быть систематическими и последовательными.

Хороший результат в развитии у детей художественно-эстетического воспитания достигается только тогда, когда этому уделяется достаточное время не только со стороны учителя, ну и со стороны родителей и педагогического коллектива, и в системе всего образования.

Занятия по музыке должны быть доступные для каждого ребёнка, для того, чтобы эти уроки смогли обогатить душу каждого ребёнка, наполнить её радостью и чувством прекрасного, и чувством наслаждения. Мир музыки и звуков является важнейшим средством в формировании и развитии духовной культуры каждого ребёнка в начальной школе.
Выводы по I главе

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию младших школьников в процессе занятий музыкой

2.1. Программа художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой «Семь веселых нот» и ее реализация


Диагностируя музыкальные способности у младших школьников с помощью тестирования (диагностики) мы определили следующие уровни:

  • развития чувства темпа и метроритма;

  • развития звуковысотного чувства;

  • развития чувства тембра;

  • развития динамического чувства;

  • эмоциональной отзывчивости на музыку. (приложение 2)

Мы выявили, что самый низкий балл в классе, по уровню «эмоциональной отзывчивости на музыку»

Для повышения уровня младших школьников мы разработали и реализовали программу музыкальных занятий «Семь прекрасных нот».

Цель данной программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня художественно - эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки.

Достижение поставленной цели стало возможным при решении следующих задач:

- расширять познавательный музыкальный горизонт учащихся - знакомить с разножанровыми произведениями в оригинальном исполнении;

- развивать и обогащать чувственную сферу (богатство чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения музыкального мира;

- расширять музыкальную палитру восприятия ребёнка и обогащать его представления об эстетическом в музыке;

- включать в обучение на уроках музыки творческие задания, позволяющие расширять спектр собственно музыкально-эстетических задач, помогающих знакомить младших школьников с творчеством композиторов разных стран, работающих в разных жанрах музыкальной деятельности, в том числе с классической и компьютерной музыкой;

- способствовать быстрому нахождению музыкального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона музыкально-культурологических данных;

- развивать интерес к исполнительским формам работы по музыке.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности потребовали переноса акцента с обычного слушания музыки на восприятие её с позиции получения удовольствия, наслаждения музыкальными произведениями. Адресатами программы стали обучающиеся экспериментального 1 «В» класса.