Файл: Рекомендовано к защите в гэк и проверено на объем заимствования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ
В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ
ЗАИМСТВОВАНИЯ
Заведующий кафедрой
психологии и педагогики детства,
канд. пед. наук
_______________ О.В. Огороднова
________________________2018
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)
ХУДОЖЕСТВННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ
44.03.01 Педагогическое образование
Выполнила работу Борисова Ольга
Студентка V курса Валерьевна
заочной формы обучения
Руководитель работы Верховцев
канд. пед. наук, доцент Константин
Николаевич
Рецензент
д.п.н., профессор | | Моложавенко Вера Леонидовна |
Тюмень 2018
Оглавление
Словарь терминов…………………………………………………………………4
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой 7
1.1 Понятие и сущность художественно-эстетического развития младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические особенности процесса формирования художественно-эстетического развития младших школьников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию младших школьников в процессе занятий музыкой 20
2.1. Программа художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой «Семь веселых нот» и ее реализация 20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение
Музыка в объединение со всеми видами искусства занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.
Известный человек В.А. Сухомлинский отмечал «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», так как играет важную роль в формировании личности ребенка.
Школьники приобретают определенные знания, умения и навыки на уроках музыки, приобщаются к творчеству. В этой связи актуализируется необходимость формирования их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, эстетического вкуса.
Актуальность исследования. Художественно – эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи. Анализу психолого-педагогической литературы по изучению художественно-эстетического развития младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др.
Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке оригинальных технологий обучения, развития и воспитания младших школьников.
Цель исследования – выявление педагогических условий, способствующих более эффективному художественно-эстетическому развитию младших школьников в процессе занятий музыкой.
Объектом исследования является процесс художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой.
Предметом исследования является художественно-эстетическое развитие младших школьников в процессе занятий музыкой.
Задачи исследования:
- охарактеризовать понятие и сущность художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой;
- изучить психолого-педагогические особенности процесса формирования художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой.
-проинтерпретировать результаты исследования, сформулировать рекомендации по созданию педагогических условий для художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой.
Гипотеза исследования:
Художественно-эстетическое развитие младших школьников будет более успешным, если обеспечить следующие психолого-педагогические условия в процессе занятий музыкой:
-благоприятное эмоциональное состояние (эмоции удовольствия, релаксация во время слушания музыки);
-активизация художественно-эстетического восприятия действительности за счет интериоризации художественно-эстетических ценностей;
-высокий уровень познавательной мотивации на занятиях за счет актуализации личностной компоненты значимости мотивов деятельности на занятиях;
-поддержание контакта, вовлеченность учащихся в творческое взаимодействие с одноклассниками, родителями и учителем - обмен впечатлениями о посещенных мероприятиях художествеенно-эстетической направленности на занятиях по музыке;
-вовлеченность учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми (родителями и знакомыми семьи);
овладение навыками слушания (и исполнения) музыки.
Теоретико – методологическая база исследования:
-Концепция творческой деятельности и развития личности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин)
-Теория музыкального образования (Э.Б.Аблуллин, Е.В.Никоненко, Л.В.Школяр)
База исследования:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тазовская средняя общеобразовательная школа (п. Тазовский)
1 «В» класс в количестве 26 чел
(14 мальчиков и 12 девочек)
Методы исследования:
-теоретические – анализ литературных источников, обобщение;
-эмпирические – педагогическая беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, прослушивание музыкальных произведений, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического развития младших школьников в процессе занятий музыкой
1.1 Понятие и сущность художественно-эстетического развития младших школьников
Для того, чтобы раскрыть сущность художественно-эстетического развития, его структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Ключевым понятием в нашем исследовании являются
«художественное», «эстетическое» и «развитие»
Художественно - эстетическое развитие ребёнка происходит с самого раннего детства. Его одевают в красивую одежду, покупают красивые игрушки, родители стараются его окружить красивыми вещами: постельное бельё, бутылочки, разнообразные соски, тарелочки, салфеточки. Мамочки, выбирая все это для ребёнка, первым делом, как правило, удовлетворяют свои эстетические предпочтения. Однако их вкус поневоле отражается на эстетическом мировоззрении на окружающий мир малыша.
Ребёнок уже в 2 года может расстроиться и не захотеть наряжаться в не понравившуюся ему одежду. Родители, настаивая на своём решении, не задумываются над тем, что уже наносят малышу психологическую травму, лишают его права выбора, соответственно, отнимают у него личную, начинающую формироваться индивидуальность.
К периоду вхождения в очередной, невероятно сложный и ответственный этап социализации (6-7 лет) ребёнок представляет собой формирующуюся личность с уже сложившейся системой первичных понятий, вкусов, мировоззрений на окружающую действительность и отношением к ней. Тем или иным, но, несомненно, коренным образом в данном возрасте меняется весь жизненный мир ребёнка, его ежедневный распорядок, меняется степень ответственности, возлагаемая на малыша.
Совсем иными становятся требования, предъявляемые к малышу, задачи, которые ему приходится решать мало того что ежедневно, но ещё и самостоятельно. Можно сказать, что в этом возрасте происходит своеобразный стремительный прыжок индивида из спокойной среды детства во взрослую жизнь с её проблемами, неясностями, постоянными загадками, огорчениями и непредсказуемостью событий. Исследованию этого жизненного периода человека уделено немало внимания со стороны педагогов, психологов, социологов и других специалистов, имеющих отношение к детской психике и образовательно-воспитательному процессу. Прежде всего, мы должны понимать, что под возрастом 6-10 лет понимается младший школьник, то есть период первоначального школьного обучения.
Возраст 6 – 10 лет, согласно концепции известного психолога и психоаналитика Э.Эриксона, рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение индивида к новой для него, трудовой жизни и направленных на целевое развитие трудолюбия.
Отечественный современный специалист в области педагогической психологии Б.Волков в своей работе «Младший школьник.1] Как помочь ему учиться» ответственно заверяет, что в настоящее время границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, определяются педагогикой с шести-семи до девяти-десяти лет. В этот период, по убеждению автора, происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие ребенка, гарантирующее ему возможность систематического получения образования в школе.
Л.С.Выготский также обозначает этот возраст, как период начального обучения ребёнка в общеобразовательном учебном учреждении. Основной характерной чертой обозначенного периода, по мнению автора оригинального направления в детской и педагогической психологии Д.Б.Эльконина, выступает тот факт, что с приходом в школу ребенок приступает к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности под названием «учебная деятельность». Иными словами, малыш покидает пространство, где он исключительно получал знание, и попадает в среду, где знания и умения не только приобретаются, но и оцениваются в зависимости от качества и способности их применения и использования.
Вышесказанное ставит ребёнка в совершенно иную позицию по отношению ко всему окружающему миру, в том числе по отношению к семье, одноклассникам и своим обязанностям. Исполнение новой, ранее не известной, деятельности, иная позиция в социуме устанавливают все остальные взаимоотношения ребенок-взрослый, ребёнок-сверстник, ребёнок - собственное «Я». То есть, школьник обозначает отношение к себе и постоянно пользуется самооценкой. Эльконин Д.Б. утверждает, что именно в формировании этих новых человеческих позиций и заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения - функция создания и развития достойной личности. 2]
Исходя из утверждений знаменитых психологов, мы можем заключить, что младший школьный возраст есть самый сложный и ответственный этап школьного детства. Первостепенные достижения данного возраста определены ведущим характером учебной деятельности и во многих моментах являются определяющими для всех последующих немалых лет обучения, так как к выходу из начальной школы ребенок должен научиться «хотеть учиться, уметь учиться», с надеждой смотреть в будущее и, несомненно, верить в свои силы. Взрослые в процессе осуществления ребёнком этой цели, не должны оставаться сторонними наблюдателями. Их участие не только желательно, но и обязательно.