Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применяя для решения уравнения (266) преобразование Лапласа 00

О = J lAe~sxdx;

о

со

6' =

J&r - *df,

(268)

 

о

 

переходим к алгебраической

системе уравнений:

 

(44 -|- п + s) Q1 — 6402 + (20 -J- 4л) 93 = 4nQ's + tms - j - nil)

(5 — 1,5m) 0! — (16 -І- п + s) 02 + [11 + 1,5п + 0,25 (6 + п) т] 03 =

= [(1,5 + 0,25m) n0's — tms nQ -j-;

(269)

— 1O0J + 3202 — (22 + 9n + run + я + s) 03

=

= — [(9 - j - tn) nQ's lAOs nil

 

Решить систему (269) алгебраических уравнений можно с помощью определителей

и 1 -

At .

о

_

А2 .

n

 

д

д

>

и 2

-

д -

и 3 -

_

-

д

,

U

2 — д ,

U 3

д

Тогда, считая sl f

s2, s3

корнями

уравнения, А = 0; А(- = s

(при і = 1, 2, 3), получаем:

01

 

s (s —

в,

 

 

 

 

(s — s2 ) (s — s 3 ) '

 

 

 

 

02

= -7

w 6 3

\ /

Ї ;

(270)

1

 

S(S—

Sj) (s —

s 2 )

( s — S3)

4 '

0Я =

 

-А»

 

 

 

 

 

s{s — Sj) (s — s 2 ) (s—S3) '

 

Применив теорему разложения операционного исчисления для обратного перехода к определению температуры диска, получим

д і s&sa S i (s — s2 ) (s , s3 ) ~т"

I

6,-(s2 )es -T

^

6t -(s3)eS 3 T

^ 2 7 1 ^

 

s 2 ( s a — si) (s2 — ss)

s a (s3 s i ) ( s 3 — sa)

 

Полученное решение можно применить для расчета распределе­ ния температуры по радиусу диска с учетом его охлаждения и пе­ ременной толщины. Однако проведенные расчеты [77] показывают, что решение без учета изменения толщины диска для существующих газовых турбин незначительно отличается от полученного. Поэтому для практических расчетов можно применять решения, не учиты­ вающие изменения толщины диска по радиусу.


Охлаждение дисков при переменных режимах работы способ­ ствует снижению разности температур, вследствие чего определяю­ щим режимом, с точки зрения температурных напряжений, является установившийся режим 162], что подтверждается эксперимен­ том.

При эффективно организованной системе охлаждения диска, работающего в потоке температуры, принципиально можно достичь такого распределения температуры по его радиусу, что при любых режимах работы турбины температурные напряжения будут мини­ мальными н необходимости в учете их не будет. Поэтому главными мероприятиями для обеспечения меньших напряжений в дисках являются:

интенсивное

охлаждение

периферийной

части диска;

применение

материалов с большим

коэффициентом теплопро­

водности;

 

 

 

 

 

 

максимальная изоляция

диска

от

проточной

части;

увеличение

времени перехода

с режима

на

режим.

§59. Температурное состояние охлаждаемого ротора газовой турбины

 

 

 

В судовых газотурбинных установках наиболь­

шее распространение получили составные дисковые и

цельнокованые

роторы. В ГТУ-20 сухогрузного судна «Парижская

Коммуна»

рото­

ры

турбины выполнены составными с передачей крутящего

момента

от

консольных дисков валу специальными шлицами. Обе

турбины

судна

«Джон

Сержант»

имеют однодисковые роторы, причем

диск

ТВД

состоит

из двух частей. Ротор ТВД

японского

судна

«Хокито

Мари» — цельнокованый.

Температурные

напряжения в

каждой

из названных конструкций распределены по-разному. Однако оче­ видно, что в цельнокованых роторах при запусках и остановках двигателей будут возникать большие температурные напряжения из-за большей их массивности и меньшей возможности равномерно прогреваться, чем у составных.

Рассмотрим температурное состояние цельнокованого охлаждае­ мого ротора при пуске и остановке ГТ-25-700 [53]. Возникающие разности температур в цельнокованом охлаждаемом роторе зави­ сят от механических свойств материала ротора, расхода и параметров охлаждающего воздуха и режима запуска и остановки. Семиступенчатый ротор турбины ГТ-25-700 изготовлен из стали перлитного класса 25Х2МФ. Для первых ступеней рабочих лопаток применена сталь ЭИ612. Механические свойства материалов ротора приведены в табл. 40.

Воздух охлаждает только первые четыре ступени путем после­ довательной продувки зазоров в хвостовых соединениях лопаток. Расход и давление воздуха, представленные в табл. 41, составляет 1 %.

В зависимости от режимов течения газа и охлаждаемого воздуха коэффициенты теплоотдачи по проточной части были приняты:


 

 

 

 

 

Таблица 40

 

 

Механические

свойства

материалов

ротора ГТ-25-700

 

Т е м п е р а т у р а

°0,2

 

б

 

М а т е р и а л

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

Л/я/лг2

 

 

 

 

 

/0

 

293

450—550

800—870

18—30

30—50

 

673

440—480

710—740

19—22

35—45

ЭИ612

773

420—450

680—710

15—21

23—45

 

873

400—450

640—680

15—20

30—40

 

973

390—430

460—500

9—12

11—18

 

293

810—1020

890—1060

16—19

60—64

25Х2МФ

673

624

724

17,3

67,9

773

594

638

63,8

75

 

 

723

496

560

56

78,4

— 2070;

1830;

1600 и

1370 вт/(м2-К)~

 

в щелевых

каналах

хвостовиков

лопаток для

1, 2,

3

и 4-й ступеней соответственно;

— 930 вт/(м2-К)

— от

газа

к

лопатке;

 

 

 

 

— 1400 вт/(м2-К)

на цилиндрической

поверхности

ротора

и на полках

лопаток;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 700 вт/(м2-К)

в

уплотнениях

на

большем

диаметре;

— 465 вт/(м2-К)

в уплотнениях на меньшем диаметре;

— 233 вт/(м2-К)

между

концевыми

уплотнителями

и под­

шипниками,

 

 

 

 

 

v.

 

 

 

 

 

Температура ротора

при установившемся

тепловом

режиме в за­

висимости

от

расхода

охлаждающего

воздуха

и его

температуры

приведена

в

табл.

42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температурное

состояние ротора

при нестационарных

режимах

работы с мгновенным поднятием температуры газа до номиналь­ ного значения оценивается радиальной разностью температур.

Максимальная

разность

температур

наблюдалась в районе

4 и 5-й

 

 

 

 

 

 

Таблица 41

Расход и давление

охлаждающего

воздуха

по ступеням ротора

ГТ-25-700

 

 

 

 

 

Н о м е р с т у п е н и

 

 

В е л и ч и н а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

Расход

воздуха,

кг/ч:

 

 

 

 

общий

 

 

14 490

12 500

10 422

8640

на одну

лопатку

213

184

153

127

Давление,

Мн/м":

 

 

 

 

в камере охлаждающе­

0,93

0,798

0,66

0,501

го

воздуха

 

 

 

 

 

в монтажных

зазорах

0,865

0,729

0,58

0,425


•»

5

с;

°

t s «

Относи иый pi воздух

0,5

0,2

0,1

0,0

0,5

0,2

0,1

0,0

& • >>

Темпера! охлаждаї щеговоз хаК.

1

 

450

459

450

459

450

531

450

835

563

457

563

457

563

625

563

799

 

 

 

 

Таблица 42

Температура охлаждаемого ротора

ГТ-25-700

Т е м п е р а т у р а

р о т о р а ГТ-25-700,

К , по

с т у п е н я м

 

2

3

 

5

б

7

524

565

603

683

745

549

605

683

731

711

746

543

692

771

777

731

749

558

821

775

727

743

743

551

614

646

677

703

747

587

677

723

743

722

749

586

747

785

788

727

743

591

839

813

773

725

745

587

ступеней. В табл. 43 приводятся данные максимальных радиальных разностей температуры, имеющих место в 4-й ступени.

Суменьшением расхода охлаждающего воздуха увеличивается радиальная разность температур.

Сцелью оценки температурного поля лопатки турбины, охлаж­ даемой теплоотводом в диск, было рассмотрено сечение наиболее напряженной лопатки первой ступени при зажигании камеры сго­ рания. Разности температур в такой лопатке через 5 с после зажига­

ния камеры сгорания составляют около 100—150 К, что приводит к значительным температурным напряжениям.

Из изложенного следует, что температурные поля охлаждаемого ротора газовой турбины могут вызвать значительные напряжения, которые при расчетах необходимо учитывать. Особенно опасен для рабочих лопаток внезапный сброс температуры с режима макси­ мальной нагрузки. Из-за неравномерного охлаждения кромок и средней части лопаток возникают растягивающие напряжения, которые складываются с напряжениями от действия ЦБС. Неиз-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 43

Радиальные

разности температур

в четвертой

ступени

ротора ГТ-25-700

 

 

 

 

О т н о с и т е л ь н ы й р а с х о д в о з д у х а ,

" /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/0

 

В е л и ч и на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

0,5

0,5

0,2

0,2

0,1

0,1

Начальная

температу­

563

450

563

450

563

450

563

450

ра охлаждающего

возду­

 

 

 

 

 

 

 

 

ха, к

разность

300

287

346

290

404

393

453

448

Радиальная

температур, К


бежное циклическое повторение таких режимов приводит к появле­ нию трещин в лопатках, а иногда и к их поломкам задолго до того, как будет исчерпан ресурс, определенный по длительной проч­ ности.

Проведенные расчеты многими авторами показывают, что при резком изменении температуры газа разность температур централь­ ной части и кромок лопаток может достигать 50—80% от величины заторможенной температуры газа.

Одним из способов снижения температур в сечении лопатки при запусках машин является уменьшение толщины лопатки в ее сред­ ней части. Для охлаждаемых оболочковых лопаток разности темпе­ ратур будут значительно меньше, так как толщина оболочки невелика.