Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
стационарном режиме, за исключением расчета температурных полей, которые будут определяться из уравнения теплопроводности с пра вой частью. Чтобы получить большую точность при расчетах тем пературных напряжений, возникающих в охлаждаемых лопатках при нагреве и охлаждении, целесообразно учитывать изменение фи зических постоянных от температуры. В работе [38] показано, что расчетные температурные напряжения, возникающие в лопатке при модуле упругости Е и коэффициенте линейного расширения а, взятых по средней температуре в каждый данный момент времени, примерно на 20% меньше температурных напряжений, подсчитанных при Е и а, зависящих от температуры. Расчет напряжений при Е и а, взятых при средней температуре полуцнкла, дает завышенные значения напряжений в момент наступления максимума более чем на 30%. При уменьшении температурных градиентов по сечению
лопатки напряжения, |
подсчитанные при постоянном значении Е |
и ос, мало различаются |
между собой. В этой же работе приведены |
расчеты температурных напряжений охлаждаемых сплошных и полых лопаток, проведенных на ЭЦВМ в Институте проблем металлове дения АН УССР, где Е и а принимались как функции от температуры.
Расчет напряжений выполняли для сплошной лопатки с хордой длиной 52 мм, максимальной толщиной 11,2 мм, высотой 75 мм и для пустотелой охлаждаемой лопатки с хордой длиной 55 мм, вы сотой ПОлш по общеизвестным зависимостям. Материалом для сплош ной лопатки был выбран сплав ЭИ765, пустотелой — ЭИ787Л. При расчете предполагалось, что деформации элементов лопаток являются упругими. Коэффициент линейного расширения и модуль упругости материала лопаток вводились в расчет как функции температуры и были представлены:
— для сплава ЭИ765
а = а 0 -h 0,0054Т-10-°;
—для сплава ЭИ787Л
а= «о -г 0,00657M0-G ;
•— для обоих сплавов Е = Е0 (1 — 4,6-10-5 Т1.з).
Значения температур были приняты на основании проведенных экспериментов на натурных образцах. Профиль сплошной лопатки был разбит на 54, пустотелой — на 84 участка. Температуру участка в каждый момент времени принимали постоянной, не зависящей от времени. Напряжения подсчитывали в различные моменты времени
при температуре испытания |
сплошной лопатки от 323 до |
1173 К |
и полой лопатки — от 323 |
до 1073 К и температуре газа |
1473 К. |
На рис. 127 приведены температурные напряжения сплошной лопатки, охлаждаемой теплоотводом в диск в зависимости от времени при охлаждении и нагреве. Как видно из рисунка, наибольшие напряжения возникают на кромках лопаток. При нагреве и охла ждении они растут, имея разные знаки. Температурные напряжения
средней части лопатки при нагреве и охлаждении имеют разные знаки.
Распределение температурных напряжений в охлаждаемой пу стотелой лопатке представлено на рис. 128, а и б. В данном случае наиболее опасен режим охлаждения, так как максимальные напря-
а)
|
|
|
|
|
|
|
|
а, Мн/нг |
|
|
|
|
hOO \ |
х = 10 |
|
|
|
|
|
|
.1 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|||||
300 |
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
2 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х-10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f/ |
Ч |
|
|
100 |
|
|
|
|
X = 0 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
-200 |
|
|
|
|
-юо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,18 0,35 |
0,55 |
0,13 х |
1,00 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
u = t f |
|
|
в) |
|
|
1 |
|
|
і |
|
|
|
\ 2 |
|
|
100 |
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
||
|
|
Г |
' А |
|
т = 20 |
|
|
|
|
|
||
о |
|
|
|
|
|
|
|
•c=ff |
||||
>- |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
-100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
-100 |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
-500 |
/0,18 |
3,35 |
0,55 |
0,73 х |
1,00 |
|
0,ІЧ |
|
1,00 |
|||
Рис. |
127. |
Температурные |
напря |
Рис. |
128. |
|
Температурные |
|||||
жения |
в сплошной лопатке, |
охлаж |
напряжения |
|
в полой |
ох |
||||||
даемой |
теплоотводом |
в диск: а — |
лаждаемой |
лопатке: |
а — |
|||||||
охлаждение; |
б — нагрев. |
|
охлаждение; |
б — нагрев. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — вогнутая |
|
поверхность |
ло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
патки; |
2 — выпуклая |
поверх |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ность |
лопатки. |
|
жения возникают почти мгновенно. Напряжения на выпуклой и вогнутой частях лопатки различные.
На рис. 129 показано изменение напряжений в различных точках сечения охлаждаемой пустотелой лопатки при нагреве. Наибольшие напряжения наблюдаются почти во всех точках через 10 с с момента начала нагрева. Через 35—40 с напряжения снижаются и становятся постоянными при наступлении стационарного режима. При этом на входной кромке устанавливаются напряжения положительные, на вогнутой, выпуклой частях и выходной кромке — отрицательные по знаку.
Проведенные исследования дали возможность обосновать появ ление трещин на выходной кромке лопаток при эксперименте. Так, при испытаниях сплошных лопаток на выходных кромках образо валось несколько трещин перпендикулярно кромке. Трещины уве личивались от цикла к циклу. Для всех материалов характерно, что в начальный период трещины растут очень быстро, достигая длины 4—8 мм, затем скорость их роста замедляется и после 800— 1000 циклов теплосмеи изменяется незначительно. На пустотелых
охлаждаемых лопатках наблюдалось появление |
трещин |
на |
входной |
и выходной кромках, но в большей степени на |
входной, |
на |
которой |
с увеличением числа теплосмеи происходит |
значительный рост |
||
сетки трещин. В некоторых пустотельных лопатках выходная |
кромка |
|
|
|
|
|
|
2,0 |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
КО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
0,4 |
0.6 |
0,8 |
',0 |
Рис. 129. |
Изменение |
|
темпера |
Рис. |
130. Температурные |
напряоїсения |
|||||
турных |
напряжений |
|
по |
времени |
по профилю |
охлаждаемой |
лопатки. |
|
|||
в различных |
точках |
охлаждаемой |
1 — мгновенный |
подъем |
|
нагрузки; |
2 — |
||||
лопатки. |
|
|
|
|
|
подъем |
нагрузки |
за 5 |
мин. |
|
|
1 — входная |
кромка; |
2 |
— |
выходная |
|
|
|
|
|
|
|
кромка; |
3 — спинка; |
4 |
— |
корытце. |
|
|
|
|
|
|
принимала волнистую форму, что можно объяснить потерей устой чивости сравнительно тонкой кромки при высоких уровнях сжимаю щих напряжений. При испытаниях пустотелой лопатки с различ ной толщиной стенок трещина образовалась после 20 циклов там, где была тоньше стенка, что совпадало с расчетными данными.
На рис. 130 представлено изменение температурных напряжений по профилю охлаждаемой лопатки при мгновенном подъеме нагрузки и подъеме нагрузки за 5 мин. Температурные напряжения при мгно венном подъеме нагрузки, т. е. при изменении начальной темпера туры от 718 до 973 К, значительно выше, чем при подъеме нагрузки в течение 5 мин. Особенно высокие напряжения возникают на кром ках лопаток.
Для рассмотренных случаев нагрева максимальные напряжения на поверхности сечения лопатки имеют отрицательный знак, а на пряжения от центробежных сил из них вычитаются. Обратная кар тина наблюдается при снижении температуры газа, например при срыве факела, когда температура газа почти мгновенно падает с 973 до 563 К- В данном случае по расчетам получается, что темпера-
турные |
напряжения в выходной кромке увеличиваются за 5 сек |
до 52 |
Мн/м*, при этом температурные напряжения складываются |
с напряжениями от центробежных сил. В результате напряжения превосходят предел текучести и в лопатке возникают пластические деформации. Поэтому для охлаждаемых лопаток наиболее тяжелым режимом работы является остановка машины.
§69. Суммарные напряжения в диске произвольного профиля,
вызванные центробежными силами и неравномерным нагревом
Диски охлаждаемой газовой турбины работают в условиях неравномерного нагрева. Эта неравномерность вызвана прежде всего тем, что диск работает в условиях нагрева со стороны обода и охлаждения его полотна. Поэтому по его высоте всегда суще
ствует разность температур, |
|
||||||
которая |
значительно |
увели |
|
||||
чивается |
при |
пусках, |
ревер |
|
|||
сах |
и |
остановках |
|
ГТУ. |
|
||
Температурные |
напряжения |
|
|||||
в данном случае могут даже |
|
||||||
превосходить |
напряжения от |
|
|||||
центробежных |
сил. |
Поэтому |
|
||||
учет |
температурных |
|
напря |
|
|||
жений в дисках ВГТУ, где |
|
||||||
разности |
температур |
высоки, |
|
||||
преобретает |
важное |
|
значе |
|
|||
ние. Целесообразно |
рассмот |
|
|||||
реть |
совместное |
действие |
|
||||
центробежных |
сил и |
разно |
|
||||
сти температур |
на возникаю |
|
|||||
щие |
в |
дисках |
напряжения |
|
|||
[77]. Для этого примем сле |
|
||||||
дующие допущения, которые, |
|
||||||
не внося значительных по- |
I |
||||||
грешностей, упростят задачу: |
I |
||||||
— |
диск симметричен от- |
2> |
|||||
носителы-ю |
средней |
|
плоско- |
Рис. 131. К расчету напряжений в диске. |
|||
сти; |
|
|
|
|
|
|
|
—поперечные размеры диска малы по сравнению с его диаметром;
—температура диска есть функция только радиуса.
Выделим в диске (рис. 131) элемент АВСД, |
ограниченный по |
|||||||
радиусу |
двумя |
окружностями |
х и |
х + |
dx и двумя радиальными |
|||
плоскостями, |
составляющими |
друг |
с |
другом |
бесконечно малый |
|||
угол |
da. |
Толщина |
этого диска |
на радиусе х равна у, на радиусе |
||||
х + |
dx составляет |
у + dy. При |
вращении диска |
элементарная цен |
тробежная сила вызовет на гранях А В и СД окружные напряжения ah а на AD и ВС — радиальные напряжения аг и or + dcr, соответ-
ственно. Ввиду малости касательных напряжений действие их не
учитываем. Поскольку |
нагрузка осеснмметрнчна |
и |
диск имеет |
осе |
|
вую симметрию, осевые и радиальные напряжения |
зависят только |
||||
от радиуса |
х. |
|
сил dR^, dR, |
dT, |
|
Выразим |
действие |
элементарных внутренних |
возникающих в результате действия на выделенный объем элемен тарной центробежной силы dc. Выражения для внутренних сил
могут быть получены как функции от значений напряжений |
и пло |
щадей тех поверхностей, по которым они действуют |
|
dT = cjjij dx; |
|
dR = oryx da; |
|
dR1 = (ar + dar) (y + dy) [x + dx) da. |
(394) |
Пренебрегая бесконечно малыми величинами третьего и четвертого порядка, последнее уравнение представим в виде
d.R1 = aryx dx + |
d (агцх) |
da. |
(395) |
Если примем, что din — элементарная |
масса |
выделенного |
элемента, |
то внешняя сила |
|
|
|
dc = d/пхы2. |
|
|
(396) |
Выразим элементарную массу выделенного элемента через его объем
|
|
|
|
dm - |
dv, |
(397) |
где |
у — плотность |
материала; |
|
|
||
|
g—ускорение |
свободного |
падения; |
|
||
|
v— |
элементарный объем, который можно представить в виде |
||||
|
|
|
dv — х da у dx. |
(398) |
||
Подставив |
значения |
(397) и (398) в (396) и обозначив |
скоростной |
|||
коэффициент турбины через |
k = |
со2, определим |
|
|||
|
|
|
dc = |
k ух2 |
dx da. |
(399) |
Проектируя все силы (внешние и внутренние), действующие на вы деленный элемент в радиальном направлении и приравнивая сумму их нулю, имеем
dc-l-d/?! — dR — 2 dT sin 4^ = 0. |
(400) |
Заменив в полученном уравнении элементарные силы их значениями
[см. |
выражения (394), |
(395), |
(399)] |
и положив вследствие малости |
||
da |
da |
|
|
|
|
|
s i n - g - ^ — , получим |
уравнение |
равновесия элемента |
диска |
|||
|
^ |
^ - |
^ |
+ |
/ е ^ = 0 . |
(401) |
Это уравнение связывает между собой радиальные и окружные на пряжения в диске. Уравнения, связывающие между собой напря-