Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стационарном режиме, за исключением расчета температурных полей, которые будут определяться из уравнения теплопроводности с пра­ вой частью. Чтобы получить большую точность при расчетах тем­ пературных напряжений, возникающих в охлаждаемых лопатках при нагреве и охлаждении, целесообразно учитывать изменение фи­ зических постоянных от температуры. В работе [38] показано, что расчетные температурные напряжения, возникающие в лопатке при модуле упругости Е и коэффициенте линейного расширения а, взятых по средней температуре в каждый данный момент времени, примерно на 20% меньше температурных напряжений, подсчитанных при Е и а, зависящих от температуры. Расчет напряжений при Е и а, взятых при средней температуре полуцнкла, дает завышенные значения напряжений в момент наступления максимума более чем на 30%. При уменьшении температурных градиентов по сечению

лопатки напряжения,

подсчитанные при постоянном значении Е

и ос, мало различаются

между собой. В этой же работе приведены

расчеты температурных напряжений охлаждаемых сплошных и полых лопаток, проведенных на ЭЦВМ в Институте проблем металлове­ дения АН УССР, где Е и а принимались как функции от температуры.

Расчет напряжений выполняли для сплошной лопатки с хордой длиной 52 мм, максимальной толщиной 11,2 мм, высотой 75 мм и для пустотелой охлаждаемой лопатки с хордой длиной 55 мм, вы­ сотой ПОлш по общеизвестным зависимостям. Материалом для сплош­ ной лопатки был выбран сплав ЭИ765, пустотелой — ЭИ787Л. При расчете предполагалось, что деформации элементов лопаток являются упругими. Коэффициент линейного расширения и модуль упругости материала лопаток вводились в расчет как функции температуры и были представлены:

— для сплава ЭИ765

а = а 0 -h 0,0054Т-10-°;

для сплава ЭИ787Л

а= «о -г 0,00657M0-G ;

•— для обоих сплавов Е = Е0 (1 — 4,6-10-5 Т1.з).

Значения температур были приняты на основании проведенных экспериментов на натурных образцах. Профиль сплошной лопатки был разбит на 54, пустотелой — на 84 участка. Температуру участка в каждый момент времени принимали постоянной, не зависящей от времени. Напряжения подсчитывали в различные моменты времени

при температуре испытания

сплошной лопатки от 323 до

1173 К

и полой лопатки — от 323

до 1073 К и температуре газа

1473 К.

На рис. 127 приведены температурные напряжения сплошной лопатки, охлаждаемой теплоотводом в диск в зависимости от времени при охлаждении и нагреве. Как видно из рисунка, наибольшие напряжения возникают на кромках лопаток. При нагреве и охла­ ждении они растут, имея разные знаки. Температурные напряжения


средней части лопатки при нагреве и охлаждении имеют разные знаки.

Распределение температурных напряжений в охлаждаемой пу­ стотелой лопатке представлено на рис. 128, а и б. В данном случае наиболее опасен режим охлаждения, так как максимальные напря-

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

а, Мн/нг

 

 

 

hOO \

х = 10

 

 

 

 

 

 

.1

 

 

 

 

 

 

 

0

 

300

 

 

 

 

 

 

 

200

 

2

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f/

Ч

 

100

 

 

 

 

X = 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

-200

 

 

 

 

-юо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,18 0,35

0,55

0,13 х

1,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

u = t f

 

в)

 

 

1

 

 

і

 

 

 

\ 2

 

100

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

Г

' А

 

т = 20

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

•c=ff

>-

7

 

 

 

 

 

 

 

-100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-100

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-500

/0,18

3,35

0,55

0,73 х

1,00

 

0,ІЧ

 

1,00

Рис.

127.

Температурные

напря­

Рис.

128.

 

Температурные

жения

в сплошной лопатке,

охлаж­

напряжения

 

в полой

ох­

даемой

теплоотводом

в диск: а —

лаждаемой

лопатке:

а —

охлаждение;

б нагрев.

 

охлаждение;

б нагрев.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вогнутая

 

поверхность

ло­

 

 

 

 

 

 

 

 

патки;

2 выпуклая

поверх­

 

 

 

 

 

 

 

 

ность

лопатки.

 

жения возникают почти мгновенно. Напряжения на выпуклой и вогнутой частях лопатки различные.

На рис. 129 показано изменение напряжений в различных точках сечения охлаждаемой пустотелой лопатки при нагреве. Наибольшие напряжения наблюдаются почти во всех точках через 10 с с момента начала нагрева. Через 35—40 с напряжения снижаются и становятся постоянными при наступлении стационарного режима. При этом на входной кромке устанавливаются напряжения положительные, на вогнутой, выпуклой частях и выходной кромке — отрицательные по знаку.


Проведенные исследования дали возможность обосновать появ­ ление трещин на выходной кромке лопаток при эксперименте. Так, при испытаниях сплошных лопаток на выходных кромках образо­ валось несколько трещин перпендикулярно кромке. Трещины уве­ личивались от цикла к циклу. Для всех материалов характерно, что в начальный период трещины растут очень быстро, достигая длины 4—8 мм, затем скорость их роста замедляется и после 800— 1000 циклов теплосмеи изменяется незначительно. На пустотелых

охлаждаемых лопатках наблюдалось появление

трещин

на

входной

и выходной кромках, но в большей степени на

входной,

на

которой

с увеличением числа теплосмеи происходит

значительный рост

сетки трещин. В некоторых пустотельных лопатках выходная

кромка

 

 

 

 

 

 

2,0

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

КО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

0,4

0.6

0,8

',0

Рис. 129.

Изменение

 

темпера­

Рис.

130. Температурные

напряоїсения

турных

напряжений

 

по

времени

по профилю

охлаждаемой

лопатки.

 

в различных

точках

охлаждаемой

1 мгновенный

подъем

 

нагрузки;

2 —

лопатки.

 

 

 

 

 

подъем

нагрузки

за 5

мин.

 

 

1 входная

кромка;

2

выходная

 

 

 

 

 

 

кромка;

3 спинка;

4

корытце.

 

 

 

 

 

 

принимала волнистую форму, что можно объяснить потерей устой­ чивости сравнительно тонкой кромки при высоких уровнях сжимаю­ щих напряжений. При испытаниях пустотелой лопатки с различ­ ной толщиной стенок трещина образовалась после 20 циклов там, где была тоньше стенка, что совпадало с расчетными данными.

На рис. 130 представлено изменение температурных напряжений по профилю охлаждаемой лопатки при мгновенном подъеме нагрузки и подъеме нагрузки за 5 мин. Температурные напряжения при мгно­ венном подъеме нагрузки, т. е. при изменении начальной темпера­ туры от 718 до 973 К, значительно выше, чем при подъеме нагрузки в течение 5 мин. Особенно высокие напряжения возникают на кром­ ках лопаток.

Для рассмотренных случаев нагрева максимальные напряжения на поверхности сечения лопатки имеют отрицательный знак, а на­ пряжения от центробежных сил из них вычитаются. Обратная кар­ тина наблюдается при снижении температуры газа, например при срыве факела, когда температура газа почти мгновенно падает с 973 до 563 К- В данном случае по расчетам получается, что темпера-


турные

напряжения в выходной кромке увеличиваются за 5 сек

до 52

Мн/м*, при этом температурные напряжения складываются

с напряжениями от центробежных сил. В результате напряжения превосходят предел текучести и в лопатке возникают пластические деформации. Поэтому для охлаждаемых лопаток наиболее тяжелым режимом работы является остановка машины.

§69. Суммарные напряжения в диске произвольного профиля,

вызванные центробежными силами и неравномерным нагревом

Диски охлаждаемой газовой турбины работают в условиях неравномерного нагрева. Эта неравномерность вызвана прежде всего тем, что диск работает в условиях нагрева со стороны обода и охлаждения его полотна. Поэтому по его высоте всегда суще­

ствует разность температур,

 

которая

значительно

увели­

 

чивается

при

пусках,

ревер­

 

сах

и

остановках

 

ГТУ.

 

Температурные

напряжения

 

в данном случае могут даже

 

превосходить

напряжения от

 

центробежных

сил.

Поэтому

 

учет

температурных

 

напря­

 

жений в дисках ВГТУ, где

 

разности

температур

высоки,

 

преобретает

важное

 

значе­

 

ние. Целесообразно

рассмот­

 

реть

совместное

действие

 

центробежных

сил и

разно­

 

сти температур

на возникаю­

 

щие

в

дисках

напряжения

 

[77]. Для этого примем сле­

 

дующие допущения, которые,

 

не внося значительных по-

I

грешностей, упростят задачу:

I

диск симметричен от-

2>

носителы-ю

средней

 

плоско-

Рис. 131. К расчету напряжений в диске.

сти;

 

 

 

 

 

 

 

поперечные размеры диска малы по сравнению с его диаметром;

температура диска есть функция только радиуса.

Выделим в диске (рис. 131) элемент АВСД,

ограниченный по

радиусу

двумя

окружностями

х и

х +

dx и двумя радиальными

плоскостями,

составляющими

друг

с

другом

бесконечно малый

угол

da.

Толщина

этого диска

на радиусе х равна у, на радиусе

х +

dx составляет

у + dy. При

вращении диска

элементарная цен­

тробежная сила вызовет на гранях А В и СД окружные напряжения ah а на AD и ВС — радиальные напряжения аг и or + dcr, соответ-


ственно. Ввиду малости касательных напряжений действие их не

учитываем. Поскольку

нагрузка осеснмметрнчна

и

диск имеет

осе­

вую симметрию, осевые и радиальные напряжения

зависят только

от радиуса

х.

 

сил dR^, dR,

dT,

Выразим

действие

элементарных внутренних

возникающих в результате действия на выделенный объем элемен­ тарной центробежной силы dc. Выражения для внутренних сил

могут быть получены как функции от значений напряжений

и пло­

щадей тех поверхностей, по которым они действуют

 

dT = cjjij dx;

 

dR = oryx da;

 

dR1 = (ar + dar) (y + dy) [x + dx) da.

(394)

Пренебрегая бесконечно малыми величинами третьего и четвертого порядка, последнее уравнение представим в виде

d.R1 = aryx dx +

d (агцх)

da.

(395)

Если примем, что din — элементарная

масса

выделенного

элемента,

то внешняя сила

 

 

 

dc = d/пхы2.

 

 

(396)

Выразим элементарную массу выделенного элемента через его объем

 

 

 

 

dm -

dv,

(397)

где

у — плотность

материала;

 

 

 

g—ускорение

свободного

падения;

 

 

v

элементарный объем, который можно представить в виде

 

 

 

dv — х da у dx.

(398)

Подставив

значения

(397) и (398) в (396) и обозначив

скоростной

коэффициент турбины через

k =

со2, определим

 

 

 

 

dc =

k ух2

dx da.

(399)

Проектируя все силы (внешние и внутренние), действующие на вы­ деленный элемент в радиальном направлении и приравнивая сумму их нулю, имеем

dc-l-d/?! — dR — 2 dT sin 4^ = 0.

(400)

Заменив в полученном уравнении элементарные силы их значениями

[см.

выражения (394),

(395),

(399)]

и положив вследствие малости

da

da

 

 

 

 

 

s i n - g - ^ — , получим

уравнение

равновесия элемента

диска

 

^

^ -

^

+

/ е ^ = 0 .

(401)

Это уравнение связывает между собой радиальные и окружные на­ пряжения в диске. Уравнения, связывающие между собой напря-