Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
формации и от температуры. Поэтому расчет диска, имеющего обла сти пластических деформации, выполняется так же, как расчет упругого диска, за исключением того, что при упругом состоянии модуль упругости •— величина известная, а при упругопластическом его нужно определить. Поскольку Е' при упругопластическом со стоянии диска зависит от температуры и от степени деформации в дан ной точке, расчет ведут методом последовательных приближений/ Вначале диск рассчитывают как упругий, принимая \i = 0,5. Полу ченные приближенные значения напряжений считают исходными (или нулевыми). По значениям тангенциальных и радиальных напряжений на среднем радиусе каждого участка вычисляют для плосконапряженного состояния диска•интенсивность напряжении
|
|
о и = ] / Г с т ? + |
в'ї — o r a t . |
|
|
(426) |
|
Отложим на диаграмме а—є величину о и |
и |
проведем |
прямую, |
||||
параллельную осп абсцисс, до пересечения с линейным |
участком |
||||||
диаграммы деформирования. Деформации е0 , |
соответствующей |
||||||
точке |
а 0 , |
на диаграмме отвечает напряжение |
а,;0, |
характеризуемое |
|||
точкой |
dQ. |
Если провести луч |
Od0, |
то |
|
|
|
|
|
E' = |
i g ^ = ^ . |
|
|
(427) |
Полученные значения модуля упругости принимают за исходные для последующего приближения. Точка пересечения линии при ближенного процесса с диаграммой деформирования соответствует действительному напряжению o d и деформации, возникающей в сере дине рассчитываемого участка упругопластического диска. Так вы полняют расчет для всех участков диска. Как правило, для расчета бывает достаточно двух-трех приближений. Поскольку в дисках га зовых турбин упругопластические области возникают не по всему диску, а только на его периферии и расточке, то бывает необходимо определить границы действия упругих и упругопластических обла стей. Для этого строят графики изменения по радиусу диска интен
сивности напряжений |
а и и предела упругости |
о е и |
находят точки |
их |
|||
пересечения. |
При |
а и |
^ |
а е имеет место упругая |
деформация, |
при |
|
а и > ° е — пластическая. |
; |
|
|
|
|||
|
§ 71. |
|
Температурные напряжения |
|
|
||
'• |
' |
в охлаждаемом роторе газовой турбины |
|
||||
|
|
|
при |
неустановившемся |
режиме |
|
|
' |
|
|
Как |
уже: указывалось, |
неустановившиеся |
ре |
жимы работы могут вызвать значительные разности температур в ро торе газовой турбины, которые повлекут за собой возникновение температурных изменений. Рассмотрим температурные напряжения в цельнокованом роторе ГТ-25-700 [53]. По температурам ротора, полученным при расчете, установившегося режима, видно, что ма-. ксимальиые температурные напряжения сжатия возникают на по верхности-ротора в .районе, между четвертой и пятой ступенями и
равны 700 Мнім2, в то время как напряжения от действия центро бежных сил составляют всего 70 Мн/м2. Изменение температурных напряжений в охлаждаемом роторе между четвертой и пятой сту пенями при G = 1 % я Тв — 450 К, зажигании камеры сгорания и мгновенном повышении температуры газа до 973 К [53] представ лено на рис. 133. Как видно из графика, максимальные темпера турные напряжения резко возрастают в начальный период времени работы машины (или в период пуска). Затем они резко падают и принимают значения, соизмеримые с величинами от центробежных сил.
6, т/н2 600 \\
200
r/r=0J9^
О |
100 |
200 |
300 |
Ш |
т,с |
Рис. 133. Температурные напряжения в охлаждаемом роторе между четвертой и пятой ступенями.
г — текущий |
радиус; |
г0 — радиус |
диска. |
На рис. 134 представлено изменение напряжений по контуру ло патки, охлаждаемой теплоотводом в диск, в зависимости от времени увеличения нагрузки. Температура газа повышалась от 718 К (темпе ратура холостого хода) до 973 К (температура номинального режима). Из рис. 134, видно, что температурные напряжения резко возрастают при сокращении времени запуска двигателя. Увеличивая время за пуска, можно резко сократить температурные напряжения в охлаждае мом роторе при неустановившихся режимах. Следует отметить к тому же, что напряжения, возникающие от центробежных сил в лопатках, имеют положительные значения, в то время как температурные на пряжения — отрицательные.
Резкое изменение температуры ротора может наступить также в момент остановки машины. Это ощутимо особенно при внезапном срыве горения и других аварийных остановках. К изменению темпера-
туры в такие моменты чувствительны рабочие лопатки, так как их масса мала по сравнению с массой всего ротора.
На рис. 135 представлено изменение температурных напряжений в различных точках рабочей лопатки при выключении камеры сгора ния. Из приведенных зависимостей видно, что температурные напря жения резко возрастают на выходной кромке лопатки и при принятых условиях через 5 с достигают 520 Мнім2. Поскольку при остановке температурные напряжения имеют положительный знак, они более опасны, чем при запуске двигателя, так как суммируются с вели
чиной напряжений, |
возникающих |
от |
действия |
центробежных сил. |
||||||
о, |
Ми/нг |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
100, |
і |
і |
і |
Рис. 134. |
Изменение |
напряжений |
по контуру |
охлаждаемой |
||||
теплоотводом |
в диск |
лопатки |
при |
подъеме |
нагрузки. |
|||
1 |
— мгновенный |
подъем |
нагрузки; |
2 |
— подъем |
нагрузки |
за 2 мин; |
|
3 |
— подъем |
нагрузки за |
5 мин. |
|
|
|
|
Поэтому при аварийных остановках турбин на выходных кромках лопаток создаются пластические деформации, что приводит к нару шению профиля лопаток.
Особенно тщательно следует подходить к подбору материала ло паток, работающих при больших забросах температуры. В работе [61 ] приведено сравнение напряженного состояния лопаток, изготов ленных из различных материалов, при пуске и остановке газотурбин ной установки. При забросе начальной температуры до 1473 К предел текучести таких материалов, как сплавы ЭИ612, ЭИ417, ЭИ726, ле жит ниже значения температурных напряжений, возникающих через несколько секунд после пуска установки. Надежную работу при запуске в этих условиях обеспечивал сплав ЭИ617.
Таким образом, главной причиной разрушения роторов турбин при запусках и остановках является сопровождающее их резкое изменение температуры газа. Многие авторы считают, что пуск и
остановка двигателя за 5 мин и более не должны приводить к выходу из строя роторов газовых турбин. В некоторых работах показано, что возникающие в лопатках турбин температурные напряжения при запусках и остановках можно снизить путем изменения отдельных геометрических характеристик профиля. Так, в работе [51 ] анализи руется влияние изменения хорды входной и выходной кромок и изогнутости профиля на температурные напряжения, возникающие в лопатках при запусках и остановках ГТУ. Увеличение изгиба лопатки приводит к изменению аэродинамики потока и росту потерь в решетке.
О |
10 |
20 30 |
40 |
50 ВО 10 80 90 |
|
|
|
|
V |
Уменьшение хорды профиля при сохранении геометрического по добия является наиболее эффективным средством равномерного снижения температурных напряжений по всему профилю лопатки. Однако следует помнить, что уменьшение хорды профиля усложняет технологию изготовления лопатки, а также увеличивает изгиб от действия сил газов.
Снижению температурных напряжений в кромках способствует утолщение кромок. Однако это опять-таки приводит к значительному увеличению гидравлических потерь в решетках. Уменьшение макси мальной толщины профиля снижает температурные напряжения по всему сечению, но уменьшает прочность всей лопатки. Увеличение изгиба профиля приводит к снижению напряжений в кромках лопа ток и увеличению напряжений в районе спинки.
Глава IX
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ СИСТЕМ О Х Л А Ж Д Е Н И Я ГАЗОВЫХ ТУРБИН
§ 72. Элементарные участки в системах охлаждения
Определение теплового состояния охлаждаемой детали является условием необходимым, но не достаточным для оценки эффективности системы охлаждения. Можно создать весьма эффективную систему охлаждения в тепловом отношении, но со вершенно непригодную по гидравлическим сопротивлениям. Поэтому при проектировании газовых турбин одним из главных элементов является гидравлический расчет системы охлаждения.
Аналитическое решение оценки полного гидравлического со противления системы охлаждения турбины, представляющей сово купность каналов разной конфигурации, в настоящее время довольно затруднительно. Поэтому чаще всего задачу сводят к решению с по мощью эмпирических коэффициентов. Сущность этого метода со стоит в том, что сложную систему каналов охлаждения разбивают на элементарные участки, для которых известны зависимости коэф фициентов гидравлических сопротивлений от безразмерных опре деляющих критериев.
Таким образом, весь гидравлический расчет системы охлаждения сводят к определению характеристик отдельных элементов или уча стков системы и расчету распределения расходов и давления воздуха по элементам системы в целом.
Учитывая многообразие конструктивных форм систем охлаждения и то, что некоторые элементы систем сходны между собой, целесооб разно разделить системы охлаждения на следующие части:
— элементарные участки (или типовые элементы);
—участки охлаждения отдельных деталей;
—сети охлаждения отдельных узлов и всей ГТУ в целом. Элементарный участок системы охлаждения представляет собой
конструктивно единое целое, для которого характерно одно или несколько элементарных сопротивлений. При выделении элементар ного участка необходимо, чтобы его сопротивление определялось только геометрическими характеристиками и режимом течения. Элементарные участки, на которых падение давления происходит только за счет преодоления сил сопротивления, называются пассив-