Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

Е — модуль упругости материала, численно равный тангенсу

угла

а.

Для напряжений, возникающих в пластической области, по ана­

логии

можно записать

 

 

 

а

= Е'г,

(421)

где Е'

— модуль упругости

материала, равный тангенсу угла р\

Если модуль упругости Е

одинаков для всех точек области

упру­

гости равномерно нагретого тела и не зависит от величины дефор­ мации, то Е' различен в каждой точке области пластической дефор­ мации и зависит от ее величины. Экспериментальные и теоретиче­ ские исследования показывают, что закон пластической деформации

для

любого

объемного

напряженного

 

состояния

можно

записать

по

аналогии

с

упругим

объемно-напряженным

состоянием:

где

 

 

 

 

 

 

 

ои

=

Е

єи ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G " =

W

] /

~

~

Стг)2

+ {

° 2

~ a

J

2

4 {

° 3 ~

° і

Г

( 4 2 2 )

интенсивность

напряжений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a v

а г> аз—главные

 

напряжения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ен

=

Ц -

У{4

-

є2 )2

+

(es -

e3f

-|-

(e3

- &1f

(423)

интенсивность

деформаций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Є ц

e 2 , є3

— главные относительные

 

удлинения.

 

объемного

 

Это

обстоятельство

позволяет

при

 

расчете

любого

напряженного упругого или упругопластического состояния поль­ зоваться диаграммой а—е, полученной в опытах на чистое растя­ жение.

Зависимость компонентов деформаций от компонентов напряже­ ний для плосконапряженного состояния дисков с учетом темпера­

турных деформаций можно выразить по аналогии

с зависимостями:

&r =

-^r (°7 — №)

+

at;

(424)

Є/ =

-gr fat V^r)

+

a t -

 

Если положить, что материал при пластических деформациях

несжимаем, то зависимости (424) можно переписать в виде:

 

&r = -gr(ar Qfrt)+at;

(425)

Основное уравнение равновесия, полученное для упругого со­ стояния дисков, действительно и для дисков, имеющих области пластических деформаций. Разница состоит лишь в том, что модуль упругости при упругопластическом состоянии диска зависит от де-

2139

293


формации и от температуры. Поэтому расчет диска, имеющего обла­ сти пластических деформации, выполняется так же, как расчет упругого диска, за исключением того, что при упругом состоянии модуль упругости •— величина известная, а при упругопластическом его нужно определить. Поскольку Е' при упругопластическом со­ стоянии диска зависит от температуры и от степени деформации в дан­ ной точке, расчет ведут методом последовательных приближений/ Вначале диск рассчитывают как упругий, принимая \i = 0,5. Полу­ ченные приближенные значения напряжений считают исходными (или нулевыми). По значениям тангенциальных и радиальных напряжений на среднем радиусе каждого участка вычисляют для плосконапряженного состояния диска•интенсивность напряжении

 

 

о и = ] / Г с т ? +

в'ї — o r a t .

 

 

(426)

Отложим на диаграмме а—є величину о и

и

проведем

прямую,

параллельную осп абсцисс, до пересечения с линейным

участком

диаграммы деформирования. Деформации е0 ,

соответствующей

точке

а 0 ,

на диаграмме отвечает напряжение

а,;0,

характеризуемое

точкой

dQ.

Если провести луч

Od0,

то

 

 

 

 

 

E' =

i g ^ = ^ .

 

 

(427)

Полученные значения модуля упругости принимают за исходные для последующего приближения. Точка пересечения линии при­ ближенного процесса с диаграммой деформирования соответствует действительному напряжению o d и деформации, возникающей в сере­ дине рассчитываемого участка упругопластического диска. Так вы­ полняют расчет для всех участков диска. Как правило, для расчета бывает достаточно двух-трех приближений. Поскольку в дисках га­ зовых турбин упругопластические области возникают не по всему диску, а только на его периферии и расточке, то бывает необходимо определить границы действия упругих и упругопластических обла­ стей. Для этого строят графики изменения по радиусу диска интен­

сивности напряжений

а и и предела упругости

о е и

находят точки

их

пересечения.

При

а и

^

а е имеет место упругая

деформация,

при

а и > ° е — пластическая.

;

 

 

 

 

§ 71.

 

Температурные напряжения

 

 

'•

'

в охлаждаемом роторе газовой турбины

 

 

 

 

при

неустановившемся

режиме

 

'

 

 

Как

уже: указывалось,

неустановившиеся

ре­

жимы работы могут вызвать значительные разности температур в ро­ торе газовой турбины, которые повлекут за собой возникновение температурных изменений. Рассмотрим температурные напряжения в цельнокованом роторе ГТ-25-700 [53]. По температурам ротора, полученным при расчете, установившегося режима, видно, что ма-. ксимальиые температурные напряжения сжатия возникают на по­ верхности-ротора в .районе, между четвертой и пятой ступенями и


равны 700 Мнім2, в то время как напряжения от действия центро­ бежных сил составляют всего 70 Мн/м2. Изменение температурных напряжений в охлаждаемом роторе между четвертой и пятой сту­ пенями при G = 1 % я Тв 450 К, зажигании камеры сгорания и мгновенном повышении температуры газа до 973 К [53] представ­ лено на рис. 133. Как видно из графика, максимальные темпера­ турные напряжения резко возрастают в начальный период времени работы машины (или в период пуска). Затем они резко падают и принимают значения, соизмеримые с величинами от центробежных сил.

6, т/н2 600 \\

200

r/r=0J9^

О

100

200

300

Ш

т,с

Рис. 133. Температурные напряжения в охлаждаемом роторе между четвертой и пятой ступенями.

г текущий

радиус;

г0 — радиус

диска.

На рис. 134 представлено изменение напряжений по контуру ло­ патки, охлаждаемой теплоотводом в диск, в зависимости от времени увеличения нагрузки. Температура газа повышалась от 718 К (темпе­ ратура холостого хода) до 973 К (температура номинального режима). Из рис. 134, видно, что температурные напряжения резко возрастают при сокращении времени запуска двигателя. Увеличивая время за­ пуска, можно резко сократить температурные напряжения в охлаждае­ мом роторе при неустановившихся режимах. Следует отметить к тому же, что напряжения, возникающие от центробежных сил в лопатках, имеют положительные значения, в то время как температурные на­ пряжения — отрицательные.

Резкое изменение температуры ротора может наступить также в момент остановки машины. Это ощутимо особенно при внезапном срыве горения и других аварийных остановках. К изменению темпера-


туры в такие моменты чувствительны рабочие лопатки, так как их масса мала по сравнению с массой всего ротора.

На рис. 135 представлено изменение температурных напряжений в различных точках рабочей лопатки при выключении камеры сгора­ ния. Из приведенных зависимостей видно, что температурные напря­ жения резко возрастают на выходной кромке лопатки и при принятых условиях через 5 с достигают 520 Мнім2. Поскольку при остановке температурные напряжения имеют положительный знак, они более опасны, чем при запуске двигателя, так как суммируются с вели­

чиной напряжений,

возникающих

от

действия

центробежных сил.

о,

Ми/нг

 

 

1

1

1

1

1

1

1

100,

і

і

і

Рис. 134.

Изменение

напряжений

по контуру

охлаждаемой

теплоотводом

в диск

лопатки

при

подъеме

нагрузки.

1

мгновенный

подъем

нагрузки;

2

подъем

нагрузки

за 2 мин;

3

подъем

нагрузки за

5 мин.

 

 

 

 

Поэтому при аварийных остановках турбин на выходных кромках лопаток создаются пластические деформации, что приводит к нару­ шению профиля лопаток.

Особенно тщательно следует подходить к подбору материала ло­ паток, работающих при больших забросах температуры. В работе [61 ] приведено сравнение напряженного состояния лопаток, изготов­ ленных из различных материалов, при пуске и остановке газотурбин­ ной установки. При забросе начальной температуры до 1473 К предел текучести таких материалов, как сплавы ЭИ612, ЭИ417, ЭИ726, ле­ жит ниже значения температурных напряжений, возникающих через несколько секунд после пуска установки. Надежную работу при запуске в этих условиях обеспечивал сплав ЭИ617.

Таким образом, главной причиной разрушения роторов турбин при запусках и остановках является сопровождающее их резкое изменение температуры газа. Многие авторы считают, что пуск и


остановка двигателя за 5 мин и более не должны приводить к выходу из строя роторов газовых турбин. В некоторых работах показано, что возникающие в лопатках турбин температурные напряжения при запусках и остановках можно снизить путем изменения отдельных геометрических характеристик профиля. Так, в работе [51 ] анализи­ руется влияние изменения хорды входной и выходной кромок и изогнутости профиля на температурные напряжения, возникающие в лопатках при запусках и остановках ГТУ. Увеличение изгиба лопатки приводит к изменению аэродинамики потока и росту потерь в решетке.

О

10

20 30

40

50 ВО 10 80 90

 

 

 

 

V

Уменьшение хорды профиля при сохранении геометрического по­ добия является наиболее эффективным средством равномерного снижения температурных напряжений по всему профилю лопатки. Однако следует помнить, что уменьшение хорды профиля усложняет технологию изготовления лопатки, а также увеличивает изгиб от действия сил газов.

Снижению температурных напряжений в кромках способствует утолщение кромок. Однако это опять-таки приводит к значительному увеличению гидравлических потерь в решетках. Уменьшение макси­ мальной толщины профиля снижает температурные напряжения по всему сечению, но уменьшает прочность всей лопатки. Увеличение изгиба профиля приводит к снижению напряжений в кромках лопа­ ток и увеличению напряжений в районе спинки.

Глава IX

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ СИСТЕМ О Х Л А Ж Д Е Н И Я ГАЗОВЫХ ТУРБИН

§ 72. Элементарные участки в системах охлаждения

Определение теплового состояния охлаждаемой детали является условием необходимым, но не достаточным для оценки эффективности системы охлаждения. Можно создать весьма эффективную систему охлаждения в тепловом отношении, но со­ вершенно непригодную по гидравлическим сопротивлениям. Поэтому при проектировании газовых турбин одним из главных элементов является гидравлический расчет системы охлаждения.

Аналитическое решение оценки полного гидравлического со­ противления системы охлаждения турбины, представляющей сово­ купность каналов разной конфигурации, в настоящее время довольно затруднительно. Поэтому чаще всего задачу сводят к решению с по­ мощью эмпирических коэффициентов. Сущность этого метода со­ стоит в том, что сложную систему каналов охлаждения разбивают на элементарные участки, для которых известны зависимости коэф­ фициентов гидравлических сопротивлений от безразмерных опре­ деляющих критериев.

Таким образом, весь гидравлический расчет системы охлаждения сводят к определению характеристик отдельных элементов или уча­ стков системы и расчету распределения расходов и давления воздуха по элементам системы в целом.

Учитывая многообразие конструктивных форм систем охлаждения и то, что некоторые элементы систем сходны между собой, целесооб­ разно разделить системы охлаждения на следующие части:

— элементарные участки (или типовые элементы);

участки охлаждения отдельных деталей;

сети охлаждения отдельных узлов и всей ГТУ в целом. Элементарный участок системы охлаждения представляет собой

конструктивно единое целое, для которого характерно одно или несколько элементарных сопротивлений. При выделении элементар­ ного участка необходимо, чтобы его сопротивление определялось только геометрическими характеристиками и режимом течения. Элементарные участки, на которых падение давления происходит только за счет преодоления сил сопротивления, называются пассив-