Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ними, а те, на которых изменение давления происходит дополни­ тельно и за счет центробежных и кориолисовых сил, называются

активными.

Все элементарные участки, используемые в системах охлаждения, можно разделить на две группы:

каналы для подвода, отвода и распределения охлаждающего агента;.

охлаждающие каналы и поверхности.

К участкам охлаждения отдельных деталей турбины следует от­ нести системы охлаждения лопаток, дисков, подшипников, уплотне­ ний, которые состоят из нескольких элементарных участков.

Сети охлаждения отдельных узлов представляют собой сложную систему, состоящую из отдельных систем охлаждения деталей и эле­ ментарных участков узла турбины (ротора или статора) или всей ГТУ в целом. Поэтому для оценки гидравлических сопротивлений си­ стемы охлаждения ГТУ необходимо знать сопротивление элементар­ ных участков,.которое зависит от конструкции этих участков, рода охлаждающего агента и режима его течения.

Анализ конструкции систем охлаждения показывает, что они со­ стоят в основном из каналов различной длины, которые могут иметь круглую, прямоугольную, щелевую, кольцевую и сложной конфигу­ рации форму. По длине каналы могут менять диаметры, быть длин­ ными и узкими или короткими и широкими. Особой сложностью отличаются системы охлаждения лопаток.

Влопатках канального типа при течении охладителя в радиальном направлении (см. рис. 41) имеются прямые.длинные каналы с отно­ шением длины канала к диаметру больше 50. Гидравлический диа­ метр таких каналов, как правило, находится в пределах 0,2—2 мм-

Ктаким каналам можно отнести и монтажные зазоры в хвостовиках рабочих лопаток.

Влопатках с возвратно-продольным протоком охлаждающей среды (петлевых, смрис. 59) элементарными можно считать участки пово­ рота потока.

Дефлекторные лопатки имеют несколько элементарных.участков в.системе охлаждения, к которым относятся::

отверстия пренебрежимо'малой длины (IIdt. 1) и острыми кромками, через которые выходит воздух из дефлектора в зазор; .

криволинейные участки с разделением потока и выходом

струи

воздуха на экран; . . . . . .

 

• —

плавно изогнутые длинные щелевые каналы прямоугольного

сечения .(//dr >•• 50), которые обеспечивают течение воздуха

между

оболочкой .лопатки, и дефлектором;. .

,у\ •

места слияния потоков воздуха за дефлектором; .., к

— решетки, разделяющие поток охлаждающего воздуха на вы­ ходе.

В зазорах под полками охлаждаемых лопаток используются пря­ мые длинные щелевые каналы сложной конфигурации (при IIdr >• 50) с изменением расхода по длине, а также между полками хвостовиков соседних лопаток и между хвостовиками лопаток .и вставками.


В роторах турбин для подвода воздуха непосредственно к охла­ ждаемому узлу используются:

— относительно длинные каналы (l/dr > 4) круглого пли пря­

моугольного сечения со

скругленными кромками;

— короткие

круглые

или прямоугольные отверстия (//с/г -<4)

со скругленными

кромками;

отверстия в дефлекторах ротора пренебрежимо малой длины (lid? < 1) с острыми кромками;

зазоры между боковой поверхностью ротора и вращающимся дефлектором или статором;

зазоры в лабиринтовых уплотнениях.

Для охлаждения статора турбин служат:

— относительно длинные (II dr >• 10) круглые и щелевые каналы с поворотами;

— кольцевые щели, образуемые поверхностями обоймы, наруж­ ного корпуса, установочных колец и диафрагм.

К элементарным участкам, служащим для подвода охлаждающего агента от компрессора в систему охлаждения, можно отнести:

трубопроводы различной формы (IIdT

> 50);

арматура к ним (тройники, клапаны,

колена п т. д.).

Все перечисленные элементарные участки систем охлаждения можно разделить по принципу подвода и отвода тепла к протекающему в них охлаждающему агенту. Так, в системах охлаждения роторов, статоров и особенно лопаток движение воздуха в каналах охлаждения сопровождается увеличением его энергии за счет притока тепла. В трубопроводах, подводящих воздух от компрессора к нагретым узлам турбины, такой приток тепла отсутствует. При вращении де­ талей турбины энергия охлаждающего воздуха может увеличиваться за счет действия центробежных и корнолисовых сил. В этом случае их гидравлические сопротивления могут быть отнесены к сопротив­ лениям активного типа.

Гидравлические сопротивления зависят не только от конструкции элементарных частей и их взаимного влияния, но и от характера течения охлаждающего агента. В основном скорости течения воздуха в системах охлаждения достигают 0,2—0,3 М и только в отверстиях пренебрежимо малой длины и на выходе воздуха из каналов охла­ ждения в проточную часть могут достигать величины, близкой к ско­ рости звука.

В инженерной практике принято определять

потери давления

в движущемся потоке с помощью коэффициентов

гидравлического

сопротивления, которые представляют собой отношение разности давлений использованного для преодоления сопротивления к кине­ тической энергии потока:

Г — Pi

Т

где х — р 2 ) — потеря давления при преодолении потоком сопро­ тивления;



w — средняя скорость по сечению потока; р — плотность среды.

Эксперименты показали, что при Re > 5 - Ю 3 на гидравлические потери влияет только геометрия канала и не влияет режим течения. Все коэффициенты гидравлического сопротивления определяются опытным путем. В тех случаях, когда поток воздуха протекает в за­

крытых каналах, потерю давления относят к единице длины

канала.

При этом вводят

понятие

коэффициента сопротивления

трения

 

 

 

Х'=

p\~pf

L

,

 

 

 

 

 

w

 

 

где / — длина

канала;

 

 

 

 

 

dr— гидравлический

диаметр.

 

из местных сопротивлений

Полное сопротивление

складывается

и сопротивления трения.

 

 

 

 

 

§

73.

Течение

потока

 

 

 

 

в прямолинейных каналах и отверстиях

 

 

охлаждаемых

лопаток

 

 

 

В системах охлаждения по гидравлическим

сопротивлениям

различают следующие

каналы:

 

длинные постоянного сечения;

короткие постоянного сечения;

плавно изогнутые;

с переменным сечением по длине.

Длинными каналами постоянного сечения называют каналы длиной более четырех диаметров, в которых поток заполняет все сечение. По данным работы [27], поток при входе в канал под дей­ ствием центробежных сил, вызванных искривлением траектории движущихся частиц, сжимается и не заполняет весь канал на не­ котором расстоянии. Из экспериментальных данных известно, что это расстояние равно примерно 4dT. Если канал длинный, то поток успевает до выхода из канала заполнить его целиком и при выходе площадь выходной струи равна площади канала. В этом случае вход и выход называют совершенными.

Определение гидравлических сопротивлений длинного канала сводится к определению последовательно соединенных сопротивлений входа, трения и выхода:

An—

Г

Р в х И , ° х

1 Г

Р с Р " ^ Р

і

Г

Р в ы Д ы х

Ьвх

2

Г" =тр

2

I -

=вых

2

Для решения этого уравнения необходимо определить коэффи­ циенты гидравлических сопротивлений входа, трения и выхода. Если при течении воздуха в длинном канале потеря давления в ос­ новном вызывается силами трения, то при входе потока в более узкий канал и выходе из него потеря давления возникает в результате


отрыва потока. Известно, что при Re < 1 • 10* потеря давления на входе зависит как от геометрии входа, так и от режимов течения воздуха. В этом случае коэффициент сопротивления на входе для

канала с острой кромкой можно

определить

из зависимости

где F0—площадь

сечения

узкого

канала;

 

 

Ft—площадь

сечения

широкого канала.

 

 

При

Re >• 1 • 10* коэффициент

гидравлического сопротивления

не зависит от режима течения. В этом случае определяющим

является

только

геометрия

входа.

 

 

 

 

Вход для каналов охлаждения

может быть

выполнен

различно:

прямым, плавным с утолщенной кромкой, с экраном и т. д. В каналах систем охлаждения наиболее часто встречаются следующие формы входа:

1. Вход в канал прямой с постоянным поперечным сечением. В этом случае на величину сопротивления может влиять как тол­ щина стенки канала, так и величина выступа канала от торцевой стенки. В работе [27] приведена зависимость

где b — выступ канала от торцевой стенки; б — толщина стенки.

2. При входе в канал, расположенный под некоторым углом к торцевой стенке с острыми кромками, коэффициент гидравличе­

ского сопротивления

можно

вычислить

по зависимости

 

 

£ =

gg0

(1 +

0,6 cos б +

0,4 cos2 б),

 

где £9 0 — коэффициент

сопротивления

входа

выбранной

конфигу­

рации

каналов, перпендикулярных

к торцевой

стенке;

б — у г о л

наклона

канала.

 

 

 

Коэффициент гидравлического сопротивления можно определить также по графической зависимости в работе [27].

3. При наличии на входе в канал скругленной кромки или снятой фаски, что делается для снижения дополнительных вихреобразований и уменьшения сопротивления входа, коэффициент гидравлического сопротивления можно определить как функцию, зависящую от ра­

диуса скруглення и глубины снятой фаски.

 

Как

следует

из работы [27],

при

скругленных

кромках £ =

= f (r/dr),

при снятой фаске £ =

/ (r/dr;

а), где /'—

радиус скруг­

лення;

а

угол

снятой фаски.

 

 

 

При наличии экрана перед входом в канал на гидравлическое со­ противление будут оказывать влияние расстояние от экрана до входа канала и геометрия самого входа. Общее сопротивление на входе может быть представлено в виде суммы

>экр Si + AS: