Файл: Васильев В.К. Термодинамические основы исследовательского проектирования судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образбМ,

CT+ HT+ 0 T + MT+ ST+ fl7T+ ,4T=: 1 Kf.

Объемные доли газовых компонент, составляющих смесь горючих газов топлива, обозначим через

(СО)т, (Н2)х, (СН+, (N2)t

и т. д.

Обозначим через Омин количество кислорода (в кубических метрах или в киломолях), необходимое для полного сжигания еди­ ницы количества топлива в соответствии со стехиометрическими соот­ ношениями; LMHH— соответствую-

 

 

Т а б л и ц а 27

щее количество воздуха (в м3 или

Состав сухого атмосферного

воздуха

в киломолях). В расчетах

можно

 

Содержание,

%

приближенно принять воздух со­

Состав­

стоящим из 21%

кислорода (по

 

 

 

ные

 

 

 

объему) и 79% азота. Тогда

части

по объему

по массе

 

 

 

 

0 М1Ш— 0,21LMIIII.

(257)

N2

78,03

75,47

Состав сухого атмосферного воз­

о 2

20,99

23,20

Аг

0,933

 

1,28

духа приведен в табл. 27.

 

п taО

0,030

0,046

Обозначим через Уп. с мин объем­

н 2

0 , 0 1

0 , 0 0 1

ное количество дымовых газов, об­

Ne

0,0018

0 , 0 0 1 2

Не

0,0005

0,00007

разующихся при сгорании топлива

Кг

0 , 0 0 0 1

0,0003

в воздухе, количество которого

Хе

0,059

0,044

равно LMHH. При стехиометрической

дуктами

 

 

 

реакции горения

конечными про­

будут (С02)п. с, (0 2)п. с, (N2)n. с. Других

газов в

составе

продуктов сгорания

не

будет,

так как сгорание — полное,

а вода

и сернистая кислота конденсируются за счет охлаждения пробы перед ее анализом.

При сжигании Ст

кг углерода в

Ст/12

кмоль О ,

получается

Ст/ 12 кмоль С 02; при

сжигании Нт

кг водорода в Нт/4 кмоль 0 2

получается Нт/2 кмоль Н 20;

при сжигании ST

кг серы в ST/32 кмоль

О2 получается ST/32

кмоль

S 0 2. На

1 кг топлива в

нем имеется

От/32 кг кислорода.

На эту величину должно быть уменьшено коли­

чество кислорода,

взятое

из атмосферного

воздуха.

Тогда 0 Ми11

определится следующей формулой:

 

 

 

Оми„ =

( % +

-т- + I f

- § г )

кмоль/кг.

(258)

В кубических метрах эта

величина

составит

 

22,41

®мин 12

Величина

• + 3 ^Нт От — ST)] = 1,868Ст0 м3/кг.

(259)

 

От — ST

 

о = 1 + 3 .

Нт

(260)

Ст

 

 

204


может быть принята как х а р а к т е р и с т и к а т о п л и в а . Она представляет собой отношение количества кислорода, необхо­ димого для сжигания топлива, к содержанию углерода в топливе. Величина а может характеризовать не только твердое топливо, где углерод выступает в чистом виде, но также газообразное и жидкое, где он может фигурировать и в качестве химических соединений,

всвязанном виде. В последнем случае эти соединения включаются

вформулу (260) в том выражении, в каком они входят в состав топлива. Величину о удобно использовать в расчетной практике, поскольку для определенных групп топлива она меняется очень

незначительно. Для чистого углерода

ст =

1;

для технического

угля а = 1,1 ч-1,2; для тяжелых масел а =

1,2.

Для легких видов

топлива а возрастает почти до 1,55.

 

 

 

 

Содержание азота в топливе характеризуют отношением v:

_

NT/28

_

3

NT

 

(261)

V —

CT/12

~

7

CT ‘

 

 

 

По существу v является отношением количества азота, выражен­ ного в молях, к количеству молей углерода. Для твердых и жидких

сортов топлива эта величина часто пренебрежимо мала,

но для тех­

нических газообразных видов она существенна.

Из 1 кг

Рассмотрим состав

п р о д у к т о в

с г о р а н и я .

топлива, не содержащего

азота, при полном сгорании

образуется:

— углекислоты

С

 

 

22 41

11

 

 

кмоль/кг = —

Сх м3/кг = -д- Ст кг/кг;

— воды

 

 

 

кмоль/кг =

(9НТ -f WT) м3/кг =

 

 

 

=

(9НТ-f WT) кг/кг;

 

— двуокиси серы

 

S

 

22 41

 

 

 

кмоль/кг = —^

■ST м3/кг — 2SXкг/кг.

В количество воды, содержащееся в продуктах сгорания, входит также влага топлива WT. Суммарно получается следующее количество продуктов сгорания:

(■§■ + -Г1+ ■& + ■&) кмоль/ к г -

= ^

( с т + 6НТ + -§- Wr + -§- ST) М3/кг.

(262)

При этом от воздуха отбирается необходимое для сгорания количе­ ство кислорода, определяемое формулой (259). Отсюда общее коли­ чество продуктов сгорания будет

1/п.см„ „ ^ Ь мив + ^ - ( з Н т + - |- О х + 4 - Г т) м3/кг. (263)

205



Таким образом, при сгорании газовый объем увеличивается на

• ^ - ( з Н 1 + - |- 0 1 + - |- Г т) м3/кг.

При полном сгорании это увеличение определяется только содер­ жанием в топливе водорода, кислорода и влаги.

Практически можно сжечь топливо в технических топливосжига­ ющих устройствах только при избытке воздуха. Поэтому на 1 кг топлива приходится подводить воздуха больше LMliH

 

L = а ^мин-

(264)

С учетом сказанного, объем продуктов сгорания в действитель­

ности составит

 

 

Уп. с = L +

(ЗНТ+ 4 - От + 4 - Wr) .

(265)

Избыточный кислород

в количестве (а — 1) Омин и весь

азот

в количестве 0,79L, проходя топливосжигающее устройство, ■не

участвуют в реакции горения.

Применим изложенное к газообразному топливу. Зададимся

составом топлива в объемных долях:

 

(СО)т

(Н2)т -(- (СН4)Т•+■ (С2Н4)Т

 

+

(Ог)т + (N2)t4- (С02)т= 1.

(266)

Это лишь примерный состав. Топливо может содержать и дру­ гие газы, и тогда число компонент газовой топливной смеси возрастет.

Для полного сжигания этого топлива в соответствии с урав­ нениями на стр. 199 и 200 необходимо следующее количество кис­ лорода:

 

Омин = 0,5[(СО)Т+

(Н2)т] +

2 (СН4)Т + 3 (С2Н4)Т- (02)т.

(267)

При сжигании

этого

топлива в воздухе, взятом в количестве

L = аЬМин, в продуктах

сгорания содержится:

 

углекислоты (С02)п с =

(С02)т 4- (СО)т 4~ (СН4)Т 4-

 

+ 2 (С2Н4)Т;

 

 

 

 

воды (Н20)п. с =

(Н2)т +

2 1(СН4)Т + (С2Н4)Т];

 

кислорода

(0 2)п. с = (а — 1) Омин = 0,211 — Омин;

 

азота (Na)n. c = (N2)T 4 - 0.79L.

 

Все величины здесь даны в объемных долях. Сравнение суммарного объема топлива и воздуха с объемом продуктов сгорания показывает, что сгорание сопровождается уменьшением объема, составляющим 0,5 [(СО)т 4- (Н2)т ]. Это уменьшение связано только с содержа­ нием СО и Н 2, поскольку СН4 и С2Н4 сгорают без изменения объема.

206


Для рассматриваемого газового топлива характеристики будут

_ _ 0 ,5 [(С О )т Ц- (Н 2)т] 4~ 2 (С Н 4)Т -|- 3 2н4)т — ( 0 2)т

(268)

(СО )т -f- (С Н 4)Х+ 2 (СаН 4)х -(- ( С 0 2)х

 

 

 

и

 

 

v = ____________ № ),____________

 

(269)

(С О )х + (С Н 4)Х 4 - 2 (С 2Н 4)Т + ( С 0 2)х

 

 

§ 27. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСТАВАМИ

СУХИХ

 

ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА И ИЗБЫТКОМ ВОЗДУХА

Обычно состав продуктов сгорания определяют путем анализа проб, отобранных в намеченных точках газового потока. Влага и сернистая кислота удаляются, и при полном сгорании анализ дает лишь содержание углекислоты, кислорода и азота. Результат анализа должен удовлетворять условию

(C02)c. n. c + (02) , n. c + (N2) , n. c =

l.

(270)

В уравнении (270) подстрочный значок «с. п. с.»,

отнесенный к обо­

значениям компонент, показывает, что вся влага удалена из продук­ тов сгорания и идет речь о сухих продуктах сгорания.*

При принятом условии выразим соотношение между компонен­ тами продуктов сгорания через коэффициент избытка воздуха и

характеристики топлива а и v.

При

полном

сгорании топлива из

единицы его

количества

образуется

столько

молей

С 02, сколько

в нем содержится

молей

углерода.

Соответственно

приведенному

выше определению

характеристики о получим

 

 

 

 

а =

моль

 

 

(27Ц

 

 

 

(со2)Гп°с

 

 

 

 

где (С02)“

представляет количество углекислоты

в

продуктах

сгорания, выраженное в молях.

 

 

сгорания

составляет

Количество

молей кислорода

в продуктах

 

 

( г \ \К МОЛЬ

/ ,

1 \

/~\К м оль

 

 

 

 

\ ^ 2 ) с .

п . с =

(05 —

ч

'-'мин

 

 

Таким образом, отношение содержания кислорода к содержанию углекислоты в продуктах сгорания, выраженное в объемных еди­ ницах, будет

( ° 2 ) c . T c

_

( 0 2 ) с . п , с

(272)

 

 

0 2) с . п. с

( С 0 2) Г п Т

 

 

* Выше значок «п. с» показывал, что продукты взяты в их действительном, неосушенном состоянии.

207