Файл: Будагов Б.А. Геоморфология и новейшая тектоника Юго-Восточного Кавказа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лили определить места переходов и определить их возраст

(рис. 9).

Рис. 9. Схема древней гидрографической сети Юго-Восточного Кавказа (составили Б. А. Будагов, Д. А. Лилиенберг, Н. Ш. Ширинов, 1960): Древние долины:

1—лалео-Дивичичай-Атачай, 2—палео-Судур-Будугчай, 3—палео-Гильгиль- чай, 4—палео-Тудар-Кенда, 5—палео-Чикильчай, 6—палео-Пирсагат, 7— палео-Джангичай, 8—палео-Зогаловчай, 9 — палео-Геогларчай, 10—палео- Ахохчай.

I—установленные древние долины, II—предполагаемые древние долины, III—время существования древних долин и направление их стока; /К —ко­ нусы выноса древних долин; V—место, направление и возраст перехватов

Долина Палео-Дивичичай—Атачай расположена между Тенгинско-Бешбармакским и Кайнарджинским хребтами: установлена В. Е. Хаиным (1950), Н. В. Думитрашко и Б. А. Будаговым (1957).

Возраст древней долины палео-Дивичичай—Атачай опре­ деляется как нижнехазарский, так как она врезана в поверх­ ность выравнивания, имеющую нижнечетвертичный возраст.

61

В. Е. Хайн (1950) считал ее возраст хвалынским, что отно­ сится к ее нижней части.

Палео-Судур-Будугская долина протягивается вдоль се-, верного склона Бокового хребта и южной части Судурской зоны. Верховья ее расположены на территории Дагестана.

Долина Палео-Гильгильчай протягивалась между Глав­

ным Кавказским

и Боковым

хребтами

(Н. В. Думитрашко,.

Б. А. Будаювым,

1957) и

соединяла

их с сопряженными

перевальными седловинами. Верховья ее расположены на территории Южного Дагестана. В пределах Азербайджана она начинается Гаранлыгской перевальной седловиной на высоте 3100 м. От перевала между селами Конагкенд и Ордуч она протягивается вдоль продольного участка долин среднего течения р. Гильгильчай. К юго-востоку от с. Даг Кушчу она пересекает современную долину р. Атачай, в районе верховья р. Тыгчай входит на Хызинское плато и заканчивается у с. Гермиан. На Хызинском плато сохрани­ лись мощные валунио-галечниковые накопления.

В западной части реликты долины Палео-Гильгильчай совпадают с элементами плиоценовых поверхностей вырав­ нивания (Салаватская и Ковдаг-Дибрарская), а на юге — с поверхностью выравнивания верхнеплиоценово-четвертич- ного возраста (Хызинское и Дагкушчинское плато).

Долина Палео-Тудар-Кенда начинается к востоку от Тахтаяйлагского плато вблизи с. Чистый Ключ и, протягиваясь в юго-восточном направлении, совпадает с правым притоком р. Тудар, а в районе кишлака Сальджульга сливается с исто­ ками р. Кенда. Далее ее долина совпадает с современной долиной р. Кенда. Палео-Тудар-Кенда впадал в Сумгаитский залив (Н. Ш. Ширинов, Д. А. Лилиенберг, 1960).

В районе кишл. Сальджульга имеются террасы этой древней долины, относительной высотою до 200 м.

На этом участке перехват произошел в нижнечетвертичиое время. Древний конус выноса р. Палео-Тудар-Кенда рас­ положен в районе впадения р. Сумгаит.

Долина палео-Чикильчай протягивается вдоль современ­ ной долины р. Чикильчай от истока до с. Агдере. Здесь она поворачивала на юго-восток и, пересекая перпендикулярно долину р. Тудар, проходила между горами Шахандаг и Сияки. Далее, пересекая долину р. Сумгаит, она заканчивалась к юго-востоку от г. Коун, где и образовался ее основной ко­ нус выноса.'

Дно долины, расположенное над руслом р. Джангичай на высоте 180—200 м имеет бакинский или нижнехазарский

возраст (Д. А. Лилиенберг,

1962).

палео-Пирсагат

проведена

Верхняя

граница долины

А. Н. Соловкиным (1949)

по сохранившимся седловинным

понижениям

на водораздельных

пространствах в

верховьях

62


р. Геокчай и водораздела между ней и р. Гирдыманчай, на которых найдены галечники. Однако наши исследования показали, что пониженные участки на водоразделах прито­ ков р. Геокчай не связаны с древней долиной, а обусловлены литологией пород. Кроме того, нами не обнаружены гальки в районе перевала рек Геокчай и Гирдыманчай, которые были указаны А. Н. Соловкиным. Таким образом, верховья р. палео-Пирсагат были расположены не по долине р. Геок­ чай, а в районе современного продольного участка долины р. Гирдыманчай, а у сел Гендере и Зарат сливались с доли­ ной р. Пирсагат. Она протягивалась вдоль сохранившейся долины р. Пирсагат до с. Конагкенд и проходила севернее сел Сюнди и Набур.

Палео-Пирсагат в верховьях (в верхнем продольном уча­ стке Гирдыманчай) врезана в Ковдагскую, а в районе Кызмейданского и Сюндинского плато — в Чухурюрдскую поверхность, соответственно имеющих и вернехплиоценовый возраст.

Долина палео-Дзоглавачай, установлена Д. А. ЛилиенЗдесь сохранились 100-ж и более высокие террасы, на кото­ рых имеются россыпи галек. К юго-востоку от Набурского притока р. Козлучай древняя долина совпадает с современ­ ной долиной р. Козлучай. На описываемом участке между горами Баянташ и Сунгурдаг развиты террасы относитель­ ной высотой от 100 до 200 м, которые являются непосред­ ственным продолжением террас р. Джангичай. Они увязы­ ваются с морскими террасами нижнехазарского и бакинского возраста, развитыми в районе кишлака Татар.

Долина палео-Дзоглавачай, установленна Д. А. Лилиенбергом (1956, 1962), начиналась к югу от Майсаринской гря­ ды и соответствовала современным синклинальным долинам р. Русларчай, части долины р. Пирсагат и выходят из ее современной реки у с. Поладлы, направляясь к грязевому вулкану Годых-Кыран. Далее она протягивалась по долине р. Кадырдере. К востоку от грязевого вулкана Годых-Кыран на перевале Д. А. Лилиенбергом найдены росыпи галек, ко­ торые хорошо увязываются с морскими террасами бакин­ ского возраста. Перехват долины р. Пирсагат в районе уще­ лья Гюнгермаз произошел в нижнечетвертичное время.

Из приведенного анализа древних долин видно, что за плиоцен-четвертичное время произошла крупная перестрой­ ка речной сети, что объясняется в основном новейшими тек­ тоническими движениями, а также изменением климатиче­ ских условий.

Сопоставление речных террас с морскими. Сопоставление речных террас при выходе их из предгорий с фаунистически охарактеризованными морскими дает возможность опреде­ лить их возраст, что имеет исключительно большое значение

63


при анализе каждой реки в отдельности, общего хода но­ вейших тектонических движений и т. д. С этой целью ранее (В. Д. Голубятников, 1937; В. Е. Хайн, В. А. Гроссгейм, 1953 и др.) были сделаны попытки сопоставления речных террас с морскими. Однако они не были достаточно детальными, так как названные авторы не обследовали всю серию развитых

морских и речных террас.

Определяя

возраст речных террас путем сопоставления

их с морскими,

Д. А. Лилиенберг (1961а) обратил внимание

на то, что при таком сопоставлении следует учитывать глу­ бину вреза речных долин, так как одновозрастные террасы могут иметь различные высоты и при учете только лишь их относительных высот может быть допущена ошибка. При изучении долин рек Д. А. Лилиенберг (19616) выделил среди них две группы. К первой группе он относит реки, берущие начало в центральной части Восточного Кавказа (реки Сулак, Самур, Аргун), а ко второй — реки, истоки которых расположены в полосе передовых хребтов (Шраозень, Манасозень, Гамриозень, Уллучай, Рубас и др.). Они отличаются

друг от друга прежде всего различной

мощностью

потоков,

а следовательно и различной эрозионной силой.

сопостав­

Возраст речных террас определялся

путем их

ления с морскими у выходов горных рек в полосе предгорий, где были проведены специальные наблюдения.

На правом берегу р. Т ы г ч а й у выхода ее из предгорий 20-м речная эрозионно-аккумулятивная терраса соответству­ ет 50-м (78 м) морской террасе и имеет неширокую поверх­ ность. 80-м речная терраса, соответствующая 114-м (142 м) морской, имеет более широкую поверхность. Вообще эта терраса во многих местах Юго-Восточного Кавказа выраже­ на в рельефе наиболее отчетливо. Аккумулятивные отложе­ ния (галечники, конгломераты и др.) имеют мощность до 6—8 м. Выше 80-м террасы расположена терраса высотой

130 м.

Поверхность ее сливается с поверхностью 180-м

(208 м)

морской террасы. Последняя в южном направлении

резко расширяется до 3—4 км и далеко вдается к западу в сторону с. Чааркишлак. Морской террасе, высотой 300 м (328 м) соответствует 240-м речная абразионно-аккумуля­ тивная терраса. Самая высокая морская терраса, развитая на вершинной поверхности г. Кырмаусту, имеет абсолютную высоту 385,8 м (413,8 м). Она возвышается над уровнем р. Тыгчай на 315 м, т. е. отвечает одновременно и уровню речной террасы. Ряд правобережных террас развит и на про­ тивоположном (левом) склоне долины р. Тыгчай. На этом участке долины р. Тыгчай речные террасы имеют нижесле­

дующий возраст: 20-м — верхнехазарский,

80 и 130 — ниж­

нехазарский, 240 — верхнебакинский, а

315-м — нижнеба­

кинский.

|

64


На правом склоне долины р. К е ш ч а й 10-м аккумуля­ тивная терраса соответствует 40-м (68 м) морской и пред­ ставлена крупнозернистым песком с включением галечников и валунов.

70-м речная терраса соответствует 120-м (148 м) морской абразионно-аккумулятивного происхождения. Вышерасполо-

женные

120- и 250-м

речные

террасы,

соответствующие

180- (208 м) и 310-м (338 м)

морским террасам, лишены ак­

кумуляторных отложений.

Речные

террасы

Кешчай

имеют

следующий возраст: 10-

и

20-м — нижнехвалынский,

70- и

120-м — нижнехазарский,

а

250-м — нижнебакинский.

 

При

выходе р. А т а ч а й

из

предгорий

на ее склонах

образовался ряд речных террас, сливающихся по простира­ нию с морскими. Здесь 14-л* эрозионно-аккумулятивная тер­ раса соответствует 20-л* (48 м) морской террасе. ЪЪ-м речная терраса соответствует поверхности 135 останцевой (мор­ ской) террасы. На левом склоне долины р. Атачай имеется ПО речная терраса, которая покрыта галечниками. Она соответствует 180-л* (208 м) морской террасе. На правом склоне 148-л* речная терраса отвечает 218-л* (248 л*) морской террасе. На этом участке долины р. Атачай 14-л* речная тер­ раса отвечает 20-л* нижнехвалынским, 55-, 85- и 110-л* тер­

расы, соответственно 100-л*; 135-л<; 180-л*

нижнехазарским,

я 148-л* терраса — 218-ж верхнебакинским

морским террасам

(рис. 10).

 

Рис. 10. Поперечный профиль морских и речных террас долины р. Атачай у выхода из предгорий до с. Б. Гамья

1—коренные породы, 2—аллювиальные отложения; '218,0 л*—абсолютные высоты (морские террасы), (22)—относительные

высоты (речные террасы).

По сравнению с долиной р. Атачай,

в долине р.

Гиль-

г и л ь ч а й соотношение речных террас

с морскими

выра­

жено более отчетливо и описано в работах Н. В. Думитрашко (1959), Б. Г. Векилова (1956), Д. А. Лилиенберга (1956), Б. А. Будагова (1957). Наши исследования, проведенные в последние годы, дали возможность более подробно обследо­ вать это соотношение.

Ш - 4

65

 


На правом берегу р. Гильгильчай, на расстоянии 5 км (с запада на восток) имеется более пяти морских террас, кото­ рым соответствуют речные.

Все морские террасы (начиная от 325 до 60 морской террасы) покрыты слоем рыхлых отложений (в основном морскими галечниками). Но 60 (88 м) морская терраса в- районе Бакстроя сложена морскими отложениями (пески, гравий, конгломераты и др.), причем тыловая часть этих тер­ рас по сравнению с бровкой имеет более высокие отметки. Так, например, самая высокая морская терраса на правом склоне долины р. Гильгильчай на бровке имеет абсолютную высоту 240 м, а в тыловой части — 324 м, т. е. на 84 м боль­ ше. Такая же разница между бровкой и тыловой частями наблюдается и в других террасах обоих склонов долины р. Гильгильчай.

На левом склоне долины р. Гильгильчай хорошо сохра­ нились шесть террас. Между тыловой и бровковой частями их наблюдается разница от 47 до 65 м.

Морские террасы на тыловых своих частях имеют 240, 200, 180, 167, 145 м абсолютной высоты, а на бровковых ча­ стях, соответственно 195, 145, 130, 120, 95 м. Такая же раз­ ница имеется между тыловыми и бровковыми частями реч­ ных террас. В тыловых частях их относительная высота над урезом реки равна 150, 130, 105, 95 и 70 м, а в бровковых частях, соответственно 87, 70, 55, 45 и 20 м. Между левобе­ режными и правобережными морскими террасами долины р. Гильгильчай имеется незначительное расхождение в вы­ сотах (5—10 м), что, по-видимому, обусловлено деятельно­ стью эрозии. Такая разница наблюдается и в речных тер­ расах.

Вышеописанное сопоставление показывает, что 2-л< реч­ ная терраса соответствует — 25 морской, что позволяет нам приравнять возраст речных террас верхненовокаспий­

ским морским террасам,

35 — 60-л* верхнехазарским, 55-,

70-, 87-л* — соответственно

125, 120,

160-л<— нижнехазарским,

190- и 210 — тоже соответственно

310- и 325-л* морской —

нижнебакинским террасам.

 

 

Наиболее четко сопоставляются речные террасы с морски­ ми в долине р. Тахтакерпи при выходе ее из предгорья, где урез реки выше Самур-Дивичинского канала, расположен на

40 м

(68 м) морской,

20-л* речная — 501-л* (78 м ) . морской,

34-л*

речная — 84

л*

(112 л*) морской, 43-л<

речная — 93-л*

(121

м)

морской,

102-л* и наконец 140-л*

речные —

190-л*

(218

м)

морской.

На

этом участке долины 60-л* (88 м)

мор­

ская и 20-м речная террасы сложены морскими песками, галечниками, конгломератами и другими отложениями. На поверхности их имеются речные отложения, что свидетель­ ствует о формировании террасы аналогично одноименной

66