ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
16
При разработке модели методологии развития информационно-исследовательской дея- тельности в подготовке будущих учителей ИЯ особое внимание уделялось дистанционной ориентации содержания с учетом требований к электронному использованию материалов.
Ориентация на дистанционное содержание была достигнута благодаря внедрению техноло- гического компонента. [3, c. 26]
Целевой компонент модели состоит из набора взаимосвязанных компетентностно- ориентированных целей, сформулированных в соответствии с требованиями к организации дистанционного обучения.
Насчитывается шесть типов исследовательских заданий в содержательном компоненте для студентов педагогического факультета:
1. Аналитические: этап определения и классификации и систематизации определений.
2. Проблемные: проблемные задачи, возникающие между ранее приобретенными зна- ниями и полученными при информационном поиске.
3. Мотивационные: это задания, побуждающие студентов-педагогов участвовать в научных конференциях и других мероприятиях.
4. Проектные: разработка и защита исследовательского проекта.
5. Ситуационные: деятельность обучающегося в ситуации, максимально приближенной к реальности.
6. Комплексные: состоят из нескольких различных методов решения, в которых требу- ется использование нескольких методов исследования.
Список литературы:
1. Губогло З.И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе //
Инновационные проекты и программы в образовании.– 2008. – № 3.
2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой.– М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
3. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии, 2006. – № 2. – С. 26-38.

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
17
СЕМЕЙНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Дышлюк Виктория Васильевна
студент,
кафедра дошкольного и начального образования,
Северо-Восточный государственный университет,
РФ, г. Магадан
E-mail: dyshlyukvictoria01@gmail.com
Баринова Татьяна Михайловна
канд. пед. наук, доц.,
Северо-Восточный государственный университет,
РФ, г. Магадан
E-mail: barinova_t@mail.ru
FAMILY LOCAL HISTORY AS A FACTOR OF SOCIAL DEVELOPMENT
OF THE SENIOR PRESCHOOLER
Victoria Dyshlyuk
Student,
Department of Preschool and Primary Education,
North-Eastern State University,
Russia, Magadan
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Tatiana Barinova
Candidate of Pedagogical Sciences, Assoc.,
North-Eastern State University,
Russia, Magadan
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в определении основного содержания семейного краеведения у детей старшего дошкольного возраста. В статье изложены теоретические основы краевед- ческого образования, формы и методы семейного краеведения детей старшего дошкольного возраста. В статье представлено эмпирическое исследование, на основе которого был прове- ден анализ знаний детей по семейному краеведению, определена роль родителей и педагоги- ческого состава в изучении краеведения. Также обозначены возможные варианты взаимо- действия детей, родителей и педагогов.
Статья адресована педагогам, студентам педагогических специальностей. Предложен- ный материал можно использовать в краеведческой работе дошкольного учреждения.
ABSTRACT
The purpose of the article is to determine the main content of family local lore in older preschool children. The article presents the theoretical foundations of local history education, forms and methods of family local history of older preschool children. The article presents an empirical study based on which the analysis of children's knowledge of family local history was carried out, the role of parents and teaching staff in the study of local history was determined. Possible variants of interaction between children, parents and teachers are also indicated.
The article is addressed to teachers, students of pedagogical specialties. The proposed material can be used in the local history work of a preschool institution.

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
18
Ключевые слова: семейное краеведение, методы и формы краеведения, видов работы по краеведческому образованию детей дошкольного возраста, краеведение в дошкольном образовательном учреждении, патриотическое воспитание дошкольников.
Keywords: family local history, methods and forms of local history, types of work on local history education of preschool children, local history in a preschool educational institution, patriotic education of preschoolers.
Дошкольный возраст – основополагающий период в развитии личности дошкольника.
Поэтому очень важно уделить внимание тому, как воспитываются дети, в какой среде растут, как проходит становление их личности. Одним из главных моментов в развитии любого ре- бенка является нравственно-патриотическое воспитание, которое поможет посеять и возрас- тить в детской душе семена любви к родному краю, природе, дому, семье, истории и культуре страны.
Когда же необходимо начинать приучать ребенка понимать и любить родное? С самого раннего возраста нужно объяснять красоту, хрупкость окружающего мира, постепенно раз- вивая познавательный интерес ко всему родному.
Тема социального развития посредством краеведения, никогда не потеряет свою зна- чимость в дошкольной педагогике. А в последнее время эта тема становится наиболее акту- альной. Ведь именно краеведение может помочь ребенку ознакомиться с окружающим миром, чтобы в дальнейшем правильно взаимодействовать с ним. Тем самым решая многие задачи социального развития.
Семейное краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми, которое способствует изучению и исследованию своего родного края, ближайшего социального окружения [3]. Краеведение является важным педагогическим средством, кото- рое способствует вовлечению дошкольников в разные виды творчества, расширяет возмож- ности распространения знаний о родном крае, об особенностях его современной жизни.
Многие современные исследователи определяют следующие цели при изучении семейного краеведения [1]:
 формирование общей культуры личности воспитанников;
 социальное развитие дошкольников;
 формирование базовых национальных ценностей (моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях) и осознание ценностей других людей;
 развитие чувства патриотизма, любви к своей стране, народу; укрепление веры в
Россию чувство личной ответственности за Отечество;
 уважение и любовь к родителям, родственникам;
 забота о старших и младших родственниках;
 расширение семейного общения родителей и детей.
При изучении краеведения особенно важно, чтобы дети видели возможность и необхо- димость постоянного перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообраз- ность постоянной связи прошлого с настоящим. Например, изучая свою родословную, до- школьники могли сопоставить ее с историей развития своего родного города, страны и, наоборот. Такой принцип организации краеведческой познавательной деятельности получил название «принципа маятника (или челнока)».
Вторым принципом является «принцип спирали», который позволяет воспитанникам возвратиться к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследований.
От уровня к уровню постепенно осуществляется выход на новые аспекты прошлого и насто- ящего родного города, страны [1,2].
Методы и формы в краеведении очень разнообразны. Естественно, это зависит от воз- раста дошкольников, уровня их подготовки, целей занятий, задач проводимой работы [4].


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
19
Но все методы и формы основаны на тесном взаимодействии воспитанников с родите- лями (и иными членами семьи) и педагогическим составом дошкольного образовательного учреждения.
Основными методами и формами являются:
 социально-коммуникативные, которые способствуют всестороннему развитию до- школьников;
 познавательные – способны развить память, внимание, самостоятельное мышление, целеустремленность, настойчивость у детей;
 художественно-эстетические позволяют делать упор на творческие способности детей и способствуют их развитию;
 физические, эти формы незаменимы в краеведческой работе, так как воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природной, погружения в ее мир.
Можно сделать выводы, что разнообразие форм и методов краеведческой деятельности влияет на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмо- циональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качестве детского мировоззрения на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края, на воспитание чувства патриотизма [5,6].
Существует множество видов работы по краеведческому образованию детей дошколь- ного возраста. Это:
1. создание семейного древа;
2. совместное изучение истории города;
3. изучение природы г. Магадана и Магаданской области;
4. изучение исторических памятников нашего города;
5. история названия улиц города;
Раздел № 1 «Создание семейного древа»: (изучение фотографий родственников; созда- ние плаката, на котором было бы отображено несколько поколений; беседа с родителями и детьми о традициях семьи).
Раздел № 2 «История города» (знакомство с историей возникновения г. Магадана по- средством проведения беседы с родителями; экскурсия по достопримечательностям города).
Раздел № 3 «Природа г. Магадана и Магаданской области» (анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей; благоустройство территории детского сада
(посадка цветов, саженцев деревьев); конкурс «Создание поделки из природных материалов»).
Раздел № 4 «Памятники нашего города» (экскурсия по памятникам г. Магадана; проект
«Мое любимое место в городе»; игровая беседа о правилах безопасного поведения на улице).
Раздел № 5 «История моей улицы» (поделка «Моя дом, моя улица»).
Любая работа по разделам должна вызывать интерес и эмоциональный отклик у детей.
Краеведческий материал должен быть переработан в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, бесед. Методика приобщения дошкольников к малой родине основана на обогащении знаний детей, эмоциональном общении и организации раз- нообразной деятельности – познавательной, коммуникативной, игровой и др., т.е. на создание условий для активности, самостоятельности и инициативности детей: работа с картами, схемами города, проблемные ситуации, составление маршрутов экскурсий, воображаемые путешествия (поисковая деятельность); моделирование ситуаций; игры-путешествия, состо- ящие из проблемных заданий; ситуации-предположения; самостоятельный поиск ответов; занимательные задания и др. Методы и приемы повышения социального и эмоционального познания разнообразны, развивают отклик, сопереживание, готовность к совместной дея- тельности со взрослыми и сверстниками, учат детей замечать и эмоционально откликаться на происходящее вокруг, накапливать познавательный опыт, формируя конкретные представ- ления [7].
Все эти виды работы позволяют расширить содержание социальной информированности детей дошкольного возраста. А также расширяет содержание общения ребенка со своими родителями.


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
20
Изучение истории возникновения названия улиц так же немаловажно при знакомстве с краеведением.
Нами было проведено эмпирическое исследование для выявления знаний детей о своих родителях.
Исследование проводилось в МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида
№ 15».
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что дети практически одинаково знают об имени и отчестве обоих родителей и их местах работы. Но в то же время знания о соци- альном статусе родителей носят фрагментарный характер, лишены конкретности.
Так, 100% опрашиваемых детей знают, что они проживают в г. Магадане. Причем 86,67% знают, что родились в г. Магадане.
Информацией по названию улицы, на которой проживают дошкольники, обладают не все. Только 75 % детей смогли ответить на этот вопрос. Остальные ответили: «Не знаю».
Одним из важных моментов в анкетировании был вопрос о местах, которые посещают дети со своими родителями. Оказалось, что среди самых посещаемых мест в городе дети указали Парк «Маяк» (особое место в городе, где есть большая территория для игр дошколь- ников) (40 % опрашиваемых). Приятно, что один ребенок из группы опрашиваемых сообщил, что периодически посещает достопримечательности г. Магадана. Но также это означает, что большинство родителей не делают большой акцент на знакомстве с историческими памятниками родного края.
Таким образом, основной целью проведения времени с детьми для родителей больше является совместный отдых, развлечения, чем ознакомление с историей края. Хотя один ре- бенок указал, что абсолютно не проводит время с родителями.
Анализ ответов на вопрос о том, как дети с родителями проводят время в отпуске и какие места там посещают, говорит о том, что в большинство отпускных мероприятий так же не включены экскурсии, посещения музеев, каких-либо исторических памятников.
Подводя итоги результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о необ- ходимости повышения заинтересованности в семейном краеведении, в первую очередь, ро- дителей. Способы увлечения детей разнообразны, включить их в деятельность по освоению малой родины несложно, главное эмоционально преподнести материал, чтобы у них появился интерес к познанию, общению и деятельности, чтобы проводимая работа нашла отклик в их сердцах, заставила задуматься. Воспитание любви к родному городу, ознакомление с до- стопримечательностями – непростые задачи. Важно привлекать детей к деятельности, в ко- торой они могут отразить впечатления о городе, его славе, известных земляках. Это позволит сформировать образ города.
Для каждого ребенка большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом видеофильме. Причем воспитатель вместе с родителями должен помочь выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории предприятия и т.д.
Одним из видов работ, которые направлены на формирование у детей уважения и любви к родителям, заботы о дедушках, бабушках, является составление семейной родословной. В дальнейшем возможно создание семейного альбом, в котором представлены подборки фо- тографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям. В про- цессе изготовления альбомов дети смогут узнать много интересных фактов из жизни кон- кретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преем- ственности поколений. Создание семейного дерева способствует формированию представ- лений о крепкой, дружной семье, возникновению уважения к людям преклонного возраста, углублению знаний о своей родословной.


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
21
В итоге можно сделать следующие выводы:
1. Важным условием в решении задач по семейной краеведческой работе с дошкольни- ками является тесная взаимосвязь детей, родителей и педагогического состава. Родители должны выступать не только в роли помощников, но и равноправных участников формиро- вании личности ребенка.
2. Необходимо повышать интерес к изучению семейного краеведения через проведение игр, бесед, организацию экскурсий и выставок с поделками, приобщение к заботе об окру- жающем мире.
3. Дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой ра- боты по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
4. Краеведение в дошкольном образовательном учреждении является одним из источ- ников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, ося- зает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоми- нающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Список литературы:
1. Баринова Т.М. Семейные традиции: вопросы теории и практики: монография. – Магадан,
2002г. – 105 c.
2. Ермачкова Н.Е. Краеведо-туристская работа в детском саду / Детский сад от А до Я. – 2003. –
№ 3. – С. 74-79.
3. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада /
Воспитатель ДОУ, 2008г. – №12, – С. 31-36.
4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002. – 300 с.
5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А.Я. Ветохина и др.]. – Санкт-Петербург: Детство-
Пресс, 2010. – 190 с.
6. Румянцева, М.В. Основы патриотического воспитания дошкольников / М.В. Румянцева,
Н.Г. Болдырева, Н.В. Малышева. / Молодой ученый. – 2017. – № 49 (183). – С. 402-403.
7. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Дом «Литера», 2007.-
30 с.