ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
54 получают, приобретают умения, знания и способности. Эти задания – проекты, разраба- тываются в процессе обучения обучающимися и педагогами совместно, зависят от окру- жающей действительности и интересов детей.
В образовательном пространстве, как и в целом обществе, с традиционной точки зрения, взгляд на процесс обучения сложился таким образом, главной задачей учителей и пре- подавателей выступает передача научных, теоретических знаний обучающимся. Из чего вы- текает следующее – педагог с хорошей подготовкой, это тот, кто обладает достаточно систематизированными знаниями и умениями в предельно большом объеме. Хороший педа- гог, кто много знает и довольно понятным и доступным языком излагает свой «багаж знаний».
Список литературы:
1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова //
Изв. Рос. акад. образования.- 2000.
2. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014.
3. Игнатьева,
Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013.

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
55
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Кариева Жанна Габоровна
студент,
кафедра магистратура,
Донской Государственный Технический Университет,
РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: janna.karieva2000@mail.ru
INTERACTIVE TEACHING METHODS
Zhanna Karieva
Student,
Department of Master's Degree,
Don State Technical University,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Эта статья посвящена рассмотрению и описанию интерактивных методов обучения, существующих на сегодняшний день.
ABSTRACT
This article is devoted to the consideration and description of interactive teaching methods that exist today.
Ключевые слова: интерактивные методы,мозговой штурм,дискуссия, ментальные карты, сессия.
Keywords: interactive methods, brainstorming, discussion, mental maps, session.
Существует много интерактивных методов обучения. Но в данной работе будут рас- смотрены только пять методик, которые наиболее популярны, и которые дают впоследствии отличные результаты.
Мозговой штурм. Такая методика чаще всего используется для занятий с группами лю- дей. Он предназначен для создания творческих идей. Брейнсторминг (метод мозгового штурма) помогает обучающимся научиться работать в команде, не бояться высказать своё мнение, и включает в себя некоторые инструменты. Например: online – штурмы – общение в социальных сетях, всевозможные чаты и форумы; разработка карточек идей, появившихся в команде; реверсивное мышление; структурированные, а также и неструктурированные об- суждения между учащимися и преподавателями; построение различных, чаще всего номи- нальных, групповых взаимоотношений; и последнее – общие групповые подходы.
Работа в парах. Самый простой, но в то же время очень эффективный способ. Перед учителем стоит задача – дать общее задание для всех учеников, а потом разделить их по парам.
В группах может быть лидер и доминант. Под этим подразумевается, кто будет озвучивать результаты проделанной работы. Каждый ученик должен сформулировать какие-либо выводы своими словами. Лидер пары их озвучит, а доминанта можно попросить пояснять то, что озвучивает его напарник, а также давать оценку по сделанным выводам. Кроме того, можно будет даже комбинировать процесс обучения и вносить в него какое-то разнообразие. За счёт этого рабочий процесс станет наиболее интересным, и другие ученики начнут быстрее и легче включаться в работу.
Групповые дискуссии. Допустим, есть какая-то проблема, которую необходимо решить.
Все учащиеся в таком случае делятся по группам, которые имеют разное видение на решение поставленной задачи. В каждой группе каждый её участник озвучивает свои идеи для решения поставленного вопроса. Зачастую высказанные мысли бывают разные, и чаще всего они не


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
56 просто разные, а даже противоположные. Преподавателю необходимо использовать данную методику таким образом, чтобы процесс обсуждения между учениками из разных групп непрерывно поддерживался.
Ментальные карты. Метод ментальных карт больше подходит визуалам. Посредством использования ментальных карт обучающиеся могут как изучать грамматику, так и очень сильно расширить свой словарный запас. Каждый учащийся, создавая свою ментальную кар- ту, как бы раскладывает новый изученный учебный материал по полочкам. Это сильно помо- гает систематизировать полученные знания, навыки и умения. К примеру, требуется выучить неправильные глаголы. Для этого нужно создать свою ментальную карту. Термин «непра- вильные глаголы» в ментальной карте должен находиться в её центре (как заголовок). От этого термина уже будут идти разветвления. На этих разветвлениях будут обозначены разные группы глаголов (их названия) и пояснения к ним.
Сессия «вопрос – ответ». Данная методика заключается больше в контакте между уче- никами и преподавателями в вопросно – ответной форме. Сначала нужно огласить тему самого занятия. Перед тем как начать лекцию или практическое занятие, было бы хорошо предложить ученикам самостоятельно придумать по одному – два вопросу на определённую тему. Свои вопросы учащиеся записывают на отдельных листочках, которые потом сдают преподавателю.
После проведённой лекции преподаватель должен предложить ученикам самим ответить на свои вопросы, которые они записали в начале занятия, а затем и самим ответить на них. Таким образом, информации будет легче усвоена и применена на практике.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Список литературы:
1. И.В. Катосонов, О.М. Гущина – Применение дистанционных образовательных технологий для подготовки и аттестации слушателей – 2017г.
2. И.И. Боброва
– Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном вузе – 2015г.
3. Фомина А.С. Некоторые вопросы применения ИКТ в учебном процессе вуза // Педагогика и психология-2015 : сб. материалов междунар. науч. конф., 2-я сессия. М., 2015.
4. 5 идей интерактивных методов онлайн – обучения (26.06.2020)

Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
57
ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СТРУКТУРА
В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Карпухов Илья Сергеевич
студент,
кафедра педагогики и психологии,
Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет,
РФ, г. Пермь
Е-mail: ilyakarpuhov@yandex.ru
Белова Галина Борисовна
канд. пед. наук, доц.,
Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет,
РФ, г. Пермь
THE CONCEPT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ITS STRUCTURE
IN SCIENTIFIC LITERATURE
Ilya Karpukhov
Student,
Department of Pedagogy and Psychology,
Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Russia, Perm
Galina Belova
Cand. ped. sciences, professor,
Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Russia, Perm
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в анализе научной литературы и определения понятия «эмо- циональный интеллект». Рассматривается история возникновения понятия, концепции и мо- дели отечественных и зарубежных ученых по структуре и составляющих эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется анализу подходов для определения специфики каж- дого подхода и выявления достоинств и недостатков.
ABSTRACT
The purpose of the article is to analyze the scientific literature and define the concept of
"emotional intelligence". The history of the emergence of the concept, concept and model of domestic and foreign scientists on the structure and components of emotional intelligence is considered.
Particular attention is paid to the analysis of approaches to determine the specifics of each approach and identify advantages and disadvantages.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; научная литература; эмоции; концепции; подходы; развитие; педагогика.
Keywords: emotional intelligence; scientific literature; emotions; concepts; approaches; development; pedagogy.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в ряде современных теорий эмоция является особым видом знаний. В 60-е годы XX столетия американские психологи С.
Шехтер и Д. Сингер выдвинули позицию, согласно которой познание является элементом


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
58 эмоции. Р. Клиннерт в 80-е годы утверждал, что человек познает и осмысливает информацию, в том числе, и за счет эмоционального познания. В 90-е годы Р. Бак выразил мысль: все, что реально, также является эмоциональным. В отечественной науке проблема разрыва между мышлением и эмоциональной сферой изучалась в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна.
Среди последних исследований стоит отметить работы И.Н. Андреевой, Е.Л. Яковлевой и др. [3, с. 145].
Философские предпосылки научных представлений об эмоциональном интеллекте были заложены еще в античный период. В рассуждениях Платона, Аристотеля прослеживается выделение эмоциональной жизни людей, поиск в ней рациональности. Философ Д. Юм предполагал взаимосвязь самосознания с влиянием на него эмоций. В начале XX столетия немецкий психолог Г. Майер предложил классификацию видов мышления. Он выделил ло- гическое и эмоциональное, которое, в свою очередь делилось на аффективное (религиозное и эстетическое) и волевое. В конце 40-х, начале 50-х годов исследования ученых привели к ис- следованию эмоций с помощью мышления. В 60-е годы в ряде научных работ и статей появ- ляется понятие «эмоциональный интеллект» [7, с. 124-127].
В современной психологии можно наблюдать разделение общего интеллекта на множество отдельных видов: практический интеллект (Р. Стернберг), социальный интеллект (Э. Торн- дайк), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), синтезиро- ванный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), эффективный интеллект (Р. Пеллегрино, М. Политис), профессиональный интеллект (М.
Смульсон), эмоциональный интеллект (Дж. Мэйер, П. Сэловей) [1, с. 56].
Концепция интеллекта Х. Гарднера послужила основой для создания Дж. Мэйером, П.
Сэловейем и Д. Карузо понятия и в дальнейшем первой модели эмоционального интеллекта в
1990 году. Авторы определили эмоциональный интеллект как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Позже Дж. Мэйер и П. Сэловей доработали модель эмоционального интеллекта и предложили модернизированное определение: способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Ранние наработки Дж. Мэйера и П. Сэловейя с дополнениями преобразовались в кон- цепцию эмоционального интеллекта Д. Гоулмена. На основе исследований он установил связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом. Автор доказал, что для до- стижения успеха в той или иной сфере деятельности необходимо развивать личностные качества: самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями.
В современных исследованиях отечественной науки представлены работы И.Н. Андреевой,
Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, В.В. Овсянниковой, О.В. Белоконь, Е.С. Ивановой, И.Н. Ме- щерякова и другими.
Наиболее известной является концепция Д.В. Люсина. Автор пишет, что «эмоциональ- ный интеллект можно представить в виде двойственной натуры: когнитивные способности и личностные характеристики». Н.А. Выкочил дает схожее определение: «эмоциональный ин- теллект – устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способ- ностей; в частности, эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура со- циального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия» [8, с. 56-63].
И.Н. Андреева представляет эмоциональный интеллект как способность эффективно действовать в эмоциональной сфере жизни человека: понимать эмоции и эмоциональную со- ставляющую взаимоотношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
И.Н. Мещерякова определяет эмоциональный интеллект как сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоцио- нальных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и


Научный журнал «Студенческий» № 19(189), часть 4, май, 2022 г.
59 эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и лич- ностное развитие. По мнению Е.С. Ивановой «эмоциональный интеллект – это все некогни- тивные способы познания и управления окружающей действительностью, частью которой является и сам человек...»
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует единое понятие «эмоцио- нальный интеллект» как в зарубежной, так и в отечественной науке. Можно выделить подходы к пониманию эмоционального интеллекта как:
 когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации;
 совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик;
 некогнитивные способы познания окружающей действительности [4, с. 214].
Исходя из представленных подходов к пониманию сущности эмоционального интел- лекта можно выделить несколько моделей его структуры.
Модель эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, Д. Карузо и П. Сэловей изначально представляла сложный конструкт и состояла из способностей трех типов:
1. способность к идентификации и выражению своих эмоций, состоящих из вербального и невербального субкомпонентов, а также чужих эмоций, состоящих из невербальных субкомпонентов восприятия и эмпатии. 2. способность к регуляции эмоций, как своих, так и чужих. 3. способность к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятель- ности, включающее в себя гибкое планирование, творческое мышление, перенаправленное внимание и мотивацию.
Спустя время ученые доработали модель и представили четырехкомпонентную модель эмоционального интеллекта с иерархией:
1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Под этим компонентом авторы понимали способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.
2. Фасилитация мышления, представляющая собой способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. По мнению авторов разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.
3. Понимание эмоций – это компонент, включающий в себя способность понимать как сами эмоции, так и связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.
4. Управление эмоциями – компонент, заключающийся в способности контролировать эмоции, переживать позитивные и негативные эмоции, снижать интенсивность отрицатель- ных эмоций, способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей.
Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций, так и эмоций других людей.
Д. Гоулмен разработал свою концепцию, добавив к уже выделенным компонентам такие личностные характеристики, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулмену иерархична и включает пять со- ставляющих:
1. Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.
2. Управление эмоциональным состоянием – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными.
3. Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха.
4. Способность идентифицировать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других.
5. Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [9, с. 79].