Файл: Кафедра) курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория государства и права 2 Тема 47 Современное правотворчество понятие, формы, субъекты Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Институт правА

(институт)

"Теория и история государства и права"

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Теория государства и права 2»
Тема № 47 «Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты»


Студент

Е.В. Лиманская







(И.О. Фамилия)




Группа

ЮРбвд-1903вс













Преподаватель

Г.А. Ожегова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Тема № 47: «Современное правотворчество: понятие, формы, субъекты».

Содержание:

  • Введение 3

  • Глава 1. Правотворчество: понятие и назначение. Принципы. Виды 6

  • 1.1. Понятие и назначение правотворчества, взаимосвязь элементов 6

  • 1.2. Принципы правотворчества 9

  • 1.3. Виды и критерии правотворчества 12

  • Глава 2. Законодательный процесс 16

  • 2.1. Законодательный процесс и правотворческая политика 16

  • 2.2. Законодательная техника 22

  • 2.3. Практика Российского правотворчества и правотворчество в субъектах Российской Федерации 24

  • 3. Перспективы и развитие правотворчества 30

  • Заключение 35

  • Список использованных источников 38


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что современное правотворчество - важнейшее направление деятельности любого государства. Это специфическая, интеллектуальная деятельность, которая требует особых знаний и умений, связанная с созданием новых или изменением существующих в государстве норм права, в результате которой создаются законы и иные нормативно-правовые акты. По таким актам судят о демократичности, культурности, цивилизованности и о государстве в целом. Общество издревле нуждалось в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются правовые нормы, правила поведения индивида, общества и организаций.


В данный момент правотворчество государства находится в поле зрения граждан, политических партий, общественный объединений, и других социальных групп. Такое внимание объясняется тем, что в современной России, как в любом цивилизованном государстве, роль нормативных актов постоянно растет. Постоянно появляются новые законы, регламентирующие новые сферы общественной жизни, которые раньше не были во внимании правотворческих органов. В настоящее время в Российской Федерации издано и действует более 500 тысяч федеральных нормативных актов и актов субъектов Федерации. Следовательно, правотворчество – важнейшая деятельность государства, так как:

1) затрагивает интересы каждого человека и гражданина;

2) определяет главные параметры поведения всего общества.

На данном этапе развития государства наиболее актуальным является аспект повышения качества нормативно-правовых актов, избавления от неэффективных актов, что представляет собой основную задачу законодательных органов. В связи с этим, изучение процесса правотворчества является актуальным.

Среди многообразия правовых явлений, описываемых понятием «правовая система», правотворчество занимает центральное место. От того, в какой степени нормы права выражают основные потребности и интересы общества, насколько эффективно воздействуют на поведение социума, прямо зависит и достижение целей, на которые направлены правовые нормы. Именно поэтому правотворческая деятельность всегда образует собой начальный этап правового регулирования, к которому также относятся реализация права и правоприменение.

Правотворчество – процесс создания правовых норм, закрепляемых в издаваемых управомоченными на то органами государства законах и подзаконных актах. Именно поэтому аспекты правотворчества находятся в поле зрения юристов, ученых, специалистов в области теории и социологии права.

Не допускается создание непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет за собой материальные затраты и нарушение прав и интересов граждан.

Объект исследования – деятельность по осуществлению правотворчества.

Предмет исследования – современное правотворчество: понятие, формы, субъекты.

Целью данной работы является исследование правотворчества.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования в ходе работы решались следующие задачи:

- рассматривались содержание, цели и субъекты правотворчества;


- определялись виды и принципы правотворчества;

- выявлялась значимость юридической техники в правотворчестве, ее система (средства, правила, приемы);

- анализировались понятие и основные стадии правотворческого процесса.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме, а также нормативно-правовых актов.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности юриста.

Глава 1. Правотворчество: понятие и назначение. Принципы. Виды.

1.1 Понятие и назначение правотворчества, взаимосвязь элементов.

Что такое правотворчество? Это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Профессор Макуев Р.Х. считает немного иначе. По его мнению правотворчество - это поисковая и процедурная деятельность по переводу правовыми предписаниями нужных общественных отношений в систему правоотношений. Как мы видим эти определения различны по своей формулировке но в целом одинаковы по смыслу. Если первое определение больше отвечает на вопросы «что?» и «кто?», то второе на вопросы «как?» и «зачем?». Конечно же, правотворчество это прежде всего деятельность.1

Правотворчество – это деятельность государственных органов. Это связано с тем, что существует ряд государственных органов, которые напрямую участвуют в правотворческой деятельности. Прежде всего это Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации и Правительство. Основными причинами существования правотворческого процесса является необходимость перевода правовыми предписаниями нужных общественных отношений в систему правоотношений.

принято выделять несколько элементов правотворчества:

1) опознание, изучение и анализ явлений и процессов, требующих правовой регламентации или побуждающих к ней;

2) определение органа или субъекта, правомочного принимать нормативно-правовой акт;

3) установление формы нормативно-правового акта;

4) подготовка, принятие или изменение акта в рамках обязательных процедур;

5) подписание нормативно-правового акта;

6) порядок доведения акта до населения, введения его в действие.
2

Каждый элемент правотворчества взаимосвязан. Все элементы в единстве, и каждый по отдельности на основе своих функциональных задач позволяют:

1) обнаруживать неэффективные правовые акты;

2) отказываться от ненужных нормативно-правовых актов;

3) приостанавливать и локализовать нормативно-правовые акты, которые не учитывают сложности политических, экономических, религиозных, национальных и этнических противоречий;

4) экстренно ввести, утвердить требуемый нормативно-правовой акт.

Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

Первая - организационные вопросы правотворческого процесса, которые не связанны с юридически значимыми действиями.

Вторая - опирается на правовые начала, а точкой отсчета её функционирования служит решение о подготовке проекта нормативно-правового акта.3

Обе части связаны и состовляют собой целостную систему подготовки, официального обсуждения, принятия и опубликования нормативно-правового акта. Исходя из этого, в процессе правотворчества выделяют две стадии. Первая - предварительное формирование воли государства при составлении проекта нормативно-правового акта. Действия на данной стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Вторая стадия – это официальное закрепление государственной воли в нормах права, в результате которого проект нормативного акта приобретает общеобязательный характер.

Существуют разные процедурные операции стадий формирования нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической значимости. Система органов государственной власти и управления, составляющих её сердцевину, образует «юридическую субординацию» нормативных актов, основанную на всеобщности их полномочий. Эта специализация определила сегодняшний субъектный состав механизма правотворчества в Российской Федерации, начиная с высших представительных органов власти и управления, заканчивая низшими звеньями.

В процессе правотворчества очень важно организовать необходимый учет абсолютно всех факторов, влияющих на него, находить новые решения, учитывать их особенности, осуществлять правотворчество строгого на основе соблюдения принципов правотворческого процесса.

1.2 Принципы правотворчества.
К числу наиболее важных принципов правотворческой деятельности относятся: законность, научный характер, гласность, демократизм, профессионализм, гуманизм и использование правового опыта.

Законность правотворчества предполагает собой твердое соблюдение установленного порядка принятия нормативно-правовых актов. То есть, любые действия по принятию нормативно-правовых актов проводятся строго в соответствии с правовой регламентацией и исключительно в пределах компетенции правотворческого органа. Любой нормативный акт не должен противоречить актам вышестоящих органов.


Научный характер правотворчества представляется требованием, которое сводится к тому, чтобы проект любого нормативно-правового акта готовился на основе достижений юридической науки. Данный принцип позволяет учитывать назревшие потребности общественного развития при урегулировании фактических отношений.

Принцип профессионализма правотворчества направлен на улучшение правотворческой деятельности и эффективности принятия правовых решений. Проявляется в обязательном участии на всех стадиях процесса правотворчества квалифицированных специалистов, которые обладают опытом и знаниями в определенной области жизни обществества и имеющих специальную подготовку (юристы, экономисты, социологи, политологи и др.).4 А так же он предполагает, что каждый из участников, задействованных в процессе правотворчества, владел определенными приемами.

Демократизм правотворчества подразумевает собой учет общественного мнения и отражает его в нормативных решениях. Демократизм выражается в участии населения в правотворчестве, которое предоставляется возможностью гражданам обращаться в правотворческий орган с любым предложением совершенствования законодательства, а так же правом граждан участвовать в референдуме. Еще одним проявлением демократизма является привлечение широких масс общественности к обсуждению законопроектов.

Принцип гласности представляет собой открытость принятия нормативно-правовых актов, доведение до сведения граждан правовых решений. Основу этого принципа в правотворчестве в основном способствует пресса. К общественному обсуждению, проводящему на страницах печатных изданий, привлекаются широкие слои населения. Целью таких обсуждений являются выявление различных мнений и принятие на их основе эффективных решений. Представителям прессы предоставлена уникальная возможность присутствовать на законодательных собраниях. Эти заседания не являются публичными, однако сообщения о них в средствах массовой информации обеспечивают принцип гласности. Такие заседания транслируются по радио и телевидению. Закрытые заседания предусмотрены только в отношении нормативно-правовых актов, принимаемых в области государственной обороны, безопасности, охраны государственной тайны. Гласность помогает осуществлять контроль граждан, объединений за деятельностью государственных органов.

Гуманизм предполагает направленность нормативно-правового акта на обеспечение прав и свобод граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Огромное значение имеет то, чтобы любая юридическая норма в равной степени отвечала интересам любого человека, которого указанный институт признает субъектом права и не предусматривала каких-то дискредитирующих мер в отношении какой-либо части населения.