Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например, мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботы о нем, время от времени вдруг принимается "делать из него человека", кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дому. Поведение такой матери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции, которая периодически приближается к отвергающей. [16; с. 27]. Иная мать, также преимущественно не занимающаяся ребенком и игнорирующая его потребности, периодически, как бы вспомнив о нём, начинает рьяно опекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все его прихоти. В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к пассивности, уступчивости по отношению к ребенку.
Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка и слишком много от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его, а в других - сурово и непреклонно ставят требования и навязывают свои суждения.
Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей.
От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. [2; с. 14].
.5 Факторы развития личности
Прежде чем анализировать факторы развития личности и их составляющие обратимся к основному понятию. Смысловое значение понятия "фактор" (с лат.) означает: делающий, производящий. Это - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. [18; с. 36]. В философском словаре дается следующая трактовка: фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, причина или движущая сила, определяющая его характер и специфику. К внешним, или детерминантам окружения, относятся принадлежность индивидуума к определенной культуре, включая природно-климатический фактор, специфику страны и общества, этнические традиции, принадлежность к социально - экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы.
Внутренние детерминанты можно определить как влияние наследственных факторов.
Генетические факторы - это тот род влияний на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизму наследственности. Наследственность - это свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки - это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития каких-либо особенностей личности. [11; с. 26]. Различия между людьми в задатках заключается, прежде всего, в природных особенностях их нервно-мозгового аппарата. Наряду с окружающей средой наследственные факторы играют ключевую роль в обусловливании развития личности. [7; с. 12].
Сразу после рождения ребенок попадает в определенную среду, которая, начиная с природно-климатических условий и заканчивая спецификой положения ребенка в конкретной семье, вступают во взаимодействие с внутренними факторами, образуя единство различных факторов, обуславливающих развитие личности. Естественная среда, включая климат, природные условия и ресурсы, оказывает специфическое опосредованное воздействие на ребенка через культурные традиции и особенности образа жизни данного общества. Кроме того, в настоящее время достаточно изученными представляются и влияние таких внутренних факторов, как: различные физические дефекты, как наследственного, так и приобретенного характера, на специфику развития личности ребенка, например, некоторые специфические личностные черты у слепых детей или сложности социализации, влияющие на формирование определенных качеств личности у глухих детей. [62; с. 25]. Даже физическое здоровье, являющееся базой для всего дальнейшего развития личности, во многом зависит от экологических условий, например, загрязненности окружающей среды, в которых находится развивающийся организм еще до рождения.
Взаимодействие внутренних и внешних факторов развития личности начинается еще до рождения ребенка, определяя его врожденные характеристики, с которыми он попадает в не менее влиятельную социальную среду.
Важнейшим фактором социальной среды является культура, которая формирует личность главным образом потому, что она дает готовые, апробированные решения многих жизненных проблем, включая средства коммуникации, такие, как: язык, схемы медицинского лечения, научные достижения, облегчающие жизнь, этика, религия. Культура предлагает хранилище решений, не всегда точных, но всегда доступных. Культура - это набор изобретений, возникших в разных частях мира (или подгруппах населения), чтобы сделать жизнь более эффективной и понятной для людей, сталкивающихся с одинаковыми проблемами: рождением, ростом, смертью, поиском здоровья, благосостояния и смысла, решения эти передаются из поколения к поколению. [10; с. 18]. Сначала культура - инструмент, обучающий человека удовлетворять свои потребности в обществе. Постепенно она становится ценностью сама по себе, хотя не обязательно все особенности данной культуры усваиваются и интернализуются человеком. Человеческий младенец не может выжить, если о нем не заботятся окружающие. Так как у маленького ребенка мало природных ресурсов для выживания, он, в отличие от многих других организмов, становится "пленником" своей культуры.
Стремление индивида "быть как другие", принадлежать к определенной общности людей, или, как это сейчас принято обозначать, иметь социальную идентичность - многоаспектное явление. Оно находит выражение во множестве конкретных проявлений. Анализ социально-психологических особенностей человека в условиях разных социальных формаций и положения современного человека в мире, исследования процессов этнической принадлежности показывают, насколько важную функцию в человеческом бытии выполняет его изначальная потребность в принадлежности к определенной социальной общности. Многочисленные исследования социальных психологов о том, как человек ищет подобия с другими и насколько он испытывает стремление ассоциироваться с ними, данные из детской психологии о роли потребности в симбиозе, принадлежности, безопасности, нежном уходе и общении в психологическом развитии ребенка. [12;. С. 36], изучение социально-ролевой идентичности в плане анализа межгрупповых отношений и группового членства, половой самоидентичности и полового диморфизма, - с разных сторон демонстрируют первостепенность потребности в принадлежности и поиска идентичности с другими, что является базой для усвоения культурных моделей поведения и восприятия, транслируемой этими другими. Важно отметить, что усвоение культурных моделей происходит в основном в ранние годы жизни, индивидуализация и бунт происходят позже.
Реверс предложил рассматривать в процессе аккультурации три стадии:
) усвоение культурной модели;
) сопротивление этой модели;
) ассимиляцию пересмотренной модели в качестве непосредственного приспособления взрослой личности.
Так, например, Н.И. Сарджвеладзе в своей работе, посвященной изучению взаимодействия личности с социальной средой, предлагает рассматривать развитие личности через понятие "личностный способ бытия", которое означает не только и не столько то, насколько человек автономен, но и насколько он стремится к автономности и самостоятельности. По его мнению, личность не только совокупность определенных потенциальных возможностей, которые, так или иначе, реализуются в ходе жизни, но и субъект, сам стремящийся к реализации этих возможностей. [14; с. 28].
Однако влияние культуры не может быть единообразной последовательностью влияний, сходным образом действующих на всех членов данной культуры. Первоначально влияния среды накладываются на врожденные и наследственные особенности, однако даже при сходным наследственных параметрах, например, у сиблингов, влияние среды может быть сколько угодно различным. В одной семье встречаются дети с разными ожиданиями и отношением к ним: старшие, средние и младшие дети вследствие своего положения в семье испытывают различные социальные влияния, культурные предписания по воспитанию девочек и мальчиков разнятся, отличаются отношение к детям в зависимости от исторического периода, экономического статуса семьи, образовательного уровня родителей и пр. Реальная культура, таким образом, не является монолитным фактором, она воздействует избирательно - в зависимости от человека и преобладающих условий.
Однако есть определенные принципы и механизмы (например, интериоризация, идентификация, интернализация), лежащие в основе того, как протекает аккультурация маленького ребенка в данном обществе. Например, родители, служащие моделью для подражания, посредством своих поступков, убеждений и целей, оказывают на детей влияние, сохраняющиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни.
Таким образом, фактором развития личности мы будем считать каждую переменную, оказывающую влияние на процесс развития личности в направлении адаптации, как приспособления к условиям жизни в социуме, социализации, как выполнения социальных задач общих для всех представителей данной культуры в определенный возрастной период, и индивидуализации, как полной реализации своего "Я". [19; с. 42].