Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
С точки зрения комплексной механизации и автоматизации сбо рочно-сварочного процесса, осуществляемого по поточной системе, диффузионно-вакуумная сварка является весьма трудным объектом, так как наличие герметичной вакуумной камеры, в которой прихо дится производить сборку, нагрев и сварку деталей, чрезвычайно осложняет вспомогательные операции, межоперационный транспорт
|
деталей, |
укладку и съем изделия, |
|||
|
управление процессом и т. д. |
|
|||
|
Кроме того, при |
массовом по |
|||
|
точном |
производстве |
однотипных |
||
|
деталей |
диффузионно-вакуумная |
|||
|
сварка порождает проблему шлю |
||||
|
зования деталей в камеру и обрат |
||||
|
но, иначе вакуум будет теряться |
||||
|
при каждой закладке |
деталей |
или |
||
|
их партий. |
|
|
|
|
|
Все эти затруднения |
в той или |
|||
|
иной мере возникают при любом |
||||
|
способе сварки в вакууме или в ка |
||||
|
мере с контролируемой атмосферой, |
||||
|
в частности, при электроннолуче |
||||
|
вой сварке. Однако электроннолу |
||||
|
чевая сварка не требует предва |
||||
|
рительного нагрева деталей |
в ва |
|||
|
кууме. |
|
|
|
|
|
В общем случае диффузионно |
||||
Рис. 22. Схема установки для диф |
вакуумная сварка сложнее и менее |
||||
экономична по сравнению с други |
|||||
фузионно-вакуумной сварки: |
ми способами сварки, |
с помощью |
|||
1 — станина с вакуум-насосом и аппа |
|||||
ратурой управления; 2 — вакуум-каме |
которых можно выполнять такие же |
||||
ра; 3 — силовой гндроцнлиндр; 4 — |
сварные |
соединения |
на открытом |
||
свариваемое изделие; 5 — электрона |
|||||
греватель; 6 — отсасывающая труба. |
воздухе, |
например, по |
сравнению |
с контактной сваркой.
Таким образом, диффузионно-вакуумную сварку следует при менять лишь в тех случаях, когда никакой другой способ сварки не применим или недопустим из-за качества сварки, например, если классические методы сварки плавлением или давлением на откры том воздухе недопустимы из-за слишком грубого воздействия воз духа на соединяемые металлы (температурного и химического), вы зывающего структурные и фазовые изменения, трещины, деформа ции и различные технологические дефекты в таких ответственных металлах, как сверхпрочные, тугоплавкие, жаростойкие и другие специальные сплавы.
Для металлов этого класса выбор способа сварки определяется
108
не его простотой и экономичностью, а необходимостью обеспечить вы сокое качество сварных соединений без изменения свойств основного металла в околошовной зоне и без значительных деформаций.
Преимущества диффузионной сварки:
1)возможность получения высококачественных швов на любых металлах и сплавах с относительно небольшой макропластической деформацией при умеренной температуре нагрева;
2)минимальное термическое воздействие на околошовную зону;
3)минимальные сварочные деформации и напряжения. Недостатки:
1)требуется повышенный класс чистоты обработки заготовки с целью уменьшения неровностей и микровыступов на соединяемых поверхностях;
2)усложняются вспомогательные операции (укладка и съем изде лий, межоперационный транспорт, управление процессом и проч.) из-за необходимости производить сборку, нагрев и сварку изделий
вгерметичной вакуум-камере. Благодаря этому повышается общая трудоемкость процесса и резко осложняется задача комплексной автоматизации процесса. В массовом производстве возникает про блема шлюзования деталей;
3)менее экономична по сравнению с контактной и другими спо собами сварки на открытом воздухе;
4)ограниченность типа соединений — в основном стыковые со
единения стержней, торцов, выступов и т. д. Области рационального применения:
1. Сварка особо ответственных стыковых соединений в изделиях из сверхпрочных, жаростойких и других специальных сплавов и композиций.
2. Производство изделий, в которых сварка металла должна про изводиться без изменения его свойств в околошовной зоне и с мак симальными или нулевыми остаточными деформациями, позволяю щими сваривать детали после их окончательной обработки.
ХОЛОДНАЯ СВАРКА
Процесс холодной сварки металлов основан на совместной плас тической деформации соединяемых металлов и осуществляется при комнатной или даже отрицательной температуре. Физической ос новой процесса является сближение атомов соединяемых поверх ностей на весьма малые расстояния, обеспечивающие активное дей ствие межатомных сил и «схватывание» металла. Такое сближение и получение физического контакта по всей поверхности раздела прак тически возможно только при высоком давлении и значительной
109
пластической деформации металла в зоне сближения. Сближение затрудняют такие факторы, как твердость металла, наличие на по верхности различных загрязнений, жировых и окисных пленок, которые при сварке необходимо удалять.
Таким образом, условия выполнения холодной сварки, как пра вило, весьма тяжелые.
В обычных способах холодной сварки наружные слои соединяе мых поверхностей в процессе пластического деформирования (под
о — встык с зажимами К. К- Хренова; б — встык с зажимами С. Б. Айбнндера; в — точечной внахлестку; г — точечной внахлестку о предварительным зажатием свариваемых деталей; I — пуансоны; 2 — прижимы; 3 — свариваемые детали.
действием сварочного давления) сдираются иудаляются со всеми окисными пленками, неровностями, загрязнениями и сорбированными газами, а на поверхность стыка выводятся свежие ювенильные (глу бинные) слои, не соприкасавшиеся с атмосферой. Такое сдирание слоя и его удаление требует значительных усилий, повышает по требную мощность оборудования, вызывает потери металла в грат, иногда повреждает изделие и ухудшает его внешний вид.
Приложенное осадочное давление не только создает значительную пластическую деформацию и течение металла в плоскости стыка (вы давливание наружу), но одновременно сближает соединяемые по верхности, что необходимо для проявления межатомных сил. Плот ное сжатие исключает доступ атмосферного воздуха к освобождае мым ювенильным (глубинным) поверхностям.
Основные виды холодной сварки — стыковая и точечная — схе матически показаны на рис. 23. Стыковая сварка применяется для соединения стержней сечением от 1 до 1500 мм2, точечная — для нахлесточных соединений листов от самых тонких (фольги) до толщины
12 мм.
ПО
Удельное давление осадки в несколько раз превышает предел прочности металла при растяжении и колеблется от 60 до 250 кг/мм2. Создание таких высоких удельных давлений, а следовательно, и на пряжений возможно только при соответствующем ограничении сво боды пластической деформации в некоторых, заранее заданных на правлениях. Такое ограничение обеспечивается как системой зажа тия свариваемых заготовок, так и специальной формой сварочных инструментов (штампов, пуансонов), как это осуществляется при ковке и штамповке в замкнутых или полузамкнутых штампах. При этом, однако, в наружной зоне стыка сохраняется известная свобода пластической деформации. Поэтому при холодной сварке в плоскос ти соединения происходит значительное растекание металла, кото рое способствует разрушению пленки окислов и вытеснению ее об ломков из зоны соединения.
Возможность и целесообразность применения холодной сварки ограничена свойствами свариваемых металлов и потребным уси лием осадки, которое намного превосходит усилия сварки давлением с нагревом. При оценке свариваемости металлов холодной сваркой в первую очередь необходимо учитывать их способность к пластиче скому деформированию в холодном состоянии. Следовательно, на первое место следует поставить свинец, алюминий, медь, никель, серебро. Некоторые алюминиевые термически неупрочняемые спла вы, например АМг и АМц, также удовлетворительно соединяются холодной сваркой. Очень плохо сваривается термически упрочнен ный дуралюминий. Удовлетворительно сваривается титан.
Широко применяется сварка разнородных, но достаточно плас тичных металлов: алюминий + медь; медь + ковар и др.
Способ холодной сварки получил широкое распространение глав ным образом в электротехнической и электронной промышленности для соединения изделий из цветных металлов (алюминия, меди), об ладающих высокими пластическими свойствами.
Холодная сварка не применима к недостаточно пластичным ме таллам: углеродистым и конструкционным легированным сталям и многим сплавам. По рекомендации К- К. Хренова [431 такие метал лы можно соединять прессовой сваркой, если их предварительно подогреть для повышения пластичности и снижения твердости. К. К. Хренов прессовую сварку считает производной от холодной сварки, от которой заимствованы значительная, строго направлен ная деформация, форма сварочных инструментов, штампов и пуан сонов, быстрота выполнения процесса сварки.
Степень подогрева при прессовой сварке зависит от свойств ме талла. Стыковая прессовая сварка алюминиевых сплавов АМг сече нием до 10 000 мм2легко осуществляется при подогреве металла до температуры 350° С. Возможна сварка с развитым сложным
ill
профилем. Прессовой стыковой сваркой можно соединять алюми ниевые сплавы с титаном и с нержавеющей сталью, а также неметал лические материалы.
Преимущества холодной сварки:
1)исключено термическое воздействие на свариваемый металл
иотсутствует зона термического влияния, так как сварка осуществ ляется без нагрева;
2)простота схемы (для сварки малых сечений) и конструкции сварочных машин и приспособлений (клещей), так как отсутствуют нагревательные устройства;
3)высокая производительность (быстрота) сварки, например время сварки встык медной шины сечением 200 мм2 может быть до ведено до 0,02 сек, время холодной сварки алюминия с медью в не которых случаях составляет микросекунды.
Недостатки:
1)сильное влияние чистоты свариваемых поверхностей на каче
ство сварки; особенно мешают сварке органические загрязнения, в частности, жировые пленки. Поэтому необходима предварительная очистка загрязненных поверхностей промывкой растворителями, прокаливанием при температуре 400—450° С или другими способами; 2) так как при холодной сварке для осадки необходимы весьма большие удельные давления, значительно превосходящие предел прочности свариваемых металлов, то машины для этого вида свар ки должны быть очень мощные по своим силовым параметрам, а сварка стержней большого сечения из достаточно прочных метал
лов, например сталей, вообще не реализуема;
3)невозможность соединения недостаточно пластичных метал лов, в частности всех углеродистых и конструкционных легирован ных сталей; плохо сваривается также термически упрочненный дуралюминий, обычное a -железо и др.;
4)свариваемые детали значительно деформируются в зоне свар ного соединения и в месте зажатия изделия сварочными инструмен тами (губками, пуансоном и др.), что не всегда допускается кон струкцией изделия.
Области рационального применения:
1.Сварка стыковых и нахлесточных соединений из металлов, об ладающих высокими пластическими свойствами, главным образом из цветных: меди, алюминия, олова, свинца, серебра и их сочетаний.
2.Наиболее эффективно применение холодной сварки при элект ромонтаже в заводских и полевых условиях для соединения токо-
.ведущих шин, проводов и стержней из цветных металлов, в том чис ле и разнородных.
3. Применение целесообразно также в электронной промышлен ности (для сварки корпусов приборов), в производстве бытовых при
112