Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения комплексной механизации и автоматизации сбо­ рочно-сварочного процесса, осуществляемого по поточной системе, диффузионно-вакуумная сварка является весьма трудным объектом, так как наличие герметичной вакуумной камеры, в которой прихо­ дится производить сборку, нагрев и сварку деталей, чрезвычайно осложняет вспомогательные операции, межоперационный транспорт

 

деталей,

укладку и съем изделия,

 

управление процессом и т. д.

 

 

Кроме того, при

массовом по­

 

точном

производстве

однотипных

 

деталей

диффузионно-вакуумная

 

сварка порождает проблему шлю­

 

зования деталей в камеру и обрат­

 

но, иначе вакуум будет теряться

 

при каждой закладке

деталей

или

 

их партий.

 

 

 

 

Все эти затруднения

в той или

 

иной мере возникают при любом

 

способе сварки в вакууме или в ка­

 

мере с контролируемой атмосферой,

 

в частности, при электроннолуче­

 

вой сварке. Однако электроннолу­

 

чевая сварка не требует предва­

 

рительного нагрева деталей

в ва­

 

кууме.

 

 

 

 

 

В общем случае диффузионно­

Рис. 22. Схема установки для диф­

вакуумная сварка сложнее и менее

экономична по сравнению с други­

фузионно-вакуумной сварки:

ми способами сварки,

с помощью

1 — станина с вакуум-насосом и аппа­

ратурой управления; 2 — вакуум-каме­

которых можно выполнять такие же

ра; 3 — силовой гндроцнлиндр; 4

сварные

соединения

на открытом

свариваемое изделие; 5 — электрона­

греватель; 6 — отсасывающая труба.

воздухе,

например, по

сравнению

с контактной сваркой.

Таким образом, диффузионно-вакуумную сварку следует при­ менять лишь в тех случаях, когда никакой другой способ сварки не­ применим или недопустим из-за качества сварки, например, если классические методы сварки плавлением или давлением на откры­ том воздухе недопустимы из-за слишком грубого воздействия воз­ духа на соединяемые металлы (температурного и химического), вы­ зывающего структурные и фазовые изменения, трещины, деформа­ ции и различные технологические дефекты в таких ответственных металлах, как сверхпрочные, тугоплавкие, жаростойкие и другие специальные сплавы.

Для металлов этого класса выбор способа сварки определяется

108


не его простотой и экономичностью, а необходимостью обеспечить вы­ сокое качество сварных соединений без изменения свойств основного металла в околошовной зоне и без значительных деформаций.

Преимущества диффузионной сварки:

1)возможность получения высококачественных швов на любых металлах и сплавах с относительно небольшой макропластической деформацией при умеренной температуре нагрева;

2)минимальное термическое воздействие на околошовную зону;

3)минимальные сварочные деформации и напряжения. Недостатки:

1)требуется повышенный класс чистоты обработки заготовки с целью уменьшения неровностей и микровыступов на соединяемых поверхностях;

2)усложняются вспомогательные операции (укладка и съем изде­ лий, межоперационный транспорт, управление процессом и проч.) из-за необходимости производить сборку, нагрев и сварку изделий

вгерметичной вакуум-камере. Благодаря этому повышается общая трудоемкость процесса и резко осложняется задача комплексной автоматизации процесса. В массовом производстве возникает про­ блема шлюзования деталей;

3)менее экономична по сравнению с контактной и другими спо­ собами сварки на открытом воздухе;

4)ограниченность типа соединений — в основном стыковые со­

единения стержней, торцов, выступов и т. д. Области рационального применения:

1. Сварка особо ответственных стыковых соединений в изделиях из сверхпрочных, жаростойких и других специальных сплавов и композиций.

2. Производство изделий, в которых сварка металла должна про­ изводиться без изменения его свойств в околошовной зоне и с мак­ симальными или нулевыми остаточными деформациями, позволяю­ щими сваривать детали после их окончательной обработки.

ХОЛОДНАЯ СВАРКА

Процесс холодной сварки металлов основан на совместной плас­ тической деформации соединяемых металлов и осуществляется при комнатной или даже отрицательной температуре. Физической ос­ новой процесса является сближение атомов соединяемых поверх­ ностей на весьма малые расстояния, обеспечивающие активное дей­ ствие межатомных сил и «схватывание» металла. Такое сближение и получение физического контакта по всей поверхности раздела прак­ тически возможно только при высоком давлении и значительной

109



пластической деформации металла в зоне сближения. Сближение затрудняют такие факторы, как твердость металла, наличие на по­ верхности различных загрязнений, жировых и окисных пленок, которые при сварке необходимо удалять.

Таким образом, условия выполнения холодной сварки, как пра­ вило, весьма тяжелые.

В обычных способах холодной сварки наружные слои соединяе­ мых поверхностей в процессе пластического деформирования (под

о — встык с зажимами К. К- Хренова; б — встык с зажимами С. Б. Айбнндера; в — точечной внахлестку; г — точечной внахлестку о предварительным зажатием свариваемых деталей; I — пуансоны; 2 — прижимы; 3 — свариваемые детали.

действием сварочного давления) сдираются иудаляются со всеми окисными пленками, неровностями, загрязнениями и сорбированными газами, а на поверхность стыка выводятся свежие ювенильные (глу­ бинные) слои, не соприкасавшиеся с атмосферой. Такое сдирание слоя и его удаление требует значительных усилий, повышает по­ требную мощность оборудования, вызывает потери металла в грат, иногда повреждает изделие и ухудшает его внешний вид.

Приложенное осадочное давление не только создает значительную пластическую деформацию и течение металла в плоскости стыка (вы­ давливание наружу), но одновременно сближает соединяемые по­ верхности, что необходимо для проявления межатомных сил. Плот­ ное сжатие исключает доступ атмосферного воздуха к освобождае­ мым ювенильным (глубинным) поверхностям.

Основные виды холодной сварки — стыковая и точечная — схе­ матически показаны на рис. 23. Стыковая сварка применяется для соединения стержней сечением от 1 до 1500 мм2, точечная — для нахлесточных соединений листов от самых тонких (фольги) до толщины

12 мм.

ПО

Удельное давление осадки в несколько раз превышает предел прочности металла при растяжении и колеблется от 60 до 250 кг/мм2. Создание таких высоких удельных давлений, а следовательно, и на­ пряжений возможно только при соответствующем ограничении сво­ боды пластической деформации в некоторых, заранее заданных на­ правлениях. Такое ограничение обеспечивается как системой зажа­ тия свариваемых заготовок, так и специальной формой сварочных инструментов (штампов, пуансонов), как это осуществляется при ковке и штамповке в замкнутых или полузамкнутых штампах. При этом, однако, в наружной зоне стыка сохраняется известная свобода пластической деформации. Поэтому при холодной сварке в плоскос­ ти соединения происходит значительное растекание металла, кото­ рое способствует разрушению пленки окислов и вытеснению ее об­ ломков из зоны соединения.

Возможность и целесообразность применения холодной сварки ограничена свойствами свариваемых металлов и потребным уси­ лием осадки, которое намного превосходит усилия сварки давлением с нагревом. При оценке свариваемости металлов холодной сваркой в первую очередь необходимо учитывать их способность к пластиче­ скому деформированию в холодном состоянии. Следовательно, на первое место следует поставить свинец, алюминий, медь, никель, серебро. Некоторые алюминиевые термически неупрочняемые спла­ вы, например АМг и АМц, также удовлетворительно соединяются холодной сваркой. Очень плохо сваривается термически упрочнен­ ный дуралюминий. Удовлетворительно сваривается титан.

Широко применяется сварка разнородных, но достаточно плас­ тичных металлов: алюминий + медь; медь + ковар и др.

Способ холодной сварки получил широкое распространение глав­ ным образом в электротехнической и электронной промышленности для соединения изделий из цветных металлов (алюминия, меди), об­ ладающих высокими пластическими свойствами.

Холодная сварка не применима к недостаточно пластичным ме­ таллам: углеродистым и конструкционным легированным сталям и многим сплавам. По рекомендации К- К. Хренова [431 такие метал­ лы можно соединять прессовой сваркой, если их предварительно подогреть для повышения пластичности и снижения твердости. К. К. Хренов прессовую сварку считает производной от холодной сварки, от которой заимствованы значительная, строго направлен­ ная деформация, форма сварочных инструментов, штампов и пуан­ сонов, быстрота выполнения процесса сварки.

Степень подогрева при прессовой сварке зависит от свойств ме­ талла. Стыковая прессовая сварка алюминиевых сплавов АМг сече­ нием до 10 000 мм2легко осуществляется при подогреве металла до температуры 350° С. Возможна сварка с развитым сложным

ill


профилем. Прессовой стыковой сваркой можно соединять алюми­ ниевые сплавы с титаном и с нержавеющей сталью, а также неметал­ лические материалы.

Преимущества холодной сварки:

1)исключено термическое воздействие на свариваемый металл

иотсутствует зона термического влияния, так как сварка осуществ­ ляется без нагрева;

2)простота схемы (для сварки малых сечений) и конструкции сварочных машин и приспособлений (клещей), так как отсутствуют нагревательные устройства;

3)высокая производительность (быстрота) сварки, например время сварки встык медной шины сечением 200 мм2 может быть до­ ведено до 0,02 сек, время холодной сварки алюминия с медью в не­ которых случаях составляет микросекунды.

Недостатки:

1)сильное влияние чистоты свариваемых поверхностей на каче­

ство сварки; особенно мешают сварке органические загрязнения, в частности, жировые пленки. Поэтому необходима предварительная очистка загрязненных поверхностей промывкой растворителями, прокаливанием при температуре 400—450° С или другими способами; 2) так как при холодной сварке для осадки необходимы весьма большие удельные давления, значительно превосходящие предел прочности свариваемых металлов, то машины для этого вида свар­ ки должны быть очень мощные по своим силовым параметрам, а сварка стержней большого сечения из достаточно прочных метал­

лов, например сталей, вообще не реализуема;

3)невозможность соединения недостаточно пластичных метал­ лов, в частности всех углеродистых и конструкционных легирован­ ных сталей; плохо сваривается также термически упрочненный дуралюминий, обычное a -железо и др.;

4)свариваемые детали значительно деформируются в зоне свар­ ного соединения и в месте зажатия изделия сварочными инструмен­ тами (губками, пуансоном и др.), что не всегда допускается кон­ струкцией изделия.

Области рационального применения:

1.Сварка стыковых и нахлесточных соединений из металлов, об­ ладающих высокими пластическими свойствами, главным образом из цветных: меди, алюминия, олова, свинца, серебра и их сочетаний.

2.Наиболее эффективно применение холодной сварки при элект­ ромонтаже в заводских и полевых условиях для соединения токо-

.ведущих шин, проводов и стержней из цветных металлов, в том чис­ ле и разнородных.

3. Применение целесообразно также в электронной промышлен­ ности (для сварки корпусов приборов), в производстве бытовых при­

112