Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

развитой номенклатурой изделий. В этих условиях специализиро­ ванные машины и комплексные сборочно-сварочные линии в боль­ шинстве случаев нерентабельны из-за чрезмерного разнообразия номенклатуры выпускаемых изделий. Поэтому, несмотря на извест­ ные несовершенства универсального оборудования III класса, оно имеет вполне определенную и достаточно обширную область рацио­ нального применения в промышленности и в строительстве.

§15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СВАРОЧНЫЕ

ИНАПЛАВОЧНЫЕ СТАНКИ И МАШИНЫ IV КЛАССА

Сварочное оборудование IV класса имеет более высокие пока­ затели уровня механизации по сравнению с универсальным обору­ дованием III класса благодаря механизации вспомогательных ра­ бот и более высокой производительности машин.

Так как машины IV класса предназначены для массового и се­ рийного производства однотипных изделий и, следовательно, имеют специализированную индивидуальную конструкцию, то они не вы­ пускаются промышленностью в централизованном серийном по­ рядке. Обычно их разработка не связана жесткими рамками типо­ вых параметров и не обусловлена какой-либо обширной номенкла­ турой сварных изделий.

Проектирование и изготовление специализированных машин IV класса, как правило, производится в индивидуальном порядке. Однако с целью сокращения сроков их проектирования и изготов­ ления в крупных проектно-конструкторских организациях и на

некоторых производственных

предприятиях страны,

в

частности

на заводе «Электрик», Киевском опытном заводе ИЭС им.

Е. О. Па­

тона,

тбилисском

заводе

электросварочного

оборудования

им. Е.

О. Патона и других,

разработаны типовые, унифицирован­

ные узлы и механизмы, из которых можно компоновать специали­

зированные машины.

Например, в установках для электродуговой

сварки

и

наплавки

используются многие

унифицированные узлы

сварочной

аппаратуры, сварочные головки, источники питания

и

блоки

управления,

флюсовые

аппараты,

типовые механизмы

и

узлы вспомогательного оборудования II класса и др. Для создания

многоэлектродных контактных машин IV класса также используют­

ся некоторые унифицированные

узлы — электродные головки, си­

ловые цилиндры, трансформаторы,

аппаратура управления и др.

Так как специализированные машины IV класса слишком ин­

дивидуальны и разнообразны

по

своей компоновке, конструкции

и назначению, то их типаж отсутствует. Поэтому рассмотрим лишь несколько примеров наиболее типичного оборудования этого класса для каждого вида сварки.

9 4-S58

257


-------------------- 300 -------------------------— I

Н»-------------

600

Рис. 68. Станок для сварки корпусов паяльных ламп.

Простейший двухголовочный станок, специализированный для электродуговой сварки корпусов паяльных ламп (рис. 68), состоит из станины 5 со встроенной в ней вспомогательной аппаратурой,

Рис. 69. Установка для автосварки под флюсом газовых баллонов.

сварочного вращателя в виде передней бабки 4, задней бабки 2, двух сварочных головок 1 и кнопочного пульта управления 3. На станке одновременно осуществляется автоматическая сварка в С02

9*

259

двух кольцевых швов. Этот станок обеспечивает пятикратное уве­ личение производительности труда при значительном повышении качества швов по сравнению с ручной сваркой. Его локальный уровень механизации У2л = 8 0 %.

Несколько больше сварочных и вспомогательных операций произ­ водится на установке Р-879 для автоматической сварки под флюсом газовых баллонов (рис. 69). Установка имеет два рабочих места: одно — для сварки продольных швов, оборудованное зажимным приспособлением 4 и сварочным автоматом 3 типа АБС; другое — для одновременной сварки двух кольцевых швов, оборудованное вращателем /, двумя сварочными головками и задней бабкой 2 с пневмоприжимом. Таким образом, эта установка представляет собой агрегат, состоящий из двух станков, связанных между собой системой межоперационного транспорта, в виде гравитационных стеллажей, по которым баллоны подаются накатом. Такого типа агрегат можно рассматривать как прототип поточной линии с огра­ ниченными функциями.

При автоматической сварке под флюсом свариваемые кромки должны находиться под сварочной дугой в горизонтальном поло­ жении. В противном случае формирование шва резко ухудшается, либо сварка становится вообще невозможной. При сварке прямо­ линейных швов это легко осуществить, устанавливая изделие в нуж­ ную позицию. При сварке круговых швов изделию сообщается рав­ номерное вращение вокруг его оси; при этом в зените (в верхней точке окружности) или в надире (в ее нижней точке) естественно создаются горизонтальные участки шва с постоянной линейной скоростью сварки. Именно в этих местах и устанавливаются свароч­ ные головки.

Иначе дело обстоит с сосудами, имеющими в сечении не окруж­ ность, а эллипс или овал (бензовозы, автоцистерны и т. п.). Коль­ цевые овальные швы этих сосудов нельзя сваривать по тому же прин­ ципу, что и круглых барабанов, так как не существует одной оси, вокруг которой можно было бы вращать изделие и одновременно достигать, во-первых, постоянной скорости сварки и, во-вторых, горизонтального расположения шва в зоне сварки. Если к этому еще добавить требование неподвижного расположения сварочной головки в процессе сварки (для удобства обслуживания), как это имеет место при сварке круговых швов, то станет очевидным, на­ сколько сложнее задача автоматизации сварки овальных швов по сравнению со сваркой круговых швов.

Станок, изображенный на рис. 70, снабжен специальным меха­ низмом, кинематика которого полностью решает эту задачу и обес­ печивает наиболее благоприятные условия для автоматической свар­ ки овальных швов автоцистерн: горизонтальное положение шва под

260


дугой в любой момент сварки; равномерную постоянную скорость сварки; неподвижное положение сварочной головки во время свар­ ки, что значительно облегчает обслуживание станка по сравнению с плавающими головками.

Изделие 6 закрепляется в специальном плавающем приспособ­ лении 1 с противовесами 7, благодаря которому продольная ось мо­ жет плавать в пространстве, перемещаясь параллельно самой себе. Вращение изделию передается от электропривода с помощью фрик-

Рис. 70. Станок для автоматической сварки овальных цистерн.

ционной передачи, состоящей из двух ведущих роликов 3 , 4 и од­ ного ведомого шкива — копирного шаблона 2, форма которого пов­ торяет контур поперечного сечения изделия. Этот шаблон жестко связан с зажимным устройством, а следовательно, и с изделием во время его сварки. Так как ведущие ролики приводного механизма вращаются с постоянной скоростью, то и контурная скорость сварки будет постоянной. Как и в предыдущих примерах, сварка кольце­ вых швов производится двумя головками 5 одновременно.

Существует большая категория специализированных сварочных машин и установок, предназначенных для работы в механизиро­ ванных поточных линиях. Установка У-158 (рис. 71) специализиро­ вана для приварки сплошным угловым швом обвязочной полосы к кузову шахтной вагонетки по всем четырем сторонам его верхне­ го контура. Сварка этих четырех швов ведется одновременно че­ тырьмя самоходными сварочными автоматами 5. В состав установки входит приводной рольганг 1 для подачи кузова на установку и

261

выдачи его на поток, подъемный стол 2, комплект гидравлических прижимов обвязки 3, несущая металлоконструкция 4, гидропривод (для зажимных устройств), четыре сварочных автомата 5 типа А-560.

Собранное на прихватках изделие (кузов с двумя П-образными скобками обвязки) подается по рольгангу на установку. При за­ грузке подъемный стол находится ниже уровня рольганга, а при вы-

Рис. 71. Установка для приварки обвязочной полосы к кузову шахтной вагонетки.

даче изделия стол поднимается вместе с ним выше боковых гид­ равлических прижимов.

Точное положение кузова и его обвязочной полосы относитель­ но сварочных автоматов фиксируется системой гидравлических прижимов — боковых и торцевых. Сварка двух продольных и по­ перечных швов выполняется наклонным электродом по копиру че­ тырьмя автоматами одновременно. После остановки четвертого сварочного автомата все автоматы одновременно поднимаются вверх и на маршевой скорости отводятся в исходное положение, а гидрав­ лические прижимы освобождают кромки кузова вагонетки. Подъем­ ный стол 2 вместе с кузовом снова поднимается в верхнее положе­ ние, боковые прижимы раздвигаются в положение загрузки и затем при опускании стола вниз кузов попадает на рольганг выдачи изде­ лия на следующую позицию поточной линии. Загрузка и выгрузка изделия полностью автоматизированы.

Характерной особенностью рассматриваемых станков и устано­ вок является наличие в них двух и более одновременно действующих

262


Рис. 72. Многоголовочный агрегат для автоматической дуговой сварки стальных желобов.

сварочных головок, что значительно повышает производительность и технический уровень ме­ ханизации. В современ­ ных специализирован­ ных сварочных станках и машинах весьма развита тенденция использова­ ния многодуговой, мно­ гоэлектродной и много­ головочной сварки.

Во всех этих случаях машинная производи­ тельность сварки равна сумме производительнос­ тей одновременно горя­ щих дуг (с поправкой на коэффициенты синхрон­ ности и надежности мно­ гоэлементной системы). В подобных случаях об­ служивание станка или установки производится одним сварщиком, для чего предусмотрена цент­ рализованная система управления, обеспечи­ вающая синхронную ра­ боту всех сварочных го­ ловок. Эти установки часто снабжаются уст­ ройствами для автомати­ ческого возбуждения ду­ ги и точного направле­ ния еепо шву (слежения).

Термин «многоэлектродная» сварка применяется иногда при дуговой сварке электрозаклепочными многоэлектродными машина­ ми (рис. 8), а также при контактной сварке многоточечными (много­ электродными) машинами (рис. 16— 18). И те, и другие машины при­ надлежат к обширной группе сварочного оборудования IV класса, ши­ роко применяемого в автомобиле-, вагоностроении, машиностроении.

На рис. 72 изображена агрегатная установка, которая содер­ жит два восьмиголовочных станка /, 2 для дуговой сварки стальных

263

желобов 8, 9, являющихся объектом массового производства в уголь­ ном машиностроении. Все восемь сварочных головок 7 закреплены на общем суппорте 4, который приводится в движение одним элект­ роприводом 5. Подача электродной проволоки из катушек 3 осуще­ ствляется на всех восьми головках одним общим электроприводом 6,

 

расположенным на суппорте станка.

 

Таким образом, автоматическая син­

 

хронность работы всех восьми голо­

 

вок обеспечивается их жесткой кине­

 

матической связью. Каждая головка

 

7 сваривает свой участок шва:

четыре

 

из них — на левой стороне желоба, а

 

другие

четыре— на

правой.

После

 

кантовки желоба на 180° та же опера­

 

ция производится на следующей по­

 

зиции установки с обратной стороны

 

желоба таким же восьмиголовочным

 

станком 1.

 

 

 

 

 

Вторым представителем многоголо­

 

вочных

специализированных

машин

 

может служить оригинальный четы­

 

рехголовочный автосварочный станок

 

переносного типа (рис. 73). Он пред­

 

назначен для одновременной

сварки

 

четырех вертикальных швов кресто­

 

образного соединения, образующегося

 

при пересечении двух плоских листов

 

под прямым углом, в частности

для

 

соединения

полотнищ судового

набо­

 

ра — продольного с поперечным, на­

 

пример

полотнища

шпангоута

с по­

Рис. 73. Четырехголовочный ав­

лотнищем кильсона. Высота этих по­

лотнищ,

а

следовательно, и

длина

томат для сварки судового на­

бора.

соединительных швов в морских су­

 

дах

колеблется в пределах 0,6— 1,5 м.

Таким образом, суммарная длина соединительных

угловых

швов в

одном «кресте» равна 2,5—6,0 м.

 

 

 

 

 

 

Несущей конструкцией

станка

является вертикальная

колон­

ка 5 с крестообразной струбциной 6 в основании, при помощи ко­ торой она устанавливается и крепится на свариваемом изделии сверху— в центре «креста». Колонка снабжена вертикальными направляющими, по которым передвигается суппорт, несущий на себе четыре сварочных головки 3 с удлиненными электродными мунд­ штуками 7. На вершине колонки установлен электропривод /

264