Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
выми или спиральными валиками планшайба поворачивается на 90°, принимая, таким образом, горизонтальное положение с верти кальной осью вращения, т. е. устанавливается плашмя. Возможны и промежуточные (наклонные) положения планшайбы под любым' углом в пределах от 0 до 90°, особенно при наплавке в лодочку.
На станине установлена колонна 4 с рельсовым путем для са моходного наплавочного аппарата 3 (А-1235 или иного), снабжен ного специальной съемной приставкой для наплавки внутренних
цилиндрических поверхностей. На станине расположен пульт управления 5.
Сравнивая наплавочные станки (рис. 61 и 63), следует обратить вниманію на различие^ в конструкции наплавочных аппаратов и связанной с этим общей компоновке станка. В станке для наплавки цилиндрических деталей (рис. 61) направляющие для самоходного наплавочного аппарата смонтированы непосредственно на станине центрового вращателя, аналогично токарному станку и его суппор ту. Подобная компоновка возможна также при использовании ка кого-либо старого токарного станка, на суппорте которого можно установить наплавочную головку.
В универсальном наплавочном станке (рис. 63) рельсовый путь смонтирован на специальной колонне, установленной на станине. Такая компоновка (с верхними путями) более громоздка по сравне нию с компоновкой, приведенной на рис. 61, но она дает возмож
ность применять серийные сварочные автоматы с верхним располо жением тележки.
Для крупносерийного и массового производства или ремонта однотипных биметаллических деталей с износостойкой поверх ностью целесообразнее применять не типовые универсально-напла вочные станки, а специализированные станки IV и V классов, на пример для наплавки тракторных катков, конусов доменных печей, клапанов автомобильных двигателей и т. п.
До сих пор рассматривались установки для электродуговой свар-
ки и наплавки. Переходим к обзору универсального оборудования III класса для других видов сварки.
Типичным образцом оборудования III класса для электро шлаковой сварки может служить установка башенного типа,, применяемая на заводах тяжелого машиностроения и котлостроения (рис. 64). Каждый башенный станок представляет собой верти кальную колонну (башню) 6, установленную на самоходной тележ ке и несущую на себе вертикальный рельсовый путь 3 с движущимся по нему сварочным автоматом типа А-535, и подъемный балкон 7, на котором установлена аппаратура управления и находится свар щик-оператор. Рельсовая колонна вверху и внизу соединена с несущей колонной (башней) двумя горизонтальными взаимно
249
перпендикулярными суппортами 2, снабженными электроприводами с дистанционным кнопочным управлением. При помощи этих сдвоен ных суппортов можно в известных пределах изменять положение рельса в пространстве.
Для сварки вертикальных швов, например соединительных швов сварнолитой станины тяжелого пресса или прокатного стана, свар щик подводит башню к изделию и с помощью верхних и нижних
Рис. 64. Башенная установка для электрошлаковой сварки.
•суппортов точно устанавливает рельсовую колонну параллельно шву и на заданном расстоянии от него. После этого производится сварка шва при вертикальном движении автомата 5 по рельсовой колонне 3. Колонна снабжена зубчатой рейкой, с которой сцепляет ся ведущая шестерня привода сварочного автомата А-535. Управ ление всеми движениями тележки, балкона и суппортов рельсовой колонны осуществляется кнопками с пульта управления, распо ложенного на балконе.
По описанной схеме на котлостроительных заводах сооружены сдвоенные установки для сварки продольных швов котельных ба рабанов высокого давления диаметром 700—4000 мм с толщиной
250
стенки 50—400 мм (рис. 64). Большинство барабанов собирается из двух штампованных полуобечаек и, следовательно, сваривается двумя диаметрально расположенными продольными швами. Одно временная сварка этих швов двумя аппаратами 5 позволяет не толь ко повысить производительность сварочной установки, но и снизить до минимума продольные деформации барабана благодаря симмет ричному положению швов.
Сварочная установка (рис. 64) представляет собой агрегат, со стоящий из двух вертикальных электроподъемников (лифтов) 6, оборудованных рельсовыми колоннами 3 со сварочными аппарата ми 5, и стационарного стенда 9, на котором устанавливается свари ваемый барабан 4. Подъемники устроены по типу пассажирских лифтов и снабжены клетевыми кабинами 7 для операторов и аппа ратуры управления. К башне каждого подъемника шарнирно под вешена вертикальная рельсовая колонна 3, несущая на себе свароч ный автомат 5 типа А-535. Конструкция этой шарнирной подвес ки позволяет легко перемещать колонну по горизонтали в любом направлении, а также устанавливать ее параллельно шву при перекосах его. Для выполнения этих операций каждый из двух шар ниров рельсовой колонны снабжен сдвоенным суппортом 2, осуще ствляющим горизонтальное перемещение колонны по двум взаимно перпендикулярным направлениям.
Механизмы подъема кабины и вертикального перемещения ав томата А-535 кинематически не связаны между собой и управляются раздельно: автомат во время сварки движется непрерывно с малой сварочной скоростью (0,3—3,0 м/ч), а башенный подъемник каби ны периодически включается и останавливается сварщиком по мере продвижения сварочного автомата по шву. Эти периодические включения и выключения подъемника можно автоматизировать, электрически связав механизм подъемника 8 со сварочным автома том 5. Однако в этом нет особой необходимости, так как движение автомата происходит настолько медленно (до 0,05 м/мин), что свар щик свободно успевает производить эти манипуляции на ходу. Обычно скорость подъема кабины устанавливается в пределах 3— 5 м/мин. Весь подъемник смонтирован на механизированной тележ ке с электроприводом, позволяющим перемещать ее по рельсам со скоростью 2 м/мин, приближая или удаляя от стенда 9, на ко тором установлен свариваемый барабан 4 или другое изделие. Эти перемещения необходимы не только для настройки подъемников на сварку барабана заданного диаметра, но и в целях безопасности при крановых операциях во время укладки или съема барабана.
На вершине башни подъемника смонтирована небольшая по
воротная |
стрела 1 с |
электротельфером для подъема |
и доставки |
в кабину |
во время |
сварки необходимых сварочных |
материалов |
251
{проволоки, флюса и пр.), не останавливая движения автомата и не опуская кабины вниз.
Работает установка следующим образом: барабан в собранном виде подается краном на установку и закрепляется на стенде 9 в вер тикальном положении. Затем оба подъемника 6 подъезжают к бара бану, рельсовые колонны 3 при помощи концевых суппортов 2 устанавливаются параллельно швам, и установка готова к сварке. После сварки обоих швов башни откатываются в стороны, готовый барабан убирается со стенда, сварочные автоматы маршевым ходом опускаются вниз и цикл повторяется.
На заводах тяжелого машиностроения и котлостроения приме няются также установки для электрошлаковой сварки кольцевых швов (рис. 65) различных толстостенных барабанов, цилиндров, пустотелых валов мощных гидротурбин, а также для приварки фланцев к ним. На этих установках сваривают изделия различных размеров: диаметр — от 600 до 4000 мм, длина — до 15 000 мм, толщина — от 40 до 450 мм и вес до 120 т.
В состав установки входит роликовый стенд 4, самоходная те лежка 1 с вертикальной рельсовой колонкой 3 для сварочного ап парата, собственно сварочный аппарат 2 типа А-372М или А-535, пункт электропитания установки с аппаратурой управления, несу щие конструкции и фундаменты.
Схема установки по своему внешнему виду и общей компоновке весьма напоминает обычную типовую установку с глагольной те лежкой и роликовым стендом, применяемую для дуговой сварки котлов (см. рис. 58, схема III). Однако ее техническая характерис тика и содержание существенно отличаются от типовой установки, скомпонованной по схеме III. Роликовый стенд, которым оснащена рассматриваемая установка (рис. 65), имеет повышенную грузо подъемность (до 120 Т) и, кроме того, его рабочие скорости пример но в 30 раз ниже скоростей обычного роликового стенда (0,01 — 0,06 мімин вместо 0,4—1,6 мімин), что объясняется различием в спо собах сварки, в режимах сварки и в размерах сечения свариваемого за один проход шва.
Тележка 1 снабжена приводом для перемещения сварочного ап парата вдоль стенда от одного стыка к другому. Рабочих — свароч ных — скоростей тележка не имеет. Роликовый стенд 4, кроме указанных выше рабочих скоростей, имеет также маршевую ско рость 2,8 м/мин для установочных поворотов свариваемого из делия.
С целью предупреждения осевых сдвигов, характерных при ра боте обычных роликовых стендов (см. § 13), в установках рассмат риваемого типа роликовый стенд иногда снабжают упорными ро ликами, либо заменяют его на роликовую постель из холостых
252
роликоопор (люнетов) 5, не имеющих привода. Вращение при этом осуществляется торцовым вращателем 8, соединенным со сваривае мым барабаном 6 при помощи карданного вала 7 с захватами, или с
Рис. 65. Установка для электрошлаковой сварки кольцевых швов.
помощью иного нежесткого соединения, обеспечивающего свободу поперечных смещений барабана (для свободного опирания на роли ки), но не допускающего продольных сдвигов.
253
Весьма проста по своей конструкции универсальная установка для электрошлаковой сварки пластинчатым электродом (рис. 66) коротких прямых швов или каких-либо прямоугольных сечений. Она представляет собой трехколесную тележку 1 глагольного типа (рельсовую или безрельсовую) с вертикальной колонкой 3. По этой колонке с помощью электропривода 2 может передвигаться карет ка 4 с выдвижной консолью 5, на конце которой закреплен плас тинчатый электрод 6 и присоединен наконечник токоподводящего провода. Во время сварки по мере плавления электрода каретка медленно опускается вниз. Скорость этого перемещения равна ско рости плавления электрода за вычетом встречной скорости нара щивания шва (скорости сварки).
Установка А-570 III класса (рис. 67) предназначена для электрон нолучевой сварки прямых и круговых швов в изделиях, имеющих форму тела вращения с горизонтальной или вертикальной осью (во время сварки), а также для сварки прямых и круговых швов в плоских изделиях, расположенных горизонтально.
Установка представляет собой кубическую вакуум-камеру с внутренними размерами сторон 1200 мм, закрываемую с четырех сторон герметическими крышками. Потолочная крышка круг лая, боковые и фронтальная — прямоугольные. К патрубку, рас положенному на задней стенке, присоединен вакуумный насос. На верхней крышке имеется электронная пушка 2, которая с по мощью механизмов 5 может перемещаться внутри камеры по трем взаимно перпендикулярным осям. На днище камеры снаружи смон тирован привод 4 механизма вращения свариваемого изделия, вы ходной вал которого пропущен через герметичное уплотнение внутрь камеры.
Свариваемое изделие устанавливается на тележке 3 и зака тывается через боковую открытую стенку внутрь камеры, фикси руется там и после создания вакуума сваривается. При сварке коль цевых швов пушка неподвижна, а вращается свариваемое изделие; при сварке прямых швов движется пушка относительно неподвиж ного изделия.
В комплект установки, кроме камеры с ее механизмами, входит источник питания типа У-250А, электронная сварочная пушка У-570.30, вакуумная система, загрузочно-разгрузочное устройство и пульт управления.
Установка рассчитана на сварку изделий диаметром до 600— 1000 мм (в зависимости от расположения оси вращения) и длиной до 750 мм. Скорость сварки может плавно регулироваться в пре делах 0,17—1,7 м/мин. Визуальное наблюдение за сваркой ведется через иллюминаторы, расположенные на боковых и фронтальной стенках камеры.
254
/ |
2 |
3 |
|
|
Рис. 66. Установка для электро шлаковой сварки пластинчатым электродом.
Рис. 67. Универсальная установка для электроннолучевой сварки.
У н и в е р с а л ь н ы е |
м а ш и н ы |
III к л а с с а д л я |
с в а р к и д а в л е н и е м . |
Две специфические особенности от |
личают оборудование для сварки давлением от оборудования для сварки плавлением (особенно дуговой), если рассматривать их с точки зрения комплексной механизации.
Первая из них заключается в том, что установки для дуговой автоматической сварки, как правило, комплектуются из собствен но сварочного (электротехнического) оборудования и вспомога тельного (механического). Почти невозможно скомпоновать авто сварочную установку только из серийного сварочного оборудова ния. В то же время оборудование для сварки давлением, наоборот, как правило, представляет собой комплектно смонтированные ма шины, которые могут работать вполне автономно. В этом заклю чается их существенное преимущество перед серийными автома тами для дуговой сварки.
Вторая особенность касается, главным образом, машин для сты ковой сварки давлением — контактной, холодной, сварки трением и др. Эти машины по самому принципу действия являются в сущ ности сборочно-сварочными, так как в процессе сварки они выпол няют и сборку деталей (зажатие, центровку, сближение, соедине ние). Таким образом, обычные стыковые машины, в том числе уни версальные, следует отнести к машинам VI класса. Это, однако, не относится к универсальным контактным машинам для точечной, шовной и рельефной сварки. Здесь в большинстве случаев необ ходима предварительная сборка деталей под сварку и лишь в спе циализированных сборочно-сварочных машинах операция сборки может производиться самой контактной машиной, вплоть до сов мещения этих двух операций. Наиболее совершенными образ цами такого специализированного оборудования являются сбороч но-сварочные автоматы VII класса и автоматические линии IX класса.
К категории универсального оборудования III класса можно отнести широко распространенные серийные машины для точечной и шовной сварки, выпускаемые заводом «Электрик» и др. К ним относятся машины серии АТП, МТП, ПТП, МШМ, МШП и др.
С точки зрения комплексной механизации сварочного произ водства универсальные машины общего назначения, как и все сва рочное оборудование III класса, не представляют особого интереса, так как с их помощью механизируются лишь основные сварочные операции и поэтому они обладают сравнительно низким уровнем комплексной механизации. Тем не менее, несмотря на указанное несовершенство этих машин как элементов комплексной механиза ции, они оказываются единственно возможными для механиза ции единичного и мелкосерийного сварочного производства с сильно