Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жестко соединены винтами с фланцами 2. На другом конце полу­ осей имеются посадочные поверхности для подшипников качения

ишлицы для соединения с другой деталью. Гуммировка защищает металлические детали от попадания на них агрессивных жидкостей

игазов.

Наличие опор в виде подшипников качения позволяет при расчете полагать, что цилиндр свободно лежит на двух жестких опорах и нагружен равномерно распределенной нагрузкой, зави-

Рис. 198.

Отделочный

цилиндр с опорами на

концах:

I — труба;

2 — фланец;

3 — полуось; 4 — слой

гуммировки

сящей от массы гуммированной трубы и удельного давления вит­ ков нити. Кроме того, цилиндр подвергается кручению и изгибу от усилий на звездочках, закрепленных на валу и полуоси.

На рис. 199 приведены расчетные схемы отделочных цилин­ дров формовочных машин.

Отделочные цилиндры рассчитывают на прочность, жесткость и критическую скорость.

При расчете на прочность определяют максимальные напряже­ ния в опасном сечении цилиндра, возникающие от его собствен­ ного веса, давления витков нити, центробежных сил и крутящего момента на ведущей звездочке.

Собственный вес цилиндра (с учетом слоя гуммировки), пре­ небрегая наличием фланцев, можно рассматривать как нагрузку, равномерно распределенную по всей длине цилиндра. Такой же вид нагрузки возникает и от воздействия витков нити с шагом 3—8 мм. При расчете можно принимать среднее удельное давление витков на один 1 см длины цилиндра равным 9,8 Н.

292


Напряжения от центробежных сил при скорости формования 3 м/с не превышает 9,8 Н. Следовательно, влиянием центробежных сил при расчете цилиндра на прочность можно пренебречь.

Величина крутящего момента на ведущей звездочке зависит от схемы крепления цилиндра, схемы привода цилиндра во вра­ щение, а также величины сопротивлений, возникающих при вра­ щении цилиндра.

1 2

6)

г)

Рис. 199. Схемы расположения опор отделочных цилиндров:

а — опоры на концах; б — три опоры; в, г — консольное крепление; 1 , 2 — приводные звездочки или зубчатые колеса

При цепном приводе и жестких опорах цилиндра постоянно действующее усилие в ведущей ветви цепи

 

 

^общ

Л,

Дір»

где

Рп — полезное окружное усилие;

Рпр — натяжение,

создаваемое

провисанием ведомой (холо­

 

стой) ветви цепи;

 

 

 

 

Р

— а k

А-

 

 

1 пр --- ѴЦп'Пр/ *>

здесь

<7ц— вес 1 м цепи;

 

 

 

А — расстояние

между осями звездочек;

knp— коэффициент провисания.

Значение knp зависит от схемы расположения цепной передачи:

для горизонтальной передачи (а = 0)

knp = 6; для

наклонной

при а

с

40° (2л/9 рад)

knp = 4, при а >■ 40° коэффициент knp =

= 2;

для

вертикальной

передачи (а =

90°) knp = 1;

здесь а —

угол наклона линии центров звездочек к горизонтали.

Усилия в ветвях цепи передаются на валы звездочек, причем нагрузка Т на валы зависит, в основном, от полезного усилия Рп

ив значительно меньшей степени от предварительного натяжения

Т= kPn,

где k — коэффициент нагрузки вала.

передачи

с

При спокойной нагрузке для горизонтальной

< 40°) k = 1,15, для вертикальной передачи >

40°) k =

1,05.

293


Реакции в опорах цилиндра зависят от их расположения по отношению к насаженным на валу звездочкам, а также от значе­ ния и направления нагрузки Т.

Рассмотрим в качестве примера горизонтальную схему при­ вода к цилиндру с опорами А и В на его концах (рис. 200).

Рис. 200. Схема горизон­ тального привода к ци­ линдру с опорами на концах

Учитывая симметричность нагрузки, получим

RАу RßuB y

n _

a .

КAx — 1

>

qt .

2 ’

 

K * , = r ( l + £ ) ;

 

 

 

q =

<

7 i +q2*

 

 

В этих выражениях:

цилиндра;

 

L — общая длина

 

qx — распределенная

нагрузка от собственного веса

цилиндра;

 

 

 

 

<72 — распределенная нагрузка витков нити;

а — длина

консоли

вала

цилиндра;

I = L — 2b — рабочая длина

цилиндра.

Окружное усилие на звездочке

 

 

Р

 

(?і + Яг) 1Ѵ-Г

 

Ч1^г

п

г3в

/

 

2а \

 

гзв ’

 

k ( 1+ —J- \ \іг

 

где р. — коэффициент трения в опорах;

k— коэффициент трения-качения;

г— радиус цапфы опор;

гзв — радиус делительной окружности звездочки.

При использовании подшипников качения значения Р п, а следовательно, и Т резко уменьшаются.

Исследование полученных зависимостей позволяет при рас­ чете отделочных цилиндров в первом приближении пренебрегать влиянием окружного усилия Рп на реакции в опорах Л и В и

294


вести расчет только с учетом собственного веса цилиндра и удель­ ного давления витков нити (ошибка не превышает 5— 10%).

В этом случае максимальный изгибающий момент, действу­ ющий в средней части ци­ линдра,

Мтах : (2L - /).

Для полуоси (цапфы)

^max —

Напряжение изгиба

_

__ -Мщах

>

Рис. 201. Схема к определению изгибаю­

^изг

\ѵ/

щего момента и прогиба консольного

 

Wизг

 

отделочного цилиндра

 

 

 

где 1ЕИЗГ — момент сопротивления поперечного сечения пусто­ телого цилиндра;

Ww И З Г

------

( 4 —4)

32<4

 

 

здесь ф и d2— соответственно внутренний и наружный диаметр цилиндра.

При консольном закреплении цилиндра (рис. 201): для цилиндра

М тах = ( Д + 4 2) - | г = - л Р - >

для вала (цапфы)

М„

ІЯі + (“2“ +

I ql ^-j- +

.

Определение прогиба цилиндра

На качество нити и характер расположения ее витков на цилин­ драх существенно влияет прогиб как рабочей части цилиндра, так и полуосей. Чем меньше прогиб, тем равномернее распреде­ ляются витки нити на цилиндрах, меньше проскальзывание нити, выше ее качество. С этой точки зрения относительный прогиб цилиндра не должен быть больше 1/15 000— 1/20 000.

При проектировании механизмов накопления и транспорти­ рования нити следует учитывать прогибы обоих парных цилиндров.

Если в качестве опор применяют самоустанавливающиеся подшипники, то при выводе уравнения прогиба цилиндр можно рассматривать как балку на двух шарнирных опорах.

295


Конструкция отделочных цилиндров позволяет с большой точностью считать жесткость поперечных сечений рабочей части этих цилиндров постоянной по всей длине.

При учете только изгибающего момента уравнения изогнутой оси цапфы и цилиндра в дифференциальной форме имеют вид соответственно (рис. 202):

Exhyi = ^ \

Е2І2 У2 qix2

*2

где Е ХІ ! и Е 2І 2— жесткость соответственно цапфы и цилиндра; у 1 и у 2— прогиб соответственно цапфы и цилиндра на

расстоянии х г и х 2 от начала координат.

Рис. 202. Схема к определению прогиба отделоч­ ного цилиндра с опорами на концах

Интегрируя дважды каждое из этих уравнений, получим:

 

 

qlx\

 

Ci;

E\I\y\

qlx\

 

 

 

Е\І\у\ =

 

~w -[- C1X1 -f- C2;

 

 

 

Е2І2 У2

 

qlxl

 

q(x2 — 6)3

C;•З;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

qlx2

 

 

q (x2

Cx2 -f- C4.

 

 

E2l 2y2 ■

12

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные интегрирования C4, Сг, С3 и С4 находим по граничным

условиям:

1)

при х г = 0

и

у 4

=

0;

2) при

х2 =

= b + - у

и г/2 = 0;

3)

при х\ — Х2

=

Ь, у[

=

г/г и г/і =

г/г.

 

Совместное решение уравнений позволяет найти постоянные интегрирования, а следовательно, и уравнения для определения

деформаций цапфы

и цилиндра:

 

 

 

У1=

qi

" 12 (xj — 62)

(l2 ö 2 — 3L2 +

/2) Ч

48

£4/i

 

e 2i

 

У\ = tëE1Il

 

J2

о<,2

£\/jATj

1

з/ , Ч п ;

 

4*і( * ? - зй2) +

-і^ (

і262-

296