Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сферическая втулка (рис. 243) в верхней части имеет шаро­ вую поверхность, которой она опирается в такую же поверхность корпуса. От осевого вращения втулку предохраняет специальный

винт. Втулка имеет центрирующее и демфирую-

 

 

 

щее устройства.

 

 

 

 

 

втулками

приме­

 

 

 

Веретена

со

сферическими

 

 

 

няют при

работе

с плохо

 

уравновешенными

и

 

 

 

тяжелыми паковками при скоростях до 1200 рад/с.

 

 

 

В качестве

подшипников

 

чаще

всего

приме­

 

 

 

няют на верхней опоре роликовый

подшипник,

 

 

 

на нижней— подшипник скольжения (см. рис. 241).

 

 

 

Имеются веретена только с опорами качения в виде

 

 

 

шариковых

или

роликовых

подшипников

(см.

 

 

 

рис. 238). При использовании роликовых подшип­

 

 

 

ников для восприятия осевых нагрузок

вводят

 

 

 

опорный

шарик.

Наиболее

прогрессивная

кон­

 

 

 

струкция

опор — шариковые подшипники с кон­

 

 

 

систентной смазкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве упругих элементов применяют ради­

 

 

 

альные

и расположенные

 

вдоль

оси

 

шпинделя

 

 

 

цилиндрические

пружины,

кольца

из

резины и

 

 

 

пластмасс, разрезные стальные шарниры, шар­

 

 

 

ниры из резины, капрона и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демпфирующие

устройства

бывают

следую­

 

 

 

щих типов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силы

 

со­

 

 

 

гидродинамические — используются

 

 

 

 

противления масла при движении

гильз,

стакан­

 

 

 

чиков,

пружин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гистерезисные— используются

большие силы

 

 

 

внутреннего

сопротивления

упругих

материалов

 

 

 

(резина, пластмассы);

 

 

 

 

 

 

силы

вязкого

 

 

 

комбинированные — используются

 

 

 

сопротивления

и силы

трения

между

соприка­

 

 

 

сающимися поверхностями твердых тел при нали­

 

 

 

чии смазки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устройства,

 

работающие

с

 

использованием

Рис. 243. Сфе­

принципа

ударного

виброгашения.

 

^достигают

рическая

втул­

Внешней

амортизации

колебаний

ка веретена:

или креплением

веретена

 

к

брусу

с

помощью

1 — втулка

сфе­

стальной

пружины,

или

введением

резиновых

и

рическая;

2

гильза;

3 — под­

пластмассовых прокладок между бруском и вере­

пятник; 4— коль­

цо; 5 —пружина;

теном,

или

применением

податливых

 

кронштей­

6 — трубка

тор­

нов и веретен с подвижным

креплением.

 

 

 

мозная;

7— коль­

хроми­

цо тормозное; 8

Шпиндели

веретен

изготовляют

 

из

шайба

 

 

стой стали

ШХ9 или ШХ15,

подвергнутой

тер­

 

должны

мической обработке;

причем

максимальную

твердость

иметь поверхности опор качения и скольжения (HRC60—62), твер­ дость остальных участков не должна быть меньше HRC 52— 54.

399


Нижний подшипник скольжения (подпятник) при диаметре отверстия верхнего подшипника менее 9 мм изготовляют из стали ШХ9, закаленной до HRC 62—65, а при диаметре отверстия бо­

лее 9 мм — из бронзы Бр АМц 9—2 или БрАЖ 9—4.

чугуна

Корпус веретена (гнездо) изготовляют

из

серого

СЧ

18—36 или из модифицированного серого чугуна.

 

 

 

 

Втулки

веретен

выпол­

 

 

няют из стали 45.

 

 

 

 

На рис. 244—247 при­

 

 

ведены

конструкции

элек­

 

 

троверетен, получивших наи­

 

 

более широкое применение в

 

 

производстве химических во­

 

 

локон.

Развитие конструк­

 

 

ций

электроверетен идет

по

 

 

двум направлениям: созда­

 

 

ние схем

с жестким

и гиб­

 

 

ким валами (шпинделями).

 

 

Электроверетена

ЭВ-1

и

 

 

КЭВ-2 выполнены с жестки­

 

 

ми

валами.

 

электрове­

 

 

Конструкция

 

 

ретена с гибким валом проста

 

 

(см. рис.

244);

рабочая ско­

 

 

рость 600—900 рад/с. В элек­

 

 

троверетенах

с

эластичными

 

 

валами (см. рис. 245,246) сое­

 

 

динение

вала кружки с пу­

 

 

стотелым валом ротора — ко­

 

 

нусное.

На верхнем

конце

 

 

вала закреплена насадка для

 

 

установки

кружки.

 

 

 

 

В электроверетене с жест­

 

 

ким шпинделем внутри по­

Рис.

244. Электроверетено формовочной

лого

вала

16

ротора

(см.

машины

рис.

247)

размещается с зазо­

 

 

ром нижний конец вала 5

 

 

кружки.

 

 

 

 

 

 

Нижний конец вала 5 имеет открытый снизу диаметральный

паз,

через который проходит шпонка (ось), соединенная концами

свалом ротора и служащая для передачи вращения от вала ротора

квалу кружки. Второй опорой (подвижной) вала 5 является верх­

ний радиальный шарикоподшипник.

Основными проблемами при разработке новых конструкций крутильных электроверетен является обеспечение полной синхро­ низации пуска и выбега электроверетена с пуском и выбегом ма­ шины, а также создание надежно работающих при высоких ско­ ростях (более 2000 рад/с) подшипников качения или скольжения.

400


Очень заманчивой является попытка создания работоспособ­ ных электроверетен с подшипниками скольжения, работающими без смазки, и электроверетен на воздушных опорах. Последние исключительно трудоемки в изготовлении и пока ненадежны в ра­ боте. При создании электроверетен, работающих в агрессивных

Рис.

245.

Электроверетено ЭВ-3

Рис. 246. Электроверетено:

формовочной машины:

 

I — кожух; 2 — статор;

3 — кор­

1

— корпус;

2 — статор;

3 — гнездо;

пус

подшипников;

4,

5 — шари­

4

— вал полый; 5 — ротор; 6—шпин­

коподшипники; 6 — пустотелый вал

дель;

7 — насадка; 8 — кабель; 9 —

ротора; 7 — ротор;

8 — вал кру­

кронштейн;

10 — стакан;

11 — втулка

жки;

9 — насадка;

10 — стакан;

 

 

 

 

 

II — амортизатор резиновый; 12

опора

средах, особое внимание следует уделять их антикоррозийной защите.

При расчете существующих конструкций веретен обычно опре­ деляют давления на опоры шпинделя веретена, критическую ско­ рость вращения (частоту собственных колебаний шпинделя с на­ садками и полной паковкой, а также без паковки), деформацию шпинделя, потребляемую мощность и т. д.

Следует заметить, что чисто теоретические расчеты обычно являются приближенными из-за сложности динамики веретена,

401



трудности учета многих факторов и невозможности определения некоторых величин. Например, без экспериментальных исследова­ ний невозможно найти величину дебаланса вращающихся звеньев веретена вместе с паковкой, а Также истинную величину зазоров, гидродинамических сопротивлений и т. п.

Рис. 247. Электроверетено:

1 — картер; 2 — ротор; 3— статор; 4 — корпус; 5 — вал кружки; 6 — колпак; 7 — гильза; 8 — пружина; 9 — на­ садка; 10 — обойма; 11, 14 — шарикоподшипники; 12 — кольцо маслоуловительное; 13 — крышка; 15 — подпятник; 16 — вал ротора; а — канал

Обычно при расчете принимают самые неблагоприятные усло­ вия для работы веретена: максимальный дебаланс, максимальное трение в опорах, максимальные или минимальные зазоры в кине­ матических парах, максимальная или минимальная податливость опор. Основным расчетом является определение зон критических скоростей вращения шпинделя веретена.

402

В первом разделе получены формулы для определения крити­ ческих скоростей различных упругих систем, в том числе, систем, применимых к веретенам и электроцентрифугам.

При определении критических скоростей веретен и электро­ центрифуг следует учитывать их характерные особенности. Основ­ ной особенностью является то, что в процессе намотки нити на шпулю или катушку или, наоборот, при сматывании нити вращаю­ щаяся масса шпинделя со всеми закрепленными на нем деталями непрерывно и сравнительно медленно изменяется; при этом ме­ няется положение общего центра тяжести, иногда меняется даже расчетная схема упругой системы. Кроме того, при расчете имеют дело с телами переменной жесткости по длине, что значительно усложняет расчет.

Как показано выше, с увеличением массы упругой системы при прочих равных условиях уменьшается частота ее собственных колебаний.

Таким образом, упругая система с изменяющейся массой имеет целую область критических скоростей, которая ограничена ми­ нимальной скоростью, соответствующей максимальной массе, и максимальной скоростью, соответствующей минимальной массе.

Рабочая скорость вращения шпинделя веретена не должна находиться в пределах областей критических скоростей, она должна отличаться на 30—40% как от минимальной, так и от максимальной критической скорости.

Максимальная критическая скорость соответствует шпинделю веретена без шпули или катушки, а минимальная критическая скорость — шпинделю веретена с полностью наработанной па­ ковкой.

Шпиндели веретен разного назначения имеют различное кон­ структивное оформление. Чем сложнее конструктивное оформле­ ние шпинделя, тем выше трудоемкость расчета критических скоро­ стей. Кроме того, точность расчета зависит от правильного выбора расчетной схемы упругой системы, близкой к действительным условиям работы шпинделя веретена, с обязательным учетом вида опор, характера распределения масс и нагрузок.

Многочисленные экспериментальные исследования и теорети­ ческие расчеты веретен показали следующее [11]:

влияние приводного блочка на первую критическую скорость невелико (2—3%), если его масса меньше половины массы шпин­ деля; кроме того, чем меньше масса блочка и чем ближе его центр тяжести расположен к верхней опоре шпинделя, тем меньше влияние блочка на критическую скорость;

влияние гироскопического момента от шпинделя, насадки, блочка и наконечника на критическую скорость несущественно и при расчете этим моментом можно пренебрегать;

жесткость бумажного или картонного патрона и тела намотки очень мала по сравнению с жесткостью шпинделя веретена с на-

4 0 3