В первом разделе получены формулы для определения крити ческих скоростей различных упругих систем, в том числе, систем, применимых к веретенам и электроцентрифугам.
При определении критических скоростей веретен и электро центрифуг следует учитывать их характерные особенности. Основ ной особенностью является то, что в процессе намотки нити на шпулю или катушку или, наоборот, при сматывании нити вращаю щаяся масса шпинделя со всеми закрепленными на нем деталями непрерывно и сравнительно медленно изменяется; при этом ме няется положение общего центра тяжести, иногда меняется даже расчетная схема упругой системы. Кроме того, при расчете имеют дело с телами переменной жесткости по длине, что значительно усложняет расчет.
Как показано выше, с увеличением массы упругой системы при прочих равных условиях уменьшается частота ее собственных колебаний.
Таким образом, упругая система с изменяющейся массой имеет целую область критических скоростей, которая ограничена ми нимальной скоростью, соответствующей максимальной массе, и максимальной скоростью, соответствующей минимальной массе.
Рабочая скорость вращения шпинделя веретена не должна находиться в пределах областей критических скоростей, она должна отличаться на 30—40% как от минимальной, так и от максимальной критической скорости.
Максимальная критическая скорость соответствует шпинделю веретена без шпули или катушки, а минимальная критическая скорость — шпинделю веретена с полностью наработанной па ковкой.
Шпиндели веретен разного назначения имеют различное кон структивное оформление. Чем сложнее конструктивное оформле ние шпинделя, тем выше трудоемкость расчета критических скоро стей. Кроме того, точность расчета зависит от правильного выбора расчетной схемы упругой системы, близкой к действительным условиям работы шпинделя веретена, с обязательным учетом вида опор, характера распределения масс и нагрузок.
Многочисленные экспериментальные исследования и теорети ческие расчеты веретен показали следующее [11]:
влияние приводного блочка на первую критическую скорость невелико (2—3%), если его масса меньше половины массы шпин деля; кроме того, чем меньше масса блочка и чем ближе его центр тяжести расположен к верхней опоре шпинделя, тем меньше влияние блочка на критическую скорость;
влияние гироскопического момента от шпинделя, насадки, блочка и наконечника на критическую скорость несущественно и при расчете этим моментом можно пренебрегать;
жесткость бумажного или картонного патрона и тела намотки очень мала по сравнению с жесткостью шпинделя веретена с на-