Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

садкой в местах посадки, что позволяет при расчете учитывать только жесткость шпинделя веретена с насадкой;

шпулю, катушку или насадку можно считать жестким телом лишь в том случае, если их жесткость в 4—5 раз больше жесткости шпинделя в его верхней части [11]; обычно шпуля, катушка или насадка вверху и внизу плотно прилегают к шпинделю веретена, что позволяет считать ту часть шпинделя, на котором расположена шпуля, катушка или насадка одним жестким телом;

влияние массы опорной (хвостовой) части шпинделя на крити­ ческую скорость несущественно и при расчете этой массой можно пренебрегать;

 

 

 

 

Д

Аз

 

 

4? с/,

 

 

 

 

V

 

 

 

ГД /_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

1

 

ь2

 

Ь

 

 

 

1

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 248. Расчетная схема

Рис. 249.

Расчетная

схема

шпинделя

шпинделя

веретена:

веретена

 

 

 

 

 

а — с жесткими

опорами;

 

 

 

 

 

 

б — с упругой нижней опо­

 

 

 

 

 

 

рой и жесткой верхней; в

критические

скорости

веретен с

с упругими опорами

 

 

 

цилиндрическими

и

сферическими

 

 

 

втулками

несущественно

отличают­

ся от критических скоростей шпинделей с коническими

втулками.

Основное отличие веретен различного типа заключается в кон­

струкции

их

опор.

 

 

 

 

 

 

Если опоры шпинделя не меняют своего положения при работе веретена, то такие опоры называют жесткими. Расчетная схема упругой системы таких веретен приведена на рис. 248, а (шпин­ дель веретена условно расположен горизонтально).

Если опоры шпинделя имеют упругие элементы и при работе веретена изменяют свое положение, то такие опоры называют упругими. Наиболее распространены веретена с упругой нижней опорой (рис. 248, б).

Расчетная схема системы с двумя упругими опорами приведена на рис. 248, в.

В частном случае вращающийся шпиндель веретена, подлежа­ щий расчету на критическую скорость, может иметь сложное конструктивное оформление (рис. 249).

Исследование формул (раздел первый) для определения криг тических скоростей показывает следующее. Критическая скорость уменьшается с увеличением общей длины шпинделей (при неизмен­ ных диаметре и расстоянии между опорами), длины консоли, массы насадки и расстоянии от нее до верхней опоры, массы пако-

404


вок, а также с уменьшением жесткости опор. С увеличением диа­ метра шпинделя (при прочих постоянных условиях), а также ко­ нусности консоли (при постоянном диаметре большего основания) критическая скорость увеличивается.

Анализ формулы (58) показывает, что сосредоточенная масса с большим моментом инерции вызывает некоторое снижение основ­

ной частоты колебаний

и появление новой формы колебаний

с более высокой частотой.

Определение критической

скорости шпинделей

веретен переменного сечения

Если деформация консоли шпинделя не передается на хвостовую часть из-за малого зазора и большой длины верхней опоры, то при определении критической скорости шпиндель веретена сле­ дует считать жестко закрепленным в верхней опоре В (см. рис. 249).

При конической консоли (рис. 250) первую критическую ско­

рость удобнее определять по методике

 

 

 

А. И.

Макарова

или

по формуле Мо-

/

 

 

ноноба

 

 

 

 

 

 

 

ЕІгВ

 

/ *"*

Аг

 

 

=

~

ѵ

 

 

—---- -

 

 

<7і

 

—1 Т

h

 

 

1кр

 

сь2

У

 

где

С — коэффициент;

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

 

консоли

(усечен­

Рис. 250.

Расчетная

схема

 

 

 

 

ного

конуса);

 

конического шпинделя

вере-

но

/ і

 

интенсивность нагрузки

тена

 

 

 

 

 

и экваториальный

момент

консоли

Ь;

 

 

 

 

инерции

сечения

/—/

 

 

g — ускорение

свободного падения.

 

 

Коэффициент С рассчитывают по формуле

 

 

 

С =

0,719+ 1,069

^1

0,14

 

 

 

здесь

I — высота

конуса.

 

 

 

 

Метод А. И.

Макарова заключается в замене действительного

весомого шпинделя фиктивным невесомым шпинделем постоянного сечения с сосредоточенной массой на свободном конце консоли. Диаметр фиктивного шпинделя берут равным реальному диаметру свободного конца консоли Ь. После определения приведенной массы критическую скорость находят по формуле

— 1 /

ЗЕІ

0)1 КР ~ У

тпрЪЧ

405


где / — а + b — общая длина реального шпинделя (см. рис. 249);

 

 

nd6,1

63 ( / — 0,563)

( 6

0 , 5 / ) 2

 

 

тп р

 

іР

 

 

 

 

 

 

'

іьг

^2 (^1 “Ь ^2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зб, ( / - 6 3 - А

)

 

62 (

/ -

6э -

0,562)

(6 t + 0,56 а) 2

+

 

 

 

 

 

 

3d2 (d 2 - f

d3)2

+

(5d2 + d3) 2

 

 

 

 

3t i ( i - t , - A t, ) ( t, + ^

 

 

 

 

 

<*3 (^2 + 5^з ) 2

 

 

 

 

 

p — плотность

материала

шпинделя.

 

 

При определении тпр массами участков а и Ьх пренебрегаем из-за малого влияния их на критическую скорость. Если консоль состоит из одного конуса, то Ь3 = 0, а d 2 = d v Если на свобод­ ном конце консоли закреплена насадка для центрирования и закрепления шпули или катушки, то массу этой насадки следует

считать сосредоточенной

на конце консоли,

а в формуле (55)

к приведенной массе надо прибавить массу насадки.

Шпуля с намотанной

нитью существенно

снижает критиче­

скую скорость шпинделя веретена. Первую критическую скорость шпинделя с полностью наработанной паковкой можно определять по формуле (55), предварительно добавив к приведенной массе шпинделя приведенную массу паковки, найденную по методике

Рэлея

или по приближенной формуле

[12],

 

 

 

 

 

d j

k2( а - j- k)

 

 

М-пр. пак ^ п а к

л

'

Дэ

*

 

 

 

 

 

“ ср

 

 

 

 

где

— средний

наружный

диаметр

паковки;

веретена;

 

d cр — средний

диаметр

консоли

b

шпинделя

 

а — расстояние между

опорами шпинделя;

 

 

k — расстояние от верхней опоры до центра тяжести па­

 

ковки;

 

 

 

 

 

 

 

т пак — масса паковки.

 

 

скоростей высших

порядков

При определении

критических

с учетом распределенной массы шпинделя следует пользоваться уравнением частот (47).

Пример. Определить первую и вторую критические скорости цилиндриче­

ского шпинделя веретена при: а 10 см; 6 = 20 см;

/ = 30 см; d = 1 см; Е =

= 2 ,М О 5 МН/ма; р = 0,00785 кг/см3.

 

Решение. Подставляем эти данные в уравнение

(47)

г— (sh 0,333pi sin pi -f- sh pi sin 0,333pi) (ch 0,667pi +

+cos 0,667pi) + (sh 0,333p/-cos pi - f

+ch pi-sin 0,333pi) (sh 0,667pi + sin 0,667 pi).

406


Задаваясь значениями р,-/, получим г =

0 при р01=

0; г = 0,943 при р,-/ =

= 2; г = 0,022 при р 21= 2,45; г = —0,03

при

р31=

2,50.

Из приведенных расчетов следует, что z =

0 примерно при р1кр/ = 2,475.

Продолжая расчеты, найдем

Р2кр1 — 7,75.

 

находим критические скорости

Определив значение р ,/,

при котором г = 0,

шпинделя по формулам:

 

 

 

 

Ö W ) 1

- 1380 1,о

Рис. 251. Схема к определению критической скорости электроверетена с гибким валом

Первая критическая скорость,

подсчитанная по приближенной формуле

с учетом приведенной массы, равна

 

> * = - ъ г Ѵ і £ р г ш * ,/с '

Определение критической скорости гибкого вала кружки

К гибким относятся все валы, основная частота собственных коле­ баний (критическая скорость) которых меньше рабочей скорости вращения:

в*раб

___ /\

^раб

\ ^ I

W1 кр

 

пі кр

/

Гибкий вал кружки соединяется фрикционно своим кони­ ческим хвостовиком с пустотелым валом электродвигателя. Вал электродвигателя с насаженным якорем закреплен в корпусе на двух подшипниках (рис. 251).

При определении критической скорости вала кружки можно полагать, что он консольно жестко закреплен в корпусе электро­ двигателя.

Следует отметить, что жесткость посадочной части кружки значительно больше жесткости гибкого вала. Это обстоятельство

407


позволяет считать, что гибкий вал изгибается, а кружка только поворачивается вместе с валом.

Масса

кружки

при наработке кулича постепенно увеличи­

вается, а

это, как

следует из ранее полученных

формул, ведет

к снижению критической скорости.

 

Чтобы учесть при расчете критической скорости массу вала тв,

приведем

эту массу к точке А (^тпр = - ^ - т в 'j.

В этом случае

при вращении вала электроцентрифуги на гибкий вал действуют следующие силы и моменты:

центробежная сила приведенной массы вала

^пр ^пр® Уъ центробежная сила массы кружки (вместе с массой кулича)

 

 

Uк = /Пк®Ѵ»;

 

гироскопический

момент

(при

р =

со)

 

Mg =

(Ѳ0 ±

Ѳ,,) g> V

В этих формулах:

А\

 

 

 

у х— смещение

точки

 

 

 

ys — смещение

центра

тяжести s

кружки;

Ѳ о — момент инерции массы кружки совместно с гибким валом относительно оси вращения, проходящей через центр тяжести кружки;

Ѳ5 — момент инерции массы кружки относительно оси, перпен­

дикулярной оси

вращения

вала;

Ф! — угловое смещение точки А

или кружки.

Из рис. 251 следует,

что

 

У* = Уі + £фі>

где k — расстояние от центра тяжести кружки до точки А. Строго говоря, k увеличивается при наработке кулича; при

этом возрастают и моменты инерции 0Оі и Ѳ5. В связи с этим необ­ ходимо определять критические скорости для двух крайних слу­ чаев: кружка без кулича и кружка с полным куличом.

Используя метод сил (раздел первый, гл. II, § 7), найдем сме­ щения точки А под действием указанных сил и моментов с учетом коэффициентов влияния

Уі = аптпрш2у1+ a12mKoPys — аи (0О — 0S) со2фх; 1

Фі = bnmn])(Aiyl -]- b12mKM1ys —- ßn (0o — Ös) oAPl. )

Так как а 12 — а Х1 + ka11\ b12 = Ьц + Щ 1Ъ то, подставляя

эти значения в систему (391) и группируя неизвестные, получим

Уі [1 — (<hі«пр — anmK— ka.umK) со2] — cp2 {[— aukmK

k2a n mK+

a n (0O— 0S)]со2}=

0;

Уі [(Ѵя„р + bnm* +

^ßnmK) со2] +

{1 [bnkmK- f

+ k2ßn mK — ßu(0O— 0S)] со2} = 0.

408