садкой в местах посадки, что позволяет при расчете учитывать только жесткость шпинделя веретена с насадкой;
шпулю, катушку или насадку можно считать жестким телом лишь в том случае, если их жесткость в 4—5 раз больше жесткости шпинделя в его верхней части [11]; обычно шпуля, катушка или насадка вверху и внизу плотно прилегают к шпинделю веретена, что позволяет считать ту часть шпинделя, на котором расположена шпуля, катушка или насадка одним жестким телом;
влияние массы опорной (хвостовой) части шпинделя на крити ческую скорость несущественно и при расчете этой массой можно пренебрегать;
|
|
|
|
Д |
Аз |
|
|
4? с/, |
|
|
|
|
V |
|
|
|
ГД /_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
1 |
|
ь2 |
|
Ь |
|
|
|
1 |
|
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 248. Расчетная схема |
Рис. 249. |
Расчетная |
схема |
шпинделя |
шпинделя |
веретена: |
веретена |
|
|
|
|
|
а — с жесткими |
опорами; |
|
|
|
|
|
|
б — с упругой нижней опо |
|
|
|
|
|
|
рой и жесткой верхней; в — |
критические |
скорости |
веретен с |
с упругими опорами |
|
|
|
цилиндрическими |
и |
сферическими |
|
|
|
втулками |
несущественно |
отличают |
ся от критических скоростей шпинделей с коническими |
втулками. |
Основное отличие веретен различного типа заключается в кон |
струкции |
их |
опор. |
|
|
|
|
|
|
Если опоры шпинделя не меняют своего положения при работе веретена, то такие опоры называют жесткими. Расчетная схема упругой системы таких веретен приведена на рис. 248, а (шпин дель веретена условно расположен горизонтально).
Если опоры шпинделя имеют упругие элементы и при работе веретена изменяют свое положение, то такие опоры называют упругими. Наиболее распространены веретена с упругой нижней опорой (рис. 248, б).
Расчетная схема системы с двумя упругими опорами приведена на рис. 248, в.
В частном случае вращающийся шпиндель веретена, подлежа щий расчету на критическую скорость, может иметь сложное конструктивное оформление (рис. 249).
Исследование формул (раздел первый) для определения криг тических скоростей показывает следующее. Критическая скорость уменьшается с увеличением общей длины шпинделей (при неизмен ных диаметре и расстоянии между опорами), длины консоли, массы насадки и расстоянии от нее до верхней опоры, массы пако-
вок, а также с уменьшением жесткости опор. С увеличением диа метра шпинделя (при прочих постоянных условиях), а также ко нусности консоли (при постоянном диаметре большего основания) критическая скорость увеличивается.
Анализ формулы (58) показывает, что сосредоточенная масса с большим моментом инерции вызывает некоторое снижение основ
ной частоты колебаний |
и появление новой формы колебаний |
с более высокой частотой. |
Определение критической |
скорости шпинделей |
веретен переменного сечения
Если деформация консоли шпинделя не передается на хвостовую часть из-за малого зазора и большой длины верхней опоры, то при определении критической скорости шпиндель веретена сле дует считать жестко закрепленным в верхней опоре В (см. рис. 249).
При конической консоли (рис. 250) первую критическую ско
рость удобнее определять по методике |
|
|
|
А. И. |
Макарова |
или |
по формуле Мо- |
/ |
|
|
ноноба |
|
|
|
|
|
|
|
ЕІгВ |
|
/ *"* |
Аг |
|
(О |
|
= |
~ |
ѵ |
|
|
—---- - |
|
|
<7і |
|
—1 Т |
h |
|
|
1кр |
|
сь2 |
У |
|
где |
С — коэффициент; |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
длина |
|
консоли |
(усечен |
Рис. 250. |
Расчетная |
схема |
|
|
|
|
ного |
конуса); |
|
конического шпинделя |
вере- |
но |
/ і |
|
интенсивность нагрузки |
тена |
|
|
|
|
|
и экваториальный |
момент |
консоли |
Ь; |
|
|
|
|
инерции |
сечения |
/—/ |
|
|
g — ускорение |
свободного падения. |
|
|
Коэффициент С рассчитывают по формуле |
|
|
|
С = |
0,719+ 1,069 |
^1 |
0,14 |
|
|
|
здесь |
I — высота |
конуса. |
|
|
|
|
Метод А. И. |
Макарова заключается в замене действительного |
весомого шпинделя фиктивным невесомым шпинделем постоянного сечения с сосредоточенной массой на свободном конце консоли. Диаметр фиктивного шпинделя берут равным реальному диаметру свободного конца консоли Ь. После определения приведенной массы критическую скорость находят по формуле
— 1 / |
ЗЕІ |
0)1 КР ~ У |
тпрЪЧ ’ |
где / — а + b — общая длина реального шпинделя (см. рис. 249);
|
|
nd6,1 |
63 ( / — 0,563) |
( 6 |
— |
0 , 5 / ) 2 |
|
|
тп р |
|
іР |
|
|
|
|
|
|
' |
іьг |
^2 (^1 “Ь ^2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зб, ( / - 6 3 - А |
) |
|
62 ( |
/ - |
6э - |
0,562) |
(6 t + 0,56 а) 2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
3d2 (d 2 - f |
d3)2 |
+ |
4з (5d2 + d3) 2 |
|
|
|
|
3t i ( i - t , - A t, ) ( t, + ^ |
|
|
|
|
|
<*3 (^2 + 5^з ) 2 |
|
|
|
|
|
p — плотность |
материала |
шпинделя. |
|
|
При определении тпр массами участков а и Ьх пренебрегаем из-за малого влияния их на критическую скорость. Если консоль состоит из одного конуса, то Ь3 = 0, а d 2 = d v Если на свобод ном конце консоли закреплена насадка для центрирования и закрепления шпули или катушки, то массу этой насадки следует
считать сосредоточенной |
на конце консоли, |
а в формуле (55) |
к приведенной массе надо прибавить массу насадки. |
Шпуля с намотанной |
нитью существенно |
снижает критиче |
скую скорость шпинделя веретена. Первую критическую скорость шпинделя с полностью наработанной паковкой можно определять по формуле (55), предварительно добавив к приведенной массе шпинделя приведенную массу паковки, найденную по методике
Рэлея |
или по приближенной формуле |
[12], |
|
|
|
|
|
d j |
k2( а - j- k) |
|
|
М-пр. пак ^ п а к |
л |
' |
Дэ |
* |
|
|
|
|
|
“ ср |
|
|
|
|
где |
— средний |
наружный |
диаметр |
паковки; |
веретена; |
|
d cр — средний |
диаметр |
консоли |
b |
шпинделя |
|
а — расстояние между |
опорами шпинделя; |
|
|
k — расстояние от верхней опоры до центра тяжести па |
|
ковки; |
|
|
|
|
|
|
|
т пак — масса паковки. |
|
|
скоростей высших |
порядков |
При определении |
критических |
с учетом распределенной массы шпинделя следует пользоваться уравнением частот (47).
Пример. Определить первую и вторую критические скорости цилиндриче
ского шпинделя веретена при: а — 10 см; 6 = 20 см; |
/ = 30 см; d = 1 см; Е = |
= 2 ,М О 5 МН/ма; р = 0,00785 кг/см3. |
|
Решение. Подставляем эти данные в уравнение |
(47) |
г— — (sh 0,333pi sin pi -f- sh pi sin 0,333pi) (ch 0,667pi +
+cos 0,667pi) + (sh 0,333p/-cos pi - f
+ch pi-sin 0,333pi) (sh 0,667pi + sin 0,667 pi).
Задаваясь значениями р,-/, получим г = |
0 при р01= |
0; г = 0,943 при р,-/ = |
= 2; г = 0,022 при р 21= 2,45; г = —0,03 |
при |
р31= |
2,50. |
Из приведенных расчетов следует, что z = |
0 примерно при р1кр/ = 2,475. |
Продолжая расчеты, найдем |
Р2кр1 — 7,75. |
|
находим критические скорости |
Определив значение р ,/, |
при котором г = 0, |
шпинделя по формулам: |
|
|
|
|
Рис. 251. Схема к определению критической скорости электроверетена с гибким валом
Первая критическая скорость, |
подсчитанная по приближенной формуле |
с учетом приведенной массы, равна |
|
> * = - ъ г Ѵ і £ р г ш * ,/с '
Определение критической скорости гибкого вала кружки
К гибким относятся все валы, основная частота собственных коле баний (критическая скорость) которых меньше рабочей скорости вращения:
в*раб |
___ /\ |
^раб |
\ ^ I |
W1 кр |
|
пі кр |
/ |
Гибкий вал кружки соединяется фрикционно своим кони ческим хвостовиком с пустотелым валом электродвигателя. Вал электродвигателя с насаженным якорем закреплен в корпусе на двух подшипниках (рис. 251).
При определении критической скорости вала кружки можно полагать, что он консольно жестко закреплен в корпусе электро двигателя.
Следует отметить, что жесткость посадочной части кружки значительно больше жесткости гибкого вала. Это обстоятельство
позволяет считать, что гибкий вал изгибается, а кружка только поворачивается вместе с валом.
Масса |
кружки |
при наработке кулича постепенно увеличи |
вается, а |
это, как |
следует из ранее полученных |
формул, ведет |
к снижению критической скорости. |
|
Чтобы учесть при расчете критической скорости массу вала тв, |
приведем |
эту массу к точке А (^тпр = - ^ - т в 'j. |
В этом случае |
при вращении вала электроцентрифуги на гибкий вал действуют следующие силы и моменты:
центробежная сила приведенной массы вала
^пр ^пр® Уъ центробежная сила массы кружки (вместе с массой кулича)
|
|
Uк = /Пк®Ѵ»; |
|
гироскопический |
момент |
(при |
р = |
со) |
|
Mg = |
(Ѳ0 ± |
Ѳ,,) g> V |
В этих формулах: |
А\ |
|
|
|
у х— смещение |
точки |
|
|
|
ys — смещение |
центра |
тяжести s |
кружки; |
Ѳ о — момент инерции массы кружки совместно с гибким валом относительно оси вращения, проходящей через центр тяжести кружки;
Ѳ5 — момент инерции массы кружки относительно оси, перпен
дикулярной оси |
вращения |
вала; |
Ф! — угловое смещение точки А |
или кружки. |
Из рис. 251 следует, |
что |
|
У* = Уі + £фі>
где k — расстояние от центра тяжести кружки до точки А. Строго говоря, k увеличивается при наработке кулича; при
этом возрастают и моменты инерции 0Оі и Ѳ5. В связи с этим необ ходимо определять критические скорости для двух крайних слу чаев: кружка без кулича и кружка с полным куличом.
Используя метод сил (раздел первый, гл. II, § 7), найдем сме щения точки А под действием указанных сил и моментов с учетом коэффициентов влияния
Уі = аптпрш2у1+ a12mKoPys — аи (0О — 0S) со2фх; 1
Фі = bnmn])(Aiyl -]- b12mKM1ys —- ßn (0o — Ös) oAPl. )
Так как а 12 — а Х1 + ka11\ b12 = Ьц + Щ 1Ъ то, подставляя
эти значения в систему (391) и группируя неизвестные, получим |
Уі [1 — (<hі«пр — anmK— ka.umK) со2] — cp2 {[— aukmK— |
— k2a n mK+ |
a n (0O— 0S)]со2}= |
0; |
— Уі [(Ѵя„р + bnm* + |
^ßnmK) со2] + |
{1 — [bnkmK- f |
+ k2ßn mK — ßu(0O— 0S)] со2} = 0.