Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При г =

г 2 напряжение ог = 0 и

 

ДГг =

С, = - і - .

[4 (1 -

+ (3 - 2ц) г?].

Проектирование веретен

При проектировании веретена определенного назначения по за­ данной рабочей скорости шпинделя, массе и размерам паковки вместе со шпулей или катушкой необходимо определить (рис. 254):

размеры шпинделя

веретена;

 

размеры консоли и опорной части (хвостовика);

размеры и место крепления

приводного

блочка;

 

h5

 

 

 

 

 

--

 

 

 

2

а

b f

b

hA

Рис. 254. Схема к проектированию шпинделя ве­ ретена

размеры и место крепления центрирующих насадок (если в этом есть необходимость);

вид опор и способ их смазки; метод крепления веретена на машине.

Длина консоли b зависит от длины Іш шпули или катушки, высоты h6 приводного блочка веретена:

b = /ш + h6 — Ь1— Д,

где Д — расстояние от верхнего края шпули до свободного конца консоли Ь\

b! — расстояние от нижнего края блочка до середины верх­ ней опоры шпинделя.

Расстояние Д зависит в первую очередь от жесткости шпули и точности ее изготовления. Наилучшее центрирование шпули достигается при установке центрирующих устройств на всей длине шпули (сплошная коническая насадка). Однако при таком центри­ ровании точность изготовления металлических шпуль должна быть исключительно высокой и не должна нарушаться при дли­ тельной эксплуатации. Кроме того, введение сплошных насадок утяжеляет веретено, что ведет к увеличению расхода мощности и уменьшению срока службы.

Если для центрирования применяют раздельные насадки, то располагать их следует ближе к концам шпули; чем меньше жесткость шпуль, тем меньше должно быть расстояние Д (вплоть

413


до нуля). Значение А можно увеличивать только при использова­ нии очень жестких и прочных шпуль для повышения критических скоростей веретена. При этом следует помнить, что с увеличением А возрастает биение верхнего конца шпули и увеличивается число обрывов нити. Следовательно, при проектировании надо стре­

миться к уменьшению А, и лучше принимать А =

0.

 

Длина

центрирующих насадок hH не

должна

быть

меньше

среднего

диаметра d отверстия шпули,

т. е. d <

hH <

1,5d.

Высота h6 приводного блочка зависит от ширины В тесьмы или ремня и высоты Н веретенного кольца вместе с кольцевой планкой:

 

h6 =

В + Я +

26 +

(15-4-20),

где

б — толщина

буртика

(3 <

б < 8) в мм;

 

15—20 — величина зазора в мм, необходимая для предохра­

 

нения тесьмы или ремня от соприкосновения с коль­

 

цевой планкой и гарантирующая надежную по­

 

садку блочка на

шпиндель веретена.

Расстояние между буртиками блочка должно быть на 3—5 мм больше ширины тесьмы или ремня во избежание постоянного тре­ ния краев тесьмы о буртики. Высота буртиков должна быть ми­ нимум в 1,5—2 раза больше толщины тесьмы или ремня. При мень­ шей высоте возможно попадание тесьмы или ремня на буртик, что приведет к быстрому износу гибких передач.

Чаще всего блочек и нижняя насадка представляют собой одно тело.

Середину верхней опоры желательно совмещать с серединой тесьмы (ремня) или располагать чуть выше (на 10—20 мм):

Ьг ^ б -f -у- + (1,5 -н- 2,5 мм).

В этом случае деформация шпинделя при прочих равных усло­ виях минимальная, а веретено вращается спокойно.

От длины а хвостовой части шпинделя зависят габаритные размеры и масса веретена; это следует учитывать при проектиро­ вании, так как необходимо стремиться к снижению стоимости

веретена при одновременном увеличении

срока

службы.

С увеличением а возрастают размеры,

масса

и стоимость ве­

ретена, но уменьшается реакция в нижней опоре, износ послед­ ней и расход мощности. При проектировании следует отдавать предпочтение долговечности веретена и экономии энергии. Дли­ тельная эксплуатация веретен показала, что длину а следует

брать не меньше половины длины Ь консоли .

Определив размеры а, b, /ін и зная рабочую скорость веретена, размеры и массу шпули с нитью, можно найти средний диаметр консоли b шпинделя.

Так как для большей части веретен рабочая скорость нахо­ дится между первой и второй критическими зонами, то первая

414


(основная) критическая скорость веретена без паковки должна быть на 30—40% меньше ее рабочей скорости, т. е.

K P =

(°>6

°>7 ) “ раб =

тпрЬ*(а +

Ь) ’

 

где (йраб — рабочая

скорость

веретена;

 

 

тпр = т пр. в +

т я

(т пр. в — приведенная

масса

цилин­

дрической консоли b со средним диаметром d\

тн

масса верхней насадки).

d шпинделя, получим

Выражая / и т пр в через

диаметр

 

 

 

В + V В2 + 4АС

 

 

 

 

 

2 А

 

 

 

где

 

л _ Зя£

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л ~ “ б Г ’

 

 

 

D

(11,9

16,2)я63 +

Ь) ушраб

 

 

ö

 

 

560g

 

 

 

С= (0,36 0,49) сораб + Ь) Ь2та.

Вэтих формулах:

у — удельный

вес

материала шпинделя;

g — ускорение

свободного падения.

Подобным образом

рассчитывают шпиндели электроверетен

и электроцентрифуг.

ГЛАВА IV

РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГИБКОЙ ПЕРЕДАЧИ К ВЕРЕТЕНАМ И МЕХАНИЗМАМ ЛОЖНОГО КРУЧЕНИЯ

Преимущества ременной передачи по сравнению с зубчатой: возможность передачи мощности на значительные расстояния (на крутильно-этажных машинах до 30 м и более); плавность и бесшумность работы, обусловленные эластичностью ремня; отсутствие резких колебаний нагрузки и перегрузок благодаря упругости ремня и возможности его проскальзывания; простота конструкции и эксплуатации.

Недостатки: невозможность выполнения малогабаритных пе­ редач (для одинаковых условий диаметры шкивов примерно в 5 раз больше диаметров зубчатых колес); непостоянство передаточного числа, вызванное зависимостью скольжения ремня от величины нагрузки; повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная

415


с большим предварительным натяжением ремня (нагрузка на валы в 2—3 раза больше, чем в зубчатых передачах); низкая долговеч­ ность ремней (от 1000 до 5000 ч).

Мощность современных ременных передач не превышает обычно 50 кВт.

При комбинировании ременной и зубчатой передач целесооб­ разно ременной выполнять менее нагруженную ступень.

Критерии работоспособности при расчете ремней

Критериями работоспособности ремня служат тяговая способ­ ность или прочность сцепления ремня со шкивом, определяемая величиной сил трения между ремнем и шкивом, а также долго­ вечность ремня, которая в условиях нормальной эксплуатации определяется временем до разрушения ремня от усталости.

В настоящее время основным расчетом ременных передач является расчет по тяговой способности.

Прочность сцепления ремня со шкивом (тяговую способность) установил Эйлер на границе буксования, т. е. определил макси­ мально допустимое окружное усилие Р на ведущем шкиве, в за­ висимости от предварительного натяжения ремня S 0 при условии полного использования сил трения:

Si = S 2efa,

откуда

е/а

S, = P Ja .

S2 = P

е^а + 1 е^а — 1

где S i и 5 a — натяжение соответственно в ведущей и ведомой ветвях ремня.

Последняя зависимость позволяет определить минимально

необходимую величину предварительного натяжения

ремня 5 0,

при которой еще возможна передача заданной нагрузки.

Если

 

 

 

 

 

 

 

е^“ + 1

 

 

5 « <

І

е/« _ 1

 

то происходит

буксование

ремня.

 

При fa.—*оо

 

 

р

т. е. все

получим S 2 —* Р\ S 2 —* 0; S0 = -^-,

предварительное натяжение ремня используется для передачи нагрузки Р. Если fa —* 0, то S 2, S 2 и S 0 стремятся к бесконеч-

416


Рис. 255. Схема к определению до­ полнительного натяжения So, воз­ никающего при круговом движе­ нии ремня

ности; это означает, что передача нагрузки становится невозмож­ ной при сколь угодно большом натяжении ветвей ремня.

Тяговую способность ремня можно увеличить за счет увели­

чения угла а.

При круговом движении ремня на каждый элемент ремня массой dm, расположенный в пределах угла обхвата dcp, действует центробежная сила dC, которая вызывает дополнительное натяже-

жение S v во всех сечениях

ремня (рис. 255),

 

 

dC dm

=

~

^ф)

~ "

dtp,

где

V — скорость

ремня;

 

 

 

у — удельный

 

вес

ремня;

 

 

 

g — ускорение

свободного падения;

 

 

Ь и б — ширина и толщина ремня;

 

 

D— диаметр шкива с уче­ том толщины ремня.

Элемент dm находится в рав­ новесии при условии

dC = 2Svsin d(f Sv dtp

~ böv2d<p,

откуда

S, _ ybb V‘ =

8

где q = ybö — вес единицы длины ремня.

Натяжение S v ослабляет полезное действие предварительного натяжения S„, уменьшает силы трения, понижает нагрузочную способность передачи, особенно при ѵ >> 25 м/с.

Напряжение в ремне

Наибольшее напряжение возникает в ведущей ветви ремня

 

 

 

^max ■— °Г

Оо

°и>

 

 

 

где

 

S1-----напряжение

от растягивающейсилы

S_x;

<зѵ

S

zj^

 

от

центробежной

силы;

 

^ -----напряжение

ои = ~ Е — напряжение

от

изгиба

ремня

(Е — модуль

 

 

 

упругости

ремня).

 

 

 

 

Эти

зависимости выведены в предположении,

что

материал

ремня

изотропный и подчиняется

закону

Гука.

 

 

Ѵ214 А. Ф. Прошков

417