Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ротор механизма выполнен в виде цилиндрической трубки с двумя наружными заплечиками, препятствующими осевому перемещению шпинделя. Расстояние между внешними плоскостями заплечиков немного меньше расстояния между верхним и нижним дисками.

Приводной 2 и поддерживающий 3 диски выполнены из поли­ уретана и посажены на валы, установленные в шарикоподшип­ никовых опорах. Поперечный штырь, который обвивает скручи­

ваемая

нить,

крепится в насадке, средней

части шпинделя или

на его

конце

в зависимости от скорости

вращения шпинделя.

Рис. 261. Механизм лож ­

Рис. 262. Схема одноди­

ного

кручения роторного

скового роторного

меха­

типа с двумя приводны­

низма ложного кручения:

ми дисками:

 

/ — ротор

полый; 2 — диск

1 — ротор

полый;

2, 3 —

приводной;

3 — магнит по­

диски приводные;

4 — маг­

стоянный;

4 — корпус

под­

нит

постоянный;

5 — вал;

шипников;

5 — приводной

6 — корпус

подшипников;

ремень

 

 

 

7 — ремень приводной

 

 

При

скоростях ниже 25 000 рад/с штифт крепится

в

насадке, а

при

более высоких скоростях — непосредственно

в

шпинделе.

При расположении штифта в средней части шпинделя нить лучше центрируется и уменьшается баллон.

При частоте вращения до 60 000 рад/с ротор следует баланси­ ровать с повышенной точностью. Диаметр приводной части ротора равен 2—3 мм. Материал приводного и поддерживающего роликов должен быть прочным и износостойким.

На рис. 262 показан однодисковый механизм ложного круче­ ния. Ротор 1 фиксируется и удерживается на диске 2 с помощью постоянного магнита 3. Диск 2 является одновременно приводным и поддерживающим. Шпиндель диска 2 имеет две шарикоподшип­ никовые опоры, которые расположены в корпусе 4. Шпиндель 1

427


имеет малую массу, диаметр приводной части равен 2—3 мм. Поперечный штырь из сапфира крепится на конце шпинделя.

Однодисковые механизмы потребляют меньше мощности благо­ даря сокращению числа дисков и шарикоподшипниковых опор.

Определение силы притяжения постоянного магнита

Сила притяжения магнита определяется скоростью вращения шпинделя механизма ложного кручения и сопротивлением, воз­ никающим при работе механизма.

При вращении шпинделя возникает центробежная сила

С = гп(о2е,

где т — масса вращающегося шпинделя; со — угловая скорость вращения шпинделя;

е — эксцентриситет центра тяжести шпинделя.

Величина е зависит от степени балансировки ротора; ее опреде­ ляют экспериментально после сдачи механизма в эксплуатацию.

Сила Рм притяжения магнита должна создать такое нормаль­ ное давление в опорах шпинделя, которое обеспечивает вращение

его без проскальзывания, т. е.

 

 

 

 

 

( Л ,- С ) р г > М в + Мкр +

Мм,

 

где

р — коэффициент трения

между

шпинделем

и диском;

 

г — наружный радиус ротора

в

опорах;

 

 

Мв — момент

сопротивления

воздуха;

нити;

 

М кр — момент,

необходимый

для

скручивания

 

М м— момент,

необходимый

для

преодоления

магнитного

 

сопротивления (токов Фуко).

 

 

 

Таким образом,

сила притяжения постоянного магнита

рС -I- Мв ^ ^ кР

Пренебрегая из-за малости значением М м> получим

Рм> та>2е Ң------кР .

Определение М в и М кр приведено в гл. VIII данного раздела. При проектировании следует уменьшать до предела массу ротора и эксцентриситет е, лучше обрабатывать поверхность шпинделя и увеличивать р подбором фрикционного материала

приводного диска.

При определении критических скоростей необходимо поль­ зоваться точными методами, позволяющими найти частоту соб­ ственных колебаний любого порядка. В качестве расчетной схемы следует принимать балку переменного сечения, свободно лежащую на двух опорах. При ориентировочном расчете ротор можно рас-

428


сматривать как балку постоянного сечения, учитывая, что заплечики располагаются вблизи опор.

Механизмы ложного кручения фрикционного типа теорети­ чески позволяют получать очень высокую крутку при сравнительно небольшой скорости крутильного элемента.

В первом разделе была рассмотрена конструкция механизма ложного кручения фрикционного типа машины ФЭ-125-И,

Рис.

263. Схема

механизма ложного кручения

фрикционного типа:

1 , 4

— валы; 2,

3,

7, 18, 20 — колеса зубчатые; 5,

11, 16 — шарикоподшипники; 6

кронштейн; 8,

16 — втулки-валы;

9 — кольца;

10,

17 — диски с резиновыми ободами;

12,

13, 21 — оси;

14 — колпак;

19 — плита;

22 — шкала; 23 — стрелка

Особый интерес представляет конструкция фрикционного ме­ ханизма ложного кручения, представленная на рис. 263. На кор­ пусе 19 жестко закреплены оси трех фрикционных устройств. Оси 12 и 13 закреплены в неподвижной части корпуса 19, а третья ось закреплена на кронштейне 6, поворачивающемся относительно оси 21.

На каждой оси с помощью шарикоподшипников 11, 15 кре­ пятся втулки 8 и 16. На нижнем конце втулок жестко установлены зубчатые колеса 7, 18. На среднюю часть втулок посажены диски 10 17 с резиновыми ободами.

Число дисков на втулках различное. Соответственно числу дисков на втулках разделительные кольца 9 имеют разные вы­ соты, относящиеся одна к другой как 1 : 2 : 3 .

На верхние концы втулок навернуты колпаки 14.

Втулки 8, 16 получают вращение от приводного вала 1 через систему зубчатых колес, причем колесо 20 постоянно находится в зацеплении только с колесами 7 и 18.

Особенность этой конструкции заключается в том, что пово­ ротом кронштейна 6 относительно оси 21 можно регулировать рас­ стояние дисков между осями 10 и 17. Чем меньше расстояние, тем

42а


-больше суммарный угол обхвата нитью всех фрикционных дисков, тем меньше проскальзывание нити при кручении. Межцентровое

расстояние дисков фиксируется на шкале 22 стрелкой 23.

дви­

5

Заправленная

нить

жется

в

зоне

пересечения

 

фрикционных дисков и скру­

 

чивается

при перекатывании

 

по резиновым ободам.

 

 

На

рис.

264

приведена

 

схема

механизма

ложного

 

кручения фрикционного типа

 

с бесконечным

профильным

 

ремнем. Фрикционный эле­

 

мент é виде бесконечного’рем-

 

ня 1 приводится

в движение

 

от ведущего

шкива

2\ шкив

 

Рис. 264. Схема механизма,

лож ­

 

ного кручения

фрикционного

типа

 

с бесконечным профильным ремнем

3 — натяжной. Нить 4 с помощью неподвижных нитенаправителей 5 подводится к ремню / и удерживается в определенном положении.

Основным недостатком всех механизмов ложного кручения фрикционного типа является непостоянство крутки при заданных режимах работы машины.

Фрикционное кручение

Принцип фрикционного кручения состоит в том, что скручиваемая нить, контактируя с поверхностью движущегося фрикционного звена, вращается вокруг своей оси. Вращение нити происходит под действием крутящего момента.

МКр = Fr,

где F — окружная сила трения (рис. 265);

г— радиус нити.

Внастоящее время в качестве фрикционного звена применяют кольца, диски и бесконечные ремни профильного сечения.

При использовании фрикционного кольца нить, выходя из

неподвижного

глазка

Н ъ огибает на некоторой дуге фрикцион­

ное кольцо и

через

второй неподвижный глазок Я 2 поступает

внамотку.

Вобщем случае кривая расположения нити на поверхности тора зависит от углов наклона входной и выходной ветвей нити к оси

вращения фрикционного кольца, коэффициента трения-сцепле­ ния нити с фрикционным кольцом, размеров и рабочего профиля

430


тора, расположения направляющих глазков Н х и Н 2, соотношения скоростей нити и фрикциона, величины натяжений на входе и выходе, величины крутки ит. д. Установить точную аналитическую зависимость формы кривой нити от перечисленных параметров

трудно,

и

эта

задача

выходит за

 

пределы

учебной

программы.

 

 

Для упрощения решения за­

 

дачи положим,

что оба глазка Н х

 

и Н 2 находятся на одной оси,

па­

 

раллельной

оси

кольца.

В этом

 

случае отрезок нити, контакти­

 

рующий с фрикционным кольцом,

 

увлекается силой трения-сцепле­

 

ния F по ходу движения кольца

 

до тех пор, пока

нить не

распо­

 

ложится

на поверхности

тора

по

 

вполне

определенной

кривой, в

 

каждой

точке

 

которой

должно

 

соблюдаться равенство.

 

 

 

 

 

е =

 

arctg Рі,

 

 

 

где е — угол трения — угол между

 

полной реакцией и нор­

 

малью к поверхности;

 

 

р х— коэффициент трения-сцеп­

 

ления нити с фрикцион­

 

ным кольцом.

 

 

 

Рис. 265. Схема к определению по­

Кроме

того,

действительную

ложения нити на торе

кривую

расположения

нити

на

погрешность порядка 5— 10%,

торе заменим

прямой,

что внесет

но существенно

 

упростит

исследование механизма,

В этом случае длина отрезка

 

 

Н10 1 = X = V L? (R r f sin2 е — (R г) cos е,

а угол отклонения этого отрезка от вертикали

 

 

 

L2(R г)2 sin 2 8 — (R — г) V L2 — (R г)2 sin 2 8 cos 8 _

а = arccos ■

 

L[V L2 — (R r)2 sin 2 8 — (R r) cos e]

 

 

 

 

 

здесь L — расстояние от оси

Q вращения фрикционного кольца

 

до

глазка

Н х\

фрикционного кольца.

R — внутренний

радиус

Пренебрегая

значением г,

получим

 

а

=

 

arccosL2R2 sin 28 — R L2R2 sin 2 8 cos e

L(Y L 2R2 sin 2e — R c o ss )

ß= arccos R sin 2 8 -f- K l 2 — R2 sin 2 e cos s

431